Конспект по теме сиротство

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………2

  2. Проблема сиротства в дореволюционной России……………………………..4

  3. Проблема сиротства в современной России……………………………………8

  4. Проблема воспитания детей сирот…………………………………………….15

  5. Развитие детей сирот…………………………………………………………….33

  6. Системы мер для решения проблем воспитания и развития детей сирот в приемных семьях…………………………………………………………….…37

  7. Психолого - педагогические условия для воспитания и развития детей - сирот в приемных семьях………………………………………………………39

  8. Заключение………………………………………………………………………41

  9. Список литературы…………………………………………………………… ..42

Приложение…………………………………………………………………..…43











Введение

Случается, что именно родители (вольно или невольно) под­талкивают дочку оставить «случайного» ребенка в детдоме: мол, времена трудные, заработки непостоянные, а в «казен­ном» доме и накормят, и оденут, и крыша будет над головой. В России испокон веку считалось позором подкинуть или покинуть своего ребенка. Такие женщины становились из­гоями общества, если открывался этот грех, от них все от­ворачивались как от «злодеек». Недаром и поговорки были сложены: «В сиротстве жить - слезы лить», «У кого есть матка - у того и голова гладка», «Тот не умирает, кто де­тей не покидает». Такова народная мудрость. И выводы современной науки с ней нисколько не расходятся: жизнь ребенка даже в благополучном детском доме или интернате куда ущербней для его развития, чем в семье, пусть испытывающей материальные затруднения, живущей в самом скромном жилище.

Тема: Проблема воспитания и развития детей сирот.

Объект: дети сироты.

Предмет: Проблемы воспитания и развития детей сирот.

Цель: разработать методические требования для педагогов по работе с детьми сиротами в современных условиях

Задачи: 1.изучить причины, возникающие при воспитании и развитии детей сирот (с историей вопроса); 2. Разработать систему мер для решения проблемы воспитания и развития детей сирот в приемных семьях; 3.Разработка психолого - педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания и развития детей в приемных семьях.

Проблема сиротства в дореволюционной России



История феодального отношения к детям-сиротам начинается еще в период формирования феодального государства - с 988 года. С тех пор государственные указы касались в основном, институциальной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Считается, что первый воспитательный дом для "незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев" был открыт в Новгороде в 1706 году при монастыре. В дальнейшем воспитательные дома возникли при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на "доброхотные подаяния благодетелей". По указу Петра Первого, изданному в 1715 году, было открыто около 10 воспитательных домов ("сиротопитательниц"). При приемниках Петра Первого они закрылись. Вновь появляются воспитательные дома при Екатерине II. Под патронажем Императрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в "семью благонравного поведения". Первого сентября 1763 года был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". В его стены принимали младенцев, "не спрашивая приносящего", кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя. Будучи в Москве, Императрица обязательно посещала дом, оставляя там крупные суммы. В число жертвователей вошли виднейшие государственные деятели, сановники, иерархи русской Православной церкви. Число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточность в питании, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. С конца 19 века активное участия в деятельности воспитательных домов стали принимать земства. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшая сеть воспитательных домов не могли принять всех беспризорных детей.

События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к огромному числу беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона человек. Для ликвидации массовой детской беспризорности потребовалось примерно 15 лет. Для решения проблемы детской беспризорности потребовалось значительные усилия со стороны государства и общества в целом. В 1919 году издается декрет об утверждении Совета защитников детей. Совет занимался эвакуацией детей в " хлебные районы", организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. К работе Совета привлекались органы ВЧК на местах. В 1920 по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания детской специальной милиции, на необходимость скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечение, организации приемников, поэтому что "должно заметить крайне вредно помещение детей в общие участки милиции". В 1921 году при ВЦИКе образована Комиссия по улучшению жизни детей. Председателем был избран Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов Просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. Дзержинский так объяснял привлечение к работе комиссии. "Я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду, с ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречаются и халатность, и даже хищничество". Комиссия обратилась ко всему населению с призывом прийти на помощь детям. Средства на борьбу с беспризорностью составлялись из ассигнований государственного и местного бюджетов, общественных организаций и пожертвований.

Основной формой работы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. Создавались приемно- распределительные пункты. В приемно-распределительных пунктах дети находились под наблюдением педагогов и врачей до четырех месяцев. За это время их либо направляли в детские учреждения постоянного пребывания, либо трудоустраивали, либо возвращали родителям или родственников. Как указано, а Педагогической энциклопедии, в 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1919 году - 125 тысяч, в 1921-1922 году- 540 тысяч детей. В 1921 году в вязи с чрезвычайным положением, вызванного засухой и массовым голодом, при наркомате образования создается ДЧК - Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает меры по борьбе с голодом, создание столовых, приемников, эвакуацией детей. В хлебные губернии вывезено 150 тысяч детей и примерно 100 тысяч детей прибыло неорганизованным порядком. Тогда стал популярен плакат: "6000000 детей, не обслуженных школой - страшная угроза революции и стране. Помогите организовать труд беспризорников". Делом борьбы с беспризорностью занялась ЧК. В эти годы было создано общество "Друзья детей", которое занималось организацией лагерей, ночлежек, рабочих мастерских. Общество имело свои клубы, столовые, чайные, приюты. В его рядах трудилось около 1800 тысяч членов. В 1925 году в стране началась компания по усыновлению детей, чтобы разгрузить детские дома. Создаются губернские комиссии помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных "друзей детей" проводятся компании по организации площадок для беспризорных и полу беспризорных, безнадзорных детей. Новая волна детской беспризорности поднимается в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году в стране функционирует 6543 детских дома, в которых воспитывалось 636 тысяч детей. Спустя восемь лет, число детских домов сократилось до 4034, а число воспитанников- до 375 тысяч человек. В 1935 году стали создаваться детские комнаты милиции, куда доставлялись дети до 17 лет включительно, за совершаемые правонарушения. На детские комнаты милиции были возложены обязанности совместно с органами народного образования и комиссиями по делам несовершеннолетних, выявлять подростков, прекративших посещать школы и оставивших работу. Систематически проверять поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в милицию, а так же подростков, в отношении которых прекращены уголовные дело, осужденных условно или к мерам, не связанных с лишением свободы, и подростков вернувшихся из колонии. Таким образом, в советский период происходил постепенный переход от работы, направленной на решение проблем беспризорности, к работе направленной на решение проблемы правонарушений и преступности несовершеннолетних.

