• Преподавателю
  • Другое
  • Программа дополнительного образования детей по народно-сценическому танцу Лебедушка

Программа дополнительного образования детей по народно-сценическому танцу Лебедушка

  ПРОГРАММА дополнительного образования детей по народно-сценическому танцу «Лебедушка» (творческое объединение «Сибирочка») педагог ДО Гайсина Ю.В.                   Возраст участников: 9-13 лет Срок реализации: 4 года Количество часов: 216   г.п. Игрим Пояснительная записка  Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области хореографии, а именно  народно - сценического танца. «Есть только один ... № Раздел   Количество часов   Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 3 3 - 2 Истоки народного танца 3 3 - 3 Изучение основных  движений народно – сценического танца. 30   9 21 4 Exerssise у палки 50   12 38 5 Изучение элементов танца: Русский. Белорусский. Татарский. 130 27 103 6 Всего 216 54 162   Содержание программного материала первого года обучения. В содержание предмета «Народно-сценический танец» входит: §     место и роль народного танца в системе хореографического образования; §     изучение истории и методики обучения народно-сценическому танцу; §     освоение техники, стиля и манеры, исполнения основных элементов различных видов танца народов Российской Федерации, танцев народов мира. На первом году обучения учащиеся знакомятся с «народно – сценическим танцем» и его терминол...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

по народно-сценическому танцу

«Лебедушка»

(творческое объединение «Сибирочка»)

педагог ДО Гайсина Ю.В.



















Возраст участников: 9-13 лет

Срок реализации: 4 года

Количество часов: 216



г.п. Игрим

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области хореографии, а именно народно - сценического танца.

«Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития национального творчества».

Залогом социально-экономической и политической стабильности не в последнюю очередь является сохранение и совершенствование народной культуры.

Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза - как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.

Танец - это душа народа. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, и мы должны торопиться, чтобы успеть собрать их как можно полнее.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций народного танца является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

Сущность цели и задач обучения народно-сценическому танцу как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры часто интерпретируется столь многозначно и противоречиво, что выбор средств обучения народно-сценического танца часто является задачей крайне сложной, а признание какой-либо методики единственно правильной - достаточно проблемной. Малоизученными являются и педагогические, культурологические и искусствоведческие аспекты роли народно-сценического танца в сохранения и развития традиций в условиях системы дополнительного образования.

Исходя из актуальности вышеназванных проблем, разработана программа по народно - сценическому танцу "Лебедушка".

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.

Поэтому идеологию программы "Лебедушка" можно сформулировать так: педагогическое обеспечение процесса обретения ребенком гармонии в различных сферах отношений:

- отношение к своему телу (принимаю образ собственного тела) и со своим телом (совершенствую свое тело, двигательные возможности организма);

- отношение к культуре (знакомство с культурой разных народов через танец, выстраивание собственных эстетических пристрастий), отношение с культурой (формирование собственного стиля функционирования в танцевальной культуре);

- отношение к окружающим людям (обретение друзей), отношения с окружающими людьми (обретение опыта строить отношения со сверстниками и педагогами в репетиционном и концертном процессе).

Цель программы: обеспечить социальное, физическое, эмоционально-психологическое развитие и ценностную ориентацию обучающихся в процессе освоения ими танцевальной культуры различных народов.

Задачи программы:

- обучение основным элементам народно - сценического танца,

- формирование интереса к танцевальному искусству (культуре), воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни.

- развитие художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, способность работать в коллективе).

Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы.

Не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. В случае необходимости педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Своеобразие условий работы в объединении заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала.

Подача материала выстраивается с учетом:

  • постепенного формирования физического аппарата ребенка (в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы);

  • процессов психического развития ребенка;

  • доступности материала, многопредметности;

  • группового характера освоения образовательной программы и предъявления образовательного результата.

Для отдельных учащихся недостаточно хорошо освоивших программу, или проявивших танцевальные способности, по итогам контрольных уроков, зачетов, программа может быть скорректирована. Таким образом, ребенок имеет возможность освоить программу по индивидуальному маршруту.

Условия реализации программы:

В программе допускаются некоторые изменения в содержании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Возраст учащихся 9- 13 лет.

Занятия по программе проводятся три раза в неделю из расчета 216 часов в год.

Время реализации программы - 4 года.

Количество воспитанников в группах - 12 - 15 человек.

Формы проведения занятий

Формы учебных занятий: репетиционные; постановочные; информационные (беседа, лекция), практическое занятие.

Репетиционные занятия (репетиция от лат. repetitio - повторение) - основная форма подготовки (под руководством хореографа) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).

