Исследовательская работа Дорога к Храму

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мукшинская средняя общеобразовательная школа





















Исследовательская работа

Дорога к храму









Васильева Дарина Сергеевна

ученица 10 класса МБОУ

Мукшинская СОШ

Якшур-Бодьинский район, УР

Руководитель:

Абросимова Валентина Викторовна





























Мукши 2015 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2

Глава 1.

1.1.Церковь Богоявления Господня села Чумой ……………………………. 4

1.2.Богоявленская церковь на фоне исторических событий 20 века ……… 5

Глава 2

Воспоминания о закрытии Богоявленской церкви с. Чумой ……………… 10

Глава 3

3.1. Священослужители Чумойского прихода ……………………………… 12

3.2. Иерей Петр Леконцев ……………………………………………………. 13

3.3. Дочь Гусевых Иннокентия Александровича и Парасковьи Архиповны 13

Глава 4

Иверская икона Божьей Матери …………………………………………….. 15

Заключение ………………………………………………………………….. 17

Литература …………………………………………………………………... 19

Приложения………………………………………………………………….. 20






























Введение

В 2012 году исполнилось 120 лет со дня основания Чумойской основной школы Игринского района, в которой училась моя бабушка Абросимова Валентина Викторовна. Она мне рассказывала, что у них был спортзал в здании бывшей церкви. Меня заинтересовало, каким образом церковь превратили в спортзал. Возникло много вопросов. Например, прошло полвека со дня закрытия храма в селе Чумой. Сегодня трудно представить, как распорядились церковным имуществом. По рассказам бабушки, часть церковных реквизитов в годы ее учебы (1966-70г.г.) находилась на чердаке спортзала. Часть, возможно, оказалась в руках верующих, а тут еще статья в районной газете «Рассвет» Якшур-Бодьинского района (автор Л. А. Чуракова), об иконе Божией Матери Иверской, которая, по словам автора, когда-то находилась в Чумойском храме [5]. Статья пробудила воспоминания бабушки о храме, о судьбе церкви. Появилось желание узнать каким образом икона Божьей Матери Иверской оказалась на территории Якшур-Бодьинского района. Показался интересным и тот факт, что здание - деревянное, построенное еще в 19 веке, стоит не оскверненное, действует - служит детям, ведь сколько прекрасных храмов, в каменном исполнении порушено по всей Руси, а это здание стоит.

Все духовное, которое зарождается в детских душах, исходит от взрослых, что они посеют, то прорастет. И вот рассказы бабушки зародили интерес к истории храма Богоявления Господня села Чумой. Проблема, которая встала перед нами поведет нас по историческим тропам, ведущим к храму, поэтому исследовательскую работу мы назвали «Дорога к храму».

Объектом нашего исследования будет: история храма от его зарождения до наших дней.

Предмет исследования:храм Богоявления Господня села Чумой.Исходя из вышесказанного, мы задаемся целью:Выяснитьисторию храма Богоявления Господня села Чумой и каким образом он остался в сохранности до наших дней.

Для этого нам необходимо решить ряд задач:

  • изучить материалы периодической печати, касающиеся истории храма;

  • изучить архивные документы, содержащие информацию о храме;

  • проследить историю храма семидесятилетняя борьба с церковью не смогла искоренить веру в сердцах людей;

  • встретиться людьми, знающими историю храма;

  • найти людей, которые смогли сохранить частичку святыни Богоявленского храма - Иверскую икону Божьей Матери.

В ходе исследования попробуем доказать, выдвинутую гипотезу:семидесятилетняя борьба с церковью не смогла искоренить веру в сердцах людей.

В данном исследовании были использованы материалы периодической печати, в частности, районной газеты «Рассвет» Якшур-Бодьинского района и газеты «Православные вести, ижица»; литература, имеющаяся в церковной, домашней и школьной библиотеках; интернет ресурсы; рассказы служителей церкви, и также очевидцев, участников событий, описанных в данной работе.











































Глава 1.

1.1. Церковь Богоявления Господня села Чумой


Приход с. Чумой открыт по указу Святого Синода от 24 февраля 1889 года №651. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Пурга, Чутырь, Сосновка: с. Чумой, починки Верх- Чумой, Мужбер, Зоновский, Мясниковский, Пьяностепский, Репинский, Таранки, Нижние Шорни, Средние Шорни, Узырмон, Кабаново, Кожой. План прихода был составлен в 1892 году (см. приложение 1).

Деревянная церковь с одним престолом была перевезена из села Сосновка и построена в 1893 году на средства прихожан, освящена 9 марта 1894 года во имя Богоявления Господня. (см. приложение 2).

В селе Сосновка в этом здании также располагалась церковь, она была построена в 1855 году на средства прихожан и прикладных сумм. Была освящена 26 августа 1857 года. Затем здесь был построен каменный храм, один из красивейших храмов не только на территории Удмуртии, но и России. Деревянная церковь после освящения первого придела каменной церкви по указу Вятской духовной консистории от 16 февраля 1890 года №2196 продана во вновь открытый приход с. Чумой. [4]

В старину в населенном пункте (в деревне, городе) самое почетное центральное место отводили под церковь (храм, собор). Контуры церкви и ее высокой колокольни красиво вписывались в панораму поселения. Ставилась она на высокой площадке и была видна за несколько километров.

Строительство церкви было большим событием, деньги на ее постройку собирали со всей округи, поднимали здание силами населения окрестных деревень.

Когда была построена церковь, изменился национальный состав населения. Первые церковнослужители были русские: священник Аркадий Никольский, псаломщик Николай Васнецов.

После завершения строительства церковь с прилегающей территорией была обнесена изгородью. Здесь хоронили священнослужителей.

Рядом с церковью в воскресные и престольные праздники шумел-гудел большой базар. Торговали овощами, продуктами животноводства: молоком, мясом, шерстью. Набазар съезжались и заезжие торговцы и народ из окрестных деревень.

