Развивающие занятие Птичьи имена

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие занятие «Птичьи имена»

Цели: расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

Оборудование: мультимедийная презентация, грамзапись «Голоса птиц».

Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам - нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи - на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в теплые края. Всех пернатых друзей мы собрали вместе. (Слайд 1). И они очень рады этому. Послушайте, как они звонко поют свои песни. (Грамзапись «Голоса птиц»).

Сегодня мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили свои названия.

Ученик. Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц»:

Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. (Слайд 2). Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. (Слайд 3). А разве плохое имя чиж или чечетка? (Слайд 4). И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. (Слайд 5). Названия - прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка -это та, что поет на заре. (Слайд 6). Лунь - это тот, что «сед, как лунь». (Слайд 7). Кукушка…(Слайд 8). «Кукушка, кукушка. Сколько мне лет еще жить?». А она «ку - ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. (Слайд 9). Птица - и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».

Воспитатель. Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкова прочитали нам… Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи - птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что птицы получили свои названия.

Ученик. Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. (Слайд 10). Как вы думаете, за что эта птица могла получить свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку - ку! Ку- ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукучка», французы - «куку», болгары - «куковица», немцы - «кукук», испанцы «кукуко». Все народы обратили внимание на один и тот же признак - крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже.

Ученик. А вот над болотом длинноклювая птица. А клюв - то у нее такой интересный, загнут вниз. (Слайд 11). Внимание - птица закричала: «Кууу - лик! Кууу - лик!». (Слайд 12). И всем понятно, как ее зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает). «Кулики - стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле. Под камешками, в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по-разному называются.

Ученик. Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка. (Слайд 13). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Большую пользу приносит эта неутомимая труженица. Птичка издает тонкий писк. Поэтому ее прозвали пищухой.

Воспитатель. За свою песенку, голос получили название и многие другие птицы. Кто из вас изобразит крик удода? Кряквы?

Ученик. Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв ил хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Например, как вы думаете, почему эту птицу зовут зеленушка? (Слайд 14). А эту рябчик? (Слайд 15). Почему эту утку назвали лысухой? (Слайд 16). По какому признаку птица названа шилоклювкой? (Слайд 17). А эта вертишейкой? (Слайд 18).

Ученик. Это горихвостка (Слайд 19). Она названа так за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка - невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит -

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

Ученик. Название птицы клест произошло от старорусского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест - накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Воспитатель. Ребята, а что необычного из жизни этой птицы и ее птенцов вы знаете? (Слайд 20). (Если дети затрудняются, то воспитатель сам рассказывает о том, что эта птица, в отличии от других, выводит птенцов зимой, и объясняет почему.) Эта птица зимородок.

Ученик. Многие птицы получили названия от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит свое гнездышко в крапиве, а дубровник - в дубраве. Ласточки - береговушки не умеют лепить гнезда, как это делают их сестры ласточки - касатки. Береговушки роют норки - гнезда в высоком берегу реки. Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает она к нам тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. (Слайд 21).

Ученик. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

Ученик. Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или не взошло. (Слайд 22).

В чаще лесной у полянки

Рада вечерней поре

Птичка лесная - зарянка -

Песню запела заре.

Ученик. Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползает. Это поползень. Она обследует все трещины и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом. (Слайд 23).

А вот эту птичку зовут зябликом. (Слайд 24). Почему ее так назвали? Потому что она зябнет? Послушайте отрывок из сказки Н. Сладкова «Упрямый зяблик» (читает):

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - ей хоть бы что? Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, с этими Октябрь и связываться не хочет, этим Январь не очень страшен. А вот за зябликов Октябрь взялся. Потому что фамилия у них такая - Зяб - лик. Должны они холода бояться. Взялся - всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый. Рассердился Октябрь:

- Зяблик ты, так зябни! - и стряхнул ртуть в термометре сразу на десять градусов ниже нуля. А Зяблик не зябнет!

- Небось, озябнешь! - разбушевался Октябрь, и давай Зяблику под перо дуть. А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. Склевывает то насекомое, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная - плюс сорок три градуса. А с такой температурой и в октябре - май!

Ученик. Оказывается, зяблик совсем не зяблик. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное «зяблое», как говорят в народе, время, потому что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, назвали ее зябликом.

Эту птичку знают все. (Слайд 25). Это… воробей, самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомств! Каждый раз в гнезде 5 - 6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

Ученик. Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомек, что не для нее сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.

- Вора бей! Вора бей! - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название - воробей.

- А это что за большая серая птица прилетела на выращенные нами зерна? (Слайд 26).

- Вор она! Вор она! - кричали люди. Отсюда и - ворона.

Воспитатель. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?

За горсточку зерна, похищенного у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Ранним весенним утром в глухом лесу, на самом краю болота, тоскует большая черная птица с ярко - красными бровями. Хвост веером, грудь колесом! «Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк» - раздается ее веселая тихая песня. Во время песни птица ничего не слышит. Вот и прозвали ее… глухарь. (Слайд 27).

Ученик. У сороки прозвище - белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот головка, крылья и хвост - черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неучтивым характером. Вечно она кричит, ссорится - отсюда и название «сорока». (Слайд 28).

Воспитатель. Многообразен мир птиц. И каждая - особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны! Многие из вас, ребята. Держат птиц дома. Расскажите о них.

- Что вы знаете о певунье - канарейке? (Слайд 29).

Канарейки - получили свое название от названия островов - Канарейских, оттуда они были завезены к нам в Европу более двух веков назад.

- Попугаи и канарейки - птицы из далеких от нас мест, где не бывает холодных зим. И хотя в клетке житье не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю - погибнут. А как быть с птицами наших родных мест, которых ловят птицеловы? Нужно ли их ловить? Где им лучше живется - на воле или в клетке?

Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака «Зяблик»:

Зяблик

Хотел иметь я птичку

И денег накопил.

И вот на птичьем рынке

Я зяблика купил.

Сидел мой зяблик в клетке

И зернышки клевал,

И как в лесу, на ветке,

Все песни распевал.

Ребята заходили

На зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с зябликом возился,

Хоть было много дел,

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой, -

Лежал в пустой кормушке

Голодный зяблик мой.

Я спас его от смерти -

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят на день рожденья

Мне подарить щенка.

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!».

Воспитатель. Почему мальчик отказался от щенка?

В заключении нашего занятия прочитаем с доски замечательные слова М. Пришвина:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

© 2010-2022