Проблема сиротства в современной России

На сегодняшний день вне системы образования находится 1,5-2,5 миллионов детей. В интернатных учреждениях находиться до 3.000.000 детей (с учетом приютов, реабилитационных центров, приемников- распределителей). Около одного миллиона детей беженцев не учатся. Такова история сиротского детства в России. Эпохи великих исторических катаклизмов - войн, революций, переселений народов и другие значимые события в развитии человечества - всегда приводили к катастрофам, социальным и психологическим изменениям. Одной из них становилось сиротство как вид депривации.

Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

В настоящее время феномен социального сиротства стал острейшей

социальноэкономической и нравственной проблемой. Тенденция распада института семьи в современной России, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и беспризорности, преступности приводит к тому, что кризисные явления в социальной сфере продолжают углубляться и достигают опасной черты.

Это подтверждается статистическими данными, которые изложены в

государственном докладе 2000 года "О положении детей в Российской Федерации":

- в 1999 году число умерших превысило число родившихся на 929,6 тыс.

человек, или 1,8 раза (в 1996 г. - 1,6 раза):

- на 1000 заключённых браков пришлось в 1999 году 585 разводов;

- в 1999 г. реальные денежные доходы семьи снизились по сравнению с 1998

годом почти на 15 %;

- 34% семей живут в условиях крайней бедности. К малоимущим относятся 75,6%

- супружеских пар с тремя и более детьми и 86, 1 % неполных семей.

- за чертой бедности в 1999 году находилось 64% семей с получателями пособия

на ребёнка в возрасте полутора лет;

- по данным РАМН у 50 - 75 % девочек отмечаются различные расстройства

здоровья, которые впоследствии могут повлиять на реализацию репродуктивной

функции;

- в 1999 году увеличилось количество выявленных сирот и составило 113913

человек, что на 3 тысячи детей больше, чем в предыдущем.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей сирот, приходящихся на каждые 10

тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по

статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида.

В нашей стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84

тыс. детей, 237 школ интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется

около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

У большинства детей, поступающих в социальнореабилитационные учреждения, отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития.

Преобладают дезадаптационные пограничные психические расстройства в форме нарушений поведения, невротических симптомокомплексов. Анализ структуры психической патологии показывает, что наиболее распространены следующие ее формы: задержки темпа психического развития многомерной этиологии, резидуальноорганические психические расстройства; проявление минимальной мозговой дисфункции - гипердинамический синдром. Характерно, что все они проявляются у детей, как правило, на фоне соматической ослабленности. Несколько реже отмечаются различные невротические нарушения и патологические черты характера как проявление формирующейся психопатии или патохарактерологического формирования личности вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. У подростков нарушения психического здоровья часто протекают на фоне акцентуаций характера.

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает более глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Помимо последствий органического поражения мозга, отмечаются такие заболевания, как хронический тонзиллит, бронхит, энурезы и пр.

Наиболее тяжёлый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребёнка. Это снижение психического тонуса, нарушение процессов саморегуляции, понижение настроения. У большинства детей развивается состояние повышенной тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру.

Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоциональнопознавательное взаимодействие, и как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Формируется комплекс сложных нарушений эмоциональной сферы: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Клинические наблюдения за некоторыми особенностями генеза психопатического развития говорят, что чаще всего в детском возрасте при патологическом формировании личности ведущее значение имеет длительная, постоянная и повседневная психотравма. Психотравма глубокая, но непродолжительная и преходящая, сменяющаяся благоприятными условиями, переносится детской личностью более мягко, практически мало разрушает её.

Разрешение самой психотравмирующей ситуации также является главной причиной нормализации личности. Повседневная психотравма как неблагоприятная ситуация выражается в родительской депривации - отсутствии родителей по причине их физического отсутствия или лишения их родительских прав.

Усугубляет это обстоятельство отрицательное отношение к родителям из таких семей окружающих социально благополучных взрослых и сверстников, которое очень часто переносится и на детей, ставит их в положение отвергнутых.

Все эти неблагоприятные условия становятся патогенными факторами для

патологического развития личности. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, это может спровоцировать у него развитие таких черт характера, как тревожность, ранимость, раздражительность, отгороженность от окружающих, болезненные реакции на незначительные раздражители, склонности к фантазированию и псевдологии, различного рода аддиктивному поведению. Большой объем фрустрации у таких детей формирует высокий уровень агрессивности и злобности. Нередко у таких детей можно проследить склонность к психогеннообусловленным колебаниям настроения, формированию целого ряда так называемых "комплексов неполноценности". Часто в трудноразрешимых для них ситуациях такие дети дают реакции негативизма, оппозиции, бурных истерических разрядов и переноса своей агрессии и жестокости на более слабых существ. Вызванное психогенными факторами патологическое развитие имеет различную динамику, и если при наступлении благоприятных условий и разрешении психотравмирующей причины может наступить обратное развитие психопатологических проявлений, то при неразрешенной ситуации формируется стойкое патологическое изменение личности.