Церковные земли делились на усадебные, к которым принадлежали земли, находившиеся под церковью, домами духовенства, гумна, сады, огороды и полевые, к которым относились пашни и сенокосы, отведенные церквам на основании межевых законов. Чумойская церковь имела пахотной земли 33 десятины. Но духовенство отведенную церкви землю не использовало. На деле эти участки продолжали обрабатывать крестьяне местной общины. Так как крестьяне пользовались церковной землей, они за это вносили определенную плату. Эти средства шли на постройку церкви, домов священно- и церковнослужителей, а также на них были куплены колокола. (см. приложение 3)

Христианизация принесла удмуртам новые навыки, элементы новой культуры, сплотила разные народы и народы с разной языческой религией. Но, как и любая другая религия, она призывала смириться с гнетом богатых, царских чиновников, терпеть без ропота и без того многотерпеливый удмуртский народ. Взимала церковь деньги за крещение младенцев, за венчание, похороны, ежегодно собирала плату с венца - 3 пуда (48 кг) жита с венчанных. Также для содержания причта существовали и другие сборы:

- Осенний и Петровский сбор;

- Денежные, на исполнение каких-либо потребностей, например, постройка домов духовенству, покупка колоколов;

- «Хлебное» (хлебный сбор) или как еще называли - хлебная руга.

Следила церковь и за состоянием умов людей, чтобы жили они строго по предписанию церкви и законам самодержавного строя.

В 1892 году при церкви была открыта церковноприходская школа, в 1894 году открыто церковноприходское попечительство. По архивным данным в 1895 году обучалось 57 мальчиков и 10 девочек, а в 1910 году количество обучающихся мальчиков увеличивается - 71 мальчик, а девочек уменьшается - 6 человек. (см. приложение 3, 4). Из ведомости о церковных библиотеках по благочинному округу Сарапульского уезда за 1910 год видно, что при церкви имелась небольшая библиотека из книг 18 наименований, число томов составляло 33 экземпляра (см. приложение 5)

Из архивных документов известно, что осенью 1911 года был заложен фундамент нового каменного храма, но сведений о его завершении нет. Да и даже у старожилов села Чумой сегодня нет сведений о строительстве каменного храма.[7, 10]. В центральных государственных архивных фондах был найден проект будущего храма (см. приложение 6)


1.2. Богоявленская церковь на фоне исторических событий 20 века

После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков церковь продолжала функционировать. Однако, в обрядах и деятельности церкви произошли изменения: был упразднен ряд молитв, например, такие как молитва за царя, также все школы передавались в ведение государства, поскольку церковь была отделена от государства, но продолжалась работа по метрическим книгам.

Некоторые храмы в результате боевых действий в 1918-1919 годах пострадали, однако, многие из них в 1920-1921 годах успешно восстанавливались усилиями прихожан, несмотря на дороговизну и дефицит стройматериалов в то время.

Острую нужду испытывали в то время приходы и в церковном вине, ладане и лампадном масле. Вследствие этого в начале марта 1921 года еп. Сарапульский и Елабужский Алексий дал указание всем благочинным епархии «летом заготовить в достаточном количестве ягод для приготовления церковного вина; лучше всего выжимать сок из вишен с черникой и варить с медом или с сахаром. А также можно приготовлять вино для церковного употребления из черной смородины или малины тоже с черникой. Можно воспользоваться и другими ягодами, но яблоками и вообще фруктами нельзя; вместо ладана можно употреблять сосновую или пихтовую смолу или ветки кедра; для лампадок можно пользоваться конопляным, льняным и подсолнечным маслом; об употреблении коровьего масла в храмах обсудить на местах и прислать сюда свои заключения по сему (допустимо ли это)».

На это указание благочинный 6-го округа Сарапульского уезда священник села Чумой Леонид Никольский ответил, «что притчи и церковные старосты сел шестого округа ... употребление в храмах для лампад коровьего масла не находят предосудительным и соблазнительным; горит оно хорошо и приобрести его в настоящее время легче, чем растительные масла».

Еп. Алексий тогда «в виде исключения» позволил употреблять коровье масло для лампад «согласно псалму 148 ст. 8, 10, где приглашаются к прославлению Господа все твари одушевленные и неодушевленные». [10]

В тяжелые годы гражданской войны вера в бога и упование на Него среди прихожан укреплялись. Из слов одного из благочинных епархии узнаем, что прихожане в вере тверды... любовь к Церкви и богослужению не иссякает, напротив, более воспламеняется. Когда по каким-либо причинам церковь оставалась без священника, тогда прихожане настойчиво просили дать им пастыря, ибо «без церкви и священника, - говорили они, - нам нельзя жить». Молитва является для прихожан насущной потребностью, к ней они прибегают весьма, и просят часто служить молебны и панихиды... благочинный священник Николай Сарычев писал: «В церквах за период 1922 года в праздничные и воскресные дни молящихся втрое увеличилось, очень заметно увеличилось совершение молебнов и поминовений умерших... народ стал посещать храмы Божии очень усердно». [10]

Но затем в 30-41 годах наблюдается повальное закрытие храмов, храмы закрывались под разными предлогами, причиной закрытия могли явиться эпидемии тифа, скарлатины и других инфекционных заболеваний, которые господствовали в то время. Не миновала эта участь и Богоявленскую церковь села Чумой, 3 апреля 1941 года приказом Президиума Верховного Совета УАССР за № 65 церковь была закрыта. В тяжелые годы Великой Отечественной войны народ остался без духовной поддержки церкви, хотя нужда в этом была большая.

С начала войны была прекращена всякая антирелигиозная пропаганда во всех ее формах. Прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников. С 1941-1947 годы литература по антирелигиозной тематике в СССР почти не издавалась, хотя до 1940 года в стране выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы, тиражом около 2,5 миллионов экземпляров в год. Такие понятия, как «антирелигиозная борьба», «безбожники», «мракобесы-церковники» совершенно исчезли со страниц газет и официальных документов. Стали открываться и действовать без юридического оформления православные храмы и молитвенные дома. Самой заметной формой патриотического служения Церкви явились сборы денег на нужды войны. На эти деньги и ценности, собранные верующими и духовенством, были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского. От имени Церкви денежные средства перечислялись в фонды помощи госпиталям, детским домам, детям и семьям сражавшихся на фронтах бойцов. В целом на нужды войны было собрано 300 миллионов рублей.

