Библиотечный урок Знакомство с библиотекой

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект библиотечного урока

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Класс: 1

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задачи:

• научить ориентироваться в библиотечном пространстве, познакомить с правилами пользования библиотекой;

• развивать познавательный интерес;

• воспитывать культуру поведения.

Оборудование: выставка детских книг

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий

книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления

услышанного на уроке.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки.

- Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова? (Ответы детей)

- В переводе с греческого - это книгохранилище («библио» - книга, «тека» - хранить). А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (Ответы детей)

- Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили?

-Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают

читать на дом. Наша библиотека состоит из трёх отделов: абонемент, читальный зал и книгохранилище. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения. Здесь вы можете выбирать книги (показать стеллажи с книгами).

А вот это читальный зал. Эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с ними, выбрать нужный материал.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать -

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи,

В каждой книге - чудеса!

И, конечно, тишина.

Здесь особенно нужна».

- Журналы ребята в основном приходят почитать на переменах. Какие детские журналы, вы знаете? (Ответы детей)

-Какие журналы выписывают вам, родители? (Ответы детей)

-С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее

красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята

работают, когда им дает задание учитель. Это энциклопедии и справочники. Эти книги называются справочной литературой. Они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).

- Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем

книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или

книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на

выставке «По страницам любимых книг».

Вам, наверное, взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и кбиблиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

  • Не читать книги во время еды;

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

  • Пользоваться закладкой.

- Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши

выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о

книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки.

- Вы любите сказки? (Ответы детей)

-Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки:

Он не птица, не тигренок,

Не котенок, не щенок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

что зовется… «Чебурашка».

(Показать книгу о Чебурашке).

- Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои?

(Показать книгу о Незнайке).

- Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

- Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках.

Кто это?

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат? («метла»)

- И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку:

У Аленушки - сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? «Гуси-лебеди»

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет? Золушка

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

- В какой сказке они живут? - «Волк и семеро козлят»

- И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли,

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора, «Федорино горе»)

- Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.

Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки.

1. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки

маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же

предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка ряба»)

2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но

её спас принц. Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что

же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4. Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в

маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? («Дюймовочка»,

Г-Х.Андерсен)

- Ну вот, разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете

разгадывать загадки.А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала

- Что такое библиотека?

- Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент)

- Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

- Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

- Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми

читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в

читательский формуляр.

-До скорой встречи!

Список литературы

1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 232 с.

2. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 173 с.

© 2010-2022