Информационные технологии в организации проектной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курсовая работа по теме

«Информационные технологии в организации проектной деятельности»

Содержание.

Введение.

1. Основание актуальности проекта

2. Проектная деятельность в учебном процессе

3. Направления информационных технологий в проектной деятельности

4. Ресурсы Интернета

5. Электронные библиотеки и энциклопедии
6. Открытые базы данных

7. Обучающие онлайн порталы

8. Офисные пакеты приложений
9. Мультимедиа технологии
Заключение

Литература





Введение

  1. Обоснование актуальности проекта

За последние годы образованием накоплен опыт удачного решения образовательных и развивающих задач за счет организации проектирования как одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся. Проектная технология, несмотря на свою растущую популярность в школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Я вижу в ней реализацию личностно развивающего подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала различного уровня трудности. Проект как технология направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на практике.

Роль учебного проектирования заключается в формировании информационно-учебных, учебно-логических, коммуникативных умений.

В основу проектной технологии положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путём решения практической или теоретической значимости проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.

Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на тему, которую выбирают самостоятельно с учётом рекомендаций учителя. Их задача решить научную, техническую или иную проблему.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.

Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Инициатива учащегося при разработке проекта.

2. Значимость проекта для ближайшего и опосредованного окружения учащихся - одноклассников, родителей, знакомых.

3. Исследовательский характер работы (т.е. моделирование работы в лаборатории, мастерской или др.).

4. Педагогическая значимость проекта (т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия).

5. Предварительное планирование, конструирование проекта, но в то же время гибкость и возможность изменения в ходе выполнения.

6. Реалистичность проекта, ориентирование на имеющиеся у школы и родителей ресурсы.

7. Личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме.

Тем не менее, проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Только совместная проектная деятельность учителя и ученика может привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.

Исходя из продиктованных условий и сложившегося опыта, становится возможным выстроить некую структуру проекта.[2]

2. Проектная деятельность в учебном процессе

1.1 Метод учебного проекта в школьном образовании

В основе проектной деятельности учащихся лежит педагогическая технология обучения, которая так и называется - метод проектов.

Этот метод возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. [1]

3. Направления информационных технологий в проектной деятельности

В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий:
• Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты (historic.ru, soldat.ru,rkka.ru).
• Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам (например, lib.ru или tululu.ru).
• Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам (например, общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» podvignaroda.mil.ru).
• Обучающие онлайн порталы различных тематик, такие, как gramota.ru, intuit.ru или lingualeo.ru.
• Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.
• Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество раз-личных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др. [3]
• Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
• Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном ре-жиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях.
• Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.).
Полностью раскрывать возможности перечисленных технологий не является моей целью, но как применяются некоторые из них в работе над проектом и пойдет речь на примере одного из воплощенных проектов «Города-герои».

4. Ресурсы Интернета

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы по поиску ответа на простейший вопрос до технологий дистанционного обучения и получения высшего образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. В сети Интернет существуют как детские порталы, созданные для самых маленьких, еще не умеющих читать детей, так и сайты проектов и организаций, занимающихся работой над решением сложнейших научных задач. Среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому навыки поиска необходимой информации в сети Интернет с помощью составления продуманных поисковых запросов позволяют не заблудится в этом «зеркальном лабиринте» данных и отсеять зерна действительно полезных информационных ресурсов от плевел их двойников, пустышек и прочего интернет-мусора.

5. Электронные библиотеки и энциклопедии
Трудно переоценить тот объем информации, которую могут получить юные исследователи в обычной библиотеке. Даже в рядовой школьной библиотеке можно найти весь, необходимый для работы над проектом, материал. С развитием сети Интернет в ее недрах стали появляться различные электронные библиотеки и энциклопедии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными библиотеками. На этих Интернет-ресурсах не придется ожидать, когда вернет необходимую книгу предыдущий читатель; в этих электронных источниках информации, как правило, имеется поиск по нескольким параметрам, позволяющий быстро отыскать необходимую информацию, как в конкретной книге, так и среди нескольких источников. Информацию можно всегда скопировать, чтобы детально и основательно проработать позже, в удобное время; информацию можно быстро переработать и изменить под требования проекта. Ярким примером электронной энциклопедии является всем известная Википедия (wikipedia.org). Ее характерной чертой является использование собственной технологии wiki, лежащей в основе функционирования многих других электронных энциклопедических справочников различных тематик. И хотя подобные Википедии ресурсы не могут являться полноценными заменителями книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, что позволяет грамотно распоряжаться временем и сосредотачиваться на более сложных этапах создания проекта. В работе над проектом «Города-герои» Википедия для многих учащихся стала учебным пособием, так как в школьных учебниках не было информации о большей части городов-героев. Конечно, эта электронная энциклопедия не стала основным источником информации, но она помогла найти основные даты и события, распределить работу между исполнителями.