Вышеназванные расстройства психического здоровья, являясь глубокими и

серьезными, требуют комплексного подхода к их лечению. Современное сиротство как социальная проблема должна рассматриваться комплексно на

медикопсихологопедагогическом уровне, т.е. в известной мере стать объектом

междисциплинарного исследования и воздействия, выдвигающего задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии детей, находящихся в условиях депривации.

В целях успешного решения проблем, связанных с состоянием психического

здоровья детей - сирот в рамках междисциплинарного подхода, необходима научная разработка программ комплексной помощи детям групп риска; построение индивидуальных программ социальной реабилитации детей; раннее выявление детей, лишенных родительского попечения; совершенствование профессиональной подготовки школьных психологов.

В «казенном» доме, оставшись без попечения матери, ре­бенок перестает набирать «очки», как это случается при нормальном развитии, когда мать прижимает его к телу, разговаривает с ним, кормит его грудью, когда он видит ее лицо и устанавливает с ней глазной контакт (уже в три ме­сяца), когда она играет с ним, учит ходить, говорить...

Уже к 3 годам ребенок, если он воспитывается в семье, способен:

испытывать чувство стыда, огорчения, ревности; понимать состояние других на основе своего эмоцио­нального опыта; длительно сосредоточиваться; испытывать чувство гордости за свои успехи и за своих родителей; проявлять инициативу в игре, фантазировать.

В «казенном» доме отставание в развитии становится хро­ническим и необратимым, особенно если ребенок попал туда младенцем. Существует даже термин «синдром сиротства».

Проблема воспитания детей сирот


Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивили­зованному. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходится мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых ро­дителях становится все больше сирот, так называемых социальных сирот.

Деформация нравственных ценностей, распростране­ние пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти факторы повлекли за собой увеличение численности ро­дителей, лишенных родительских прав, и соответствен­но, детей, вынужденных воспитываться в детских домах и школах-интернатах, а также детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, детей-инвалидов.

В 1996/97 учебном году в государственных интернатных учреждениях воспитывалось 8700 детей-сирот и де­тей, которые остались без попечения родителей, что на 14 % больше по сравнению с предыдущим учебным го­дом. В 1997/98 учебном году численность детей сиротс­кой категории увеличилась еще на 973 человека (с 8700 до 9673 человек), или на 11,2 %.

Безразличие, царящее во взаимоотношениях между государством и гражданином, к сожалению, иногда отра­жается на отношении родителей к своим детям. Тем более, что в республике отсутствует система поддержки дезадаптированных матерей и семей, которых можно отнести к группе риска по детскому неблагополучию.

Стало очевидным, что увеличение социально осиро­тевших детей, их устройство и дальнейшее воспитание - актуальная проблема для РФ. Ее разрешению препятствует отсутствие, с одной стороны, дол­жного общественного внимания к этому аномальному явлению, с другой - полной информации о состоянии проблемы в прессе, на радио и телеви­дении, а также слабая изученность ее причин и возмож­ных последствий.

Приведем пример на социологическом исследовании данной проблемы, произведенным в республике Беларусь.

Лаборатория семейного воспитания Национально­го института образования Республики Беларусь в 1996-1998 гг. провела исследование по теме "Социально-педа­гогические аспекты воспитания детей, лишенных роди­тельской опеки", которое помогло определить основные направления воспитательной и организационной работы по подготовке воспитанников школ-интернатов к буду­щей самостоятельной жизни. Объектом изучения явились учащиеся 6-9-х классов и педагоги школ-интернатов г. Минска и Барановичского района Брестской области. Сбор информации осуществлялся с помощью следующих методов: анкетного опроса, бесед, интервью, наблюдения, изучения документов и статистических данных.

Анкета включала 21 вопрос, ответы на которые позволили определить степень удовлетвореннос­ти условиями проживания и воспитания в школе-интер­нате, организацией свободного времени, характером вза­имоотношений с другими воспитанниками и воспитате­лями, выявить ценностные ориентации воспитанников и их планы на будущее. В ходе бесед удалось выяснить отношение детей к родителям, родственникам.

Одновременно с детьми опрашивались учителя и вос­питатели обследуемых школ-интернатов. Анкета педаго­га состояла из 19 вопросов, направленных на изучение материально-технической оснащенности школ-интерна­тов, обеспечение необходимой учебной и методической литературой, выявление мнения педагогов по проблемам подготовки воспитанников к будущей самостоятельной жизни: трудовой, социальной, семейной.

Для проверки надежности информации и для сравне­ния таких позиций, как взаимоотношения в детском кол­лективе и отношения с педагогами, степень удовлетво­ренности условиями проживания и воспитания в школе-интернате, готовность к самостоятельной жизни, вопро­сы анкеты учащегося и анкеты педагога совпадали.

Опрос учащихся проводился в учебных классах после занятий. Учителя и воспитатели опрашивались во время заседания педагогического совета. Учащиеся 8-9-х классов заполняли анкеты самостоятельно, но в присутствии научных сотрудников, в то время как с каждым из уча­щихся 6-7-х классов представителям лаборатории пришлось работать индивидуально. У детей вызвали трудно­сти следующие вопросы: "О чем ты мечтаешь?", "Кем ты хочешь стать в будущем?" и др. Однако несмотря на оп­ределенную сложность анкеты, ребята проявили к ней большой интерес, старались привлечь внимание интер­вьюеров к своим ответам.

Подростковый возраст - последний период пребыва­ния большинства детей в учреждениях интернатного типа. В 16-17 лет они покидают школу-интернат и вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелос­ти 16-17-летних выпускников школ-интернатов, анализ их субъективных представлений о своем будущем имеют первостепенное значение.

