- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Экономика 10-11 класс
Рабочая программа Экономика 10-11 класс
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плаксина Д.Р. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании МО: Руководитель МО _______/Л.В.Чепуркова/ Протокол № ______ от«___»__________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «АСОШ №2» ___________/Г.А.Адучиева/ «___»__________2015г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «АСОШ№2» _______/Л.С.Боктаева/ «___»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИКЕ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
Учитель Плаксина Диана Романовна
ФИО
Артезиан
2015
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
-
программы И.В. Липсица. Экономика, 2015г..
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
-
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
-
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
-
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России.экономический рост, глобализацию мировой экономики.
-
Объяснять:взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получение и оценка экономической информации;
-
составление семейного бюджета;
-
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класса
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Главные вопросы экономики
6
3
Силы, которые управляют рынком
4
4
Как работает рынок
3
5
Мир денег
3
6
Банковская система
4
7
Человек на рынке труда
5
8
Социальные проблемы рынка труда
3
9
Экономические проблемы безработицы
2
10
Контрольная работа
4
11
Итоговое тестирование
1
Всего
35
Календарно - тематическое планирование по экономике 10 класс
(1ч. в неделю, в год 35 часов).
№
Тема и тема урока
Кол-во часов
Основные понятия урока
Тип урока, приемы и методы
Литература
Введение в экономику. Главные вопросы экономики.
6
1
Что такое экономика. Методы экономической науки
1
Экономика - система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом.науки.
Изучения нового материала.
Лекция с эл. беседы, выполн. тест.заданий, взаимопроверка
п.1
2-3
Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.
2
Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость, свободные и экономические блага, производительность труда, разделение тр., специализация, обмен, типы собственности.
Комбинированный, лекция с эл. беседы, решение задач произв. труда.
п.2
4
Главные вопросы экономики. Экономические системы.
1
Типы экономических систем. Экономические институты и стимулы. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Изучения нового материала. Представление достоинств и недостатков экон. систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий.
п.3-4
5
Командная система. Смешанная система. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
1
Особенности командной системы, основные признаки смешанной.
Комбинированный.
Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия
п.5
6
Основы экономического анализа и принятия решений.
1
Выбор и принцип рационального поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.
Комбинированный.
Выполнения практикумов в группах и индивидуально, обсуждение выполнения домашнего задания (эссе).
п.1-5
7
Контрольная работа
1
Силы, которые управляют рынком.
4
8-9
Что такое спрос.
2
Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары и услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.
Изучения нового материала, комбинированный.
Лекция, построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума.
п.6
10-11
Отчего зависит предложение товаров
2
Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.
Изучения нового материала, комбинированный.
Построение кривой, шкалы, выполнение практикума, решение задач
п.7
12-13
Как работает рынок.
Формирование рыночных цен.
3
2
Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рын. равновесия
Изучения нового материала, комбинированный.
Лекция с эл беседы, выполнение практикумов, построение графиков, решение задач.
п.8
14
Рынок на практике.
1
Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом.
Изучения нового материала.
Работа с текстом , составление схем, таблиц, комментирование прочитанного, выполнение проблемных заданий.
п.9
15
Контрольная работа
1
Мир денег.
3
16
Причины возникновения и формы денег.
1
Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.
Изучения нового материала.
Сообщения, выполнение проблемных зад, упражнений, тестов, объяснение схем.
п.10
17
Функции денег в современной экономике.
1
Бартер, функции денег, активы, ликвидность
Урок-практикум,
Выполнение упражнений , тестов. Обсуждение домашних эссе.
п.11
18
Карманные деньги: за и против .
1
Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег
Изучения нового материала,
Мини - лекция с пробл. заданиями, сообщение, решение задач.
Лекция
Банковская система.
4
19
Причины появления и виды банков.
1
Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.
выполнение пробл. заданий
Мини-лекция, работа с текстом, «Из истории банков»
п.12
20
Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.
1
Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, выполнение пробл. заданий, упражнений,.
п.13
21
Как банки создают деньги
1
Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент.
Комбинированный.
Лекция с элементами беседы, выполнение упражнений, решение задач
Лекция
22
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
1
Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, самостоятельная работа с текстом, выполнение упражнений.
п.14
23
Контрольная работа
1
Человек на рынке труда
5
24-25
Экономическая природа рынка труда
2
Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, беседа, упражнения
п.15
26
Спрос на услуги труда
1
Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд.
Изучения нового материала.
Лекция с беседой, решение задач в группах, выполнение упражнений
п.15
27
Предложение труда
1
Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда
Комбинированный.
Мини-лекция, практикум, объяснение графиков.
п.15
28
Что такое заработная плата и от чего она зависит
1
Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, беседа, выполнение упражнений
п.16
Социальные проблемы рынка труда
3
29
Причины и виды конфликтов на рынке труда
1
Виды конфликтов, их причины, профсоюзы, задачи профсоюзов
Изучения нового материала.
