- Преподавателю
- Другое
- Рабочая тетрадь по основам светской этики №2
Рабочая тетрадь по основам светской этики №2
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панкина Н.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Основы светской этики
5 кл.
«Основы светской этики и религиозных культур»
Основы светской этики
Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса
Тетрадь для работ по основам религиозных культур и светской этики учени__________________класса МБОУ «Головинская основная школа» _______________________________
Рабочая тетрадь «Основы светской этики. 5 класс» является продолжением рабочей тетради для 4 класса. Разработана в соответствии с планированием учебных занятий по учебному пособию «Основы светской этики» по материалам учебника и дополнительными материалами из опыта работы.
Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-
Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья.
-
Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех
(Цицерон)
______________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери
(В.Г. Белинский)
______________________________________________________
-
Укажи последовательность родственных связей в семье
МАТЬ
ПРАБАБУШКА
ВНУК
БАБУШКА
ПРАВНУК
СЫН
-
Вместе с родителями составь своё родословное древо
Или опиши свою родословную, нарисуй (приклей фотографии) членов своей семьи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 19. Нравственный поступок
-
Какое определение, на твой взгляд, более точно объясняет смысл выражения «нравственный поступок»?
-
Действие, за которое ты несёшь ответственность.
-
Поступок, вызывающий уважение окружающих.
-
Добрые дела, совершаемые человеком.
-
Самостоятельный выбор целей и способов
поведения, не противоречащих общепринятым
правилам.
-
Используя текст учебника (с. 40 - 41), выпиши признаки нравственного поступка.
-
______________________________________________________
-
______________________________________________________
-
______________________________________________________
-
______________________________________________________
-
______________________________________________________
-
Три дочери (притча)
Три женщины пришли к роднику за водой и незаметно разговорились о своих дочерях. Неподалеку от них на скамеечке отдыхала старушка. Одна из женщин похвалилась перед ней красивыми нарядами своей дочери. Другая похвалила ум и красоту своей. Третья стала нахваливать голосок своей дочери. А четвертая промолчала.
Только женщины набрали воды, идут три девицы. Одна в платье нарядном, другая издалека выделяется своей красотой. И книжки в руках умные держат. Вдруг запела третья девушка звонким жаворонком. А у четвертой ни нарядов особых, ни внешности заметной, ни талантов издалека видных. Стоят матери, дочерями любуются. Три девушки гордо прошли мимо. А четвертая подошла к своей матери, поздоровалась скромно со всеми, а потом взяла у своей матери тяжелый кувшин и, подняв его, понесла домой.
Спрашивают женщины у старушки: - И какая из наших дочерей тебе больше понравилась?
А та отвечает:
- А я ваших дочерей и не видела. Только одну заметила, ту, что к матери своей подошла.
Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие - поступок»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка.
Урок 20. Золотое правило нравственности
-
«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе»
(Э. Роттердамский)
Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Отгадай загадки.
О
За худое жди худа,
За доброе - _____________
дин болтун,
Другой свистун,
Третий едун,
Два брата видаки,
А два слышаки,
Д
Нет _______________ ищи, а нашёл - береги.
ва брата бегуна
Да два брата ухвати.
Используя слова-отгадки, составь пословицу.
-
Пользуясь текстом учебника (с. 42), выпиши «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуально ли оно для сегодняшнего дня? Объясни.
-
Оцени поступки сказочных героев с точки зрения ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 21. Стыд, вина, извинение
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
-
Опираясь на «Золотое правило нравственности» оцени поступки Оли и Лиды.
-
Как ты понимаешь последнюю фразу Лиды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Прочитай текст учебника, найди и выпиши следующие определения:
СТЫД - ________________________________________________
_______________________________________________________
ВИНА - _________________________________________________
_______________________________________________________
-
Что может вызвать у человека чувство стыда?
а) невыполненное обещание;
б) верны все варианты;
в) обман;
г) ссора;
д) твой вариант ответа _________________________________
-
Чтобы избавиться от чувства вины надо:
а) почитать интересную книгу;
б) найти нового друга;
в) забыть о плохом поступке;
г) извиниться перед тем, кого обидел.