Были опрошены учащиеся от 12 до 17 лет - дети под­росткового и старшего школьного (первого периода юнос­ти) возраста. Конец детства и начало молодости считается переходным периодом, в который активно осуществляется процесс социализации подростков и ребят старшего школьного возраста. Это время является сложным для большинства ребят, живущих как в семьях, так и в государственных интернатных учреждениях. Последним, естественно, приходится справляться с дополнительными трудностями. Процесс социализации ребенка, т.е. становления человека как общественного существа, один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:

1. Социальное познание:

а) знание о самом себе;

б) знание о взаимоотношениях с другими людьми;

в) усвоение социальных и культурных ценностей;

г) знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов;

2. Овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сфере социальной деятельности.

3. Интериоризация, т.е. усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т.п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее требованиями конкретного соци­ального окружения.

4. Выработка на основе полученных знаний собствен­ной системы ценностных ориентации, представлений, установок, взглядов и т.п.

В результате этого процесса у индивида складывают­ся системы внутренних регуляторов поведения и соци­альной ориентации. Социализированный на данном эта­пе подросток способен сделать осознанный выбор жиз­ненной дороги, определить свою будущую профессию, способен организовать свой досуг, личную жизнь и нала­дить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.

Таким образом, полноценная, положительная и ус­тойчивая социализация подростков и ребят старшего школьного возраста, воспитывающихся в школах-интер­натах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, должна способствовать оптимизации процесса дальнейшего формирования личности индивидов, а так­же их интеграции и адаптации в обществе.

Характерная особенность подросткового возраста со­стоит в том, что в это время наблюдается пик асоциаль­ного, отклоняющегося поведения. Подростки наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному вли­янию. Не все дети успешно преодолевают "барьер" вхож­дения во взрослую жизнь, находят свое место в обще­стве, тем более дети, лишенные нормальной семейной атмосферы, несущие в себе груз пережитых трудностей, конфликтов, потерь.

Как известно, нынешние дети, находящиеся на по­печении государства, в подавляющем большинстве (80-90 %) имеют живых родителей, которые либо оставили их в родильных домах, либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы, либо остави­ли детей и их местонахождение неизвестно.

Многие дети до того, как попали в школу-интернат, прошли суровую школу жизни, полную лишений. В ре­зультате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент де­тей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой ярко выраженной социальной, психической, материнс­кой депривацией. Дети, пребывающие в учреждениях интернатного типа, в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, депрессии, стра­ху, интеллектуальным расстройствам. К тому же, как известно, часть детей имеет диагноз: задержка психичес­кого развития.

Для воспитанников детских домов и школ-интернатов переходный возраст осложняется еще и тем, что они ощу­щают себя неудачниками уже по обстоятельствам своего рождения. Они не добиваются достаточного успеха в про­цессе обучения и общения. А неудачники, как известно, составляют группу риска, пополняют ряды тех, кто насе­ляет колонии, тюрьмы, психиатрические больницы.

У них (социальных сирот) не развита волевая саморе­гуляция, т.е. способность управлять своей эмоциональ­ной сферой, поведением, общением, деятельностью. Но в условиях коллективного воспитания способность к само­регуляции не имеет благоприятной почвы. Эмоциональ­ная сфера детей-сирот и детей, оставшихся без родитель­ского попечительства, искажена с самых ранних этапов контакта с внешней средой. Ребенок, интуитивно чув­ствующий свою заброшенность, незащищенность, стре­мится к общению с любым человеком, однако часто зат­рудняется в рефлексии на эмоциональное состояние дру­гого человека, в "чтении" чужих эмоций. Саморегуляция связана и со сферой сознания, которое формируется под влиянием жизненного опыта, опыта общения с другими людьми, в процессе усвоения любой информации, поступающей извне. Таким образом, неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок понимает по отношению к другим негативную позицию. Это нашло свое подтверждение в полученных нами данных: 44,3 % опрошенных учителей и воспитателей школ-интернатов указали на общительность своих воспитанников и лишь 15,7 - на уверенность в себе, 65,7 - на вспыльчивость, 43 - на агрессивность и только 11,4 % - на дружелюбие. Это объясняется тем, что в основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми.

Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу людей. Они постоянно находятся в особых социально-психологических условиях, создающих эмоциональное напряжение, тревожность и усиливающих агрессию. Дети интуитивно понимают, что могут полагаться только на себя, а пото­му стремятся утвердиться через нарушение норм, дер­зость, насилие.

В условиях воспитания детей в учреждениях интернатного типа воспитанники обособлены от внешнего мира, их деятельность регламентирована внутренним распоряд­ком дня, установленным режимом учебы и отдыха. Так, судя по ответам ребят, практически все свое время они проводят в стенах интерната: учатся, занимаются спортом, участвуют в работе кружков. Все эти занятия проводят­ся под руководством взрослых. Детям не предоставляет­ся возможность сделать самостоятельно осознанный вы­бор того или иного вида деятельности. Поэтому ученики, как правило, проявляют инициативу в нахождении спо­собов неподчинения, игнорирования правил, моральных норм. Все эти нарушения не приносят блага самим вос­питанникам, а являются лишь демонстрацией самостоя­тельности, способом удовлетворения потребности само­утверждений. Начиная самостоятельную жизнь и попа­дая в условия свободы от внешней регуляции и контро­ля, они теряются, поскольку привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Поэтому для них более понятны и привлекательны "на­рушители норм", молодежные группировки преступной направленности.

Дезадаптация в микро- и макросреде, вызванная пси­хическими особенностями и условиями жизни, требует социально-педагогической и психологической поддерж­ки. Все школы-интернаты, детские дома должны иметь штатного социального педагога и психолога, а в лучшем случае службу медико-психологической реабилитации воспитанников, которая выявила бы особенности детей, проводила бы психодиагностику, вела бы наблюдения за ними, разрабатывала индивидуальные программы соци­ально-психологической помощи, коррекции поведения и обучения.

