Конспект на тему Нравственность необходима человеку

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Нравственность необходима человеку

Ни для кого не секрет.что в нашем современном мире нравственное развитие как детей, так и взрослых, оставляет желать лучшего. В мире происходят изменения,которые человек не в силах остановить.Технический прогресс сделал свое дело. Человечество, стараясь успеть за техникой и сумасшедшим ритмом жизни, практически не задумывается о своем духовном и нравственном развитии. Нравы и обычаи во всем мире терпят существенные изменения. Молодежь не хочет жить так, как жили их предки. Но существуют определенные моральные ценности, которые имеют одинаковое значение для любой культуры и каждого человека. Это должно быть неизменно и не рушимо. Должен существовать определенный «стержень», «основа». «эталон» - то, что не должно меняться ни при каких изменениях в развитии цивилизации и человечества. Это как точка опоры, должно поддерживать и давать силы идти дальше по жизненному пути, зная, что идешь правильно,не нарушая моральные устои. Нравственное развитие - основа, делающая человека человеком. В современных условиях нравственное развитие приобретает особое значение. Но формирование духовно и нравственно развитой личности не происходит само по себе. Оно требует усилий со стороны людей,и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом едином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или не справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

В российском обществе в данный период творится что-то невообразимое,такого в России ещё никогда не было,Россия находится в глубоком нравственном кризисе: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения,не задумываясь о духовном.
Реальное состояние современного российского общества - это рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни россиян, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. Разрушается все то,что делало Россию самой сильной и сплоченной страной, непобедимой державой.
Сегодняшние условия, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения,человеку трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. Подлинно активная личность умеет свободно,т.е. сознательно выбирать линию своего поведения.Но не каждому человеку это дано. Многие люди не могут определиться со своей нравственной позицией и поэтому подвержены влиянию, навязыванию чужих, не всегда правильных, нравственных устоев.Стоит внедрить что-то новое в массы,очень многие начинают слепо следовать за этими новшествами, не задумываясь о, том, как это может отразиться на их нравственном самосознании.
Нравственное развитие в наши дни требует более внимательного отношения, возврата к истокам , туда, где было просто и понятно каждому человеку, что хорошо, а что плохо.Когда не было перевернутых с ног на голову норм бытия человека.
В общем смысле слова термин «нравственное развитие»обозначает процесс,при помощи которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие обычно подразделяют на «моральный релятивизм»-это когда понимание правильного и неправильного зависит от изучаемой культуры народа,и «моральный универсализм»-это когда существуют общие ценности для всех людей(например,сохранение жизни человека).
По словам М. Кордуэлла,сторонники разных теорий дают разные интерпретации нравственного развития:
1.Теория социального обучения(выработка у ребенка морально преемлемых видов поведения,при наблюдении за поступками взрослых людей).
2.Теория психоанализа. В результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируются с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго.Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «гласа совести»,направляя личность к социально преемлемому поведению и удерживая её от конфликтов с людьми,олицетворяющими власть и возможность наказания.
3.Теория когнитивного развития(например,теория Кольберга) рассматриваетнравственное развитие,как отражение способа детских рассуждений о моральных дилемах,что ,в свою очередь,является продуктом их интеллектуального развития.СогласноКольбергу,эта схема присуща всем людям без исключения;следовательно,его теория является примером морального универсализма.
Рассмотрим подробнее,что из себя представляет каждая из теорий. В 1969 году Бандура выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения.С его точки зрения, внутренняя реальность (психоаналитические теории), состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить колебания поведения в различных ситуациях. После этого радикальный бихевиоризм Скинера объяснял человека только как продукт окружения и был уж сильно радикальным.
а) Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Люди формируют окружение, а окружение одновременно формирует людей.
