• Преподавателю
  • Другое
  • Самостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классах

Самостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классах

Н Невозможно представить современный урок истории без размышления,спора, выводов, прослеживания причинно – следственных связей. Каждый урок – открытие нового, поиск решения проблемы.  Приступая к систематическому изучению курса истории, учитель должен не только передать школьнику определённую сумму знаний, но и помочь ему овладеть комплексом мыслительных операций, приёмов умственной деятельности и умению применять их на практике.  Важнейшим признаком мышления является умение выделять существенно...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение стратегий критического мышления на уроках истории в 6 - 9 классах»

«Ничто не свободно так, как мысль человека»

Дэвид Юм

Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» в 12 поручении говорит, что «Сегодня, по существу, весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают предмет истории Казахстана «скучным», «не интересным», «запутанным».

Показательно, что в ходе ЕНТ в 2012 году многие претенденты на получение медали «Алтын белгi» «срезались» именно на «обидных» вопросах по отечественной истории». [«Социальная модернизация Казахстана: к обществу всеобщего труда».]

В 13 поручении Министерству образования и науки РК говорится о необходимости «начиная с 2013-2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения; провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях». [«Социальная модернизация Казахстана: к обществу всеобщего труда»]

Главной целью современного образования является повышение его качества. «Качество образования - совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для них проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, аксиологических, социальных). Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника». Эта цель обозначена в «Концепции развития образования РК до 2015 года: «Для реализации поставленных задач необходимо: изменить содержание образования - от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат» (Концепция развития образования РК, 2004 г.).

С учетом целей и задач реформируемой школы, новых требований общества к школьному образованию изучается учебный предмет «История Казахстана» и «Всемирная история». Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

Насколько полно будут решены предполагаемые задачи, во многом зависит от технологий и методов, применяемых в обучении истории.

Невозможно представить современный урок истории без размышления, спора, выводов, прослеживания причинно - следственных связей. Каждый урок - открытие нового, поиск решения проблемы.

Приступая к систематическому изучению курса истории, учитель должен не только передать школьнику определённую сумму знаний, но и помочь ему овладеть комплексом мыслительных операций, приёмов умственной деятельности и умению применять их на практике. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объём информации, а умение получать её и моделировать. Роль учителя в таком процессе заключается, прежде всего, в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Важнейшим признаком мышления является умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым проблемам и их решению. Развитое мышление является важным условием постижения историко-обществоведческих дисциплин, а развить мышление учащихся возможно на основе учебного процесса построенного с применением стратегий критического мышления.

Основными этапами урока при использовании стратегий критического мышления являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Следует признать, что учащиеся не сразу проникаются идеями новой Программы, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

В своей деятельности на уроках чаще использую следующие стратегии: «Ассоциативный ряд», вопросы по «Ромашке Блума», синквейн, мозговой штурм, инсерт, толстые и тонкие вопросы, верные и неверные утверждения, перепутанные цепочки, «мудрые совы», фишбоун, «6 шляп мышления», составление кластера.

Использование на уроках стратегий критического мышления даёт ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Даёт учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Таким образом, применяя в своей практике стратегии критического мышления, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги или, проще говоря, аналитически осмысливать получаемую информацию.

Литература:

  1. «Социальная модернизация Казахстана: к обществу всеобщего труда».

  2. «Концепция развития образования РК, 2004 г.»

  3. «Руководство для учителя»

  4. lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Приложение

Примеры заданий по истории с применением стратегий критического мышления

Задания №1: установить последовательность событий, указывая даты.

1.Булантинская битва

2.Первый курултай казахов

3.Анна Иоанновна подписала указ о принятии Младшего жуза в состав империи

4.Разгром Джунгарского ханства

5.Анракайское сражение

6.В этот год началось восстание под руководством Е.Пугачева

7. Год Отечественной войны в России

8.В этот год принят «Устав об Оренбургских казахах».

9. В этот год закончилось восстание под руководством С.Датулы

Критерии оценивания: От 0 до 8 баллов

Задания №2.

Постарайтесь определить, что мы должны изучить по данной теме, используя следующие глаголы.

Изучить Раскрыть Рассмотреть Выделить Выявить Определить Дать определение

Задания №3.

Задачная формулировка: выявить причины восстания.

Источник:

Хану этот удел был мал:

Землю он у народа взял.

Как казаху жить без земли?

Видно, море - тоже не нам,-

А платить мы за все должны!

Наших северных пастбищ ряд

Отнимают, пришлым дарят,

Угождает царю во всем

Хан Джангир в старанье своем,

А остатки лучших земель

Он султанам в дар отдает.

Опечалился наш народ:

Смерть голодная в степь идет!

Собирали зякет сполна,

Доля хана была жирна:

Разрасталась его казна.

Из книги В.Ф.Шахматова «Внутренняя орда и восстание Исатая Тайманова»

Бланк ответа:

1.....