После встречи 4 сентября 1943 года в Кремле Сталина с руководством Русской Православной Церкви началась новая эпоха в истории государственно- церковных отношений, которая привела к некоторой нормализации отношений государства с Церковью. Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) при Совете Народных Комиссаров СССР и аппарат уполномоченных на местах. 28 ноября 1943 года принимается секретное постановление СНК СССР №1325 «О порядке открытии церквей». Согласно этого постановления ходатайство верующих об открытии церкви сначала рассматривались местными органами власти, они могли принять лишь отрицательное решение, выслав его копию в Совет, если же местные советы находили целесообразным удовлетворить ходатайство верующих, то они должны были направить все материалы в Совет, который представлял свои решения в СНК СССР для одобрения, после чего Совет сообщал окончательное решение местным органам власти «для последующей регистрации нового религиозного общества и оформления передачи верующим церковного здания». [10]

Следствием этого документа явилось открытие Богоявленского храма в селе Чумой. После шести с половиной-летнего перерыва 13 ноября 1947 года храм снова принял в свое лоно верующих, но официальное открытие церкви датируется 17.12.49 года «по просьбе верующих села Чумой здание и культовое имущество передано верующим». Церковный совет и ревизионная комиссия были избраны 06.01.48 года. История открытия храма была очень непростой.

После повторного открытия первым настоятелем был священник Деомид Григорьевич Батурин, но к началу октября 1948 года служб в церкви все еще не было. В здании храма хранилось зерно. Когда давалось заключение об открытии церкви, здание было свободным, и райсовет был предупрежден, чтобы здание церкви ничем не занималось. Однако после решения об открытии церкви в нее было засыпано зерно, (отчет уполномоченного за 3 квартал 1948 года). Здание церкви деревянное, требовало незначительного ремонта. Весной 1949 года последняя куча зерна из алтаря была вывезена, и 21 июля 1949 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был освящен и отслужена первая литургия. Настоятелем тогда был уже священник Александр Коковин (см. приложение 7)

Послевоенные годы количество людей, обращавшихся к богу, постепенно увеличивалось. Однако этот рост происходил в основном за счет храмов в городах и в крупных селах. В некоторых сельских храмах количество прихожан было очень мало, но этому факту были объяснения. К примеру, церковный совет Вознесенской церкви с Перевозное писал еп. Иерониму в марте 1950 года: «...очень малая посещаемость храма верующими, особенно в период зимнего времени. Старые приходить не могут, а молодые верующие заняты на работах (на лесозаготовках и др.), поэтому является значительное оскудение церковной казны». Еще на одну причину указывал в июне этого же года священник Венедикт Вдовин в письме еп. Иерониму: «Зимой в церковь не ходил не потому, что я плох, а потому, что по случаю метелей дороги к церкви не было». Большинство посещающих церковь люди престарелого возраста, неработающие, домохозяйки и инвалиды, растет процент посещаемости мужчинами. Дети и подростки составляют незначительный процент, т.к. например, учителя Чумойской школы в письменной характеристике на отдельных учеников, окончивших школу в 1959 году, давали официальное заключение о том, что они верят в бога. Это тоже является одной из причин отталкивающих от церкви молодого поколения.

В 1958 году уполномоченный А.Ф.Халевин отмечает, что число прихожан в Чумойской церкви за последние два года значительно снизилось, как и в селах Полько, Сада, Данилово. Причиной этому послужило, по его словам, неблаговидное поведение священников, «Но, к сожалению, - писал уполномоченный - не везде священники таковы, что своим аморальным поведением дискредитируют церковь в глазах верующих. В остальных церквах сельской местности положение остается стабильным» [10]

В 1961 году были закрыта Богоявленская церковь Игринского района, так как на протяжении 1960-1961 года от верующих стали поступать жалобы на священника Иннокентия Гусева о «фактах допущенных нарушений законодательства о культах и о непрянятии мер по ремонту здания церкви». [7,10]

Из письма уполномоченного Шестакова председателю исполкома Игринского Бисерову» за №70-с от 6.05.61, узнаем, что Шестаков дал рекомендации председателю Игринского исполкома Бисерову: а) создать техническую комиссию для обследования храма; б) на основании акта техкомиссии закрыть церковь и установить общине верующих определенный срок для проведения ремонта; в) после этого исключить всякую возможность для общины провести ремонт.

Также, кроме вышеупомянутого, рекомендовал местному исполкому принять решение о сносе здания, если оно пришло в полную ветхость, «что на наш взгляд, является более вероятным». [4]

На заседании Игринского райисполкома от 20 июля 1961 года протокол №134 рассматривался вопрос о закрытии Богоявленской церкви. «Здание церкви пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта считается к дальнейшему использованию не подлежит». Священник Иннокентий Гусев от церкви был отстранен.

«Церковная община к выполнению решения исполкома не приступала в связи отсутствием строительных материалов, служителя культа нет, и совершение религиозных обрядов в церкви не проводится». Исходя из вышеуказанного, райисполком Игринского района выходит с ходатайством в Совет Министров УАССР «разрешить вопрос о закрытии Богоявленской церкви с. Чумой, считая, что здание церкви находится в ветхом состоянии и непригодно к дальнейшему использованию». Далее было принято решение «после капитального ремонта передать здание церкви Чумойской восьмилетней школе под спортивный зал, а также два имеющихся одноквартирных дома передать под учительские квартиры».[4]

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров на заседании от 5 сентября 1961 года, протокол №13 согласился с постановлением Совета Министров о снятии с регистрации религиозной общины. В распоряжении Совета Министров прописывалось использование инвентаря церкви: подсвечники, Евангелия, ризы, литературу и другое имущество по акту было передано финансовым органам, райпотребсоюзу, Чумойской семилетней школе, а часть имущества подлежало уничтожению.

Храм снесен не был, а 1967 году был приспособлен под спортивный зал Чумойской семилетней школы, о чем сообщается в информации Игринского сельсовета от 10. 01. 1968 «о работе по контролю за соблюдением законодательства о культах за 1967 год». Здание по сегодняшний день служит Чумойской основной школе в качестве спортивного и актового зала. (Приложение 8).























Глава 2.

Воспоминания о закрытии Богоявленской церкви с. Чумой


Кондратьев Кузьма Сергеевич. В 1961 году Кузьма Сергеевич

Кондратьев, будучи секретарем исполкомаИгринского райсовета, был в составе комиссии по закрытию церкви, последствии он делится своими воспоминаниями о поездке в с. Чумой.

«Члены комиссии в конце апреля выехали в с. Чумой, до Чутыря добрались на легковомавтомобиле, а из Чутырядо селаЧумоя, расстояние 14 км, пришлось идти пешком из-за весеннего бездорожья.

