• Преподавателю
  • Другое
  • Воспитание культуры устной и письменной речи как путь формирования творческой личности

Воспитание культуры устной и письменной речи как путь формирования творческой личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание культуры устной и письменной речи как путь формирования творческой личности.

Арутюнян Маргарита Размиковна

Преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ НПО ПУ-58КК Армавир

Шистарева Марина Максимовна

Преподаватель английского языка

ГБОУ НАО «ОШ поселок Каратайка»


Высокая речевая культура учащихся не может определяться только их орфографической и пунктуационной грамотностью. Стилистическая грамотность, навыки правильной устной речи и выразительного чтения, богатый запас слов- вот другие стороны общей речевой культуры. Все стороны языка в большей или меньшей мере взаимосвязаны.

Устная форма нашего языка- звуковая, но именно звуковой стороне языка, фонологическим средствам языка ( различным интонациям, паузам и ударениям) в школах в практической работе словесников уделяется мало внимания. В связи с Единым Государственным Экзаменом внимание учителей- словесников сконцентрировано только на отработке письменных практических навыков по синтаксису и орфографии, морфологии, сочинении, подборе аргументов и т.д. В результате наши учащиеся в большинстве своем говорят и читают очень невыразительно.

Кроме письменной речи, мы должны обучать учащихся правильно говорить и читать. Обучать письменной речи надо только в сочетании с устной речью, со звуковой стороной нашего языка, наблюдая за его интонацией , паузами и ударениями.

Нами разработаны программы кружков « Искусство звучащего слова», «Занимательный английский», элективного курса «Разговорный английский», нацеливающие на развитие речевых способностей учащихся.

Рабочие программы кружков способствуют реализации целей и задач, базовых параметров, структур и специфики изучаемых курсов. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо помогать юным словесникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Искусство звучащего слова».

Работа кружка нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа кружка рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 15-18 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Учащиеся получают возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Приведу в пример фрагмент статьи членов кружка « Искусство звучащего слова» А. Козлова И. Михайлова «Ресурсный центр- это требование сегодняшнего дня», опубликованной в газете « Армавирский Собеседник» феврале 2013 года. Ребята сначала обсудили проблему, продумали вопросы, потом взяли интервью у компетентных людей, правильно и логично задавая вопросы, записывая ответы на диктофон и в блокнот. В итоге получилась такая статья. Вот ее фрагмент:

«В рамках долгосрочной краевой целевой программы « Совершенствование и укрепление организационной структуры и материально- технической базы системы начального и среднего профессионального образования Краснодарского края» на базе ПУ- 58КК в будущем году планируется открытие ресурсного центра по подготовке рабочих кадров для дорожной отрасли края. С вопросом, какой толчок в развитии профессионального образования в Краснодарском крае даст открытие ресурсного центра, мы обратились к директору МСТ, председателю зонального совета директоров, кандидату педагогических наук И. Г. Крупновой:

-Открытие ресурсного центра в крае - это не только объем требований правительства Краснодарского края, потому что уровень профессионального образования нужно поднимать в целом по России. На сегодня фирма «VOLVO» готовит нам заказы: Ростовская область, Калмыкия, Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоград и т. д. Поэтому, ресурсный центр- это не просто актуально. Это-требование сегодняшнего дня.

О материальной базе ресурсного центра и перспективах развития нам ответил исполняющий обязанности директора ПУ- 58 КК А. А. Алексеев.

- Центр будет готовить высококвалифицированных специалистов по профессии « Машинист дорожных и строительных машин».

Училищем уже получены новые учебники по общеобразовательным и специальным дисциплинам, около 2,5 тысяч книг уже поступили в нашу библиотеку.

На какой стадии сейчас находится строительство центра? На этот вопрос нам ответил заместитель директора училища по административно-хозяйственной работе Иванюк Д. М.

-Работы по строительству ресурсного центра ведутся строительной фирмой «Сана Строй». Уже проведена установка отопления, распланированы новые места для кабинетов, лабораторий, душевых кабин, санузел, монтаж системы отопления и многое другое. Эта же фирма будет вести отделочные работы, замену кровли. В будущем году запланировано оградить всю территорию училища».

Программа кружка «Занимательный английский» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобритании.

Содержание элективного курса «Разговорный английский» подтверждает главную цель обучения иностранным языкам - формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся, которая предполагает совершенствование языковых навыков учащихся, повышение уровня общей культуры и образованности, повышение мотивации к овладению иностранными языками.

Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков - принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Наше время - время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.

Кружок « Искусство звучащего слова» помогает учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты, помогая раскрывать учащимся выразительную красоту нашего языка, его благозвучность, ритмичность, различия и богатства нашей интонации.

Список используемой литературы:

  1. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: « Норинт», 2004.

  2. Мир этикета. Автор- составитель А. П. Мирзоян, изд. « Урал», 2000


© 2010-2022