• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете Внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации

Выступление на педсовете Внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации (выступление на педсовете по теме «О профессиональной готовности педагога к работе в условиях внедрения ФГОС ООО» от 7.11.2015)

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В.В.Путин

(Слайд 1) Центром образовательного процесса сегодня становится не ученик, владеющий определенной суммой знаний, умений и навыков, а обучающийся, готовый к активному творческому освоению знаний, умеющий работать со значительными объемами информации, представленной в самых разных формах, адекватно реагирующий на изменения ситуации, прогнозирующий развитие событий, способный к взаимодействию с другими людьми, умеющий преодолевать конфликты, терпимо относится к окружающим и критически к самому себе. Личность, готовая к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию. Следовательно, у подрастающего поколения необходимо формировать умение учиться и развиваться [5].

Таким образом, одним из основных понятий современного образования становится понятие «развитие», а Федеральный государственный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования.

Одно из условий, обеспечивающее всестороннее развитие личности обучающегося, - это развитие профессионализма педагога, его готовность постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагировать на изменения в образовательном пространстве, серьезно осваивать инновационные идеи [4].

( Слайд 2) Под профессионализмом понимается «…характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств индивидуального имиджа учителя» [13, с. 20].

Систематическое повышение уровня педагогической компетенции современного учителя возможно на основе сочетания различных форм, таких как методические объединения учителей-предметников, стажерские площадки, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы, стендовые доклады и др.

Основная форма - курсы в институте повышения квалификации. Однако анализ практики подтверждает, что регулярное прохождение курсовой подготовки через каждые 3 года не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с развитием инновационных процессов в образовательных системах и, следовательно, снижает готовность к этой деятельности.

Система повышения квалификации педагога тесно связана с непрерывным профессиональным образованием. Это образование в течение всей жизни человека, когда он выбирает образовательные траектории в соответствии с собственными склонностями и потребностями. Реализация этих особенностей может быть осуществлена в рамках персонифицированной модели повышения квалификации (ПМПК) педагогов.

(Слайд 3) «Персонификация понимается как процесс порождения личностных ценностей за счет проникновения смыслов и ценностей другого человека в собственный образ мира» [18, с. 38]. Исходя из этого, персонифицированная модель повышения квалификации должна обеспечить трансформацию общих ценностей (государственных, общественных, ценностей других людей) в личностные.

(Слайд 4) Модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования опирается на концепции:

- непрерывного образования (А.П. Владиславлев, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, П.В. Худоминский и др.);

- системного подхода в содержании и организации работы с педагогическими кадрами (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский, Е.П. Тонконогая и др.);

- личностно-деятельностного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, А.И. Щербаков и др.);

- иерархия потребностей А. Маслоу, формализованная модель поведения человека Ю.Роттера.

Цель персонифицированной модели повышения квалификации - удовлетворение потребностей педагогических и руководящих работников в непрерывном образовании, становлении и совершенствовании их профессиональной компетентности. В основе модели персонифицированного непрерывного повышения квалификации лежит классификация Абрахама Маслоу, согласно которой потребность в самоактуализации (в самовыражении) есть стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели, и формализованная модель поведения человека Ю.Роттера, имеющая в основе понятие локуса-контроля - устойчивого, характеризующего человека как личность, представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого или от складывающихся обстоятельств.

(Слайд 5) Существуют различные подходы к профессиональному росту педагогических и руководящих работников, но все они включают в себя четыре основных блока, а именно:

• (слайды 5 - 6) анализ потребностей в повышении квалификации (какие проблемы выделяет педагог в своей деятельности. Я ставила проблемы «Использование ИКТ», «Системно-деятельностный подход», «Внедрение новых стандартов»);

• (слайд 7) планирование учебных программ и самого процесса (для педагога важно планирование своего времени, какой материал для него представляет больший интерес, какие практические работы он должен выполнить обязательно, а какие являются факультативными; планирование своего времени при изучении каждого модуля и выполнении практических работ);

• (слайд 8) выбор разнообразных по форме и приемам учебных программ. Для меня представляют интерес курсы повышения квалификации, организованные образовательными центрами и учреждениями Москвы, поскольку в Оренбурге немецкий язык теряет свою значимость и становится все меньше востребованным. Эти занятия проводятся дистанционно или очно-заочно. (слайд 9) Другие возможности - это вебинары, конференции, видеоконференции, открытые уроки он-лайн, конкурсы профессионального мастерства (слайд 10-11).

