Методическая разработка урока по этике «Добро и зло. Долг и совесть» (8 класс)

Цель урока: сформировать представление воспитанников о том,что долг и совесть- важнейшие морально- этические регуляторы поведения человека. Задачи: - создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у воспитанников образного представления о морально- этических понятиях "добро", "зло", "долг", "совесть" с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт; - обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учётом своего познавательного...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по этике «Добро и зло. Долг и совесть» (8 класс)



Цель урока: сформировать преставление воспитанников о том, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

  1. Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у воспитанников образного представления о морально-этических понятиях "добро", "зло", "долг", "совесть" с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

  2. Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

  3. Помочь воспитанникам осознать ценность совместной деятельности на уроке.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.

  3. Рефлексия деятельности.

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

знать:

- определение понятий "добро", "зло", "долг", "совесть";

- что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;

- что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

уметь:

- характеризовать критерии морального поведения;

- доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора ;

- обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;

- участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Ход урока

1 этап: актуализация

Слайд №1: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи "Бабочка":

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №2: изображение бабочки на ладони

- Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить, или отпустить)

- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

- А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №3: слова: "добро" и "зло"

- Это и будет темой нашего урока: "Добро и зло. Долг и совесть".

Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия "добра" и "зла",озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:

- Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям "добро" и "зло".

Слайд №4: определение понятий "добро", "зло"

Добро - это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло - это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

2 этап: постановка проблемы

Учитель:

- Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

- Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа "Проверка на дорогах".

Слайд №5: сюжет фильма "Проверка на дорогах".

На фоне сюжета без звука учитель комментирует:

- Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?

- Как бы вы поступили на их месте и почему?

- В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?

(Ответы детей)

Слайд №6: проблемный вопрос

- Итак, главный вопрос урока:

Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?

3 этап: решение проблемы

Учитель:

- Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.

Слайд №7: правила мозгового штурма

  • Предложения краткие

  • Критика запрещена

  • Все идеи фиксируются

  • Фантазия приветствуется

  • Идеи лишаются авторства

Учитель:

- Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма "Катынь" Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года - расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?

Слайд №8: сюжет фильма "Катынь"

После просмотра сюжета начинают работать в режиме мозгового штурма. Два ученика фиксируют предлагаемые варианты. Затем учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово " совесть".

4 этап: моделирование понятия "совесть"

Слайд №9: портреты мыслителей

Учитель:

- Так что же такое "совесть"? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

  1. Совесть - это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми - единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

  1. Честь - это внешняя совесть. Совесть - это внутренняя честь.

Шопенгауэр

  1. Совесть - это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

  1. Я полагаю, что совесть - это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

  1. Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

  1. Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

  1. Самое лучшее украшение - чистая совесть.

Цицерон

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть-это

(выделенные в афоризмах слова)

Методическая разработка урока по этике «Добро и зло. Долг и совесть» (8 класс)



- Я вам предлагаю понятие "совесть", приведенное в философском словаре.

Слайд №10: понятие "совесть"

Совесть - это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

5 этап: рефлексия

Слайд №11:

Вопросы учащимся:

- Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?

- Как же определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?

- Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы

(На фоне музыки):

Совесть. Благородство и достоинство -
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.

Слайд №12: портрет Б.Окуджавы

Совесть, благородство и достоинство -
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.

Б.Окуджава

Слайд №13: порхающая бабочка

- Помните, ребята, все в ваших руках.



© 2010-2022