ПРОБЛЕМАТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация: в данной статье рассматривается, какие проблемы возникают при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.   Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление, анкетирование. Литература 1.       Буковцова Н. И Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы /Буковцова  Н. И. и др. //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 20...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМАТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ю.В.Кострикова

ЛПИ - филиал СФУ

г. Лесосибирск

Аннотация: в данной статье рассматривается, какие проблемы возникают при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.

Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление, анкетирование.

В современных условиях детям с особыми потребностями для более эффективного усвоения образовательных программ необходимо психолого-педагогическое сопровождение. И все чаще актуальность приобретают проблемы, связанные с сопровождением данной группы детей в условиях общеобразовательной школы. В «Профессиональном стандарте педагога» отмечается: учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог, осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. [4]. В «Профессиональном стандарте педагога» акцентируется внимание на то, что учитель должен уметь использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. [4].

К исследованию проблем сопровождения детей с особыми потребностями обращались Н. И. Буковцова, Д.Ю. Скрябина, Т.Д. Лукьянова, C. А. Лебедева и др.

Н. И. Буковцова пишет что, обнаруживается недостаточность существующих форм поддержки и помощи таким детям. Педагоги затрудняются в использовании методов психологической и педагогической коррекции, не умеют работать с различными категориями детей, у них не было опыта организации их групповой работы и не знают как, проводить уроки в деятельностной парадигме. Работа специалистов: психиатров, невропатологов, физиологов, логопедов, психологов, дефектологов не сфокусирована на нуждах детей. Имеются проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающим индивидуальным потребностям обучаемых [1].

Д.Ю. Скрябина, Т.Д. Лукьянова выявили следующий ряд проблем сопровождения детей с особыми потребностями. Образовательные учреждения должны знать и учитывать в своей работе особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: диагностику коррекция, специальные образовательные программы и методики, специальные учебники и учебные пособия, технические средства обучения, а также предоставление услуг тьютора. Осуществить переход даже в больших городах будет весьма проблематично, а для небольших городов просто неосуществимо. Неумение учителей использовать в работе данные психолого-педагогического обследования детей, отсутствие мотивации у учителей, незнание возрастных психологических особенностей детей. Отсутствие либо недостаточное количество квалифицированных психологов, логопедов, дефектологов и тьюторов в образовательных учреждениях [2].

C. А. Лебедева отмечает что, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные образовательные учреждения создали трудности в работе учителей: учителя не знают особенностей этих детей и не умеют составлять коррекционные программы для них. Во многих школах идет нехватка квалифицированных специалистов: дефектологов, психологов, логопедов и т.д. Консилиумы не работают [3]. Исходя из этого, мы проведи изучение данной проблемы на факультете педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института. Студентам 2 курса направления «начальное образование» была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

1. Как вы понимаете термин «дети с особыми образовательными потребностями»?

2. Каковы особенности у этих детей?

3. Каковы особенности обучения этих детей?

4. Чему нужно учить этих детей?

5. Какие методы и формы обучения этих детей вы знаете?

6. Как вы готовитесь работать с данной группой детей?

7. Готовы ли вы преподавать в классе где, присутствуют дети с ООП?

8. Обучением и развитием данной группы детей должен заниматься только учитель? ( ответ аргументируйте)

9. Какие специалисты необходимы для наилучшего обучения детей с ООП?

10. Необходимы особое оснащение классов, если в них есть дети с ООП?

11. Какие проблемы вы считаете наиболее распространенными при работе с детьми с ООП?

Анкетирование, проведенное среди студентов 2 курса Лесосибирского педагогического института, обучающихся по направлению «начальное образование» показало что, 75% из 18 опрошенных знают о детях с особыми потребностями, но не готовы преподавать в классе, где есть дети с ООП, так как психологически не готовы работать с данной категорией обучающихся. На младших курсах студентам дают общее представление об особенностях данных детей, о формах и методах взаимодействия с ними, но пока еще не обучают работе с данной группой детей. Младшекурсники не знают необходимых подходов и методов к обучению детей с особыми образовательными потребностями, но понимают что для усвоения элементарных знаний детям с особыми потребностями необходимы индивидуальные программы, а так же помимо педагога с ними должны работать специалисты: психологи, дефектологи, логопеды и т.д.

Только 15% опрошенных психологически готовы работать с данной группой детей. Ответ одного из студентов был таков: «Эти дети не виноваты, что они нуждаются в индивидуальном подходе, индивидуальных методах и программах. Их все ровно нужно научить элементарному. Они такие же, как и все дети, и поэтому я готова их обучать». Это говорит о том, что студенты 2 курса имеют только некоторые представления об особенностях этих детей, но еще не прошли методическую подготовку, поэтому не владеют адаптивными технологиями. Для получения информации по данной проблеме в последующем мы будем проводить анкетирование данной группы студентов на 3 и 4 курсах.

Таким образом, при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями возникает множество проблем. С одной стороны будущие учителя - студенты младших курсов педагогического вуза пока еще не готовы и не умеют работать с такими детьми, что должно измениться по мере освоения специальной педагогики и психологии, соответствующих курсов по методике и в процессе педагогической практики.

С другой стороны, студенты младших курсов отмечают, что в школах не хватает оборудования, учитывающего проблемы и трудности детей данной категории, а также необходимых специалистов таких как, логопеды, социальные педагоги, психологи, дефектологи, поэтому у студентов младших курсов есть возможность получить дополнительное образование в данных направлениях.

Литература

  1. Буковцова Н. И Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы /Буковцова Н. И. и др. //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. - пед. Ун - т; Редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. С 138-140.

  2. Скрябина Д.Ю., Лукьянова Т.Д. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС: проблемы и перспективы (из опыта работы экспериментальной площадки в СОШ № 4 п. Игра, Удмуртия) //Педагогические науки. - 2014. - №3. - С. 403-411.

  3. Лебедева, С.А. Содержание и технологии педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательными потребностями//Научный поиск. - 2014. - № 3. - С. 6-9.

  4. Профессиональный стандарт педагога. - М: 2013. - С. 4.


© 2010-2022