В подсобной комнате здания церкви в то время жил церковный староста Павел Степанович Кощеев, который категорически отказал в открытии дверей в служебный зал.Я попросил члена комиссии председателя исполкома Шорнинского сельсовета В.И. Погорелкина сходить в правление колхоза «Север», найти секретаря парторганизации Н.П.Кощеева и пригласить его сюда. Вскоре они подошли к нам. «Отец, ты ведь старый большевик, почему присосался к этой церкви, открой двери, и пусть посмотрят члены комиссии помещение, церковное имущество и их техническое состояние», - обратился с просьбой его сын Николай Павлович. «Зачем пришли сюда, чего тебе надо, уходи отсюда. Я все равно не открою без санкции епархии», - со злобой буркнул отец-староста.

Члены комиссии были вынуждены обратно вернуться в поселок Игра и доложить руководству исполкома райсовета. Одновременно исполком райсовета своим решением от 15 июня 1961 года №112 утвердил акт технического обследования здания церкви в соответствии с актом обследования. В случае невыполнения работ в установленный срок, будет решен вопрос о закрытии церкви.

Члены комиссии вынуждены были обратно вернуться в п. Игра и доложить руководству исполкома райсовета. Одновременно исполком своим решением от 15 июня 1961 года утвердил акт технического обследования, дал срок церковной общине до 15 июля 1961 года произвести ремонт здания. В случае невыполнения работ будет решен вопрос о закрытии. Был дан срок, но никаких действий по ремонту не было принято, и церковь была закрыта» [1,10]

Широбокова Маргарита Кузьмовна(родилась 10 апреля 1942 года в. С. Чумой). Мама Анна Андреевна Васильева рассказывала, что иконы после закрытия храма сжигали в логах около деревень Кабаново и Башмаково. Мама с Прой Анной принесли пепел от икон домой. Я до сих пор держу этот пепел в банке возле икон дома, а крестили меня тайно у Наум Вали дома.

Корепанов Дмитрий Яковлевич(родился в д. Ниж. Шорни 1932 году, живет в с. Чумой). Помню по приказу директора школы - коммуниста был снят купол церкви. Купол снимали Васильев Валентин Филимонович, Перевощиков Александр Никитич, Перевощиков Павел Степанович. Купол перевязали веревкой и на тракторе стянули на землю. Говорят, что крест воткнулся прямо в землю. Иконы погрузили на машину и повезли в д. Башмаково в лог сжигать. Половину икон сожгли неподалеку от церкви тоже в логу.

































Глава 3. Священослужители

3.1. СвященослужителиЧумойского прихода


Захоронения священнослужителей, расположенные около церкви, до настоящего времени не сохранились. Прихожане села входили в состав Чумойского прихода. Умерших предают земле на Чумойском кладбище.

Священнослужители и работники Чумойского храма: Проследить численность духовенства, составлявшего причт Чумойской церкви на протяжении всей истории прихода, достаточно сложно. С начала открытия здесь служили священник Аркадий Константинович Никольский и псаломщик Николай Федорович Васнецов. Приведенный ниже список надо еще уточнять: Мальчиков (Мальгинов) Василий, священник - окт. 1906г.- нояб. 1907г.

Алексеев Константин Ефимович, священник.

Никольский Аркадий Константинович, священник - 1898- 1899гг., (1865-1901гг., похоронен при Большепургинской церкви).

Никольский Николай Аркадьевич, священник - янв. 1908г.- янв. 1910г.

Никольский Леонид Константинович, священник, 09.04.1876г.р.. Никольский Константин, священник - 1919г. Голубев Андрей, священник - 1900г.-февр.1903г. Ершов (фамилия может быть другая) Константин, священник - 1903г.-окт. 1906г.

Замятин Димитрий, священник - янв. 1910г.- февр. 1910г. Князев Азарий Васильевич, священник - 1910-1915гг., рус., сын дьякона.

Гусев Иннокентий Александрович, рус., 1891г.р., обр. духовное, священник, родился в г.Кирове.

Коковин Александр Васильевич, рус., 1895г.р., ср.обр., с 1920г.- священник.

Васнецов Николай Федорович, псаломщик - 1898г.-май 1907г. Никольский Димитрий Васильевич, псаломщик - апр. 1909г.- 1917г.

Филиппов Федор, 1924-1925гг. - и.д.псаломщика, 1925-1927гг. - диакон

Капачинский Виталий Петрович, псаломщик - 1918-1919гг. Утробин Александр, псаломщик - июнь 1907г. - янв. 1909г..Трубицын Петр Прокофьевич, церковный староста. МетелевЗахарий Антонович, церковный староста. Распопин Гавриил Илларионович, рус., церковный староста с 15 августа 1909г.

Капачинская Лариса Ивановна, просфорница. Бердова Ефросинья Ивановна, просфорница. Гусева Парасковья Архиповна, рус., 1893г.р., культ, работница в церкви с 1929г.

Кузнецова Феодосья Павловна, 1910г.р., культовая работница в церкви.

Кощеев Павел Степанович, рус., 1829г.р., церковный староста. Аверкиева Евдокия Григорьевна, 1910г.р., церковная техничка.

С послужными списками священнослужителей можно познакомиться в приложении (см. приложение11)



3.2. Иерей Петр Леконцев

Отдельно хочется рассказать об иерее Петре Леконцеве (1883- 1937). Это один из лидеров национального церковного движения в Удмуртии. Он учился на Вятских миссионерских курсах, затем служил диаконом и священником в селах Тортым, Муки-Какси, Новый Мултан, Чумой. В последнем селе и был арестован. Расстрелян, несмотря на то, что был «обновленцем» и агитировал за сотрудничество с советской властью. Отец Петр был талантливым и энергичным миссионером, незаурядным педагогом. Коллеги и духовные власти высоко оценивали апостольскийдар П.Ф. Леконцева. Селтинский благочинный миссионер Алексей Александров, сам удмурт, свидетельствовал о нем летом 1924г. в официальном «Удостоверении»: «Как родной отец защищает угнетенных и обиженных верующих- инородцев, за что часто попадает под репрессивные преследования со стороны духовных, не сочувствующих делу просвещения вотяков на их родном языке. Но отец Петр не падает духом, потому что верующие вотяки идут за ним, за светильником, горящим верою, указывающим путь к вечной блаженной жизни, веря его назиданиям, ценя его труды, любя как свою душу... Простота и кротость его в образе жизни, в обращении, ласковость в обхождении, безграничная доброта его души и горячо-пламенная любовь его сердца к своим пасомым от малых до преклонных возрастом невольно привлекают к нему уважение. Вот почему признают его истинным отцом и светом религиозной жизни. Поэтому все вотяки готовы встать для защиты своего пастыря».