Постановочные занятия - творческий процесс создания эстрадного представления, осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция - представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

Практическое занятие - (от греческого praktikos - деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность людей.

Ожидаемые результаты:

Социально развитая личность, с гуманным отношением к окружающему миру, со сформированными эстетическими и гражданскими идеалами.

Изучение народно-сценических танцев, с различными по характеру ритмами и манерой исполнения народных танцев дает учащимся возможность:

  • приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене;

  • обрести навыки творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса.

Формы контроля:

Педагогический контроль предполагает такие виды как: систематический, периодический, промежуточный, итоговой годовой.

Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.

Периодический контроль проводиться по окончанию темы, здесь решается такая же задача - проверить, как освоена тема, внимание обращается на правильность исполнения, техничность, активность, знания теоретической и практической части.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия, задачами являются:

  • выявить уровень освоения учащимися программы,

  • определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения.

Форма контроля - дифференцированный зачет, анализ, самоанализ.

Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель - май) служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.

Формой контроля являются: просмотр и анализ, тестирование, участие в поселковых, районных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно - тематический план на первый год:

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Истоки народного танца

3

3

-

3

Изучение основных движений народно - сценического танца.

30

9

21

4

Exerssise у палки

50

12

38

5

Изучение элементов танца:

Русский.

Белорусский.

Татарский.

130

27

103

6

Всего

216

54

162

Содержание программного материала первого года обучения.

В содержание предмета «Народно-сценический танец» входит:

  • место и роль народного танца в системе хореографического образования;

  • изучение истории и методики обучения народно-сценическому танцу;

  • освоение техники, стиля и манеры, исполнения основных элементов различных видов танца народов Российской Федерации, танцев народов мира.

На первом году обучения учащиеся знакомятся с «народно - сценическим танцем» и его терминологией, с построением урока и методикой изучения движений. Изучаются основные требования народно - сценического танца и приобретаются элементарные навыки координации.

Лекционные занятия

Тема: Введение.

Формирование и развитие системы народного танца. Выразительные средства народного танца. Различие народно - сценического и характерного танца. Народный танец на современном этапе

Тема: Истоки народного танца.

Народный танец как вид искусства хореографии. Народный танец и музыка. Танцевальный фольклор. Развитие народного хореографического искусства. Расцвет многонационального народного искусства.

Практические занятия

Тема : Изучение основных движений народно - сценического танца.

Основная задача практических занятий первого года обучения - постановка корпуса, рук, ног, головы на движениях тренажера начального этапа изучения. Развитие элементарных навыков координации.

1. Танцы, раскрывающие характер народа («Лявониха», «Веселуха»).

2. Танцы, отображающие трудовые процессы («Лянок», «Бульба», «Чоботы»).

3. Шуточные танцы («Юрочка», «Дударики»)

4. Танцы, изображающие птиц, зверей («Переплеточка», «Гусачок», «Журавль»).

5.Танцы, отображающие явления природы («Мацелица», «Рэчанька»).

Exerssise у палки ( Первое полугодие)

  1. Demi и grand plie по выворотным позициям:

а) равномерное (классическая форма);

б) резкое (акцентированное).

  1. Battement tendu 1 и 2 вид:

а) с подъемом пятки опорной ноги, усложняем исполнением на одном plie;

б) с переходом с носка на каблук, усложняем plie на опорной ноге; ударом и двойным ударом.

  1. Battement tendu jete:

а) классическая форма;

б) с plie на опорной ноге;

в) со сбиванием пятки опорной ноги.

  1. Rond de jambe par terre:

а) подготовительное движение ребром стопы;

б) основная форма;

в) на plie.

  1. Rond de pied:

а) подготовительное движение ребром стопы;

б) основная форма;

в) на plie.

  1. Средний battement или подготовка к flik - flak:

а) равномерные мазки;

б) усложнение ударом.

  1. Подготовка к «веревочке».

  2. Выстукивающие движения:

а) всей стопой;

б) чередование каблука и "подушечки".

  1. Developpe:

а) классическая форма;

б) c plie на опорной ноге легатированная форма.

  1. Drand battement jete:

а) классическая форма;

б) c plie на опорной ноге;

в) на полупальцах.

  1. Наклоны и перегибы корпуса.

Exerssise у палки ( второе полугодие).

  1. Demi и grand plie с работой корпуса.

  2. Battement tendu 3-й вид "каблучный":

а) подготовительное движение опорной пяткой;

б) чередование ударов опорной пятки и рабочей стопы;

в) чередование ударов заворот - разворот;

г) основная форма "каблучного" от щиколотки.