Центр дистанционного обучения «Эйдос», Центр дистанционного образования «Экстерн», портал «Мой университет», «Педсовет», «ЗавучИнфо», «Инфоурок», «Педкампус», «Фоксворд», издательства «1 сентября», «Просвещение», «Учитель», центр «Снейл», институт дистанционного обучения Новосибирск, институт дистанционного обучения Томского государственного университета, МИОО (Московский институт открытого образования), МГУ, МГПУ и др.

При выборе образовательных технологий учитывается главная особенность персонифицированной модели образования, заключающаяся в том, что в ней обучающийся активно участвует в организации процесса обучения.

Преимущество получают те технологии, в которых слушателю предоставлена ведущая роль в процессе обучения, а сам процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и преподавателя на всех его этапах.

В качестве ведущей технологии, направленной на формирование у человека умения самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить рациональные способы решения проблем, переносить их в условия, отличные от учебных, используется технология кейс-стади, позволяющая оптимально сочетать теоретическое обучение и формирование практических навыков.

Например, предлагается видеозапись уроков. Учителю необходимо, основываясь на собственном понимании современного урока, проанализировать просмотренные видеозаписи. Анализ ситуации позволяет выделить то содержание, которое усвоено учителями (на сегодня чаще всего формальные требования к уроку), и обозначить затруднения (осмысленная реализация основных компонентов урока в свете требований ФГОС). Эти затруднения снимались в ходе последующих занятий, содержание и цели которых определялись преподавателем совместно со слушателями.

Технология кейс-стади позволяет обучающемуся выступить в качестве активного субъекта профессиональной деятельности, анализирующего проблемные ситуации, определяющего цели, апробирующего пути и способы их достижения [6].

В целях достижения более глубокого понимания сообщаемых знаний лекции сочетаются с другими формами учебных занятий (семинарами, практическими занятиями, деловыми играми, мастер-классами, педагогическим тренингам, деловым играм, мозговым штурмам), которые строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, и где изучаемый материал рассматривается более углубленно. Именно здесь возможно становление подлинно диалогических отношений, которые предполагают: открытость (осознание своей позиции, своей самости, своей уникальности и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям), возможность соприкоснуться с миром Другого (умение услышать и увидеть партнера в диалоге, войти с ним в информационный и эмоциональный резонанс, тем самым расширить свой духовный опыт), синергетический подход, при котором происходит «слияние» педагога и обучающегося в новое единое синергетическое целое, при котором во внимание принимаются все компоненты человеческого "само": личностные смыслы, личная значимость творчества, открытость, интуиция, критичность, рефлексия, потребность в самоактуализации, инициатива и т.д. [19, с. 44].

Диалог - это всегда уважительное общение. Он предполагает субъективную активность всех участников, которая направлена на предмет общения, а не на личность участников. Главное назначение взаимодействия в диалоге - активизация саморазвития, самоактуализации, взаимного оценивания и самооценки, которые развиваются в процессе диалогического общения, когда образование рассматривается как самодостраивание личности [19, с. 45], что и является целью образования.

Особое внимание уделяется практическим занятиям, в разработке и реализации которых принимают участие учителя-практики.

В целях оказания информационно-методической поддержки инновационной образовательной практики в Гете -институте сформирована и эффективно пополняется электронная библиотека по актуальным проблемам современного образования.

• (слайд 12) анализ результатов и их использование на практике.

