• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогическом совете на тему «Пути преодоления педагогических рисков при введении ФГОС ОО»

Выступление на педагогическом совете на тему «Пути преодоления педагогических рисков при введении ФГОС ОО»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете 30.10.2015г.

Тема выступления:

«Пути преодоления педагогических рисков при введении ФГОС ОО»

Введение ФГОС в образовательную организацию требует от учителя умения прогнозировать риски. Форсайт-компетенция (правильный подход к исследованию изменений в сфере образования и компетенций) педагога сопряжена с рефлексивным взаимодействием педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика [2]. Организуя образовательный процесс, педагог попадает в ситуацию неопределенности или сам ее создает. Участники образовательных отношений оценивают друг друга и делают выбор стратегии поведения. В этой ситуации может проявляться и риск ученика, и риск педагога. Педагог, прежде чем встретиться с обучающимися, осмыслит процесс взаимодействия и в зависимости от их участия, реакции и отношений к процессу, а далее корректирует их.

С этих позиций педагогический риск следует рассматривать как акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата. Надежность и обоснованность этого прогноза определяет степень педагогического риска.
Если педагогический риск рассматривать как способ деятельности участников образовательных отношений, то его компонентами являются:

  • ответственность учителя в реализации поставленных целей, преодоление неопределенности в ситуации выбора и принятия педагогического решения;

  • регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений - учениками, родителями, педагогами;

  • согласование педагогических действий членов педагогического коллектива в развитии детей.

В основе выявления, прогнозирования и минимизации рисков лежит деятельностный подход. Взаимодействие педагога с учащимся, построенное на основе деятельностного подхода к образовательному процессу, должно быть рефлексивным как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Это возможно, если:

  • педагогические задачи учитывают необходимость психологической безопасности ребенка;

  • в основу постановки и решения педагогических задач будет положена идея освоения опыта сознательной социализации и будут культивироваться ценности, противоположные ценностям девиантного поведения. Формирование ценностей поведения невозможно без сформированных ценностей-идеалов и ценностей-свойств личности ребенка. А это задача ФГОС [6].

Результаты образовательной деятельности ученика зависят от педагогического действия учителя. Областью риска становится рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся. Педагог должен быть готов к корреляции ситуации, создавать новые ситуации, вносить новые факторы, чтобы корректировать взаимные оценки, решения, выбор стратегии поведения, как своей, так и учащегося.

Для ориентации на успешную инновационную деятельность, разрабатывают антирисковые программы - комплекс мероприятий, направленных на управление рисками и негативными последствиями в условиях введения ФГОС общего образования.

В основе построения основной образовательной программы лежит логико-структурный подход, который предполагает анализ рисков на этапе прогнозирования целей и задач, планируемых результатов, действий, направленных на достижение планируемых результатов.

Разработка антирисковой программы включает в себя три этапа.

Первый этап. Анализ рисков. Под природой риска понимаются внутренние угрозы - негативные ситуации внутри образовательной организации, а также возможные отрицательные воздействия внешней среды.
К внутренним угрозам относится сопротивление как следствие неготовности педагогических работников к введению ФГОС общего образования, непонимание родителей целесообразности и значимости новых стандартов. Последствиями может быть отторжение идеи введения нового Стандарта.
Анализ рисков - это выявление факторов риска, качественная и количественная оценка их значимости. После выявления риски систематизируют и классифицируют, составляют матрицу рисков.

Второй этап. Построение антирисковой программы. Выявленные и прогнозируемые риски необходимо устранить или минимизировать. Антирисковая программа охватывает меры профилактики рисков. В ней подробно описываются рекомендуемые контрмеры и ресурсы (условия), необходимые для реализации контрмер.

Реализация антирисковой программы требует разработки плана действий, в котором указывают задачу, планируемый результат, действия, сроки и ответственных.

Третий этап. Реализация антирисковой программы. Правильно составленная программа и план ее реализации позволяют устранить возможные риски. РЕКОМЕНДУЕТСЯ в процессе введения ФГОС общего образования составить антирисковую программу, в которой выделить следующие шаги:

  • разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности);

  • разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей в соответствии с целями и задачами ФГОС;

  • обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико-ориентированной основе;

  • мониторинг педагогической практики по введению ФГОС, контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по выполнению требований стандарта;

  • просветительская работа с родителями обучающихся, убеждение их в необходимости смены модели образования, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов образования.

Реализация основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования требует осмысленного управления рисками. Этот процесс включает в себя: идентификацию факторов риска, анализ рисков, оценку риска, построение антирисковой программы, планирование реагирования на риск, контроль и мониторинг минимизации риска, планирование управления рисками.
Особое внимание РЕКОМЕНДОВАНО уделяеть профилактике педагогических рисков.

Профилактика педагогических рисков в процессе инновационной деятельности осуществляется через систематическое обучение педагогов, стимулирование их педагогической активности. Для этого в образовательной организации рекомендуется проводить широкий спектр разнообразных форм методической поддержки, такие как «Школа педагогического мастерства», методические дни, конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых занятий, смотры, выставки, участие в конкурсах педагогической продукции и др. [7].

РЕКОМЕНДОВАНА системная методическая работа с педагогами, направленная на их профессиональный рост, которая формирует у них готовность к риску. Наблюдается повышение уровня профессионально-личностных характеристик, позволяющих прогнозировать и реализовывать возможности рисконесущих факторов. Показано, что важнейшим условием оптимизации готовности к риску у педагогов служит повышение уровня их самосознания, в частности таких его компонентов, как самоэффективность, самоуважение, самоинтерес, самопонимание.

В условиях инновационной деятельности в образовательных организациях ведущую роль в осуществлении психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений играет психолого-педагогическая служба.

Литература

  • Абрамова, И. Г. Теория педагогического поиска [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Абрамова. - М. : РГБ, 2007. - (Из фондов Российской государственной библиотеки).

  • Арламов, А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики / А. А. Арламов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 12-21.

  • Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004.

  • Михайлова, Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е. Н. Михайлова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - № 10. - С. 59-63.

  • Статья «Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути преодоления», кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образования ФГАОУ АПК ППРО г. Москва Гоглова Марина Николаевна

© 2010-2022