• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей

Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение


«Белгородский педагогический колледж»











КОНСПЕКТ

учебного занятия по МДК 02.05 Теоретические основы

и методика развития речи у детей



Тема: «Методика обучения рассказыванию

по восприятию (на наглядной основе - по игрушкам и картинам)»



31-СП группа (3 курс, специальность «Специальное дошкольное образование»)




Назаренко Татьяна Александровна,

преподаватель










Белгород, 2015г.

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Цели урока:






Общие и профессиональные компетенции:






Литература:




Информационные источники:





Оборудование:

«Методика обучения рассказыванию по восприятию (на наглядной основе - по игрушкам и картинам)»

- комбинированный урок.

- лекция с элементами беседы.


  1. закрепить знания и представления студентов о задачах речевого развития дошкольников, видах детских рассказов, их классификации; познакомить с методикой обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по восприятию (на наглядной основе - по игрушкам и картинам): уточнить понятия «описательные рассказы» и «повествование»; раскрыть основные требования к подбору наглядного материала, виды детских рассказов по восприятию; подвести студентов к самостоятельному выделению структуры образовательной деятельности по обучению рассказыванию;

  2. создать условия для развития у студентов критического мышления, используя ТРКМ; продолжать развивать такие умения, как слушать, выделять главное, заносить необходимое в тетрадь;

  3. формировать у студентов познавательный интерес к самостоятельному получению новых знаний по методике развития речи детей, стремление творчески подходить к проблеме нового материала. Совершенствовать умение выражать и доказывать свою точку зрения, приводя доводы и примеры из собственного опыта на педагогической практике.

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников


  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Академия, 2011.

  3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 2012.

  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2013.

  5. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. - М., 2011.


  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010г.

pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml


  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2012г., стр. 192-230.

i-gnom.ru/books/Metodika_razvitiya_rechi.html


  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2009.

yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru


  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 2009.

izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000001/

  • мультимедийное оборудование и презентация к учебному занятию по теме;

  • кластеры в виде солнышек на каждого студента;

  • раздаточный материал для работы в микрогруппах;

  • конспекты образовательной деятельности по обучению дошкольников рассказыванию по восприятию.

I этап: Организация начала урока.

II этап: Подготовка к основному этапу урока.















Заполнение студентами кластеров








Работа в подгруппах


III этап: Изучение нового материала.







Рассмотрение первого вопроса плана


Под запись:











Рассмотрение второго вопроса плана


Работа с учебником




Работа в подгруппах








Под запись:










Рассмотрение третьего вопроса плана




Работа в подгруппах



Рассмотрение четвертого вопроса плана

IV этап: Закрепление нового материала.



Как вы думаете, что это за приемы?

Анализ конспекта НОД


V этап:

Информация о домашнем задании

VI этап:

Подведение итогов урока.





Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня мы с вами продолжаем говорить о проблемах формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Поэтому наше общение мне хочется начать со слов Е. Щукиной, которая очень точно охарактеризовала человеческую речь:

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Приглашаю вас к общению. Скажите:

  • Верите ли вы, что сегодня на учебном занятии будет интересно? Почему?

  • Верите ли вы, что сегодня на уроке вы устанете работать? Почему?

  • Верите ли вы, что по окончании нашего учебного занятия, вы что-нибудь возьмете для своей педагогической практики? Почему?

Для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени до­школьного образования.

Давайте вспомним, какие задачи по развитию речи решают дошкольные образовательные учреждения?

Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей



Как вы думаете, какая из задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения по развитию речи дошкольников, направлена на формирование коммуникативной культуры? Почему?

Обратите внимание на экран. Прочтите определение и попробуйте определить, о чем идет речь.

самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события. (Рассказ)

Как вы думаете, о чем идет речь? Почему вы решили именно так? Попробуйте доказать свою точку зрения.

Верно, речь идет о рассказах. Изучение методики мы начали с большого раздела - методики развития связной речи в детском саду. В основе обучения связным типам высказывания лежит умение составлять рассказ. Что-то вы уже знаете, поэтому я предлагаю вам заполнить вот такие кластеры - солнышки - в центре РАССКАЗ. Допишите напротив каждого лучика все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.

Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей



Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Сегодня мы попробуем разобраться, какие виды детских рассказов выделяет современная наука; какие требования предъявляются к наглядным материалам и какова структура организованной деятельности по обучению дошкольников связным высказываниям.

Предлагаю вам самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Каждая группа выполняет свое задание:

1 группа - прочитайте готовый текст и по ходу чтения сделайте пометки.

«+» - то, что уже известно

«-» - то, что противоречит вашим представлениям

«!» - то, что является для вас интересным и неожиданным

«?» - если что-то неясно, возникло желание узнать больше

2 группа - прочитайте готовые утверждения и определите верные или неверные эти утверждения.

3 группа - заполните таблицу: в первом столбце напишите все, что вы знаете о связной речи, а во втором - все, что хотите узнать.

На самостоятельную работу вам 3 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось!

Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего занятия?

Тема нашего занятия «Методика обучения рассказыванию по восприятию (на наглядной основе - по игрушкам и картинам)»

Третья группа помогла определить план работы:

1. Понятие и значение рассказов по восприятию.

2. Требования к подбору наглядного материала.

3. Виды детских рассказов по восприятию.

4. Структура образовательной деятельности по обучению рассказыванию.

Прежде, чем приступить к рассмотрению первого вопроса, вспомните, какими видами рассказов овладевают дети дошкольного возраста?

Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей




Итак, методика обучения дошкольников рассказам по восприятию, тесно связана с такими определениями, как описательные рассказы и рассказы повествования. У вас на столах лежат определения, прочтите и попробуйте определить, к какому понятию они относятся: к описательным рассказам или рассказам повествованиям. Почему вы так решили? Докажите свою точку зрения. Допишите определение и вложите в тетрадь.

Описательные рассказы - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, которое носит деловой характер, где много точных определений, обстоятельств, присутствуют и элементы образности.

Повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях, основой которого является сюжет, развертывающийся во времени.

Проблемой обучения дошкольников рассказам по восприятию занимались ученые:

  • Елизавета Ивановна Тихеева,

  • Евгения Александровна Флерина,

  • Анна Александровна Люблинская,

  • Алиса Михайловна Бородич,

  • Валентина Ивановна Яшина,

  • Оксана Семеновна Ушакова и многие другие.

Как вы думаете, каково значение рассказов по восприятию для развития детей дошкольного возраста? Запишите в тетради подзаголовок - значение описательных рассказов для развития дошкольников:

  • уточняют представления детей об окружающей действительности;

  • развивают наблюдательность и любознательность;

  • способствуют:

    1. активизации словарного запаса;

    2. совершенствованию грамматического строя речи (дети учатся правильно строить предложения);

    3. развитию звуковой культуры речи (дети учатся говорить отчетливо, внятно, говорить достаточно громко, чтобы рассказ был интересен слушателям);


  1. формированию диалогической речи, так как перед составлением рассказа нужно рассмотреть игрушку или картину, где дети отвечают на вопросы педагога и сами задают уточняющие вопросы.

помогают в решении воспитательных задач (это формирование дружеских отношений между собой, умение любоваться окружающей природой).

В формировании умения описывать игрушки и картины, составлять по ним повествования, используются специально разработанные серии дидактических картин и игрушек.

Сейчас первая группа изучает представленные игрушки, попробует определить основные виды игрушек, заполняет схему.

Вторая группа изучает картины, попробует определить типы картин, заполняет схему.

Третья группа самостоятельно в учебнике найдет требования, предъявляемые к игрушкам и картинам, используемых в работе с детьми при обучении рассказыванию (стр.307-308).

На работу вам 3 минуты.

Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей



Конспект учебного занятия по теоретическим основам и методическе развития речи у детей



Давайте проверим, какие типы картин и виды игрушек у вас получились. Почему вы сгруппировали их именно так?

Занесите получившиеся схемы в тетрадь.

Как вы думаете, все ли игрушки и картины можно использовать в работе с дошкольниками?