5 августа 1937 года П.Ф. Леконцев был арестован. 28 октября 1937г. прозревший «обновленец», защитник святынь иорганизатор просвещения вотяков был незаконно расстрелян в Ижевске.


3.3. Дочь Гусевых Иннокентия Александровича и Парасковьи Архиповны

После закрытия церкви Гусевы Иннокентий Александрович и Парасковья Архиповна какое-то время жили еще в селе Чумой, матушка Парасковья жила у одной учительницы, водилась с малолетними детьми, т.к. детского садика на селе в 60-ые годы не было. Свои дети к этому времени подросли и уехали в город, затем перевезли к себе и родителей.

Дочь Гусевых Иннокентия Александровича и Парасковьи Архиповны - Алевтина Иннокентьевна жила на Украине, в Херсонской области, в г.Н.Каховка. Долгое время переписывалась активно с Алевтиной Павловной Перевощиковой, но с 2004 года писем не стало, причина не известна. Нина Валентиновна Дубовцева дочь Алевтины Павловны Перевощиковой написала ей с просьбой поделиться воспоминаниями, но ответа нет. Приводим отрывки из ее письма от 17 марта 2003 года: «Мои дорогие чумойцы, здравствуйте! Как вы живете, можете? Что у вас нового? Как живут Денис с Марусей? Им большой привет. Черкни, что нового в Чумое и в окрестностях. Все ли живы? Где и как живут Жвакины девчата (хотя все уже бабушки)? Кто живет в Пашином доме? Почему и как умерла Христина Ипатова? И где ее похоронили, неужели в Ижевске? Мы с ней много лет дружили, она была преданной, верной подругой. Словом все новости. Вот пишу и плачу, если приеду в Чумой, то, наверно, и переночевать будет негде... Молодежь меня не помнят, а сверстники разъехались и т.д. Не верится, что мы уже старые. Аля, не знаю, как мои сверстники прожили жизнь на Родине, но я нисколько не жалею, что прожила на Украине. Еще раз привет всем, всем, всем. Всех помню и чем старше - больше начинаешь все перебирать в памяти. Целую всех, кто меня помнит. С уважением Алевтина Гусева». (Из личного архива Перевощиковой Алевтины Павловны)

Чумойский храм Богоявления Господня один из храмов, который действовал дольше всех в районе. Сегодня, когда идёт строительство и восстановление храмов в нашей республике, становится больно и обидно за то, что жители села Чумой и близлежащих деревень лишены возможности прийти в церковь, поставить свечку, помолиться за близких, прикоснуться к иконам.


























Глава 4. Иверская икона Божьей Матери


1961 год. Богоявленская церковь с. Чумой закончила свое существование. Проходят годы, зарастают, разравниваются холмики-захоронения священнослужителей около храма. Уходят из жизни люди, когда-то посещавшие церковные службы, помнящие те былые времена. И как хорошо, что люди сегодня повернулись лицом в прошлое, и есть среди нас те, которые смогли сохранить частицу прошлого, вопреки запретам со стороны государства. И, наверно, о тех людях мы, молодое поколение, должны знать.

Итак, история иконы Божьей Матери Иверской (Приложение 4). Откуда, как и кем была сохранена эта икона, которая когда-то находилась в Богоявленской церкви с. Чумой? С этими вопросами обратились к сестре Нине, служительнице Свято-Никольского храма с. Якшур-Бодья, она посоветовала обратиться к прихожанке данной церкви Елене Аркадьевне Перевозчиковой, которая с большим почтением относится к иконе Божьей Матери Иверской. Елена Аркадьевна поведала нам о том, что эту икону передала в Свято- Никольский храм жительница поселения ЛынгаЯкшур-Бодьинского района Капиталина Николаевна Рылова.

Капиталина Николаевна глубоко верующий человек, ей 82 года, в таком преклонном возрасте продолжает посещать службы во храме. Люди знают ее благочестивость и с почтением относятся к ней. Она рассказала о том, что к ней обратилась женщина, которая сообщила, что во дворе у Говязина Егора Феофановича выбросили икону, икона большая, одной ей не унести. Капиталина Николаевна обратилась за помощью к сыну и на машине привезли домой. Это была икона Божьей Матери Иверской. Есть версия, что эту икону Говязин купил у пономаря Богоявленской церкви Родиона, который после закрытия церкви уехал с семьей на лесоучасток вблизи Лынги. Егор был человек состоятельный и очень верующий. После его смерти дом продали городскому жителю, который эту икону выбросил вместе с другими не нужными вещами старого хозяина, а женщина, зная благочестивость Капиталины Николаевны, сообщила ей об этом. На иконе есть надпись «Чудотворная». Рылова с сыном Сашей икону увезли в Кекоранский храм. Настоятель храма отец Ювеналий сказал, что икона Божией Матери Иверской в храме есть и посоветовал обратиться к отцу Владимиру, который в то время был настоятелем Свято-Никольского храма с. Якшур-Бодья. Отец Владимир икону принял, икона висела в нижнем храме Андрея Первозванного. На какое- то время икона отправлялась крестным ходом в молебный дом с. Иж-Забегалово, но затем обратно бала возвращена. Икона очень старая, лик Божьей Матери и младенца не были видны. Но один случай заставляет поверить в чудесное возрождение иконы. Об этом случае рассказала Елена Аркадьевна Перевозчикова.

У двух женщин потерялись сыновья, поиски не дали никакого результата, известий не было, их не могли найти ни живыми, ни мертвыми. Им посоветовали ходить в церковь и в течение сорока дней читать акафист Божьей Матери Иверской. Они читали и после сорока дней на Благовещение были найдены тела юношей и преданы земле. После этого случая служители церкви заметили, как лик Божьей Матери просветлел, проявился, через некоторое время стал проявляться лик и младенца, но только половина. Другая часть иконы очень сильно повреждена.