Самост. работа с текстом, беседа, практикум
п.17
30-31
Социальные факторы формирования заработной платы
2
Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия
Комбинированный.
Самостоятельная работа с текстом, анализ предварительного соцопроса, выполнение упражнений , тестирование
п.18
32
Контрольная работа
1
Экономические проблемы безработицы
2
33
Причины и виды безработицы
1
Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий
п.19
34
Полная занятость и методы сокращения безработицы
1
Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы
Комбинированный.
Самостоятельная работа с текстом, проблемные задания.
п.20
35
Итоговое тестирование
1
Учебно - тематическое планирование по экономике для 11 класса
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Что такое фирма и как она действует на рынке
6
2
Как семьи получают и тратят деньги
4
3
Экономические задачи государства
6
4
Государственные финансы
4
5
Экономический рост
2
6
Организация международной торговли
4
7
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков
2
8
Контрольная работа
4
9
Итоговое тестирование
1
10
Подготовка к ЕГЭ
1
Всего
34
Календарно -тематическое планирование 11 класс
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№
Тема и тема урока
Кол-во часов
Основные понятия урока
Тип урока, приемы и методы
Литература
Что такое фирма и как она действует на рынке
6
1
Фирма. Роль фирм в экономике
1
Фирма, предприниматель и предпринимательство, достоинства и недостатки мелких и крупных фирм.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, самостоят. работа с текстом и раздаточн. материалом, анализ схем и таблиц, тестовые задан.
п.21
2
Организационно-правовые формы фирм
1
Хозяйственные товарищества и общества, принципы распределения прибыли, организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству
Комбинированный.
Анализ таблиц, схем, материала уч. пособия. Выполнение упражнений
п.21
3-4
Экономические основы деятельности фирмы
2
Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.
Комбинированный.
Мини-лекция, выполнение упражнений
п.22
5-6
Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса
2
Какие люди чаще всего становятся предпринимателями? Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов.
Повторение.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа
п.23
7
Контрольная работа
1
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия
4
8
Доходы и расходы семей
1
Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы
Изучения нового материала.
Мини-лекция, анализ таблиц, выполнение тестовых заданий
п.24
9
Влияние инфляции на семейную экономику
1
Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Комбинированный.
Мини-лекция, беседа, расчеты реального дохода, решение задач
п.25
10-11
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
2
Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.
Изучения нового материала.
Мини-лекция, беседа, анализ текста, дискуссия, построение кривой Лоренца, решение задач
п.26
Экономические задачи государства
6
12
Причины и формы участия государства в регулировании экономики
1
Экономические свободы и их защита.
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, составление схем, анализ таблиц, беседа
п.27
13-14
Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности
2
Причины несостоятельности рынка. Монополизация рынков. Невозможность создания благ на коммерческой основе. Возникновение внешних эффектов
Комбинированный.
п.28
15
Макроэкономические процессы в экономике страны
1
Формирование ВВП. Модель национальной экономики.
Изучения нового материала.
п.29
16
Инфляция и методы ее подавления.
1
Виды инфляции. Гиперинфляция.Причины инфляции.
Изучения нового материала.
п.30
17
Экономическая политика государства
1
Задачи современной экономической политики.
Изучения нового материала.
Лекция с элементами беседы.
п.31
18
Контрольная работа
1
Государственные финансы
4
19-20
Налоги как источник доходов государства
2
Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера
Изучения нового материала.
Самостоятельная работа с текстом, гипертекстом, составление схем, анализ рисунков и таблиц, беседа, выполнение задач и тестов
п.32
21-22
Как формируется и расходуется государственный бюджет
2
Бюджет, виды доходов, виды расходов, бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг
Изучения нового материала.
комбинированный
п.33
Экономический рост
2
23
Что такое экономический рост и как можно его ускорить
1
Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие
Изучения нового материала.
п.34
24
Экономические проблемы человечества в 21 веке
1
Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения
Изучения нового материала.
Круглый стол, работа с текстами, интернет ресурсами
п.35
25
Контрольная работа
1
Организация международной торговли
4
26-27
Международная торговля и ее влияние на экономику страны
2
Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг,сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран
Изучения нового материала.
Мини-лекция, работа с текстом, обсуждение сообщений, решение задач, тестов
п.36
28-29
Международная финансовая система
2
Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы
Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.
обсуждение сообщений
п.37
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков
2
30
Современная экономика России
1
Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами
Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.
обсуждение сообщений
Лекция
31
Экономика переходного типа в России
1
Либерализация экономики, структура собственности в России
Комбинированный.
Работа с тексом, анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.
Лекция
32
Контрольная работа
1
33
Итоговое тестирование
1
34
Уроки повторения
1
Отработка заданий ЕГЭ по обществознанию. (экономика)
Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов.общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита-Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
5. ecsocman.hse.ru - образовательный портал «Экономика. Социология.
Менеджмент».