  1. Battement tendu jete:

а) с releve на опорной ноге;

б) со сбиванием пятки опорной ноги на едином plie.

  1. Rond de jambe:

  1. на 45о.

  1. Средний battement или подготовка к flik - flak:

а) мазки со сменой ритма;

б) на croisee;

в) усложнение двойным ударом.

  1. Упражнение для бедра.

  2. Выстукивающие движения:

а) чередование каблука и «подушечки» в один темп.

  1. Developpe:

а) с подъемом на полупальцы;

б) резкая форма.

  1. Grand battement jete с отпуском на каблук

Изучение элементов танца: Русский.

а) положение рук и корпуса;

б) положение рук в парных танцах;

в) основные ходы и движения;

г) 2-3 этюда.

Изучение элементов танца: Белорусский. Татарский.

а) положение рук и корпуса

б) положение рук в парных танцах

в) основные ходы и движения

г) 4 - 5 этюдов

Д) Дополнительный материал на усмотрение педагога.

Е) Закрепление изученного материала, подготовка концертной программы.

Методические разработки с точным описанием движений смотреть в приложении.

Учебно - тематический план на второй год обучения:

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Лекционные занятия

9

9

-

3

Изучение основных движений народно - сценического танца.

30

9

21

4

Exerssise у палки

50

12

38

5

Изучение элементов танца:

Народы Поволжья.

Народный казахский танец.

124

24

100

6

всего

216

57

159

Содержание программного материала

Основными задачами второго года обучения являются: осмысление техники исполнения движений exerssis, воспитание умения раскрыть характер народности в отдельной манере исполнения, получение навыков сочинения комбинаций у палки на пройденном материале.

Лекционные занятия

Тема: Творчество видных деятелей хореографического искусства в области народного танца И. А. Моисеев, Н. С. Надеждина, П. П. Вирский и др.

Тема: Разнообразие форм танцевальных коллективов. Ансамбли народного танца. Ансамбль песни и танца. Танцевальная группа в народном хоре. Хореографический коллектив в художественной самодеятельности.

Тема: Методика изучения движений и составления комбинаций в соответствии с программой практического курса. Название движений, его характер, перевод и показ. Правила исполнения.

Практические занятия

Изучение основных движений народно - сценического танца.

На втором году обучения происходит усложнение ритмического рисунка в комбинациях, более сложная координация корпуса, рук, ног, головы. Знакомство с более сложными в исполнительском отношении характерами.

Exersise у палки (первое полугодие)

  1. Demi и grand plie по невыворотным позициям (переход через каблуки и полупальцы).

  2. Battement tendu с заворотом бедра. Усложнение координации всех 3х видов.

  3. Battement tendu jete:

  1. на plie и с сокращенной стопой;

б) с plie и подъемом пятки опорной ноги.

  1. Rond de jambe с поворотом опорной стопы.

  2. Rond de pied с поворотом опорной стопы.

  3. Flik-flak и усложнение ударом пятки опорной стопы.

  4. Выстукивающие движения:

а) чередование каблуков и полупальцев в один темп;

б) удары каблуками.

  1. «Качалка».

  2. «Штопор» и «винт».

  3. Battement fondu ( первоначально проучиваем 2 подготовки к движению).

  4. Battement developpe с одним ударом опорной пятки.

  5. Grand battement jete c tombe coupe:

а) с одним ударом;

б) с двойным ударом.

  1. Port de bras с более сложной координацией.

  2. Подготовка к «веревочке» с прыжком на опорной ноге.

Exersise у палки (второе полугодие)

На основе exersise у палки учащиеся сочиняют и разводят на группе по 1 комбинации, характер - по выбору, используя пройденный материал.

Закрепление изученного материала, подготовка концертной программы.

Изучение элементов танца: Народы Поволжья. Народный казахский танец.

а) положения рук и корпуса;

б) положения в паре, манера исполнения;

в) основные ходы и движения, комбинации;

г) 3-4 этюда.

Методические разработки с точным описанием движений смотреть в приложении

Учебно - тематический план на третий год обучения:

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Лекционные занятия

6

6

-

3

Изучение основных движений народно - сценического танца.

30

9

21

4

Exerssise у палки

50

12

38

5

Изучение элементов танца:

Связь традиционной и танцевальной культуры народов Севера.

127

27

100

6

всего

216

57

159

Содержание программного материала на третий год обучения

Задача 3 года обучения - целенаправленная работа над методикой народного танца, продолжение приобретения навыков исполнения комбинаций exersise у палки.

Лекционные занятия

Тема: Музыкальное сопровождение урока народного танца, его роль в развитии музыкальности. Подбор музыкального сопровождения с учетом характера исполнения движения.