-
Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 22. Честь и достоинство
-
Во время войны в школе г. Иркутска, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного, никто из ребят в то время не был в Мавзолее В.И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, набитых буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще как! И рассказчик он был хороший! Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А дело в том, что он, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: " Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе". А ребятишки хохотали: " Ничего себе - "уважаю, уважаю" а списать не дает"
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.
-
Согласен ли ты с мнением: «Ребята не понимали, что Витя не жадничал, а берёг человеческое достоинство своих одноклассников»?
-
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Витя увидел, что в сумерках три довольно крепких "лба", как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою "правоту" кулаками, колотят паренька, он не разглядел кто это, как выяснилось потом, - его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Видя явную несправедливость - трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы, видимо вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.
-
Как ты оцениваешь поступок Вити?
-
…. - Итак, - сказал директор, - чья это работа?
- Моя, - встал Виктор.- Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал. Но тогда встали два паренька, принимающие участие в драке, и все сами рассказали.
И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его "проучить".
- И все равно, - сказал Виктор, - трое на одного - это подло.
- И все с ним согласились.
Вот какая произошла непростая и неоднозначная история.
Но девчонки снова все полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то, что он по-прежнему не давал списывать.
-
Можно ли назвать поступок Вити достойным?
-
Где в наше время можно проявить достоинство?
-
Обсуди с родителями:
-
Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?
-
Что по твоему мнению входит в понятие «достоинство»?
-
По отношению к кому надо вести себя достойно?
Урок 23. Совесть
-
Прочитай строчку из стихотворения. Возможно, она даст тебе повод для размышления, а возможно у тебя появится желание продолжить её. Попробуй сам сочинить продолжение этого стихотворения.
Совесть компас на пути, как по жизни нам идти…
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Совесть, благородство и достоинство,
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
(Булат Окуджава)
-
Почему автор соединил три понятия «совесть», «благородство», «достоинство»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Окуджава Булат Шалвович
(9 мая 1924 - 12 июня 1997)
Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие - когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." - стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски.
П од каким из высказываний ты поставил бы свою подпись?
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!»
(А.С. Пушкин)
«Что слава! Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое»
(Г.Р. Державин)
(1799 - 1837)
(1743 - 1816)
-
Подбери пословицы о совести.
Урок 24. Нравственные идеалы
-
Отгадай, о ком говорится в этом стихотворении?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Никита Морозов)
-
Пользуясь текстом учебника (с. 50 - 51), выведи правила честного богатырского поединка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Святогор - русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы. Святогор поделился своей силой с известным русским богатырём Ильёй Муромцем.
С оставь образ современного богатыря. -
Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу? Подготовь небольшой рассказ о нём.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 25. Нравственные идеалы
-
Вооружи рыцаря.
-
Войти в замок сможет тот, кто обладает рыцарскими качествами. Напиши их, используя текст учебника (с. 52)
-
Какие качества из приведенного ниже списка подходят к понятиям «джентльмен» и «леди», а какие нет?
Приветливость, пунктуальность, равнодушие, легкомыслие, неуклюжесть, образованность, элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Порассуждай на тему: «Только взрослый человек или даже мой сверстник может называться рыцарем, джентльменом, леди?»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
-
Пользуясь текстом учебника (с. 54), восстанови понятие «культура России».
Культура России - это пример __________________________, сокровищница знаний, ________________________________,
_____________________________ и устойчивых норм-образцов ____________________________________________.
-
Соедини иллюстрации с соответствующим высказыванием. Объясни смысл одного из них.
Защита Родины есть и защита своего достоинства. (Н. Рерих)
Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен)
Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель)
-
Проверь себя.
-
В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
-
В любви к своему народу;
-
в добрых чувствах к природе родного края;
-
в труде на благо Родины;
-
верны все варианты.
-
Что можно назвать образцом нравственности?
-
Победу в школьной олимпиаде;
-
знание законов государства;
-
умение достигать цели любой ценой;
-
дела, направленные на общее благо людей.
-
Кто из членов твоей семьи является для тебя образцом нравственного поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Подготовь рассказ об этом человеке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 27. Этикет
-
Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета.
-
«Уважение других дает повод к уважению самого себя.»
(А. Суворов)
Этикет предусматривает определённые правила еды. Нарисуй, как правильно сервировать стол к семейному празднику. -
К
акие правила этикета нарушают герои.
-
Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые и недопустимые правила общения.
