Образовательный проект на тему

    «МОНИТОРИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ» I.Обоснование актуальности проекта. Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного п... разработка измерительных материалов для оценки образовательные достижений учащихся ; разработка технологий проведения диагностических процедур оценки образовательных достижений учащихся   . включение обучающихся в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных условиях; Обновление критериев оценивания обучающихся. Осуществляя данный подход, я считаю, что можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям. III. Сущность проектного предложения. Реализация   данного проекта в действительности требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса,... Портфолио Бальная система. Ведущими и конечными результатами мониторинга являются следующие критерии: обучаемость, общие учебные умения, познавательные интересы, стиль учебной деятельности, память, речь, мышление   Методы исследования:  Мониторинг-один из методов    оценки качества   как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объе... по месту – школьный по времени – долгосрочный по содержанию – интегративный Мониторинг - это не только система, но и процесс, который включает в себя три этапа:  На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий. Второй этап (практический) - сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, оп...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«МОНИТОРИНГ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

I.Обоснование актуальности проекта.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса. И я представляю вашему вниманию образовательный проект на тему: «Мониторинг как механизма управления качеством образования»

Что же такое мониторинг?

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения ин-формации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диа-гностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг качества образования -систематическое стандартизированное наблюдение

за состоянием и процессом целенаправленных качественных и количественных изменений в рамках сферы образования, отслеживание соответствия полученных результатов поставленным целям образования.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых со-ставляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и среднего (полного) общего образования.

Актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования , определяемого совокупностью показателей:

- качеством проектирования образовательной деятельности;

- качеством образовательного процесса;

- качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;

- качеством организационной культуры образовательного процесса;

- качеством исследовательской деятельности;

- качеством управления развитием человеческого потенциала;

- качеством результатов образовательной деятельности.

Следовательно, была выдвинута гипотеза: мониторинг выступит средством повышения качества образования учащихся.

Если:

- предложена технология применения мониторинга как средства повышения качества образования;

- разработаны критерии и показатели мониторинга качества образования;

- определена процедура применения технологии мониторинга как средства повышения качества образования;

II.Условия, необходимые для реализации данного проекта.

Для эффективного мониторинга необходимо создание модели, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и повышать успеваемость и качество обучения наших учащихся.

Необходимо отметить, что и теоретиками, и практиками мониторинг деятельности образовательной организации как условие обеспечения качества образования понимается как система действий, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса с целью обеспечения качественного развития школьника.

Таким образом: Цель: Создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся целью оптимальной поддержки детей в ходе обучения на уровне начального общего образования.

Объект исследования: качество школьного образования .

Предмет исследования: мониторинг как средство повышения качества образования на уровне начального общего образования.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие задачи проекта:

Задачи проекта:

  • разработка измерительных материалов для оценки образовательные достижений учащихся ;

  • разработка технологий проведения диагностических процедур оценки образовательных достижений учащихся .

  • включение обучающихся в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных условиях;

  • Обновление критериев оценивания обучающихся.

Осуществляя данный подход, я считаю, что можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

III. Сущность проектного предложения.

Реализация данного проекта в действительности требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, то есть стал субъектом учения, имел потребность и желание познавать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без соответствующей мотивации обучения.

Формирование ключевых компетенций, в том числе и социальных, возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода в образовании.

Организация деятельностного подхода осуществляется в урочной деятельности.

Урочная деятельность

Во время урока включение учащихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование следующих технологий:

  • уровневой дифференциации

  • проблемного обучения

  • проектного обучения

  • обучение в сотрудничестве

  • имитационно-моделирующего обучения

  • информационного обучения

  • рефлексивного

IV. Новые критерии оценивания обучающихся.

  • Портфолио

  • Бальная система.

Ведущими и конечными результатами мониторинга являются следующие критерии:
обучаемость,
общие учебные умения, познавательные интересы,
стиль учебной деятельности,
память, речь, мышление

Методы исследования:

Мониторинг-один из методов оценки качества как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития»

V. Трансляция опыта.

VI. Сроки реализации проекта

  • по месту - школьный

  • по времени - долгосрочный

  • по содержанию - интегративный

Мониторинг - это не только система, но и процесс, который включает в себя три этапа:

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) - сбор информации.

Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

По каждому из видов мониторинга составляются аналитические отчеты, включающие графики, диаграммы, сводные таблицы.

Способы мониторинга образовательной деятельности.

Способы мониторинга можно разделить в соответствии

1. С задачами мониторинга

❖ методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования)

❖ методы анализа и формы оценки

❖ методы и формы обобщения результатов.

Также нами были определены следующие критерии сформированности «контрольно-оценочной самостоятельности»:

- инициативность (готовность учащегося выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне);

- оперативность (знание всех видов самоконтроля и самооценки, умения и навыки по их использованию, в случае необходимости);

- осознанность (самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы: «Зачем и как делать?», «Правильно ли это делается?»); -

Этапы реализации проекта:

20013-2014 г

  • Разработка модели;

  • Диагностика и мониторинг социальной адаптации обучающихся;

  • Разработка образовательных программ по предмету, обновление УМК.