2.....

3….

Критерии оценивания:

1 правильный ответ - 1 балл

2 правильных ответа - 2 балла

3 правильных ответа - 3 балла

Задание №4.

Задачная формулировка: заполнить схему

1.Цель восстания: …

2.Характер восстания: …

3.Движущие силы: …

4.Годы восстания: …

Критерии оценивания:

1 правильный ответ - 1 балл

2 правильных ответа - 2 балла

3 правильных ответа - 3 балла

4 правильных ответа - 4 балла

Задание №5.

Задачная формулировка: обозначить факторы, повлиявшие на ход восстания.

Источник:

Исатай Тайманов активно разоблачал политику Жангир хана и его окружения в глазах рядовых казахов. Участники восстания призывали самовольно занимать земли Уральского казачьего войска, при этом успешно отбивали нападения ханских посланников. В октябре 1837 года Исатай и его сподвижники окружили ставку хана, а 15 ноября восставшие сошлись с карательными отрядами в местности Тастобе. Сподвижники Исатая, вооруженные саблями и луками, не могли противостоять ружейным залпам и пушечным снарядам. После поражения под Тастобе ряды восставших стали редеть. Царское правительство объявило указ о помиловании участников восстания, награду за подавление восстания и за доставку самого мятежника. 12 июля 1838 года возле Акбулака произошла последняя битва отряда Исатая с карательными войсками.

БСамостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахСамостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахСамостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахланк ответа:

Задание № 6.

Задачная формулировка: Выделить аргументы в пользу доказательства того, что восстание имело и положительные последствия.

Источник:

Бланк ответа:

1.

2.

3.

Задание 7. Решить исторические примеры

  1. 1822 + Сперанский =

  2. 1824 + Эссен =

  3. 1867 + Александр II

  4. 1731 + Абулхаир =

  5. 1886 + Александр III

  6. 1786 + Игельстром =

  7. 1801 + Павел I =

Задание 8. Портретная галерея.

  1. Присоединение Казахстана к России

  2. Ликвидация ханской власти

  3. Создатель боеспособной регулярной армии, состоящей из 20 тысяч человек.

  4. «… он умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Самостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классах Самостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахСамостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахСамостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классахДжунгарии, но в действительности не подчинялся никому».



Задание 9. Расположите в хронологической последовательности :

1) «Устав о сибирских киргизах»

2) «Устав об оренбургских киргизах»

3) «Временное положение об управлении Сырдарьинской и Семиреченской областями»

4)«Положение об оренбургских киргизах»

5) Реформы Игельстрома

6) «Временное положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областями»

Задание 10. Выделите события, связанные по принципу:
причина - событие - следствие.

  1. Падение Парижской коммуны

  2. Кризис в политической деятельности Наполеона III

  3. Принятие Республиканской Конституции 1875 г.

  4. Франко - прусская война

  5. Июльская монархия

  6. Создание демократической республики

  7. Образование Германской империи

Тема урока: Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане.

Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока: учащиеся составляют кластер на тему «Реформы1867-68 гг. в Казахстане».

Задачи урока: учащиеся смогут

1. назвать причины, предпосылки и последствия реформ, подготовленных с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века; изучить причины, содержание и характер реформ;

  1. установить причинно-следственные связи.

Форма организации познавательной деятельности: групповая

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, составление кластера.

Оборудование: карта Казахстана, использование интерактивной доски, конверты с дидактическим материалом, маркеры, ватманы, электронный учебник 8 класс;

Ход урока.

Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь

бесправию и тирании.

М. Монтень

I. Организационный момент: настраиваемся на урок

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях живут.

Ход времен часы не остановят.

Ту страну «Историей» зовут.

Труд и дерзость, мир, война и тайна -

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружают нас!

Сегодня на уроке мы приступаем с вами к изучению очередного раздела истории Казахстана нового времени «Социально-экономическое и политическое положение казахского общества во второй половине XIX века». Этот период входит в блок вопросов при подготовке к ЕНТ. Тема нашего урока является ключевой в этом разделе. Следовательно, материал сегодняшнего урока занимает основное место в изучение тем данного раздела.

П. Стадия вызова.

- Посмотрите на доску, что объединяет данные портреты, фамилии и числа? Предположите, о чём сегодня мы будем с вами говорить?

- 1786, 1822, 1824, Игельстром, Сперанский, Эссен? (на экране пять портретов, три фамилии, три даты).

- Все ли нам известны? Кто они? О чём говорят нам даты?

- Это реформы, главной целью которых было изменение системы управления краем, ликвидация ханской власти. Как вы думаете, о чём сегодня будет урок? (предположения учащихся)

- Да, сегодня мы рассмотрим с вами новый этап реформ, направленный на окончательное устранение от власти султанского сословия.