Тема: Специфика прохождения урока народно-сценического танца в коллективах художественной самодеятельности, студиях и учебных заведениях.

Практические занятия

Тема : Изучение основных движений народно-сценического танца.

Основная задача практических занятий курса - техника исполнения с более сложной координацией, вырабатывается сила и выносливость, работа над манерой исполнения более сложных характеров. Сочинение комбинаций exersise у палки, закрепляя пройденный материал.

Exersise у палки

  1. Demi и grand plie с заворотом бедер по параллельным и 3й выворотной позиции.

  2. Battement tendu с мазком полупальцев по полу.

  3. Battement tendu jete сквозные.

  4. Rond de jambe со скачком на опорной ноге:

а) скачок, скачок заворот-разворот;

б) основное движение.

  1. Rond de pied со скачком на опорной ноге.

  2. Flik-flak:

а) со скачком на опорной ноге;

б) со скачком и переступанием;

в) с tombe и двойным ударом.

  1. Pas tortille скользящее с двойным поворотом стопы.

  2. Pas tortille ударное с двойным поворотом стопы.

  3. Упражнение для бедра с прыжком на опорной ноге.

  4. «Веревочка» обратная.

  5. Battement fondu на 90о .

  6. Battement developpe с двойным ударом:

а) используем demi rond;

б) полный rond.

  1. Grand battement jete с увеличенным размахом.

  2. Опускание на одно и оба колена.

Изучение элементов танца:

Связь традиционной и танцевальной культуры народов Севера.

а) положения рук, корпуса.

б) основные движения, ходы, комбинации.

в) 2-3 этюда, работа над манерой исполнения.

Закрепление изученного материала, подготовка концертной программы.

Методические разработки с точным описанием движений смотреть в приложении.

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. Сценарии концертов, опросники по темам, творческие импровизации

  2. Разработки бесед: «Волшебный мир танца», «Движение», «Где начинаются руки», «Тело в танце», «Поговорим о гигиене».

  3. Сценарии игровых программ: «Спортивный фестиваль», «Приходи сказка», «Россия- родина моя», " В мире эмоций" и др.

  4. Разработка открытых уроков: «В мире музыки и танца», «Конкурс танца», «Путешествия по станциям», "Ярмарка творчества".

  5. Подборка музыкального материала:

    • Для проведения разминки

    • Для танцевальных игр и путешествий

    • Для открытых занятий

    • Для постановки танцев

    • На релаксацию

6. Видео материал:

  • Фестиваль «Золотые купола»

  • Фестиваль «Открытая Европа

  • Концерты детских танцевальных коллективов

  • Концерты народных ансамблей.

Материально- техническое обеспечение программы

Наличие учебного класса. Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалка для детей, комната для преподавателей.

Техническое оснащение: магнитофоны, телевизор, видеомагнитофон, аудио и видеокассеты.

Оформление концертных номеров: изготовление костюмов.

Материально- техническое обеспечение программы

Наличие учебного класса.

Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалка для детей, комната для преподавателей.

Техническое оснащение: магнитофоны, телевизор, видеомагнитофон, аудио и видеокассеты.

Оформление концертных номеров: изготовление костюмов.

Используемая литература

  1. Барзов А.А.- «Народный танец»- М. 1986.

  2. Иноземцев Г.В.- «Народный танец»- М. 1971.

  3. Надеждина И.С. «Русские танцы»- М. 1951.

  4. Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пластика.-Минск, 1987.

  5. Устинова Г.- «Руский народный танец»- М. Искусство 1976.

  6. Барзов А.А.- «Народно- сценический танец» 1987.

  7. Друц Е.»Балет». Энциклопедия. М, 1981.

  8. Гесслер А. «Цыгане». М., 1990.

  9. Руднева С.Д. «Искусство вечно». М.,- 1987.

  10. Бекина С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски. М., 1950.

  11. Алексютович Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. Минск, 1978.

  12. Василенко К. Украинский народный танец. М., 1981.

  13. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.

  14. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974.

  15. Гребенщиков С. Белорусская народно-сценическая хореография. Минск, 1976.

  16. Гребенщиков С. Белорусские танцы. Минск, 1978.

  17. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

  18. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

  19. Мардарь М. Элементы движений молдавского танца. Кишинев, 1975.

  20. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.

  21. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

  22. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.

  23. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.

  24. Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. Минск, 1990.

  25. Жорницкая М.Я. Северные танцы. М., 1970

  26. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1994

  27. Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л. 1980

  28. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. Л. 1983

  29. Устинова Т.А. Фольклорные танцы Тверской земли. Тверь



© 2010-2022