В целях совершенствования системы оценивания и в соответствии с задачами персонификации процесса повышения квалификации педагогов проводится рефлексия по трем направлениям: содержательная, эмоциональная и деятельностная, а также дается оценка курса, деятельности тьютора. Её цель - определение результативности повышения квалификации, выявление субъектного опыта педагога для диссеминации в системе образования, а также проверка его умения проектировать внедрение системных обновлений образования в практику своей работы.

Таким образом, персонифицированная модель ПК предполагает непрерывность самообразования и саморазвития педагога и предполагает прохождение пути от осознания собственных профессиональных затруднений до создания продукта, представляющего практическую значимость.

Литература

1. Аминов, Н.А. Новый подход к концепции личностного и

профессионального развития учителя / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. -1994. - № 5. - С. 18 - 22.

2. Беспалько, В.П. Персонифицированное образование / В.П. Беспалько

// Педагогика. - 1998. - №2 - С. 12-17.

3. Вербицкий, А.А. и др. Школа контекстного обучения как модель

реализации компетентностного подхода в общем образовании / А.А. Вербицкий// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4. - С. 18 -22.

4. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе

непрерывного педагогического образования. Рязань: РГПУ, 2000. -204 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках

практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Интер

Диалект+», 1997. - 697 с.

6. Григорьев, О.В. и др. Современные технологии обучения / О.В.

Григорьев //Инновации в образовании. - 2007. - №11. - С. 17 - 23.

7. Гришина, И.В. Профессиональная компетентность руководителя

школы как объект исследования: монограф. / И.В. Гришина - СПб.: СПбГУПМ,2002. - 183 с.

8. Гузеев, В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной

технологии. / В.В. Гузеев- М., 2001.

9. Гутман, В.В. Феномен субъективации содержания образования. / В.В.

Гутман //Высшее образование сегодня. - 2009. - №3. - С. 48 - 51.

10. Диагностика профессиональной деятельности руководителя

образовательного учреждения / Под ред. Н.К.Зотовой. - Оренбург: Изд-во

ООИПКРО, 2004. - 29 с.

11. Зотова Н.К., Педагогическое проектирование образовательных систем

в постдипломном образовании: монограф. / Н.К. Зотова - М.: Компания

Спутник+, 2005 г. - 320 с.

12. Инновационная деятельность в системе дополнительного

профессионального образования: материалы межрегиональной научно-

практической конференции. Оренбург, 21-22 ноября 2007 г. / ред. колл. Н.К.

Зотова (и др.) - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007.г- 408 с.

13. Игнатьева, Г.Г. и др. Основные подходы к развитию

профессионализма педагогов в системе муниципального образования //

Методист. - 2009. - №4.- С. 20 - 27.

14. Каланова, Ш.М. Информационные технологии персонификации в

системе высшего профессионального образования: автореферат дис. … докт.

пед. наук: 13.00.08 / Ш.М. Каланова.- Тараз, Казахстан, 1999. - С. 23.

15. Кондратьев, С.В. От личностно-ориентированного - к

персонифицированному обучению /С.В. Кондратьев // Вестник ПСТГУ. - IV:

Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 3 (14). - С. 95-109.

16. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.:

Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

17. Образование взрослых: опыт и проблемы / под ред. С.Г.

Вершловского. - СПб., 2002.

18. Персонифицированная модель повышения квалификации работников

образования в современных социально-экономических условиях: колл.монография / под ред. Н.К. Зотовой. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 342 с.

19. Петренко, А. А. Ведущие тенденции профессионального становления

педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 48,

стр. 43 - 45

20. Полетаева, Н.М. Закономерности становления профессиональной

зрелости педагога / Н.М. Полетаева // Вестник Ленинградского

государственного университета им. А.С. Пушкина. - Выпуск № 3 / том 3 /

2011.

21. Щукина, Н.В. Развитие субъектной позиции будущих офицеров в

образовательном процессе военного вуза: Автореф. дис. ...канд.пед.наук:

13.00.01 / Н.В. Щукина. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2006. - 22 с

© 2010-2022