• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания и контрольные задания по дисциплине Семейное право для студентов заочного отделения среднего специального учебного заведения по специальности

Методические указания и контрольные задания по дисциплине Семейное право для студентов заочного отделения среднего специального учебного заведения по специальности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»





Семейное право



Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения среднего специального учебного заведения по специальности

030912 «Право и организация социального обеспечения»






Острогожск 2013

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе______О.В. Редина

«___»___________2012



Методический материал предназначен для студентов заочного отделения среднего специального учебного заведения по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

для выполнения домашней контрольной работы в межсессионный период и самостоятельной подготовки к лабораторно-экзаменационной сессии.

Разработчик:

Труханова С.А, преподаватель юридических дисциплин ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»

Методические указания рассмотрены на цикловой комиссии экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин

Протокол №____от «___»_______20__

Председатель цикловой комиссии________Е.В.Чалая

СОГЛАСОВАНО

Зав.заочным отделением________Е.Ю. Сизинцева

Протокол №____от «___»_______20__

Председатель цикловой комиссии________/___________

СОГЛАСОВАНО

Зав.заочным отделением________/___________

Протокол №____от «___»_______20__

Председатель цикловой комиссии_________/___________

СОГЛАСОВАНО

Зав.заочным отделением________/___________









Общие методические указания


Семейное право Российской Федерации представляет собой самостоятельную отрасль права и изучается в виде самостоятельной учебной

дисциплины.

Учебная дисциплина «Семейное право» ставит следующие цели и задачи:

- изучение семейного законодательства;

- усвоение теоретических положений науки семейного права;

- выработка навыков практического применения полученных знаний в решении конкретных задач в сфере брачно-семейных отношений.

В процессе освоения курса семейного права студенты должны изучить

рекомендуемые программой нормы Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, федеральных законов, а также постановления Правительства РФ и иные подзаконные акты. Кроме того, необходимо ознакомиться с разъяснениями по применению семейного законодательства, данными в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Студенты, приступающие к изучению курса «Семейное право», должны обладать знаниями основ права, ориентироваться в системе права, грамотно классифицировать источники права, иметь представление о нормах права и способах реализации права.

В результате изучения курса «Семейное право» студент должен:

- знать роль и место семейного права в системе российского права;

- предмет, методы, основные начала семейного права, понятие и состав

семейного правоотношения, содержание прав и обязанностей участников семейного правоотношения;

- иметь представление о системе источников семейного права, о

юридической технике и структуре норм семейного права;

- уметь грамотно толковать нормы семейного права, правильно

применять их в конкретной ситуации, разрешать практические задачи;

- обладать навыками самостоятельной работы, способностью

анализировать и решать проблемы в сфере семейных правоотношений в сочетании с нормами других отраслей права.

Настоящие методические указания по выполнению контрольной работы предназначены для студентов заочной формы обучения. Подготовка контрольной работы является составной частью учебного процесса, одной из основных форм самостоятельного изучения дисциплины «Семейное право»

Выполнение контрольной работы позволяет студенту достичь следующих целей:

- научиться самостоятельно работать с учебным материалом;

- приобрести навыки работы с законодательством, практикой его толкования и применения;

- изучить элементы научного исследования, научиться анализировать учебную и научную литературу, законодательство и юридическую практику, а также развить умение грамотно излагать свои мысли.

Вопрос контрольной работы, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он освещается в учебниках и на занятиях. В этой связи для студента является обязательным тщательное изучение дополнительной литературы, рекомендованной кафедрой. Студент также вправе самостоятельно привлекать иную монографическую и научную литературу по теме.

В таблице распределения вопросов и задач для контрольной работы указаны номера теоретических вопрос и номер задачи в соответствии с первой буквой фамилии студента.

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.

1. Объем работы - не менее 10-15 страниц печатного текста.

2. Шрифт - Times New Roman, кегль - 14.

3. Междустрочный интервал - полуторный.

4. Поля - 2 см сверху, 2 см снизу, 3 см слева, 1,5 справа.