Специфический тип общения в закрытом детском учреждении создает особый характер поведения воспи­танников во взаимоотношениях со взрослыми и сверст­никами. Особенность их жизни, когда они поневоле на­ходятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и с одной и той же группой ребят, с одной стороны, должна способствовать эмоциональной стабильности, защи­щенности, а с другой - нельзя не видеть недостатков подобного образа жизни. Он не способствует развитию навыков общения с домашними детьми, умению наладить отношения с незнакомым взрослым, адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои качества и каче­ства другого человека для избирательного и дружеского общения. У воспитанников школ-интернатов не удовлет­ворены многие социальные потребности, например, в неформальном общении, самоутверждении, во взрослом как идеале и др. Им не хватает социальной и эмоцио­нальной уверенности у них отсутствуют реальное пред­ставление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности.

Страх выпускников школ-интернатов перед самосто­ятельной жизнью отражают ответы на вопрос "Чего ты больше всего боишься в жизни?". Почти в каждой чет­вертой анкете можно прочесть: "Боюсь остаться без жи­лья", "Боюсь того, что будет после выхода из школы", "Боюсь выходить в самостоятельную жизнь, стать нико­му не нужным", "Боюсь, что у меня будет плохая жизнь, что попаду в тюрьму", "Боюсь встретиться с плохими людьми", "Боюсь одиночества", "Боюсь расстаться со сво­ей итальянской мамой" и т.д.

Преодолеть у воспитанников недоверие и боязнь внеш­него мира можно, как считают педагоги, только через человеческое участие, интеграцию с домашними детьми, обучение их в обычных школах, а также через сотрудни­чество с производственными предприятиями, организа­циями, учреждениями, которые дали бы "возможность трудоустройства" и способствовали бы "адаптации детей в обществе".

Практическим шагом в этом направлении могло бы стать создание при школах-интернатах клубов, кружков, секций, где занимались бы и дети из окрестных домов. Общение с благополучными детьми создавало бы атмос­феру таких взаимоотношений и норм поведения, при которых интернатские дети не чувствовали бы себя от­верженными.

Дети из интернатных учреждений нуждаются не толь­ко в расширении социальных связей, но и в психологи­ческом обособлении. Возможность побыть в одиночестве, уединении необходима для внутреннего сосредоточения, для развития самосознания. Отсутствие свободного помещения, условий для самоанализа и самопознания стан­дартизирует определенный тип личности. На заданный учителям и воспитателям школ-интернатов вопрос "Чего больше всего не хватает вашим воспитанникам?" были получены такие ответы: "Возможности уединиться", "Сво­ей собственности", "Комнаты психологической разгруз­ки". При этом, по статистическим данным, на 28 детс­ких домов приходится лишь 17 психологов.

Некоторую озабоченность вызывает физическое здо­ровье воспитанников. Состояние здоровья детей - залог их общего самочувствия. При этом важны не только объективные показатели, но и самооценки, самоощуще­ния самих детей, привычность, обыденность их физичес­кого состояния. Судя по ответам ребят, 45 % из них чув­ствуют себя практически здоровыми, 25 % испытывают временные расстройства здоровья. Часто болеют простуд­ными заболеваниями 11 % опрошенных, 10 % имеют хронические заболевания.

Кроме легких простуд и инфекций (на эти формы недомоганий указало около половины ребят), для каж­дого третьего обычными являются головные боли, час­тая утомляемость, слабость, шум в ушах, тошнота, голо­вокружение, у некоторых бывают кровотечения из носа. Субъективные оценки детей подтверждаются наблюдени­ями педагогов: 25 % из них высказали обеспокоенность состоянием здоровья своих подопечных.

Дети-сироты ждут от окружающих долговременных человеческих взаимоотношений, искреннего интереса, общения. В суждениях респондентов-учителей и воспи­тателей прослеживается потребность в налаживании свя­зей с широкими слоями общественности. Монополия на обучение и воспитание детей-сирот не должна принадле­жать только детскому дому или интернату. Двери их дол­жны быть открыты для всех, кто пришел протянуть руку помощи: для сверстников из обычных семей, их родите­лей, представителей учебных и трудовых коллективов.

Иными словами, ответственность за детей, лишенных родительской опеки, следует разделить между всеми чле­нами общества. По словам одной из учительниц, сегод­ня, если не милосердие и сострадание, то хотя бы разум­ный эгоизм должен возобладать в нашем обществе по той простой причине, что значительное число воспитанни­ков школ-интернатов и детских домов, по существу, со­ставляют "группу риска".

К сожалению, свое милосердие пока чаще проявляют граждане других стран. Имеется в виду помощь со сторо­ны зарубежных государств, которая, конечно, заслужи­вает благодарности. Однако и среди наших сограждан, думается, нашлись бы (и находятся) люди, желающие поддержать нуждающихся, в том числе и детей-сирот.

Немало проблем у бывших воспитанников школ-ин­тернатов и детских домов связано с их слабой трудовой и профессиональной подготовкой. Государство делает все возможное, чтобы защитить осиротевших ребят от ран­него одиночества, обеспечить им спокойное детство, при­близить условия проживания в школах-интернатах к се­мейным. Однако воспитание в духе патернализма не сти­мулирует формирование таких важных качеств, как адек­ватное самовосприятие, осознание своей функции в об­ществе, желание быть полезным людям. У детей часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствуют береж­ливость, ответственность, настойчивость, терпение.

Дети пока во всем полагаются на общество и государ­ство или зарубежных попечителей. На вопрос "Какова твоя самая большая мечта?" они нередко отвечали: "Я мечтаю, чтобы меня удочерили (усыновили) мои италь­янские, немецкие, бельгийские мамы", "Мечтаю уехать за границу навсегда", "Мечтаю жить в Германии, Ита­лии", "Хочу иметь много денег", "Хочу хорошо жить", "Хочу стать бизнесменом", "Хочу хорошо сдать экзаме­ны и уехать за границу", "Хочу стать знаменитым спортсменом, чемпионом мира", "Хочу построить дом, купить машину" и т.д. Но гораздо реже: "Хочу хорошо учиться", "Хочу после школы получить профессию", "Хочу получить хорошую специальность и хорошую работу", "Хочу поступить в техникум, институт", "Хочу быть хо­рошим человеком и хорошо работать", "Хочу быстрее начать зарабатывать и стать независимым".

