Открытый урок по самопознанию Смелость и решительность

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:_________

заместитель директора

по учебной части

Еспенбетова А.М.

Дата:


Класс:

4 «А», 4«Б»

№ урока:

20

Тема:

Смелость и решительность

Ценность:

Праведное поведение

Качества:

Смелость, решительность, ответственность, взаимопонимание.

Цель:

Познакомить учащихся с качествами характера.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с понятиями: смелость, решительность, «внутренняя сила человека»;

  • привитие детям понимания, что смелость и решительность, а также внутренняя сила очень важна человеку для его хорошего поведения и построения нормальных человеческих отношений с другими;

  • формирование у ребенка умения осознать, оценить, управлять своей внутренней силой.

Ресурсы: (материалы, источники)

учебник, тетрадь, мультимедийный проектор

Ход урока:

Позитивный

настрой:

«Путешествие на дно моря.»

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой в подводное путешествие. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждёт вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь.

Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. . Посмотрите вокруг,: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь, вы смотрите, как меняется всё вокруг; сколько причудливых водорослей покачивается вокруг. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь взгляните вон туда… этот огромный осьминог. До чего забавный и удивительный мир здесь под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина? Побудьте в этом состоянии покоя.(пауза)

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг, рассмотрите ещё раз все удивительные цвета, прислушайтесь к тишине. Дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс, на своё место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но сохраните в себе ощущение покоя и тишины.

Анализ состояния:

  • Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно?

  • Что интересного и необычного увидели?

  • Кто сумел почувствовать прикосновение воды?

  • Каким оно было?

Музыка «звуки моря»

Опрос

домашнего задания

  • Почему Васю называли тюфяком?

  • Какие черты характера присущи Васе?

  • Что значит быть смелым человеком? (беседа)

Беседа по рассказу «Рыцарь Вася"

Позитивное высказывание (цитата).

«Кто решился действовать, тому сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем»
Геродот, древнегреческий историк

- Как вы понимаете это высказывание?

- В чём смысл этих слов?

- Верно ли это утверждение?

Работа с учебником. Стр.76

Геродот, первый древнегреческий историк

Беседа

Упражнение «Я сильный - я слабый»

  • Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующее упражнение. Арсен, вытяни, пожалуйста, вперед руки. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло… (Демонстрация упражнения). Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать. Для того, чтобы мы себя чувствовали счастливыми, наши мысли, слова должны быть добрыми, светлыми.

  • Умеете ли вы контролировать свое настроение, чувства, мысли, поступки?

  • А знаете ли вы, как избавиться от плохого настроения?

  • Плохое настроение, действительно, можно выплеснуть на бумагу. Попробуем это сделать сами. Нарисуйте, пожалуйста, на бумаге то, что вызывает у вас отрицательные, негативные чувства, эмоции, мысли, слова. А теперь избавьтесь от этих рисунков.

Внутренняя сила - это умение человека концентрироваться и контролировать своё настроение и чувства, свои мысли и слова, своё поведение и действия.

А теперь обратимся к учебнику

  • Чудесный учебник «Самопознания» приглашает вас прочитать на ее страничках, что такое «Смелость и решительность». Запомните эти слова..

Дети творят в учебнике.

Идет обмен информацией

Подарок

учителя

- Молодцы, ребята! Как вы замечательно выполнили упражнение. Вы сами проверили свои возможности. Ну а теперь, я предлагаю вас послушать замечательное произведение, которое называется «Прыжок». А написал это произведение замечательный человек, удивительный писатель Л.Н.Толстой.

«Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громко стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьянкой на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту же самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

- Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина (мера длины около метра) два так, что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

- Прыгай или застрелю!.. Раз, два…

И как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет».


  • Какое настроение у произведения?

  • Какие чувства вызывают у вас персонажи рассказа?

  • Найдите и прочитайте выразительно те эпизоды, которые рассказывают о большой внутренней силе капитана корабля - отца мальчика. Поразмышляйте, как вёл себя капитан корабля? Он вам нравится?

  • А что вы чувствуете к сыну капитана?

  • Как вы думаете, он обладает внутренней силой?