Из церковно-исторического терминологического словаря читаем об этой иконе. Иверская икона Божьей Матери - поруганная неверными в Царьграде, брошена в море и, найденная у берегов Афона, была поставлена в устроенный для нее Иверский монастырь. Список с нее был приобретен патриархом Никоном 1648 году и поставлен в Иверской Часовне. Для нее же Никон построил Иверский Валдайский монастырь в Валдайском уезде Новгородской губернии. В монастыре Никон завел типографию, переведенную позднее в Новый Иерусалим. Прославляется икона 12 февраля, 21 марта, 12 октября, и во вторник Светлой недели.

























Заключение


В своей работе я попыталась понять исторические события, которые происходили в 20 веке, к чему это привело.Я поняла, что самое главноесемидесятилетняя борьба с церковью не смогла искоренить веру в сердцах людей. Отрадно видеть то, что люди сегодня как цветок, жаждущий влаги, тянутся Богу, под его покровительство.

В настоящее время в Игринском районе работает проект «Неугасимая лампада», который был разработан сотрудниками Игринской районной библиотеки. Благодаря этому проекту зажигается лампада в селах, где действуют храмы и где храмы были порушены. Очередное выездное духовно-просветительское мероприятие «Духовный круг. Неугасимая Чумойская лампада» состоялась 8 июня 2014 года в с. Чумой. Мероприятие прошло в здании бывшей церкви (спортзале школы). Праздник открылся с благословения, слов поздравления настоятеля храма Вознесения Господня с. Чутырь и Свято-Никольского храма с. Новые Зятцы иерея Антония Антонова.

Духовный круг «Неугасимая лампада» собрал вокруг символической лампадки все категории населения МО «Мужберское». Лампадка соединила в единый круг школьников, молодежь, среднее и старшее поколение, которое еще преклоняло свои колени перед святыми образами и помнит службы, проходившие в этом здании. Данное мероприятие доказывает, что не угасла в душах людей вера, и маленькая лампадка способна зажечь веру в детских душах, привлечь к себе молодежь. Исходя из вышесказанного гипотеза, которую мы выдвинули вначале исследовательской работы, что семидесятилетняя борьба с церковью не смогла искоренить веру в сердцах людей, получила свое полное подтверждение.

Сегодня храма нет. Но в наших сердцах теплится надежда на его возрождение и восстановление. Мы верим, что это будет в скором времени, и мы будем свидетелями возрождения храма, который станет духовно-нравственным центром села, а холмикам-захоронениям будет воздана честь, обретут они как и положено христианской могиле - крест.

Я очень рада, что смогла собрать воедино тот разрозненный материал о церкви, которая в памяти многих людей остается быть святыней, что я смогла прикоснуться к этой святыне и пройти свой путь к храму.

И пусть слова П. А. Вяземского будут напутственными словами в жизни многих людей, и может, тогда мы немного станем мягче, добрее и терпимее друг другу и не повторим ошибок прошлого.

«...Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи!... ...Дай во мне угаснуть шуму Битв житейских и тревог! Да откроется тобою Мне молитвенный чертог!Да в одну сольются думу Смерть, бессмертие и бог!.. "

Хочется выразить огромную благодарность автору книги «История Ижевской и Удмуртской епархии в 20 веке» священнику Малых Александру за его великий труд, который заключен в этой книге.




































Литература


1. Ф. 174, оп 1, д 1 ЦГФ УР

2. Ф. 174, оп 1, д 10 ЦГА УР

3. Ф. 174, оп 1, д 18 ЦГФ УР

4. Архивные документы администрации Муниципального образования «Мужберское »Игринского района УР.

5.Газета «Рассвет» Якшур-Бодьинского района УР за 2003г.

6. Газета «Православные вести. Ижица» Глазовской и Игринской Епархии №6 2014 г.

7. Дубовцева Н. В. «Чумой… как много в этом слове», - Игра, 2013.

8.Зайцева И.Н., Самарцева Г.И. Православные храмы Удмуртии: справочник-указатель. Ижевск: П68 Удмуртия, 2000.

9. МакуринаВ.В. Деятельность Сарапульского Православного Вознесенского братства в конце 19-20 веков. Глазов.

10. Священник Александр Малых. История Ижевской и Удмуртской епархии в 20 веке,- Ижевск, 2010 год.

11. Церковно-исторический словарь. - СПб, 1889.

Информаторы:

12. Рылова Капиталина Николаевна, жительница с. ЛынгаЯкшур- Бодьинского района

13. Перевозчикова Ирина Петровна, жительница д. Чумой Игринского района

14. Перевозчикова Елена Аркадьевна, прихожанка Свято-Никольского храма с. Якшур- Бодья



















Приложение 1

План Вятской губернии Сарапульского уезда на 4 участка:

Церковной земли, отводимой согласно полюбовной сказки на довольствие одного причта вновь открываемого села Чумойского из дачи генерального межевания Дебесской волости починка Чумойского с принадлежащими к нему всеми землями, значащейся по алфавиту межевого архива под лит.Ч-2 - съемку границ и внутренней ситуации участков производил и план сей с соблюдением найденного отклонения магнитной стрелки от хода генерального межевания к востоку на градусов составлял, вследствие предписания Вятского Губернского Правления от 27 апреля 1892г. за №724 августа дня 1892г. и.д. Глазовского Уездного Землемера.

В участках земли состоит: в 1 месте пашни 16 десятин; во 2 месте: пашни 5 десятин, 870 саженей, сенокосу 1522 сажени, итого удобной шесть десятин, под проселочною дорогою 112 саженей, под речкою Шурьил 63 сажени, итого неудобной 175 саженей, а всего удобной и неудобной 6 десятин

175 сажень; в 3 месте: одной удобной: пашни 1I десятин; в участке усадебного места удобной 1 десятина 2333 сажени, неудобной 1 десятине 141 сажень, под церковью и церковного площадью и под улицею 324 сажени, а всего удобной и неудобной: 3 десятины 418 сажен. А всего в 4 местах удобной и неудобной «36» тридцать шесть десятин пятьсот девяносто три сажени, а одной удобной 33 десятины и усадебной 1 десятине 2353 сажени. Сверх всего под кладбищем 1 десятина 2236 сажен.

Настоящая копия плана на участки церковной земли села Чумойского Сарапульского уезда выдана из Вятского Губернского Правления по губернской чертежной, согласно резолюции, состоявшейся 12 апреля 1894г. к церкви сказанного села, вследствие ходатайства священно-церковнослужителей села Чумойского, изложенного в прошении, поступившем в Губернское Правление 31 марта 1894г. Что и удостоверяется надлежащими подписями, с приложением казенной печати. - октября 15 дня 1894г.