Урок 28. Семейные праздники
-
Определи название праздника.
-
Сабантуй (татарский праздник)
"Весенний день год кормит" - говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали "Сабан туе" - "свадьба плуга", а возможно, "свадьба (торжество) яровых", ведь слово "сабан" означает и то и другое, ну а "туй" - это "свадьба", "торжество". Сабантуй остается и по сей день самым любимым праздником. В сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей.
Сбор подарков к Сабантую . Повсеместно самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовили самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого.
Майдан - место состязаний. По традиции они включали в себя: скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш.
Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями.
В пиши в календарь традиционные праздники вашей семьи.
-
Выбери подарок для членов семьи.
-
Подготовь поздравление или смастери открытку к одному из семейных праздников.
Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность
-
Прочитай в учебнике (с. 61) высказывания известных людей в рубрике «Мудрые мысли». Выпиши ту фразу, которая могла бы стать девизом всей твоей жизни.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В чём на твой взгляд заключается смысл жизни? Нарисуй это на схеме.
-
Сегодня нет более важной задачи, чем предотвращение и разрешение конфликтов, приводящих к гибели людей. В 1945 году, после окончания Второй мировой войны, для сохранения мира была создана Организация Объединённых Наций. Миротворцы в голубых касках являются главным олицетворением усилий ООН по поддержанию мира. Ежегодно 21 сентября отмечается Международный день мира, в этот день звучат призывы к прекращению войны и отказу от насилия.
Каждый год ветераны-миротворцы, предста-вители Организации Объединённых Наций присуждают школьникам России звание «Юный миротворец». Это высокое звание можно заслужить своей работой по поддержанию идеи мира и согласия.
В ставь слово.
-
Счастье родителей зависит от ______________________ их детей.
-
Высшая ценность для человека - это его ____________________________ .
-
Жизнь каждого человека ценна для ________________________________ .
-
В процессе жизни человек утверждается как ______________.
Слова для справок: личность, счастье, общество, жизнь
-
Соотнесите ценности, которые важны для человека, и организации, которые помогают сохранять или создавать ценности.
Организации
Ценности, которые важны для человека
Поликлиника
Музей
Фитнес-клуб
Школа
Образование
Красота тела
Культурные ценности
Здоровье
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству
(обобщающий урок )
Дорогой друг, вот и заканчиваются наши занятия по курсу «Светская этика». Надеемся, что они были для тебя интересными, ты узнал что-то новое и чему-то научился, на что-то взглянул по-новому. Мы постарались, чтобы они стали небольшой подсказкой на жизненном пути в нашем большом и родном Отечестве.
Давай вместе вспомним некоторые страницы истории и настоящего России.
-
Что такое Родина?
-
Родина - это место, где человеку хорошо жить.
-
Родина - это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
-
Родина - это место, где человек живет, учится и работает.
-
Укажи объекты культурного наследия России:
Оз. Байкал
Дополни своими примерами.________________________
__________________________________________________
-
Это интересно!
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Родина - это и отечество, и страна, и место рождения человека.
Родить - значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители - мать и отец, у которых рождаются дети.
Родич - родственник, член рода.
Родня - родственники.
Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Собери пословицы.
-
Мать, у, одна, человека, Родина, одна, и него, у
______________________________________________________________________
-
Кто, Родине, долг, верно, примерно, служит, исполняет, тот
______________________________________________________________________
-
Соловей, человек, песни, что, Родины, песни, без, без
______________________________________________________________________
-
Определи, кто изображён на портретах.
-
Дополни, в чём выражается твой долг перед Родиной?
-
Я должен _____________________________
-
Я должен______________________________
-
Я должен______________________________
-
Как называется человек, любящий свою Родину? ___________________________________________________
-
Все люди, живущие на территории России - ___________________________________________________
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Содержание:
Урок 18. Род - исток нравственных отношений
3
Урок 19. Нравственный поступок
6
Урок 20. Золотое правило нравственности
8
Урок 21. Стыд, вина и извинение
10
Урок 22. Честь и достоинство
12
Урок 23. Совесть
14
Урок 24. Нравственные идеалы
16
Урок 25. Нравственные идеалы
18
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
20
Урок 27. Этикет
22
Урок 28. Семейные праздники
24
Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность
26
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству
28
Для заметок
1