  • О чём стоит задуматься, прочитав этот рассказ?

Л.Н.Толстой.

Творческая деятельность,

работа в группах

Детям даны карточки со слогами из 4 слов «Смелые», «Отвага», «Героизм», «Решительность» - 3-5 (слов). Соберите 4 команд. Каждая команда получает карточки-задания

I группа:

Подобрать верное определение: Смелый и решительный человек - это…..

а) добрые, с ними приятно общаться, они умеют слушать и понимать другого.

б) боится всего, может предать друга, не может ответить за свои поступки.

в)умеет преодолеть страх, быстро принять верное решение. Он уверен в своих намерениях, способен проявить мужество, отвагу.

-А приходилось ли вам проявлять смелость и решительность? (рассказы детей)

II группа:

« Ситуации »


Ситуация 1. Одноклассника обвиняют в том, что он разбил окно мячом. Бахтияр видел, что это сделал другой человек, старше и сильнее физически. Как поступить Бахтияру?

Ситуация 2. Лена увидела, что мальчишки мучают щенка. Как ей поступить?

Ситуация 3. На перемене Олег нашёл деньги и положил их себе в карман , никому об этом не сказав. После уроков в класс вошла учительница и сообщила, что девочка из соседнего класса потеряла две тысячи тенге. «Не находил ли кто-то потерянную купюру?- обратилась Анна Ивановна к ребятам. Как поступить Олегу?

Ситуация 4. Продолжите этот рассказ, устно описав реальный случай или смоделируйте такую ситуацию. «Мой друг смелый и решительный человек. Однажды…»

IIIгруппа:

Кластер « Перечень качеств смелого и решительного человека»

IV группа:

Задание № 1 в тетради: Напишите, что такое смелость

Задание № 2 в тетради: Напишите, какого человека называют решительным

Карточки-задания

Рефлексия

Составить утверждение, которое начинается словами: «Как смелый и решительный человек, я могу …»

Групповое

пение

Исполнение песни «Дорогою добра»

Домашнее

задание

Выполнить в тетради задание № 3;

Опережающее задание: Подберите мудрые изречения, пословицы, поговорки о совести

Минута тишины

Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется.

Послушайте свое сердце и помолчим…

- В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть смелым и решительным.

Лирическая мелодия

без слов











I групп:

1. Подобрать верное определение: Смелый и решительный человек - это…..

а) добрые, с ними приятно общаться, они умеют слушать и понимать другого.

б) боится всего, может предать друга, не может ответить за свои поступки.

в)умеет преодолеть страх, быстро принять верное решение. Он уверен в своих намерениях, способен проявить мужество, отвагу.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Какого человека можно назвать смелым и решительным?

  2. Как вы думаете, может ли человек победить в себе страх? Почему?

  3. Приходилось ли вам, вашим друзьям или знакомым совершать смелые и решительные поступки? Расскажите об этом.

II группа:

« Ситуации »


Ситуация 1. Одноклассника обвиняют в том, что он разбил окно мячом. Бахтияр видел, что это сделал другой человек, старше и сильнее физически. Как поступить Бахтияру?

Ситуация 2. Лена увидела, что мальчишки мучают щенка. Как ей поступить?

Ситуация 3. На перемене Олег нашёл деньги и положил их себе в карман , никому об этом не сказав. После уроков в класс вошла учительница и сообщила, что девочка из соседнего класса потеряла две тысячи тенге. «Не находил ли кто-то потерянную купюру?- обратилась Анна Ивановна к ребятам. Как поступить Олегу?

Ситуация 4. Продолжите этот рассказ, устно описав реальный случай или смоделируйте такую ситуацию. «Мой друг смелый и решительный человек. Однажды…»



IIIгруппа:


  1. Кластер « Перечень качеств смелого и решительного человека»


  1. Задание № 4 в тетради: прочитайте перечень качеств человека. Какие их них присущи смелому и решительному человеку? Подчеркните названия этих качеств.

IV группа:

Задание № 1 в тетради: Напишите, что такое смелость

Задание № 2 в тетради: Напишите, какого человека называют решительным

© 2010-2022