• Преподавателю
  • Другое
  • Тема урока: Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций

Тема урока: Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций

Тип урока: приобретение новых знаний. Вид урока: беседа с демонстрацией опытов. Цели: Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций. Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать. Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.

Цели:

Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций.

Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.

Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы: Беседа, демонстрация опытов, химический диктант.

Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, железная ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, растворы хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, карбоната натрия Na2CO3, соляной кислоты HCl, кусочек угля, кислородная полушка, NH4Cl

Ход урока

Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и знаем, что изменения могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления, состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.

Учитель. В одном и том же опыте можно одновременно наблюдать химические и физические явления. Если медную проволоку расплющить молотком, то получится медная пластинка. Изменяется форма проволоки, но состав её остаётся прежним. Это физическое явление. Если медную пластинку нагреть на сильном огне, то исчезнет металлический блеск. Поверхность медной пластинки покроется чёрным налётом, который можно соскрести ножом. Значит, медь взаимодействует с воздухом и превращается в новое вещество. Это химическое явление. Между металлом и кислородом воздуха происходит химическая реакция.

Учитель. Итак, вам известно, что все явления подразделяются на физические и химические. В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие. Эти превращения сопровождаются внешними признаками. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.

Демонстрационный опыт №1

Учитель. В первом опыте нужно выяснить, что происходит с хлоридом железа (111) при добавлении к нему раствора роданида калия KNCS.

FeCl3 + KNCS = Fe(NCS)3 +3 KCl

Ученик. Реакция сопровождается изменением окраски

Демонстрационный опыт №2

Учитель. В пробирку нальём 2 мл медного купороса, добавим немного раствора гидрооксида натрия.

CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4

Ученик. Выпадает осадок голубого цвета Cu (OH)2↓

Демонстрационный опыт №3

Учитель. К полученному раствору Cu (OH)2↓добавить раствор кислоты HCl

Cu (OH)2↓ + 2 HCl = CuCl2 +2 H2O

Ученик. Осадок растворяется.

Демонстрационный опыт №4

Учитель. В пробирку с раствором карбоната натрия прильём раствор соляной кислоты HCl.

Na2CO3 +2 HCl = 2 NaCl + H2O + CO2↑

Ученик. Выделяется газ.

Демонстрационный опыт №5

Учитель. В пробирку с хлоридом аммония добавим гидроксида натрия и нагреем. Попросить одного из учеников подойти и понюхать, выделяющийся аммиак. Предупредить ученика о резком запахе!

NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O

Ученик. Появление запаха.

Демонстрационный опыт №6

Учитель. В железной ложечке нагреем кусочек угля и опустим в колбу с чистым кислородом.

С + O2 = CO2 + Q

Ученик. Выделение света и тепла.

Учащиеся записывают в тетрадь признаки химических реакций.

Признаки химических реакций

Выделение (поглощение) тепла или света

Изменение цвета

Выделение газа

Выделение (растворение) осадка

Учитель. Вы изучили признаки химических реакций и условия их протекания.

Химический диктант

Вариант 1

Задание. Укажите о каких явлениях (физических или химических) идет речь. Поясните свой ответ.

1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

2. Приготовление порошка из куска мела.

3. Гниение растительных остатков.

4. Скисание молока.

5. Выпадение дождя

Вариант 2

1. Горение угля.

2. Таяние снега.

3. Образование ржавчины.

4. Образование инея на деревьях.

5. Свечение вольфрамовой нити в лампочке.

Критерии оценивания

Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанное явление и по 1 баллу за обоснование ответа).

Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.

Домашнее задание

Приведите примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве, в природе.

По учебнику


© 2010-2022