Все это подтверждает мнение некоторых ученых о том, что воспитанникам закрытых учебных учреждений свой­ственен психологический инфантилизм, обусловленный отсутствием реального видения собственной жизни. У них отсутствует реальное представление о своих способ­ностях и возможностях, а также об адекватных им пу­тях реализации своих интересов, мечтаний и устремле­ний, им присуще неумение планировать свою жизнен­ную программу.

Учителя и воспитатели считают: чтобы подготовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни, сле­дует отказаться от методов воспитания и обучения, фор­мирующих человека, полностью зависящего от государ­ства, и ориентировать их на проявление самостоятельно­сти, выработку практических навыков во всех сферах человеческой жизни. Важно научить детей рассчитывать прежде всего на себя, пробудить в них желание зарабаты­вать деньги, а не получать. Для этого ко времени выхода в самостоятельную жизнь они должны обладать определен­ными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе. Отсюда в разряд первоочередных задач выдвигается непосредственное и более раннее включение детей в трудовую деятельность. Трудовое воспитание и профессиональное обучение долж­ны быть основой всей работы школы-интерната.

Решение этой проблемы многие преподаватели и вос­питатели видят в органическом соединении учебы с про­изводительным трудом, участие в котором способствова­ло бы развитию у детей трудолюбия, ответственности, профессиональных навыков и умений. Практически это можно реализовать, объединив усилия школы и училищ и использовав материально-техническую базу последних для профессионального обучения воспитанников.

Надо признать, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, а значит, и ограниченный профессиональный выбор. Для большин­ства из них реальным остается только один путь - в про­фессионально-техническое училище. При этом не учитываются ни возможность будущего трудоустройства, ни психофизические особенности и интересы учащихся. Настало время определить целесообразность такого под­хода к профессиональному обучению выпускников школ-интернатов.

Немало ребят высказали желание в будущем стать воспитателями, учителями, врачами, музыкантами, пи­сателями и поэтами. Как утверждают педагоги, среди них есть и одаренные, талантливые дети, обладающие спо­собностями к избранному виду деятельности. Но чтобы развить их природные данные, в распоряжение школ-интернатов необходимо предоставить производственные мастерские, приусадебные участки, экспериментальные лаборатории и многое другое, что позволило бы детям открыть многообразие жизни, попробовать свои силы в тех или иных видах деятельности, приобщиться к из­бранной профессии.

Иной должна быть и система обучения и воспитания - обеспечивать разносторонними программами и методи­ками, специальным дидактическим материалом, разно­образными видами наглядности для работы с детьми, имеющими разный уровень интеллектуальных способно­стей, мышления, восприятия. Причем обучение детей с задержкой психического развития обязательно должно быть индивидуальным. Главное - найти для каждого из них интересное занятие и на этой основе приобщить к по­лезному труду, а затем и к профессии. Следуя требованию времени, весьма полезным было бы уделить внимание подготовке воспитанников к предпринимательской деятель­ности. Сегодня же лишь 36 % опрошенных 8-9-х классов признали, что школа-интернат помогла им определиться с выбором профессии. Из 27 детских домов лишь 2 имеют кабинет профессиональной ориентации; из 32 общеобразовательных школ-интернатов - только 6. В 80 школах-ин­тернатах для детей с недостатками умственного или фи­зического развития насчитывается лишь 15 подобных ка­бинетов и это при том, что для таких детей выбор про­фессии особенно важен и труден.

Сложной, по мнению педагогов, представляется зада­ча подготовки детей в стенах государственных учрежде­ний к будущей семейной жизни. Следует отметить, что

для опрошенных ребят характерны положительные выс­казывания о семейной жизни, и все они мечтают о креп­кой дружной семье. Так, на вопросы: "О чем ты мечта­ешь?" и "Кем ты хочешь стать?" дети нередко отвечали: "Создать хорошую семью, жить дружно и красиво", "Стать хорошим мужем и отцом", "Стать хорошей женой, иметь свой домик и непьющего мужа". Более всего они опаса­ются повторить путь своих родителей: "Не стать таким, как мои отец и мать", "Не отдать своих детей в детский дом", "Не встать на преступный путь".

Однако реализация их добрых устремлений в сфе­ре семейно-брачных отношений является весьма про­блематичной. Как правило, бывшие воспитанники дет­ских домов и интернатов сталкиваются с серьезными трудностями при создании своей собственной семьи. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супру­гом, в результате их брак зачастую заканчивается не­удачей. Объясняется подобное обстоятельство, прежде всего, отсутствием у детей-сирот положительного семейного опыта, зримых примеров для подражания в реальной семейной жизни, несформированностью ее семейно-ролевых ценностей.

Далее, другая сторона семейных неудач бывших вос­питанников государственных учреждений объясняется тем, что им самим практически не предоставляется воз­можность проявить бескорыстие, соучастие, любовь, за­боту, пожертвовать чем-то ради другого, оделить его теп­лотой и радостью. Как бы ни были привязаны дети к своим иностранным "мамам", как бы ни радовались их письмам, телефонным звонкам и подаркам, привязанность эта, по мнению педагогов, - потребительская, как к ис­точнику всяких радостей и благ. По настоящему близки­ми людьми дети считают своих кровных родственников - бабушек, дедушек, братьев, сестер и беспутных родите­лей. Только 5 детей из почти 200 опрошенных написали: "Я ненавижу своих родителей". При ответе на вопрос "Есть ли у тебя человек, которому ты можешь расска­зать о себе все?" 52 % назвали братьев и сестер, 17 - бабушек и дедушек, других родственников, 27 - мать (отца), 34 - своего одноклассника и 12 % - учителя (вос­питателя).