5. Режим выравнивания - по ширине.

6. В работе должно быть использовано не менее 5-7 источников.

7. Каждое задание должно начинаться с новой страницы.





СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Семейное право»


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

94

Итоговая аттестация в форме экзамена


Примерная тематика занятий для заочной формы обучения

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Обзорные занятия

8 часов

Практические занятия

6 часа

Введение

установочное

2

1

2

3

Тема 1. Понятие семейного права

2


Тема 2. Семейные правоотношения


2

Тема 3. Брак


2

Тема 4. Личные и имущественные правоотношения супругов.

2


Тема 5. Правоотношение родителей и детей.

2

Тема 6. Алиментные обязательства членов семьи.


2

Тема 7. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2



Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Семейное право»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

1

2

Тема 1.

Понятие семейного права

Содержание учебного материала

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «История развития семейного права».

Тема 2.

Семейные правоотношения

Содержание учебного материала

Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Понятие родства, супружества и свойства.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Основание возникновения семейных правоотношений»

Тема 3.

Брак

Содержание учебного материала

Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным.

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой.

Подготовка сообщения на тему: «Брак в истории развития семейного права».

Тема 4.

Личные и имущественные правоотношения супругов.

Содержание учебного материала

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по обязательствам.

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление брачного договора.

Тема 5.

Правоотношение родителей и детей.

Содержание учебного материала

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщений по темам:

«Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей».

Тема 6.

Алиментные обязательства членов семьи.

Содержание учебного материала

Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.

Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Составление соглашения об уплате алиментов.

Тема 7.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание учебного материала

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщений на темы:

«Права и обязанности опекунов и попечителей»; «Усыновление - как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»; «Приемная семья».

Тема 8.

Акты гражданского состояния.

Содержание учебного материала

Акты гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского состояния. Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.

Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.

Подготовка сообщения на тему: «Регистрация акта гражданского состояния».








Задания для контрольной работы


Общие требования по выполнению контрольной работы.

Для выполнения контрольной работы нужно подобрать рекомендуемую литературу. Ознакомиться с содержанием методических указаний к каждой теме. Контрольная работа имеет таблицу распределения контрольных вопросов и задач по вариантам. Вариант студента определяется по первой букве его фамилии. Контрольная работа должна содержать полные, четкие, конкретные ответы на поставленные вопросы.

Перечень теоретических вопросов для контрольной работы


1. Предмет и метод семейного права.
2. Принципы семейного права.
3. Источники семейного права.
4. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям.
5. Отношения, регулируемые семейным законодательством.
6. Сроки исковой давности в семейном праве.
7. Понятие и правовая природа брака.
8. Условия заключения брака.
9. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
10. Порядок заключения брака.
11. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
12. Основания признания брака недействительным.
13. Истцы по делам о признании брака недействительным.
14. Последствия признания брака недействительным.
15. Основания прекращения брака.
16. Основания расторжения брака в ЗАГСе.
17. Основания расторжения брака в суде.
18. Процедура расторжения брака в ЗАГСе.
19. Процедура расторжения брака в суде.
20. Момент прекращения брака, расторгаемого в суде.
21. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
22. Законный режим имущества супругов (понятие, условия применения).
23. Владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов.
24. Личная собственность каждого из супругов.
25. Раздел общего имущества супругов.
26. Ответственность супругов по обязательствам.
27. Понятие брачного договора.
28. Договорный режим имущества супругов (понятие, виды).
29. Субъекты брачного договора.
30. Содержание брачного договора.
31. Условия действительности брачного договора.
32. Изменение и прекращение брачного договора.
33. Установление материнства.
34. Презумпция отцовства.
35. Установление отцовства в органах ЗАГС.
36. Установление отцовства в судебном порядке.
37. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.
38. Оспаривание отцовства и материнства.
39. Основания возникновения правоотношения между родителями и детьми.
40. Права несовершеннолетних детей.
41. Право ребенка выражать свое мнение.
42. Право ребенка на имя отчество и фамилию.
43. Имущественные права ребенка.
44. Защита прав ребенка.
45. Права и обязанности родителей.
46. Права несовершеннолетних родителей.
47. Осуществление прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
48. Лишение родительских прав (основания, порядок, последствия).
49. Ограничение родительских прав (основания, порядок, последствия).
50. Восстановление в родительских правах.
51. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
52. Общая характеристика алиментных обязательств (понятие, признаки, виды).
53. Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств.
54. Соглашение об уплате алиментов (форма, содержание, субъекты, изменение и прекращение).
55. Размер, способы и порядок уплаты алиментов по соглашению сторон.




