2014 -2015гг.

  • Апробация модели;

  • Модернизация методики преподавания на основе инновационных средств обучения и ее результативность.

2015-2016 г

  • Дальнейшая модернизация методики преподавания на основе высокотехнологичных средств обучения;

  • Разработка и внедрение новых критериев оценивания обучающихся;

  • Мониторинг результатов;

  • Трансляция опыта.

7. Планируемые результаты.

a) Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе;

b) Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их реализация на основе деятельностного подхода;

с) Создание образовательного пространства, единого по целям, но с широкими возможностями для учащихся, в интересах соблюдения их права на получение качественного образования;

d) Разработка более гибких критериев оценивания достижений обучающихся.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

•Создание системы комплексного мониторинга результатов.

•Создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых параметров мониторинга.

•Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями модернизации образования.


8.Организация мониторинга.

Проводит классный руководитель.

-ручная обработка анкет составлением сводной таблицы(время с обработкой 1 неделя);

-наблюдение на уроках в течении двух недель.

Я хочу представить вашему вниманию программу, которая позволит отслеживать результаты мониторинга. -ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА.

ВЫВОД

В отличие от диагностики, процедура мониторинга позволяет оценить не только результаты, но и содержание и условия образования. В процессе мониторинга можно получить данные о качестве образования на протяжении достаточно длительного периода времени, обеспечить систематичность сбора информации и точность конечного результата - оценку динамики достижений детей, условия реализации образовательных программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект обусловлен потребностью в новом подходе к решению задач модернизации образования. Она призвана создавать необходимые условия не только для функционирования образовательной организации, но и для его развития как целостной, открытой образовательной системы. Направлена на построение не только образовательной деятельности, но и методической, и научно-исследовательской, , на формирование здорового микроклимата в образовательной среде. Предполагает использование имеющихся ресурсов и создание новых.

«Сорок пять минут урока - это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное»

Ю.А.Конарже













Проблема повышения качества образования в современных общеобразовательных учреждениях не могла не проявиться и в системе образования. Качество образования рассматривается как комплексная характеристика, выражающая степень соответствия образования требованиям действующих нормативно-правовых документов и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством образования. Вместе с тем обеспечение качества образования и его доступности для разных социальных групп населения - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в Российской Федерации.

Одним из путей решения проблемы обеспечения качества образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности. Этот процесс неизбежно приведет к необходимости переосмысления понятийного аппарата, разработке разнообразных процедур и механизмов оценки качества образования (диагностика, анализ, контроль, мониторинг и др.) с учетом имеющихся в педагогических исследованиях современных требований, предъявляемых к качеству образования.

Мониторинг деятельности образовательного учреждения как ведущее условие обеспечения качества образования должен способствовать выполнению требований модернизации образования в указанном выше направлении. С нашей точки зрения, эффективность организации и проведения мониторинга деятельности образовательного учреждения определяется разработанностью критериев, показателей, параметров, технологии принятия управленческих решений по результатам мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также наличием разработанного инструментария.



Исходя из этого, в мониторинге должны быть определены четыре основных параметра, характеризующих:

соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям действующих нормативно-правовых документов;

соответствие условий обеспечения воспитательно-образовательного процесса требованиям действующих нормативных правовых документов;

степень удовлетворенности родителей качеством деятельности образовательного учреждения;

соответствие результатов развития школьников требованиям действующих нормативно-правовых документов.

Следовательно, если мы ставим задачу оценки качества образования в учреждении, то необходимо учитывать как минимум данный набор параметров. Однако практика показывает, что даже грамотно разработанная основная общеобразовательная программа образования еще не является гарантией достижения качества образования образовательном учреждении. Необходимы дополнительные условия для того, чтобы она была эффективно реализована. Окончательные выводы об эффективности основной общеобразовательной программы можно сделать только на основании достижения детьми планируемых в данной программе результатов и удовлетворенности основных потребителей услуг - родителей - достижениями и успехами своих детей, а также в немалой степени - теми условиями, которые созданы для их детей в школе.

Вместе с тем дополнительные условия для осуществления образовательного процесса также не есть гарантия качества образования: например, в случае, если основная общеобразовательная программа д образования разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.

По нашему мнению, оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества образования должны быть следующими на уровне образовательного учреждения - самооценка (в форме само обследования и самоанализа). Процедура оценки - организованная система мониторинга:

а) наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации основной общеобразовательной программы образования, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;

б) система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации основной общеобразовательной программы образования, ее соответствии нормативным требованиям.

Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество образования или соответствие школьного образования требованиям нормативных правовых документов:

анализ (данных, документации и др.);

наблюдение;

сбор, формализация, группировка, обработка данных и др.

Участники мониторинга на уровне школьного образовательного учреждения:

руководящие работники, в том числе:

руководитель (заведующий),

заместитель руководителя ( УВР);

педагогические работники, в том числе: педагог-психолог,

педагоги-специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.), педагоги.

родители и/или лица, их заменяющие.

9


© 2010-2022