б)Причины функционирования человека можно понять в терминах непрерывного взаимодействия поведения/соматики, познавательной/когнитивной сферы и окружения/социума. Тот компонент, который в данный конкретный момент времени оказывается сильнее подчиняет остальные два.
в)Человек постоянно реагирует на внешние влияния, но не пассивно, а проактивно. Высшие интеллектуальные способности (например оперирование символами) дают мощное средство воздействия на окружение.
г)Поведение регулируется последствиями: полагаемся на полученную (наблюдая или читая, или слыша о поведении других) информацию о результатах действий/бездействия и приходим к решению. Действуем согласно образам из своей памяти/воображения. Можем решать проблемы, не обращаясь к действительному поведению проб и ошибок.
д)Новое поведение у конкретного человека появляться (и при отсутствии внешнего подкрепления!) благодаря наблюдению и имитации модели. Мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают (поиск причины-следствия).
е)При помощи процессов моделирования извлекаем общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируем для себя правила поведения. Наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Определённые навыки невозможно кратко описать символьным способом (езда на велосипеде, ходьба, игра на музыкальных инструментах) и им куда проще научится через наблюдение. В дополнение к копированию путем моделирования можно выстроить (придумать) и новое поведение.
ж)Не всё научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.
Моральные нормы не возникают сами по себе или в сообществе детей; дети могут усвоить их только в общении со взрослыми. Как показано во множестве работ, именно первая стадия (по существу, стадия подражания - до 6-7 лет) в значительной степени предопределяет нравственное лицо взрослого человека.При правильном воспитании дети воспроизведут ту нравственную систему (то есть понимание того, что такое хорошо и что такое плохо), которую мы в них заложим. А этих нравственных систем, причем внутренне непротиворечивых, достаточно много.
Экспериментальными исследованиями установлено, что степень зрелости моральных суждений ребенка соотносится с его поведением в ряде гипотетических конфликтных ситуаций, когда он должен решать, будет ли он обманывать, причинять боль другому, отстаивать свои права и т.д. Люди с более высоким уровнем морального сознания менее других склонны к конформному поведению. На более высоких стадиях развития морального сознания его связь с поведением личности теснее, чем на низких, а предварительное обсуждение моральной проблемы положительно влияет на выбор поступка. Прямую связь между зрелостью моральных суждений, высказанных при обсуждении какой - либо проблемы, и реальным поведением молодежи подтверждают советские исследования нравственного воспитания и самовоспитания. Юношеские споры и диспуты по вопросам морали не только предваряют, но во многом и предопределяют способ разрешения реальных жизненных проблем. Отсюда громадное значение нравственного просвещения и пропаганды этических знаний среди молодежи. Но когнитивные предпосылки морального развития нельзя рассматривать изолированно от общего процесса становления личности и ее жизненного мира. Поэтому, оценивая экспериментальные данные о взаимосвязи морального и интеллектуального развития личности, нельзя не учитывать, прежде всего, конкретные социальные условия, в которых протекает это развитие, а также особенности ситуации, то, насколько понятна субъекту возникшая моральная дилемма и какой личностный смысл имеет для него предполагаемый выбор; наконец, его личностные особенности и предыдущий нравственный опыт. В свете этого очевидна методологическая ограниченность когнитивно - генетической модели Колберга. Чтобы применить какое - то правило даже в чисто познавательных процессах, нужно не только овладеть соответствующими мыслительными операциями, но и суметь правильно оценить подлежащую решению задачу, определить ее как задачу именно на это правило. Разные уровни морального сознания могут выражать не только стадии развития, но и разные личностные типы. Например, этический формализм, установка на отделение моральных норм от конкретных условий их реализации и на безусловное соблюдение правил, каковы бы ни были последствия этого, - не только определенная стадия морального развития, но и специфический тип жизненной ориентации, сопряженной с определенным стилем мышления и социального поведения.
Как мы понимаем из вышеизложенного, нравственность не появляется сама по себе. Её в человеке нужно воспитывать. Нравственное развитие происходит в течении всей жизни человека. Но в детском возрасте закладываются основные,базовые ценности. Ученые считают, что то, что впитал ребёнок до семи лет, проявится в подростковом возрасте.

Жизнь прожить нужно достойно, оставив после себя таких же потомков. Честь, веру, достоинство нужно нести по жизни смело, подавая другим свой пример. Главные ценности,мораль должны находить отклик в каждой душе, ведь все мы люди .

© 2010-2022