Перечень практических заданий для контрольной работы.

Задача № 1.

Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается. Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?

Задача № 2.

Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства. Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия беременности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения. Как решить дело? Какой факт и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?

Задача № 3.

Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы. Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?

Задача № 4.

Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате. Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?

Задача № 5.

Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 .года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней. Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители? Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?

Задача № 6.

Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме. Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?

Задача № 7.

Г. И. Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь уже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет. Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?

Задача № 8.

Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отце Анатолия признал Раису своей родной дочерью, о чем была произведена актовая запись в книги регистрации рождений. Со ссылкой на правовые нормы поясните, возможно ли заключение брака между Анатолием Смирновым и Раисой Волошиной.

Задача № 9.

Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о расторжении брака с И. Г. Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает с мужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Ковалев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи, устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и взыскать с Ковалева алименты на содержание сына. В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не расторгать, обещал, что он изменит свое поведение и отношение к жене и сыну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения в три месяца. По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь потребовала расторжения брака, так как Ковалев поведения не изменил и семья не восстановилась. Ковалев вновь иск не признал и просил брак не расторгать. На основании какого принципа семейного права суду следует разрешить дело?

Задача № 10.

Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев. Судья, выяснив, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев. Правомерно ли решение суда?







Таблица распределения вопросов и задач для контрольной работы.

Первая буква фамилии студента

теоретического вопроса

задачи

А, Б

1,11,22,32,42

1,6

В, Г

2,12,23,33,43

2,7

Д, Е, Я

3,13,24,34,44

3,8

Ж, З, Ю

4,14,25,35,45

4,9

И, К, Э

5,15,26,36,46

5,10

Л, М, Щ

6,16,27,37,47

1,6

Н, О, Ш

7,17,28,38,48

2,7

П, Р, Ч

8,18,29,39,49

3,8

С, Т, У

9,19,30,40,50

4,9

Ф, Х, Ц

10,20,31,41,51

5,10











Литература


Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ от 12.12. 1993г.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.

  6. Федеральный закон от 15.11.97 « 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

  7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основных системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  9. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

  10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48

  11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » от 29.12.2006 г. №256

  12. Конвенция о правах ребенка.

Основные источники:

  1. Красильников И.Б. Семейное право / И.Б.Красильников. М.: Форум, 2009, 520 с.

Дополнительные источники:

  1. Абашин Э.А. Семейное права /Э.А. Абашин М.: Форум, 2008,-230 с.

  2. Семейное право: учебное пособие/ Гомола А.И.и др.; под ред. Гомолы А.И., Саломатова Е.Н. -М.: «Академия», 2010,- 250 с.

  3. Антокольская М.В.Семейное право./ М.В. Антокольская М.: Юрист, 2010, -370 с.

Информационные справочно-правовые системы:

«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

minjust.ru/

arbitr.ru








Содержание


1. Введение………………………………………………………………..…………..…3

2. Структура и содержание учебной дисциплина «теория государства и права»…………………………………………………………………….…………..…..5

3. Примерная тематика занятий для заочной формы обучения…………….…….….5

4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория государства

и права»……………………………………………………………………..…….…..…6

5. Задания для контрольной работы………………………………………………..…9

6. Перечень теоретических вопросов для контрольной работы………..………...…9

7. Перечень практических заданий для контрольной работы………………..…...…11

8. Таблица распределения вопросов и задач для контрольной работы…...…….…..14

9. Литература……………………………………………………………………………15


© 2010-2022