- Какие цели мы можем поставить перед собой на урок? (учащиеся высказывают предположения о предполагаемых целях)

- Да, в ходе урока мы с вами должны изучить причины, предпосылки, содержание и последствия данных реформ. Прежде чем начать изучение темы давайте выясним, что означает основное понятие урока «реформа»?

Наиболее важный и во многом переломный период в изучении истории Казахстана занимает последнюю треть XIX в. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Поэтому реформы1822, 1824 гг. не соответствовали хозяйственному и экономическому развитию Казахстана.

Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слова великого французского писателя эпохи Возрождения Мишеля Монтеня, хорошо отражают изучаемый нами период.

- Что вы думаете о реформах, с которыми нам предстоит познакомиться, исходя из эпиграфа?

- Причины реформ (предположение учащихся и анализ учителя).

III. Стадия осмысления.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

Основные социально-политические направления реформ 1867-1868 гг. предстоит вам выявить, работая в группах.

Задание группам (составить опорную схему, используя печатный дидактический материал и текст учебника) (10 мин).

1 группа - Административно-территориальное деление земель

2 группа - Административно-территориальное управление

3 группа - Налогообложение и землепользование.

Экспертная группа - выявляет последствия реформ (плюсы и минусы реформы) (в устной форме)

Выступление учащихся. Заключительное слово учителя:

С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части их для нужд казачьих войск и русских переселенцев, развития горной промышленности, величайшим велением царя вся казахская земля была объявлена государственной собственностью и предоставлялась казахскому народу во временное пользование.

Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России». Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

  1. Для закрепления полученных знаний: уровень А: выполнить тест и восстановить карту; уровень В - найти соответствие; уровень С - вставить пропущенные слова.

  2. Подведение итогов. (Комментирование результатов теста, работ учащихся).

  3. Задание на дом: § 28.

  4. Оценивание, рефлексия.

Тест.

1. Когда царь Александр II утвердил Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями»?

А) 11 июля 1868 г. В) 18 сентября 1867г. С) 21 октября 1868 г.

D) 25 марта 1868 г. E) 19 апреля 1867 г.

2. Кто возглавил "Степную комиссию" в 1865 г.?

А) Бутков В) Гирс С) Гутковский D) Проценко Е) Гейнc

3. Количество генерал-губернаторств, образованных в Казахстане по реформе 1867-1868гг:

А) 2 В) 3 С) 4 Д) 5 Е) 7

4.Какие области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства?

А) Акмолинская и Омская В) Уральская и Тургайская

С) Семипалатинская и Семиреченская D) Акмолинская и Семипалатинская

Е) Семиреченская и Сырдарьинская

5.С какими странами Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров?

А) Ираном и Ираком В) Египтом и Китаем С) Средней Азией

Б) Китаем и Ираном Е) Турцией и Афганистаном

6. В состав Астраханской губернии вошла область:
А) Мангыстау В) Семиречье С) Букеевское ханство Д) Уральская область

Е) Восточный Казахстан

7. Реформа 1867-1868гг. в Казахстане по времени совпала с:

А) отменой крепостного права в России; В) восстанием декабристов;

С) с началом правления Александра II D) со смертью Николая I

8.Самая низшая административная единица по реформе 1867-1868гг в Казахстане:
А) области В) волости С) уезды Д) округа Е) аулы

9.Военно-гражданская власть была сосредоточена в руках:
А) генерал-губернатора В) старшего султана С) волостного султана
Д) уездного начальника Е) аульного старшины

10. Освобождался от налогов по реформе 1867-1868гг:
А) Бии В) чингизиды С) аульные старшины Д) батыры Е) баи

ЗАДАНИЕ 2. Вставить пропущенные слова.

Для подготовки реформ в (1865) году была образована специальная (Степная комиссия), в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители. (11 июля 1867) года было принято «Положение об управлении в (Семиреченской и Сырдарьинской) Областях», а (21 октября 1868) года «Временное положение об управлении в степных областях (Оренбургского и Западно-Сибирского) генерал-губернаторства». Согласно реформам вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства: (Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское). Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках (генерал-губернатора), а (туркестанский) генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Генерал-губернаторства состояли из областей, области из уездов, уезды из волостей, волости из административных аулов. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана (государственной собственностью) Российской империи.

ЗАДАНИЕ 3. СООТНЕСИ ПОНЯТИЯ.

1

«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями»

1

туркестанский генерал-губернатор

2

«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями»

2

Н.К.Гирс

3

Создание «Степной комиссии»

3

чингизиды

4

Имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном

4

11.07.1867

5

Возглавил «Степную комиссию»

5

1865

6

Военно-гражданская власть была сосредоточена в руках

6

21.10.1868

7

Освобождался от налогов по реформе 1867-1868гг

7

генерал-губернатор

Самостоятельная работа слушателя КПК на тему Развитие критического мышления на уроках истории в 6-9 классах

ЗАДАНИЕ 4. Восстанови карту. Определите название областей и генерал - губернаторств.


© 2010-2022