6. Открытые базы даны

Как известно, с течением времени ранее секретные данные становятся рассекреченными. К этим данным очень часто могут получить доступ не только профессиональные историки, но и любые интересующиеся люди. Иногда эти данные оцифровываются и размещаются в сети Интернет для большего удобства исследователей. Так в сети Интернет в 2010 году появился ныне активно развивающийся и постоянно пополняемый документами проект «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
К подобным электронным банкам документов, помогающим учащимся в поиске материала для исследовательской работы, можно отнести и различные онлайн ресурсы, хранящие оцифрованную периодику разных лет. Ведь любая газета - это оттиск того времени, когда она была напечатана, и зачастую она более информативна и лучше передает дух изучаемо-го отрезка времени, нежели самые подробные исторические фолианты, выпущенные в наше время.
Если различные электронные энциклопедии и ресурсы сети Интернет дают общую картину происходивших событий, рассматриваемых в рамках проекта, то хранилища документов, подобные «Подвиг народа», позволяют учащимся почувствовать себя настоящими историками, ведь они работают с подлинными, пусть и оцифрованными документами. Подобная работа вносит в создаваемый проект исследовательские нотки, дух первооткрывателя, что напрямую влияет на заинтересованность в подобной работе школьников.

7. Обучающие онлайн порталы


Более современной формой заочного обучения в наше время стала дистанционная форма обучения - получение знаний без посещения высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное образование дает возможность учиться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.
Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность. [3]

9. Офисные пакеты приложений

Многие из перечисленных технологий существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке учащимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.


10. Мультимедиа технологии

Мультимедиа технологии - возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и об-разовательной сферах. Показываете ли вы учащимся обучающее видео с помощью обычного видео плеера или перелистываете проецируемые проектором страницы электронного учебника, моделируете ли на интерактивной доске ситуационно-ролевую игру, - все это мультимедиа технологии, уже достаточно прочно закрепившиеся в нашем современном мире. И, конечно же, эти тех-нологии удобно использовать при создании и защите проектов.
Во время работы над проектом «Города-герои» у учащихся возникла идея создать видеоролик-обращение к сверстникам об огромном вкладе, самопожертвовании и воле советского народа в приближении победы в Великой Отечественной войне. Участниками проекта был написан сценарий, распределены роли, срежиссировано и отснято видео, которое стало логическим завершением проекта.

Заключение


В данном методическом пособии раскрыт, конечно, не полный перечень ин-формационных технологий, которые можно использовать в проектной деятельности, но и он позволяет создать интересные работы.
Работа над проектом, используя последние достижения информационных технологий, позволяет школьникам усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, а также формирует творческие способности школьников.
Доступность для образовательных целей всего многообразия информацион-ных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать школьников, но и поощрять их старания, публикуя их работы в сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте школы или преподавателя дает возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад.

Литература


  1. Возможности использования информационных технологий в проектной деятельности младших школьников

  2. Информационные технологии реализации метода проектов

  3. Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности по математике

  4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие. - М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

  5. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

  6. Дьюи Дж. Школа будущего - М. :Госиздат, 1926.

  7. Евсеева Н.П. Современные образовательные технологии / Н.П.Евсеева // Народное образование. - 1994. № 2.

  8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.

  9. На путях к методу проектов /Сборник под ред. В.В.Игнатьева и М.В.Крупениной, М., 1930.

  10. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

  11. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.

  12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М., 1998.


© 2010-2022