И.о. Губернского землемера инженер: подпись .

На подлинном плане в рукоприкладстве написано так: съемку границ участков церковной земли производил Глазовский Уездный Землемер. При сем были и подписуются: к сему плану поч.Кабанова доверенный Арефий Михайлов Коршунов подписался. Поч.Зонова доверенный Иван Агафонов Пономарев подписуюсь. Поч.Верх Чумой Иван Андреев Бронников подписуюсь. Поч.Шорни Захар Епифанов Хорошавин подписался. Поч.Шорней к сему плану Николай Гаврилов Никитин; поч. Нижнего Чумоя Егор Васильев Перевощиков неграмотный за него по личной просьбе и доверию расписался Ларион Игнатьев Шкляев. Вместо неграмотных от крестьян прихожан поч.Мясниковского Ивана Павлова Маренина, поч. Репина Ивана Власова Репина, поч. Таранковского Ивана Феоктистова Хлобыстова, поч. Пьяностепского Василия Контантина Быкова, поч. Узырмона Наума Никитина Чувашова, поч. Кожоя Митрофана Севастьяна Плешкова, поч. Мужбера Михаила Стефана Рылова по ихличной просьбе и доверию руку приложили крестьянин поч. Зоновского Иван Агафонов Пономарев. Болыпепургинское Волостное Правление подпись руки крестьянина поч.Зоновского Ивана Агафонова Пономарева удостоверяется подписем и приложением казенной печати 1892г. Августа дня. Волостной старшина, (ф 174, on 1, д 1 ЦГА УР).
































Приложение 2

Храм Богоявления Господня в селе Чумой


Исследовательская работа Дорога к Храму















Приложение 3


Ведомость о церкви за 1895 год:

1. Церковь построена в 1893 году тщанием и усердием прихожан по проекту разанотренному (?) и одобренному строительным отделением Вятского Губернского Правления от 21 октября 1889 г. №690.

2. Здание деревянное, с таковою же колокольнею,...(?)

3. Престол в ней один в честь и во славу Богоявления Господня.

4. Утварью достаточна.

5. Причт при сей церкви, по штату, состоит из священника и псаломщика.

6. Земли при сей церкви усадебной 3,5 десятины, и пахотной 33 десятины; план на сию землю выдан Вятским Губернским Управлением в 1894г.; земля пахотная. Сего 1895г. июля 20 дня Губернским уездным землемером Бойченко обмежевана и обставлена столбами.

7. Дома у священника, псаломщика и просфорницы деревянные, построены на церковной земле.

8. Содержание священнослужителей состоит в добровольном от прихожан пожертвовании за (?).

9. Зданий, принадлежащих церкви и приносящих доход, нет.

10. Церковь сия расположением от Духовной Консистории в 320 верстах, от Духовного Правления в 150 верстах, а от местного Благочинного в 35 верстах.

11. Ближайшая к ней церковь: к северо-западу Пургинская Покровская церковь в 12 верстах; к северо-востоку Сюрсовайская церковь в 16 верстах; к востоку Сосновская церковь; к юго-западу Чутырская Вознесенская церковь.

12. Приписной церкви к ней нет.

13. Домовой церкви в приходе нет.

14. Опись имуществу церковному сделана в 1894г.

15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Вятской Духовной Консистории даны в 1894г., ведутся церковью и хранятся в целости.

16. Копия метрической книги за 1894-1895 годы хранится в целости.

17. Исповедные росписи за 1894 и 1895гг хранятся в целости.

18. В обыскной книге за шнуром и печатью Вятской Духовной Консистории, выданной в 1894г. за №5902 и скрепленной присутствующим членом Консистории священником Николаем Серебренниковым, записанных листов в ней 19, незаписанных 61.

Примечание: в селе Чумой есть церковно-приходская школа, в которой обучаются 57 мальчиков и 10 девочек, (ф 174, on 1, д 18 ЦГА УР)








Приложение 4

Ведомость о церкви за 1910 год:

1. Церковь построена в 1893 году тщанием прихожан и освящена 9.03.1894г.

2. Здание деревянное на каменном фундаменте с колокольнею в одной связи, крыша тесом, приходит в ветхость.

3. Престол один в честь и во славу Богоявления Господня.

4. Утварью достаточна.

5. По штату при ней положено: священник, псаломщик и просфорница.

6. Жалование положено: нет.

7. Кружковых доходов за 1910г. получено на причт 715р.64к.

8. Других источников содержания членов причта и количество поступивших от них дохода: другие источники содержания причта добровольные сборы сельскохозяйственными продуктами и руга, которые платят только незначительная часть прихожан.

9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3,5 десятины квадратных саженей; пахотной 23 десятины, сенокосной 10 десятин. Земля пахотная в бесспорном владении причта.

10. Качество церковной земли: камешник с беляком очень плохая.

11. Средний доход ею приносимый: т.к. земля очень плохая, то она находится в запустении, только некоторая часть земли причт обрабатывает сам.

12. Дома для священнослужителей. Все дома требуют немедленного ремонта.

13. Расстояние сия церкви от Консистории в 320 верстах, от местного благочинного в с.Сосновка в 17 верстах, от уездного города Сарапула в 140 верстах и железнодорожной станции в 60 верстах; почтовый адрес церкви: Зуринское почтовое отделение Болылепургинской волости.

14. Ближайшая к ней церковь: к северо-западу Пургинска* Покровская церковь в 12 верстах; к северо-восток) Сюрсовайская церковь в 16 верстах; к восток) Сосновская церковь; к юго-западу Чутырскас Вознесенская церковь.

15. Приписанных к сей церкви церквей -, часовен -.

16. Домов кладбищенских и молитвенных домов -.

17. Опись имущества заведена в 1894г.

18. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковно;"- за шнуром и печатью Вятской Духовной Консистори, даны в 1894г., ведутся церковью и хранятся в целости.

19. Копии метрической книги хранятся в целости с 1 894г.

20. -

21. Исповедные росписи находятся в целости с 1894г.

22. Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская с.Чумой и земская в д.Н.Шорни . В церковно-приходск школе обучаются 71 мальчиков и 6 девочек.