При работе с детьми дошкольного возраста можно использовать все перечисленные типы картин и виды игрушек, но при их отборе нужно помнить о требованиях, предъявляемых к ним. У вас на столах лежат карточки с требованиями. Проверьте, как справилась со своим заданием третья подгруппа.

Требования, предъявляемые к игрушкам и картинам для рассматривания:

  • игрушки и картины должны быть интересными и понятными;

  • воспитывающими положительное отношение к окружающему;

  • игрушки и изображения должны быть реалистичными, так как условное, формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

  • доступность и содержательность. Так, например, картины не должны быть с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;

  • следует избегать излишней штриховки, набросочности и незаконченности рисунка;

  • игрушки не должны быть слишком мелкими.

Обратите внимание, я вам приготовила памятки по подбору наглядного материала для рассматривания в разных возрастных группах детского сада.

Игрушки

Картины

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • куклы, изображающие детей разного возраста: кукла - дошкольник, кукла - малыш, кукла - школьник, и куклы разного пола.

  • мягкие игрушки, изображающие животных.

  • картины из серии Соловьевой «Наша Таня»;

  • картины из серии Батуриной «Мы играем»;

  • картины из серии Веретейниковой «Домашние животные».

Старшая и подготовительная

к школе группы

  • добавляется сложная техническая игрушка (скорая помощь, пожарная машина);

  • умывальные предметы и школьные принадлежности;

  • наборы игрушек для составления рассказа (важно продумать связь между отдельными игрушками).

  • более сложные картины для ДОУ и младшей школы.

На них много действующих лиц. Они изображены как на переднем, так и на заднем плане. Изображение более мелкое.

Много сюжетных линий. Содержание картины должно быть близким опыту детей.

Используют пейзажи и натюрморты.

В методике развития детской речи выделяют два вида рассказов по восприятию - это описательные рассказы и сюжетные. На какой вопрос плана мы сейчас будем отвечать?

Обратите внимание на структуру описательного рассказа:

  • что это или кто это?

  • как выглядит?

  • что делает или что с ним можно делать?

Используется в младшей и средней группах

Структура сюжетного рассказа:

  • с чего все началось?

  • как все происходило?

  • и чем все закончилось?

Используется в старшей группе.

Как вы думаете, почему?

А сейчас вы попробуете составить описательные и сюжетные рассказы по игрушкам и картинам. На подготовку 2 минуты.

Давайте проверим, что у вас получилось. Правильно ли составлен описательный рассказ? Выдержана ли структура? Сюжетный? Что упустили? Как вы думаете, объем составленных рассказов соответствует возрасту детей? Почему?

У нас с вами остался последний вопрос плана - это структура организованной деятельности по обучению дошкольников рассказам по восприятию.

У вас на столах лежат конспекты образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по восприятию. Прочтите их и выделите основные структурные компоненты.

Деятельность по обучению дошкольников рассказам по игрушкам и картинам условно состоит из трех частей:

1. Вводная часть или организация начала деятельности.

Цель: заинтересовать детей и вызвать желание к рассматриванию

2. Основная часть.

Цель: научить составлять рассказы

  • рассматривание;

  • приемы для обучения рассказыванию (младшая группа - по образцу воспитателя, старшая - по плану, подготовительная к школе - коллективное составление плана);

  • рассказы детей;

  • включение физминутки;

  • обращение к опыту детей.

3. Заключительная часть.

Цель: подведение итогов деятельности.

К следующему учебному занятию разработать конспект образовательной деятельности по обучению дошкольников рассказыванию по картине или по игрушке. Первая группа разрабатывает конспект по рассматриванию игрушки, вторая группа - по картине, третья группа - по рассматриванию серии сюжетных картин.

Подведем итоги. Составьте синквейн к слову «Рассказ». Напомним правила написания синквейна:

  1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

  2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

  3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

  4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

  5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско - обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Рассказ

Описательный, повествовательный

Выражает, учит, развивает

Залог успешного обучения в школе

Словотворчество

Помните:

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Спасибо за интересное сотрудничество и общение, желаю вам творческих успехов на педагогической практике.






















© 2010-2022