ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

М.Г. Кудрявцева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Человек изначально, от Природы, является творцом. Таким он создан, такова его сущность и ребёнок лучшее тому доказательство. Стремление к осуществлению заложенных в организме творческих программ и возможностей - главная движущая сила развития ребёнка.

Существует ряд факторов, которые создают особо неблагоприятный фон для творческого обучения детей, ведут к нервному перенапряжению, срывам. Одним из существенных, на наш взгляд, является обучение с жёсткой установкой на успех, когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий - победный.

Установка, сформированная родителями или педагогами у ребёнка ни в коем случае не должна порождать у него чрезмерно высокой, гнетущей ответственности за результат его исполнительской деятельности. Очень высокий уровень ответственности опасен появлением психологических проблем. Ребёнок слабеет от ответственности, возложенной на него, это привносит в его душу беспокойство, неуверенность, тревогу. И, как следствие, искажается творческий процесс. Лучше всего, если ребёнок сосредоточен на самом исполнении, а не на будущих результатах.

Вхождение в творческий процесс во многом осложняется необходимостью выходить на сцену, встречаться с широкой публикой. В этот момент вполне вероятны какие-то неточности, помарки, технические погрешности. Количество ошибок при исполнении, как правило, прямо пропорционально уровню волнения человека. Поэтому очень важно научить ребёнка адекватно, без паники реагировать на случайную помарку, неточность, ошибку в начале выступления. У учащегося должно быть право на случайную неудачу. Это позволяет ему фактически открыть себе путь к удаче.

Необходимо обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым, превратить разрушительные процессы в созидательные. В данном случае решающее значение приобретает вопрос о причинах волнения. Неодинаковы психологические корни волнения, его мотивы, отсюда и различия в эмоциональной окраске волнения. Принципиально важным является выявление доминирующего мотива исполнительской деятельности. В качестве побудителя может выступать желание утвердить ценность своей личности, своего «я» (ориентация на себя) или стремление достичь чего-то интересного (ориентация на творческий процесс). Эти ориентиры могут меняться в ходе развития человека [1, с. 7].

Говоря о волнении нельзя не учитывать сам тип нервной системы. Сильна она или слаба от природы, устойчива или неустойчива, легко возбудима или уравновешена - фактор немаловажный. Однако для всех первостепенное значение имеет внутренняя позиция, мотивационная установка, у детей обычно неосознаваемая.

Во многом внутреннее самочувствие ребёнка на сцене определяется тем, к кому он мысленно обращается во время исполнения. Многие мастера сцены подчеркивают важность апеллирования во время выступления к какому-то одному «своему» слушателю - иногда реальному, а иногда придуманному.

Установки, ценностные ориентации во время исполнения у ребёнка могут быть самыми разными, в зависимости от его характера, возраста, от конкретной ситуации. В любом случае важно, чтобы ребёнок задумался об этом, задал себе какие-то вопросы, попытался сознательно ответить на них. Каким бы ни был внутренний настрой, он должен, в конечном счёте, облегчить состояние ребёнка, освободить его от психологического дискомфорта. Очень важно, чтобы ребёнок относился к выступлению на концерте не как к испытанию или экзамену, а как к празднику в его жизни. Только в этом случае творческий процесс станет таким, каким ему и положено быть - светлым и радостным.

Ребёнок по-разному делает что-либо в зависимости от того, «хочется» или «надо» это делать. Оптимальное концертное состояние формируется в ситуации выбора. То есть тогда, когда ребенок поймет, по словам Д. Кенфилд и Ф. Сикконе, "что все, что делает он в своей жизни, зависит от его собственного выбора, даже то, что он бы предпочел не делать. Все дело в отношении. Необходимо помочь ребенку осознать, что он может выбирать свое отношение"[2; с. 63]. Поэтому каждый ребенок, прежде чем принять какое-либо решение должен предположить возможные последствия своего выбора, всю ответственность за который будет нести только он. Эмоциональное состояние в момент предположения последствий собственного выбора станет решающим толчком для осознания своего собственного предпочтения. В данном случае выбирать приходится между двумя возможными путями, каждый из которых тесно связан с конкретным эмоциональным состоянием: должен (отрицательное отношение) и хочу (положительное отношение). Как известно, должное противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что мне этого хочется.

Однако надо отметить, что должное может стать для ребенка целью в том случае, если он этого захочет сам, осознает подлинный смысл своей исполнительской деятельности и, следовательно, получает удовлетворение от ее осуществления. «Хочу», как правило, раскрепощает, освобождает. «Надо» многих сковывает, угнетает. «Хочу» - как особое психологическое состояние, сориентировано на процесс, на «делание», а не только на практический результат. Оно стимулирует у человека такое качество, как уверенность в себе. Состояние «надо» сопровождается сомнениями, различными, отрицательными переживаниями. Особенно когда ребёнку внушают, что это очень надо, надо во что бы то ни стало. Поэтому особенно важно, чтобы педагог при необходимости умел превращать «надо» в «хочу», тем самым стимулировать творческий процесс.

