Рабочая программа по географии в 5 классе по ФГОС

                                                Рабочая проограмма по географии в 5 классе составлена  на 34  часа, 1 час в неделю  на основе :   -Примерных программ  по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012.-71 с. - (Стандарты второго поколения), рабочей программы к учебнику «География. Начальный курс: 5 класс. / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф. 2013 г.». разработанной  ОГБОУ ДПО Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ульяновск 2013 Учебника: «География. Начальный курс: 5 класс. / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова.М.: Вентана-Граф. 2013 г....          
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Радищевская средняя общеобразовательная школа №1

РАССМОТРЕНО

На заседании Методического совета МБОУ Радищевская СОШ №1

Протокол №_____

от «___»_________ 2014

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Радищевская СОШ №1
________ И А Сулоева

«____» __________2014

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы МБОУ Радищевская СОШ №1

______________В.П. Штаева


Приказ № _____от «____»_________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету : география

класс : 5

количество часов : 34 часа, 1 час в неделю

уровень образования: основное общее образование

учитель географии Фатьянова Т Н

Срок реализации : 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе :

-Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012.-71 с. - (Стандарты второго поколения), рабочей программы к учебнику «География. Начальный курс: 5 класс. / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф. 2013 г.». разработанной ОГБОУ ДПО Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ульяновск 2013г.

- Основной образовательной программы МБОУ Радищевская СОШ №1 2014-2015 учебный год.

Учебник: «География. Начальный курс: 5 класс. / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова.М.: Вентана-Граф. 2013 г.».

Рабочая тетрадь « Дневник географа- следопыта» / А. А. Летягин, М.: Вентана-Граф. 2014 г.».

Рабочую программу разработала ______/ Т Н Фатьянова/

2014 год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • ФГОС ООО

  • Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 76 с.

  • Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География: программа: 5-9 классы. - М.: Вентана- Граф, 2012. - 324 с.

Рабочая программа «География. Начальный курс» полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Общая характеристика учебного предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Основная цель курса - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Образовательные цели:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических процессов, происходящих в географическом пространстве;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания;

  • выработка у обучающихся понимания общественной по­требности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Воспитательные цели:

  • формирование личности, обладающей системой географических знаний;

  • систематизация диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимосвязи человека с окружающей средой;

  • формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде (природоохранного поведения).

Развивающие цели. При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки, но развиваются разнообразные способы деятельности: познавательные, информационно - коммуникативные, а также формируются первые социально - трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей учащихся - их памяти, воображения, логики, пространственного восприятия мира, расширения кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению.

Для успешного достижения целей курса необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Результаты освоения учебного предмета

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических зна­ниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, экологических проблемах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических пара­метров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, са­мостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюде­ния мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, уме­ний и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обу­чения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достиже­нии целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста­навливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать зна­кии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регу­ляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ - компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышле­ния, умение применять его в познавательной, коммуника­тивной, социальной практике и профессиональной ориен­тации.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, которые формируются в школьном курсе географии и применяются как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях:

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностные:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде оби­тания всего живого, в том числе и человека.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение «Географии. Начальный курс» в 5 классе отводится 34 учебных часа за год обучения из расчета 1 час в неделю.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических за­кономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Та­ким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Основные формы контроля:

  • беседа

  • индивидуальный опрос

  • практическая работа

  • тестовый контроль

  • проектная деятельность

  • работы с контурными картами

  • фронтальный опрос

  • исследовательская деятельность

  • географические диктанты

  • самостоятельная подготовка вопросов по теме

  • подготовка творческих работ

  • подготовка компьютерных презентаций

Критерии оценки знаний учащихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка письменных работ:

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,

одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Оценка работ, выполненных по контурной карте:

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.


  1. Содержание основного общего образования по учебному предмету


Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических иссле­дований.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Исполь­зование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы

Земля - плане­та Солнечной системы. Возникновение Земли. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса осве­щенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Раздел 3. Геосферы Земли

Литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их

движение и взаимодей­ствие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности насе­ления. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятель­ности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Атмосфера.Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измере­ния, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасно­сти. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности.

Водная оболочка Земли.Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения мор­ских глубин. Свойства вод Мирового океана.

Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Использование карт для определения частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Озера.Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Зем­ле. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых ор­ганизмов. Приспособление живых организмов к среде обитания. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Аксенова М.Ю. Внеурочная деятельность. Школа - географа следопыта. 5 класс: методические рекомендации в помощь учителям географии. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. -34 с.

  2. ЛетягинА.А., ДушинаИ.В., ПятунинВ.Б., Таможняя Е.А. География: программа: 5-9 классы. - М.: Вентана- Граф, 2012. - 324 с.

  3. Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2013. - 160 с.

  4. Летягин А.А. Атлас. Начальный курс географии. 5 класс. С комплектом контурных карт. - М.: АСТ-Пресс, 2013. - 46 с.

  5. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 76 с.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Оборудование кабинета географии включает следующие средства обучения:

Наименование

Количество

1

Мультимедийное оборудование:

Компьютер

Проектор


1

1

2

Телевизор

1

3

Видеомагнитофон

1

4

Магнитофон

1

5

Настенные карты:

«Физическая карта мира»

«Физическая карта России»

«Строение земной коры»

«Физическая карта Ульяновской области»

«Природные зоны мира»


1

1

1

1

1

6

Коллекция «Портреты выдающихся ученых»

1

7

Атласы:

«Физическая география. Начальный курс»




25

8

Коллекции горных пород и минералов:

«Торф и продукты его переработки»

«Коллекция горных пород и минералов»

«Топливо»

«Гранит и его составные части»


2

1

1

3

9

Глобус физический

12

10

Теллурий

1

11

Барометр

1

12

Термометр

1

13

Флюгер

1

14

Школьная метеостанция с будкой

1

15

Компас школьный

8

16

Макеты, имитирующие явления и процессы природы:

«Обрыв»

«Русло горной реки»

«Русло равнинной реки»

«Развитие оврага»

«Гора»

«Холм»

«Вулкан»


1

1

1

1

1

1

1

17

Таблицы демонстрационные:

«Внутреннее строение Земли»

«Строение вулкана»

«Классификация горных пород по происхождению»

«Измерение относительной высоты холма»

«Мировой круговорот воды в природе»

«Биосфера, ее границы»

«Тропический пояс»

«Животный мир океана»

«Арктика»


1

1

1

1

1

1

1

1

1



Планируемые результаты изучения учебного курса

Раздел

Планируемые результаты

изучения раздела

Раздел 1.

Введение. Географическое познание нашей планеты


Знать и объяснять суще­ственные признаки понятия: «географический объект». Использовать понятие «гео­графический объект» для решения учебных задач по наблюдению и по­строению моделей географи­ческих объектов. Приводить примеры геогра­фических объектов своей местности, результатов вы­дающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники геогра­фической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объ­яснения происхождения географических названий.

Раздел 2.

Земля как планета Солнечной системы

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «гео­графический полюс», «эква­тор».Использовать понятия «гло­бус», «земная ось», «геогра­фический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по около­солнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, по­ложением Земли на около­солнечной орбите и природ­ными сезонами, временами года.Приводить примеры планет земной группы.Понимать причины феноло­гических явлений. Использовать приобретён­ные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.

Раздел 3. Геосферы Земли.

Литосфера

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «рав­нины».Использовать понятия «ли­тосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равни­ны» для решения учебных задач по созданию моделивнутреннего строения Земли,по определению на местно­сти относительных высот то­чек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.Приводить примеры форм рельефа суши и дна Миро­вого океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описания форм рельефа, для объяснения происхождения географиче­ских названий гор и равнин. Выделять, описывать и объ­яснять существенные при­знаки вулканов, землетрясе­ний, минералов и горных пород.Использовать приобретён­ные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Гидросфера

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «мо­ре», «река», «озеро». Использовать понятия «гид­росфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океани­ческого конвейера, по созда­нию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и ха­рактером реки, составом

горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнин­ных и горных рек, озёр по со­лёности озёрных вод и про­исхождению озёрных котло­вин, стихийных природных бедствий в гидросфере и воз­можных действий в чрезвы­чайных ситуациях.Отбирать источники географической информации для составления описаний океа­нов и рек, объяснения про­исхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.

Выделять, описывать и объ­яснять существенные при­знаки воды.Использовать приобретён­ные знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового океана. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей мест­ности из разных источников.

