Методические рекомендации для работы с исследовательским проектом

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия № 39»







Методические рекомендации при работе над исследовательским проектом


Автор: учитель английского языка

Данилюк Т.П.









Петропавловск-Камчатский 2015


Проектно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

Очень важно правильно организовать руководство проектно-исследовательской работой. Подготовка к проведению исследовательского проекта традиционно предполагает наличие нескольких этапов.

  1. Выбор проблемы и темы.

Перед тем как приступить к работе, определитесь с проблемой исследования. Проблема исследования должна быть выполнима для возраста школьника и его возможностей. Тема исследовательской работы должна отражать характерные черты проблемы, которую выбрал школьник. Тема может быть «экспериментальной» или «теоретической». Экспериментальная тема предполагает проведение собственных наблюдений, экспериментов с последующим анализом. Теоретическая тема предусматривает изучение, обобщение и анализ сведений, фактов, результатов исследований, содержащихся в разных источниках информации по выбранной теме.

  1. Планирование работы над проектом.

Перед тем как приступить к планированию, необходимо определить цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Цель исследования отвечает на вопрос «зачем я провожу исследование?». Задачи исследования уточняют цель, то есть цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Гипотеза формулирует предположение результата исследования.

  1. Сбор и обработка информации.

Данный этап работы над проектом предусматривает работу с литературными источниками по проблеме исследования. Умение работать с литературными источниками - основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно (то есть по порядку), досконально изучить все термины и понятия. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в источнике информации верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления. Чтобы определить верность или ложность того или иного суждения, необходимо поставить перед собой следующие вопросы: 1.Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? 2. Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? 3. Подтверждается ли теоретическое положение практическим материалом?

  1. Самостоятельное исследование.

Этот этап работы наиболее важен, так как школьник в ходе самостоятельно проведенных практических исследований, экспериментов максимально подходит к решению проблемы, которую он определил.

  1. Анализ результатов исследования.

Это заключительная часть проекта. В ней школьник должен изложить свои выводы по проблеме, опираясь на результаты собственных исследований и на данные, взятые из литературных источников.

  1. Презентация результатов исследования.

Результаты исследовательской работы должны быть представлены на научной конференции, где школьник получит оценку своей работе.

Критерии оценивания исследования

Критерии

Максимальное количество баллов

Название проекта

Содержание



Конкретность

формулировки гипотезы

5


Четкость в постановке целей и задач исследования

5


Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы, соответствие исследования поставленным целям и задачам

5


Наличие выводов, их соответствие цели исследования

5


Оригинальность, творческий подход к исследованию проблемы

5


Защита


Умение презентовать работу (логика изложения, культура речи, уместность использования терминологии)

5


Умение аргументированно отвечать на дополнительные вопросы

5


Оформление


Соответствие структуры презентации требованиям (титульный слайд, тема исследования, цель, гипотеза, задачи исследования, ход исследования, выводы, список информационных ресурсов)

5


Дизайн презентации (уместность дополнительных эффектов, наличие различных форм представления информации

5


Общие баллы




Требования к содержанию исследовательского проекта.

  1. Титульный лист (наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилия, имя, отчество автора, класс; тема работы; фамилия, имя, отчество и должность научного руководителя; город и год).

  2. Содержание (включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц).

  3. Введение (содержит обоснование необходимости проведения работы, цель и задачи, гипотезу).

  4. Основная часть (состоит из разделов, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме).

  5. Заключение (подводятся общие итоги всей работы).

  6. Библиография (содержит перечень источников, использованных при написании работы).

  7. Приложение (приложения) (содержит рисунки, графики, таблицы и так далее, если таковые есть в работе).

Общие требования к оформлению исследовательского проекта.

  1. Проект должен быть напечатан на компьютере и сохранен в электронном виде на электронном носителе информации.

  2. Все страницы должны быть скреплены между собой и помещены в папку.

  3. Текст должен быть напечатан с одной стороны листа черной краской (белая бумага формата А4)

  4. Шрифт: Times New Roman, размер 14, полуторный интервал между строками, автоматический перенос слов, выравнивание текста по ширине страницы.

  5. Страницы нумеруются, номер внизу справа страницы. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем не ставится.

  6. Каждый компонент работы начинается с новой страницы.

  7. Все иллюстрации к проекту (если таковые имеются) должны быть вынесены в приложение.

  8. Если проект выставляется на внешнюю защиту, то лучше, если будет сделана электронная презентация. Также необходимо внести соответствующие изменения в оформление текста проекта, если правила оформления отличаются от тех, по которым был оформлен текст проекта.

Не следует забывать, что опыт проектно-исследовательской деятельности должен получить каждый обучающийся.

При организации групповой работы над проектом важно в результате получить полноценное участие каждого члена группы в исследовании. Для этого на начальной стадии погружения в проект перед каждым участником должна быть поставлена посильная задача.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся предполагает сотрудничество учителей-предметников для эффективной реализации интеграции проектов. Выполнение межпредметных проектов дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также осуществить профильную дифференциацию в обучении.

Библиография



  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

  3. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы, № 3, 1998

  4. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415.

  5. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии. - 1999. - N 1-2. - C. 132-137.

  6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897/.

  8. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие - 5-е изд., испр. / Общая редакция: Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского - М.: Издательский торговый дом «Русская редакция», 2005. - 368с.+ CD.

  9. moluch.ru/conf/ped/archive/67/3395

  10. festival.1september.ru/articles/648982/

  11. result.pnmc.spb.ru/courses/lessons/lesson_1.html

  12. imc.chi.edu54.ru/DswMedia/proekt_issledovanie.pdf

  13. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/07/proektno-issledovatelskaya

  14. nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/07/27/vneurochnaya-proektnaya-deyatelnost-na-inostrannykh



© 2010-2022