Педагоги и воспитатели в восприятии ребят - это не замена родителей, а просто окружающая среда, к требованиям которой надо как-то приспособиться. В анкетах ребят можно было прочитать: "Я хочу, чтобы к нам от­носились не как к предметам, а как к своим детям", "Я хочу, чтобы нас замечали, чаще хвалили", "Я хочу, что­бы нами интересовались и прислушивались к нашему мнению и чтобы чаще отпускали домой". Как свидетель­ствуют ответы ребят, 25 % из них нравится школа-ин­тернат, но большинство (75 %) все же хотели бы жить дома.

Учитывая этот факт, некоторые педагоги высказали свое мнение о необходимости сохранения, насколько это возможно, связей детей со своей кровной семьей. При этом, однако, важно обеспечить постоянный социальный контроль за родителями, лишенными родительских прав. Самое лучшее, что государство могло бы сделать для со­циальных сирот - это вернуть им семью. Для этого необ­ходимо, работая с детьми по коррекции их поведения, одновременно работать с родителями: помочь избавить­ся от алкогольной зависимости, с трудоустройством, на­учить любить своих детей. Задача эта не из легких. Она требует длительных усилий и определенных материаль­ных затрат. Но сводить роль государства в защите детей только к изъятию их из семьи - дело бесперспективное, так как, по сути, не решает проблемы социального си­ротства.

При подготовке воспитанников к будущей семейной жизни не следует игнорировать отрицательный семей­ный опыт детей, а, отталкиваясь от него, подводить их к пониманию причин неблагополучия в семьях и показы­вать возможные позитивные способы решения семейных проблем.

Ежегодно из стен школ-интернатов во взрослую жизнь выходит более 1000 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Это дети, не приученные самостоятель­но заботиться о себе, о своих личных и бытовых пробле­мах. Привыкшие все время жить коллективно, они про­сто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее.

Таким образом, каждый выпускник нуждается в по­мощи и поддержке хотя бы в первые 3-5 лет самостоя­тельной жизни, трудоустройстве, обеспечении жильем. Однако в сложных социально-экономических условиях действующие по отношению к социальным сиротам государственные гарантии, к сожалению, не стабильны, на­пример жилищная. По выходе из школы-интерната вы­пускники оказываются перед пугающей альтернативой: либо возвращаться в ту домашнюю криминогенную сре­ду, от которой их когда-то спасли, либо идти на улицу, пополняя ряды бомжей и потенциальных преступников. Одни педагоги считают, что надо продлить пребывание воспитанников в школе-интернате до исполнения им 18 лет, чтобы школа "подольше оставалась их домом", "дала им больше знаний", "помогла достичь своих целей", "на­учила честно зарабатывать и правильно тратить деньги". Другие предлагают открыть общежития при интернатных учебных учреждениях для временного проживания бывших воспитанников. Тем самым переход во взрослую жизнь был бы постепенным и менее болезненным. По мнению третьих, выпускникам детских домов и школ-интернатов необходим социальный наставник, который бы руководил их приобщением к взрослой жизни, ям помощь в решении личных, бытовых, "ущербность" социализации воспи­танников интернатных учреждений, подготовить их к новым условиям взрослой жизни, трудовой и социаль­ной деятельности, нужно приблизить условия жизни в школе-интернате к семейным, обеспечить чуткое и вни­мательное участие взрослых в их жизни, увеличить чис­ло эмоциональных контактов между детьми, детьми и взрослыми в процессе совместной творческой деятельно­сти, расширить круг общения воспитанников со своими сверстниками из благополучных семей, представителя­ми учебных заведений, учреждений, организаций.

В связи с проблемой профессионального определения необходимо развивать у детей интерес к творчеству, при­влекать к производительному труду и тем самым созда­вать предпосылки для самореализации, активности и са­мостоятельности, внутренней самодисциплины, ответ­ственности.

Развитие детей сирот


Кто такой ребенок - сирота с точки зрения психо­логов? Это - ребенок, в отношении которого уже с мо­мента его рождения допускается социальная несправедливость. Он рожден не по любви (от него отказались ро­дители). С самого раннего детства ребенок переезжает из одного воспитательного учреждения в другое: из дома ребенка в дошкольный детский дом, затем в детский дом, школу-интернат и др., где он нередко не может найти условия для реализации элементарных личных потреб­ностей. Ему приходится адаптироваться ко все более воз­растающему числу сверстников. В то же время ему недо­стает индивидуального понимания, не хватает положи­тельных эмоций, нормального человеческого общения. В отношении его могут быть допущены педагогические ошибки взрослыми или унижение, насилие более стар­шими воспитанниками.

По данным исследований, дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом качественных негативных особенностей, которые сопровождают разви­тие ребенка на всех возрастных стадиях от младенчества до юности. Вкратце рассмотрим их характеристику.

Уже у годовалых малышей наблюдаются особая вя­лость, апатия, примитивность эмоциональных реакций. У них не возникает привязанности к взрослому; они не­доверчивы, замкнуты, печальны и пассивны. Двух-трехлетние дети отличаются пониженной (в от­личие от сверстников, воспитывающихся в семье) любоз­нательностью, задержкой в формировании предметных действий, отсутствием самостоятельности, они позже начинают говорить. Многие дети трех-семи лет пассив­ны в видах деятельности (в том числе и в игре), у них слабое внимание, обедненная речь, они повышенно кон­фликтны во взаимоотношениях со сверстниками.

