Эссе «Моя педагогическая философия» к конкурсу ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2015

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Любовь - могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее, требовательнее и строже....»

В.А.Сухомлинский.

...Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса. Непостижимое чудо природы - ребёнок. Человек рождается, растёт, развивается, зреет, стареет для того, чтобы видеть вокруг себя прекрасное, мыслить, открывать неизведанное, и изумляться естественному.

Тепло крохотного, криком заявляющего о своём рождении человечка, вносит в мою жизнь необъяснимое желание жить, любить, преодолевать трудности.

Я - мама! Удивляюсь! Малыш не умеет ещё говорить, а уже понимает мой взгляд, моё настроение, мою интонацию в голосе, мои слова - тревожные и нежные, моё прикосновение к любимому и желанному сыну.

«Ты рядом, и всё прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете»

Ю.Друнина.

Я - воспитатель! «Здравствуйте, дети!» - приветствую я доброй улыбкой своих воспитанников. И они, перебивая друг друга, хотят поделиться со мной всем тем, что «сидит» в их умненьких головках:

«А у нас кошка сродила котят». «А мы вчера во дворе бегали врасцепную».

«Мы с Катей раздружились, она не напоила мою куклу молоком»….

Сколько нового и необычного за одно мгновение общения я узнаю от своих детей. У меня, в свою очередь, возникает непреодолимое желание рассказать о том, что интересного было со мной, что волнует и трогает меня.

Глаза детей широко открыты, сверкают и жадно ждут моего рассказа. Эти нежные, ранимые, наполненные искренностью, дети....

Где найти ответы на все детские вопросы? Как научить детей видеть невидимое, слышать неслышимое? Как непонятное сделать понятным, а скрытое - явным? Оказывается, надо просто любить детей!!!!!

Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка»: «Сначала это, а все остальное потом».

Я никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей. Все изменила чудесная встреча с замечательным педагогом, человеком с большой буквы. Это Кончаков Владимир Николаевич. Я его увидела, и меня очаровал добрый ласковый взгляд, охватывающий все и всех вокруг, тихий, но в тоже время твердый голос, который может успокоить этот ревущий поток неугомонных сорванцов. И я … я влюбилась! Нет, не в человека, а в профессию, профессию Педагога!

Любить ребенка - это значит, прежде всего, признать в нём человека. Каждому хочется услышать ласковое слово, адресованное именно ему. Каждому хочется, чтобы я видела в нём доброе начало. А ведь, действительно, оно есть. И моя задача - увидеть добро, развивать его или хотя бы не уничтожить. За время работы воспитателем я вывела формулу, что доброта, умноженная на любовь, даёт положительные результаты.

…Любить трудно. Любить - не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить - понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. «Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, не может без них, находит счастье и наслаждение в общении с ними». Мои дети тянутся ко мне, и я им благодарна за то, что я становлюсь увереннее, мудрее, выдержаннее. Я люблю своих детей. Сначала люблю, а потом играю с ними, воспитываю, обучаю. Ибо, всё начинается с любви! А мой закон как воспитателя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

Я хочу быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем.

Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.

Потому что:

Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,- мне все равно… Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».

Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество - вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.

Современный воспитатель - это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Дети, как губка, впитывают и хорошее и плохое. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце! И вспоминаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли учиться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь любят. Да, именно любят!

И ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных: когда они плачут и смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!» Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.

Могу ли я назвать себя воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание складывается из отзывов родителей и, конечно же, наших детей, которых я даже не могу назвать "воспитанниками", а только лишь "моими детьми". Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, играет ли в сюжетно-ролевую игру "Детский сад" дома, непременно становясь именно на твоё место - вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей.

Высшая награда - любовь детей!

Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой вносить свой вклад в наше будущее!!! Перефразируя известное изречение "Из искры возгорится пламя!", я могу закончить своё эссе словами: "Делая малое, получишь многое".

© 2010-2022