С ростом ребёнка, увеличением творческих задач, у него возрастает ответственность перед выступлением, появляется волнение. И очень важно направить его на яркое, эмоциональное, артистическое выступление. Педагог должен научить ребёнка выражать свои чувства через раскрытие содержания пьесы, т.е. не «что играю», а «о чём играю».

Иногда причиной неудачного выступления учащегося бывает страх «одиночества» на сцене, Этим чаще всего страдают эмоционально неустойчивые дети. Ансамблевая игра не только развивает слуховые и пианистические навыки, но и является прекрасным творческим средством общения. Дети лучше слышат, лучше понимают друг друга, становятся более раскрепощенными.

Во всём, что касается выступления-этого решающего момента в творческой жизни юного исполнителя, - особенно отчётливо сказывается индивидуальность музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - всё это выявляется у каждого исполнителя по-своему. Чрезвычайно различны и формы подготовки к концертным выступлениям.

Последние дни перед выступлением протекают в крайне нервной обстановке. Во избежание этого следует так планировать работу над программой, чтобы, во всяком случае, самые трудные её номера были подготовлены заранее. Это относится преимущественно к сочинениям полифоническим, крупной формы, виртуозного характера. Их полезно выучить заблаговременно и дать им, как говорят, некоторое время «полежать».

Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания. Достигнуть этого помогает неустанная забота о внутренней логике музыкального развития, стремление возможно ярче воплотить слышимый внутренним слухом звуковой образ. Устойчивость внимания, подобно физической выдержке, также необходимой при исполнении программы, вырабатывается в процессе тренировки. Перед концертом важно иногда проигрывать программу во время домашних занятий, среди товарищей и знакомых.

Важно, прежде всего, как можно лучше подготавливать учеников к концертам и не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями. Необходимо помнить, что срывы во время публичного выступления приводят к появлению страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание учащихся на проблеме волнения. Напортив, надо воспитывать в них чувство радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления. Вместо того чтобы расспрашивать ученика перед выступлением, не волнуется ли он, как это делают некоторые педагоги, необходимо мобилизовать его волю на то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительский замысел.

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачёте, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Логично рассматривать оптимальное концертное состояние по трём важнейшим параметрам - физическому, эмоциональному и умственному [3, с. 280].

Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у юных музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука. Пианисты говорят о «лёгких» пальцах, скрипачи - о «полётных» руках, духовики - о «послушности» амбушюра.

Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии ребенка. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость учащегося во время публичного выступления.

1.Игра перед воображаемой аудиторией.

На заключительных этапах работы, когда музыкальное произведение уже готово, оно проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается.

2.Обыгрывание.

В этом приёме психологической подготовки юный музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и заканчивая игрой в кругу друзей.

3.Выявление потенциальных ошибок.

Даже когда программа выступления идеально выучена, и можно её играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Пианистам известно, что, то, что у них получается на одном инструменте, может совершенно не получаться на другом, даже очень хорошем инструменте. И причина этого - не только во внешних условиях и обстоятельствах, но и в прочности выученного материала.

Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем.

1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Более сложное задание - сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения. Вполне вероятно, что многие музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Если при включенном радиоприемнике исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать и на эстраде с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности.

3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с максимальным подъемом.

5. Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

4. Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния.

Складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей и приносить им радость.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.

В первом случае - сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, треморе руки ног, торопливой речи. Движения становятся напряженными, кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными.

Во втором случае - движения становятся неуклюжими, речь замедляется, становится тихой. Так бывает в результате долгого ожидания очередности выступления.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптации не происходит.

Еще большее напряжение во время публичного исполнения испытывают люди, обладающие повышенным уровнем тревожности. Для измерения тревожности разработано очень много разных тестов. Один из наиболее известных среди них - шкала самооценки Спилбергера.

Принимая во внимание результаты проведенного нами анкетирования учащихся и преподавателей ДШИ г. Югорска (Тюменской области), следует отметить, что у 50% из числа опрошенных педагогов наблюдается высокий уровень тревожности, тогда как среди учащихся, обследуемых по этому же основанию (уровню тревожности), повышенный уровень тревожности наблюдается только лишь у 33%.

Мы предполагаем, что основными причинами неудачных (в смысле: 1) для психического состояния исполнителя; 2) срыв исполнения произведения) концертных выступлений являются:

  • отсутствие ситуации свободного выбора (Когда человека ставят перед фактом обязательного выступления «экзамены, незапланированные концерты»)

  • общее утомление и переутомление;

  • отсутствие режима труда и отдыха;

  • плохое настроение;

Каждый музыкант по-разному описывает своё наилучшее концертное состояние. Проанализировав и запомнив ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, исполнитель может затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями.

Литература.

1. Антонова Е.А., Криштоп Л.П. «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые пути его преодоления. - СПб.: Северный олень, 1997. - 34 с.

2. Кенфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. - М.: УРСС, 1997. - 360 с.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

© 2010-2022