При церкви состоит старостой крестьянин Гавриил Илларион Распопин, который должность свою проходит с 1909г. 15 августа.


Приложение 5


Ведомость о церковных библиотеках по благочинному округу Сарапульского уезда за 1910 г.

В 1910 году состоит

Названий

Число томов

Книг догматического содержания

2

2

Религиозно-нравственного

13

28

Содержания

Исторического содержания

1

1

Противосектанского содержания

3

3

Разного содержания

4

4

Периодические издания

2

2

К 1911г. состоит книг

18

33


В 1910г. пожертвовано священником Азарием Князевым: журнал «Доброе слово», 15 книг религиозно-нравственного содержания и 3 книги проповедей.















Приложение 6


Проект каменного здания храма Богоявления Господня в с. Чумой



Исследовательская работа Дорога к ХрамуИсследовательская работа Дорога к Храму




















Приложение 7

Коковин Александр Васильевич среди прихожан


Исследовательская работа Дорога к Храму


Коковин Александр Васильевич в кругу семьи

Исследовательская работа Дорога к Храму



Приложение 8

Настоятель храма Вознесения Господня с. Чутырь и Свято-Никольского храма с Новые Зятцы иерей Антоний Антонов


Исследовательская работа Дорога к Храму







Приложение 9

Здание бывшего храма используется как спортивный и актовый зал Чумойской основной школой

Исследовательская работа Дорога к Храму



















Приложение 10


Участники духовного круга «Неугасимая чаша»


Исследовательская работа Дорога к Храму


Исследовательская работа Дорога к ХрамуИсследовательская работа Дорога к Храму







Приложение 11


Послужные списки священнослужителей


Священник Азарий Васильев Князев, 45 лет, сын дьякона. Жена: Мария Петрова, дочь священника, 43 лет. Дети: Сергей, 21г., родился 21.06.1889г., София, 20 лет, родилась 11.08.1890г., учительница Чутырского земского училища, Екатерина, 17 лет, родилась 20 октября 1893г., учительница Сюрсовайской церковно-приходской школы, Елена, 15 лет, родилась в 1895г., Татьяна, 13 лет, родилась в 1897г., Антонина, 11 лет, родилась 2.02.1899г., Герман, 5 лет, родился 15.08.1905г.

Псаломщик Димитрий Васильев Никольский, 39 лет, жена Олимпиада Григорьева, 37 лет. Дети: Иван, 10 лет, родился 10.10.1900г., Василий, 9 лет, родился 17.12.1901г., Виктор, 6 лет, родился 19.02.1904г., Евгений, 3 года, родился 12.02.1907г., Серафима, 5 мес., родилась в 1910г.

И.о. просфорницы крестьянка: вдова Ефросинья Иванова Бердова, 49 лет. Дети: Александр, 18 лет, родился в 1882г., Яким, 15 лет, родился в 1885г. (ф 174, оп 1, д 18 ЦГАУР).

«Послужные списки священнослужителей и церковного старосты за 1921 г.» (ф 174, on 1, д 10 ЦГА УР): «Благочинный Богоявленской церкви с.Чумой священник Леонид Константинов Никольский, 45 лет, родился 9 апреля 1876г. Выражена глубокая признательность за труды по преподаванию Закона Божия в Новонолинской церковно-приходской школе. Окончил курсы в Вятской Духовной Семинарии со свидетельством 2-го разряда - 15 июня 1898г. Проходил должность учителя и законоучителя:

- Корельского Земского училища Оханского уезда Пермской губернии с 1 сентября 1898г. по 1 сентября 1900г.

- Григорьевского двухклассного М.Н.Пр. училища того же уезда с 1 сентября 1900г. по 1 сентября 1901г.

- противораскольнического миссионера 5 округа Сарапульского уезда с 1901г. по 1906г.

- законоучителя Корчумвайского Земского училища Сарапульского уезда с 1901г. по 1906г.

- законоучителя Ляльшурского Земского училища того же уезда с 1904г. по 1905г.

- законоучителя Больше-Билибского Министерского училища того же уезда с 7 ноября 1905г. по 25 сентября 1911г.

- законоучителя Кыквинской церковно-приходской школы того же уезда с 19 февраля 1908г. по 25 сентября 1911г.

- законоучителя Шарканского дополнительного с/х отделения с 13 апреля 1909г. по 25 сентября 1911г.

- законоучителя Николаевского Земского училища того же уезда с 14 февраля 1912г. по 10 октября 1913г.

- зав. законоучителя Новонолинской церковно-приходской школы того же уезда с 1911г. по 1917г.

- законоучителя Большепургинского двухклассного училища с 1912г. по 1918г.

- Рукоположен в сан священника в церкви села Шаркан Сарапульского уезда 22 октября 1908г.

Священник Покровской церкви села Большая Пурга того же уезда - 26 сентября 1911г.

Утвержден согласно собранию духовенства в должности Благочинного Богоявленской церкви с.Чумой 2 января 1920г. Жена: Ольга Николаева, 28 июня 1878г.р.

Дети: Нина, 21 декабря 1902г.р., состоит на должности учительницы в Дебеской школе 11 ступени. Лидия, 15 марта 1907г.р., обучается в Дебеской школе II ступени. Алексей, 8 февраля 1913г.р., обучается в местном начальном училище.

Просфорница Евфросипия Иоанновна Бердова, 59 лет, родилась 25 сент. 1862г., из крестьян, неграмотная. На службу просфорницы к церкви села Русской Лозы определена 30 июня 1898г., в Чумойской церкви - с 6 декабря 1902г. Вдова, дети - дочь Фекла Васильева, 26 сент. 1899г.р., замужеу за учителем начальной школы.

Церковный староста Захарий Антонов Метелев, 54 лет, крестьянин починка Мужбера, неграмотный. Поступил на службу в 1918г. Избран на 2-ое трехлетие - 26 сент. 1920г. Женат, жена Елена Федорова, 54 лет. Дети: Анна, 25 лет; Николай, 20 лет, жена его Екатерина Кузьмовна; Петр, 18 лет; Александр, 15 лет; Фаддей, 28 лет, жена его Наталья Игнатьева, 28 лет, их дети - Максим, 9 лет и Васса, 2 мес.























Приложение 12


Икона Божьей Матери Иверской из храма Богоявления Господней с. Чумой


Исследовательская работа Дорога к Храму


© 2010-2022