Атмосфера

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «ат­мосферные осадки», «пого­да», «климат».Использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмо­сферные осадки», «погода», «климат» для решения учеб­ных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных ме­теорологических измерите­лей, по определению суточ­ной температуры воздуха. Приводить примеры редких явлений в атмосфере, сти­хийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники геогра­фической информации для составления описаний пого­ды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.Составлять описание ре­зультатов наблюдений фак­тической погоды и будущего состояния атмосферы.

Проводить самостоятельный поиск географической ин­формации о своей местности из разных источников

Биосфера

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятия: «биосфера». Устанавливать взаимосвязи между природными усло­виями и особенностями растительного и животного ми­ра тропического, умеренных, полярных поясов, океана.Приводить примеры типичных растений и животных различных районов Земли, сти­хийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники геогра­фической информации для составления описаний жи­вотных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Выделять, описывать и объяснять существенные при­знаки растений раз­ных районов Земли. Составлять описание кол­лекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы. Использовать приобретён­ные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.Проводить самостоятельный поиск географической ин­формации о своей местности из разных источников.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ урока

Раздел, тема

Кол-во

часов

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1-2

География - одна из наук о планете Земля

2

3

Наблюдения - метод географической науки

1

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

1

5-6

Движение Земли по околосолнечной орбите

2

7

Суточное вращение Земли

1

Геосферы Земли (25 ч)


Внутреннее строение земли

8

8

Слои «твёрдой» Земли

1

9

Вулканы Земли

1

10-11

Из чего состоит земная кора

2

12

Строение земной коры. Землетрясения

1

13-14

Рельеф земной поверхности

2

15

Человек и литосфера

1


Атмосфера

4

16

Воздушная оболочка Земли

1

17-18

Погода и метеорологические наблюдения

2

19

Человек и атмосфера

1


Водная оболочка Земли

7

20-21

Вода на Земле

2

22

Мировой океан - главная часть гидросферы

1

23

Воды суши. Реки

1

24-25

Озёра. Вода в «земных кладовых»

2

26

Человек и гидросфера

1



Биосфера

6

27

Оболочка жизни

1

28

Жизнь в тропическом поясе

1

29

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

30

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

31-32

Природная среда. Охрана природы

2

33-34

Резерв (2)



ИТОГО

34






Календарно-тематическое планирование



№ урока

дата

Тема урока

Смысловые блоки

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование

Номенклатура

Д/З


личностные

метапредметные

предметные


Введение. Географическое познание нашей планеты.( )

1

2

2.09

9.09

География- одна из наук о планете Земля

Что изучает географическая наука? Географические объекты - памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Зарождение древней географии.

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование приемов работы с учебником. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «география», «географический объект», «географические процессы и явления», «географическая оболочка»

Наблюдать за географическими объектами своей местности. Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. Изучать правила работы с «Дневником географа следопыта»

Учебник, презентация


§1 дневник «Школа географа следопыта»

3

16.09

Наблюдения - метод географической науки.

Как географы изучают объекты и процессы? Метод научных наблюдений. Метеорологические наблюдения

Формирование ответственного отношения к учебе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Формирование приемов работы с учебником- искать и отбирать информацию.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий

Знать что такое научное наблюдение, метеорологические наблюдения, уметь пользоваться гномоном.

Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа- следопыта» для проведения наблюдений за изменением направления и длины тени в течении некоторого времени.



§2



Земля как планета Солнечной системы ( )

4.

23.09

Земля среди других планет Солнечной системы.

Земля в Солнечной системе. Планеты земной группы.. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

Осознание ценностей географических знаний и применение их на практике.

Составление характеристики планет. Анализ иллюстраций учебника. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Составлять описание объектов.

Приводить примеры планет земной группы. Называть космические тела. Сравнивать планеты Солнечной системы по различным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Измерить «Земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли.

Учебник, Глобус, плакат «Земля в солнечной системе».

Планеты Солнечной системы, земная группа планет

§3 дневник «Школа географа следопыта»

5-6

30.09

7.10

Движение Земли по околосолнечной орбите.

Земная ось и географические полюсы. Обращение Земли вокруг солнца. Времена года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

Формирование ответственного отношения к учебе. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Знать значения понятий: географический полюс, экватор, Северный и Южный полярные круги, дни осеннего и весеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния; тропик. Умения вести фенологические наблюдения.

Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы».

Учебник, Глобус, календарь природы. «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Экватор полюс

§4 дневник «Школа географа следопыта

7.

14.10

Суточное вращение Земли.

Пояса освещенности Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального сознания.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации. Умение составлять рассказ по плану.

Знать понятия пояса освещенности. Знать следствия вращения Земли.

Изучать модель Земли « Земля- Луна -Солнце». Демонстрировать движения Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырех особых положениях Земли.

Теллурий учебник


§5 дневник «Школа географа следопыта

Геосферы Земли ( )

Литосфера (8 часов) ( )

8.

21.10

Слои «твердой» Земли.

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.


Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником.

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора».

Строить модель твердой Земли.

Учебник, Схема «Внутреннее строение Земли», пластилин для построения аналогичной модели.


§6 дневник «Школа географа следопыта

9.

11.11

Вулканы Земли.

Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Образование и строение вулкана. Вулканы и гейзеры.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом.

Знать содержание понятий: магма, лава, кратер, жерло вулканизм, образование и строение вулкана. Знать и показывать на карте географическое положение вулканов и гейзеров.

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы.

Учебник, учебные картины

Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Кракатау, Этна, Котопахи, Килиманджаро,Орисаба. Гейзеры: о-ва Новая Зеландия и Исландия; п-ов Камчатка, горы Кордильеры.

§7дневник «Школа географа следопыта

10-11

18.11

25.11

Из чего состоит земная кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.

Формировать умение организовывать свою деятельность по созданию коллекции горных пород своей местности. Формировать умение сравнивать, составлять кроссворд.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Знать понятия: минералы, горные породы, магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Создавать коллекцию горных пород своей местности.

Учебник, Коллекции горных пород и минералов.


§8дневник «Школа географа следопыта, кроссворд

12.

2.12

Строение земной коры. Землетрясения.

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоев земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово. Формирование умения работать с текстовым компонентом

Объяснять значение понятий: - океаническая земная кора; -континентальная земная кора; -складчатость; -землетрясение; цунами; сейсмология. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы.

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы

Учебник, Карта полушарий


§9дневник «Школа географа следопыта, презентация

13-14.

9.12

16.12

Рельеф земной поверхности.

Рельеф и его формы. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.

Формирование ответственного поведения человека в географической среде.

Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф; относительная высота. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и внешними и внутренними географическими процессами.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма. Определять относительную высоту холма на местности.

Учебник, Карта полушарий


§10дневник «Школа географа следопыта»

15.

23.12

Человек и литосфера.

Полезные ископаемые. Условия жизни человека в горах и на равнинах.

Формирование ответственного отношения к использованию богатств литосферы как части среды обитания. Развитие речи учащихся.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем, определение происхождения названий географических объектов).

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Сформировать понятие о природных памятниках литосферы.

Работать с топонимическим словарем. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы горных пород.

Учебник, Карта полушарий


§11дневник «Школа географа следопыта

Атмосфера ( 4 часа) ( )

16.

13.01

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания единства географического пространства.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.

Знать т объяснять существенные признаки понятий: атмосфера и ее строение, состав атмосферного воздуха. Использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию самодельных метеорологических измерителей.

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа - следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.

барометр


§12дневник «Школа географа следопыта», кроссворд

17 18.

20.01

27.01

Погода и метеорологические наблюдения.

Погода. Наблюдение за погодой на метеорологической станции.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстовым компонентом

Объяснять значение понятий, метеорологических приборов. Формирование умений наблюдать за погодой.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Учебник, Календарь погоды


§13дневник «Школа географа следопыта», подготовить сообщения

19

3.02

Человек и атмосфера.

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Знать и объяснять понятия:

-гроза;

-град;

-радуга;

-мираж;

Составлять прогнозы погоды по народным приметам на весну и лето. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам.

Учебник,


§14дневник «Школа географа следопыта», презентация

Водная оболочка Земли ( 7 часов) ( )

20 21.

10.02

17.02

Вода на Земле.

Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Развитие речи учащихся.

Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Объяснять значение понятий:

-гидросфера;

-круговорот воды. Знать состав гидросферы.

Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Учебник, Карта полушарий, учебная таблица «Круговорот воды в природе»


§15дневник «Школа географа следопыта»

22

24.02

Мировой океан - главная часть гидросферы.

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Объяснять значение понятий:

-Мировой океан

-море;

-залив;

-пролив;

-остров;

-архипелаг.

Показывать на карте океаны, моря, заливы. Наносить на контурную карту и правильно подписывать океаны, моря, острова, полуострова. Показывать на карте географические объекты.

Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создать игру «Знатоки морских названий».

Учебник, Карта полушарий

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский Северный Ледовитый. Моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое. Острова: Гренландия, Сахалин, Гавайские, Мадагаскар, Азорские, Большой Барьерный риф. Полуострова: Аравийский, Таймыр.

§16дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

23.

3.03

Воды суши. Реки.

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Объяснять значение понятий:

-река;

-исток;

-приток;

-устье;

-речная система;

-бассейн;

-водораздел;

-равнинные и горные реки;

-порог;

-водопад.

Показывать на карте крупнейшие реки. Наносить на контурную карту и правильно подписывать реки.

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек.

Учебник, Карта полушарий

Реки: Волга, Дон, Нева, Амур, Обь, Енисей, Лена, Терек, Нил, Замбези, Миссисипи, Ниагара, Ангара.

§17дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

24 25.

10.03

17.03

Озера. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности.

Формирование умения ставит учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Объяснять значение понятий:

-озеро;

-ледник;

-покровный ледник;

-горный ледник;

-айсберг;

-подземные воды;

-водоносный пласт;

-грунтовые воды;

-водоупорный слой;

-родник. Показывать на карте крупнейшие озера. Наносить на карту и правильно подписывать озера.

Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника.

Учебник, Карта полушарий

Озера: Верхнее, Виктория, Танганьика, Байкал, Ладожское, Онежское, Эйр-Норт, Большое Соленое, Мертвое море.

§18дневник «Школа географа следопыта», написать рассказ, презентация

26

31.03

Человек и гидросфера.

Вода- основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение « на воде».

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Работать с текстом легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа следопыта» топонимические страницы.

Учебник,


§19дневник «Школа географа следопыта», подготовка тур маршрута

Биосфера ( 6 часов) ( )

27

7.04

Оболочка жизни.

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное и научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.

Осознание себя, как маленького звена в цепочке жизни на Земле.

Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умений работать с текстом учебника.

Понимание существенных признаков понятий:

-биосфера;

-палеонтология.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Учебник,


§20дневник «Школа географа следопыта», сообщение

28

14.04

Жизнь в тропическом поясе.

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование любви к своей местности.

Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника.

Понимание существенных признаков понятий:

-биогеография;

-влажный экваториальный лес, -саванна,

-пустыня. Умение устанавливать взаимосвязь между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания.

Учебник, Карта полушарий,учебные картины


§21дневник «Школа географа следопыта», фотоколлаж

29

21.04

Растительность и животный мир умеренных поясов.

Степи. Лиственные леса. Тайга.

Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.

Формировать умение организовывать свою деятельность. Формирование умений работать с текстовым и внетекстовым компонентами учебника.

Понимание существенных признаков понятий:

-степь;

-лиственный лес;

-тайга.

Умение объяснять взаимосвязи в природе.

Создавать игры биогеографического содержания.

Учебник, Карта полушарий,учебные картины


§22дневник «Школа географа следопыта», кроссворд

30

28.04

Жизнь в полярных поясах и океане.

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями.

Понимание существенных признаков понятий:

-тундра;

-арктическая пустыня;

-антарктическая пустыня;

-фитопланктон. Умение объяснять взаимосвязи в природе. Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных.

Учебник, Учебные картины


§23дневник «Школа географа следопыта», кроссворд

31 32.

5.05

12.05

Природная среда. Охрана природы.

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде.

Высказывать суждения, подтверждая фактами. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Понимание существенных признаков понятий:

-окружающая среда;

-природная среда;

-искусственная среда;

-ООПТ;

-заповедник;

-биосферный заповедник. Знать ООПТ своей местности. Понимание роли человека и своей роли в охране природы.


Учебник,


§24дневник «Школа географа следопыта», агитационный листок.

Резерв 2 часа




















































© 2010-2022