У младших школьников - воспитанников учрежде­ний интернатного типа обнаружены специфические от­клонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер психики. Они проявляются, в ча­стности, в задержках развития внутреннего плана ум­ственных действий, что приводит к нарастанию трудно­стей в усвоении учебного материала. У них не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции, планированию своих действий. Их речь более бедна, они отстают в овладении навыками чтения, письма, счета, пространственными представлениями и др.

У подростков отклонения в развитии сказываются прежде всего на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению механи­стичности поведения, повышенной конформности, повер­хностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессив­ности и др. Им труднее овладевать учебным материалом, у них не формируются общеучебные и специальные уме­ния и навыки. Они не могут найти деятельность, позво­ляющую реализовать свои потребности и интересы. Как следствие подростки-воспитанники школ-интернатов большее склонны к разного рода нарушениям дисциплины: побегам, бродяжничеству, воровству, насилию и др. Причем такого рода склонности становятся достаточно устойчивыми и трудно преодолеваемыми. Серьезной проблемой является то, что для всех детей-воспитанников независимо от возраста характерен повышенный дефицит общения со взрослыми. С одной стороны, они особо нуждаются во внимании и доброжелательности взрослого, особом человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой стороны - эта потребность в общении не удовлетворяется: с годами уменьшается количество обращений детей к взрослым; постепенно ограничивается интимный, личностный ха­рактер этих обращений, они становятся эмоционально беднее, сводятся нередко только к регламентации взрос­лыми поведения воспитанников. К тому же частая сме­няемость педагогов, осуществляющих учебный и воспи­тательный процесс, отсутствие преемственности между ними, постоянные переводы воспитанников из одной груп­пы в другую, из одного учреждения в другое делают в целом жизнь детей и подростков бездуховной.

Исследователи проблемы воспитания детей в учрежде­ниях интернатного типа выделяют наиболее типичные причины, приводящие к затрудненному пси­хическому развитию воспитанников:

- отсутствие индивидуального подхода к воспитан­нику на основе учета его актуального уровня психичес­кого развития и отмеченных отклонений;

- неправильная организация общения педагогов-вос­питателей с воспитанниками, недостаточный учет спе­цифики контингента воспитуемых;

- формализм дифференцированного подхода к воспи­танникам: помещение вместе детей с разной степенью задержек в психическом развитии, обученности и воспи­танности;

- отсутствие полноценного нравственно-полового вос­питания воспитанников;

- неразработанность специальных программ обучения и воспитания, позволяющих компенсировать или корри­гировать дефекты развития, недостатки обучения и по­ведения воспитанников;

- ограниченность условий для формирования конк­ретно-чувственного опыта детей;

- однообразие или отсутствие полноценной деятельно­сти самих воспитанников, недостаточное использование воспитательных возможностей игровой деятельности;

- недостаточная психолого-педагогическая подготов­ка воспитателей, слабый их контакт с практическими психологами системы образования;

  • частая сменяемость педагогических кадров интернатных учреждений и др.




Системы мер для решения проблем воспитания и развития детей сирот в приемных семьях

Содержание и воспитание приемных детей как процесс включает в себя пять аспектов, которые требуют их учета и специальной организации: социальной, правовой, экономический, педагогический и психологический.

Социальный аспект отражает точку зрения общества на проблему, причем в формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации.

Правовой аспект предполагает выработку юридических норм, обеспечивающих защиту прав усыновляемого ребенка в его новой воспитательной среде, и осуществление специальной процедуры усыновления.

Экономический аспект состоит в определении объема материального содержания, необходимого для удовлетворении потребностей усыновляемого ребенка, и в создании соответствующих материальных условий его существования.

Педагогический аспект заключается в формировании отношений уважения, доверия и сотрудничества между приемными родителями и примным ребенком на основе учета его индивидуальных особенностей, специфики развития, в обеспечении адекватной помощи в новой семье.

На пути к приемной семье ребенок бывает вынужден переехать из одного детсткого воспитательного учреждения в другое и соответственно неоднократно с переменным успехом проходить стадии адаптации. Поэтосу независимо от личностных качеств у ребенка может выработаться отрицательный иммунитет к любым попыткам воспитать его. Существуют закономерности или этапы адаптированного периода.

  1. Адаптация к образу жизни семьи.

  2. Адаптация приемного ребенка у к другим членам семьи, их близким и знакомым.

  3. Адаптация приемного ребенка к нормам и ценностям семьи.

  4. Адаптация приемного ребенка к традициям семьи, то есть привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам.

На адаптированного ребенка будут влиять в большей мере его темперамент, уровень развития познавательных процессов, моральных качеств, эмоционально - волевой сферы. Кроме того, имеют знчения и некоторые другие факторы, в число которых входят следующие: возраст усыновителя, национальность усыновителей, материальный и культурный уровень усыновителей, пол инициаторов усыновления, наличие в семье родных детей, отношение к приемной семье окружающих людей.

Но существуют ошибки во взаимоотношениях, необходимо их указать.

Отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье: степень принятия в семье, дезадаптативная атмосфера в семье, приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителям, смысловой барьер, ограничение активности и самостоятельности, эмоциональная холодность, отсутствие опыта взаимодействия, проблема положения ребенка в приемной семье, отсутствие специальных «традиций» самого ребенка, наказание за проступок, неадекватное поведение отца.

Психолого - педагогические условия для воспитания и развития детей сирот в приемных семьях


Качества личности родителей - воспитателей являются определяющими для всей дальнейшей судьбы этой необычайной семьи: общей атмосферы дома, стиля взаимоотношений взрослых и детей, а следовательно, длительности отношений, прочности или же возможности распада семьи. Все дети, пожившие какое - либо время в детском доме, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психологическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерна материнская депривация, то есть отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых основывается базисное для развития полноценной личности доверие к окружающему миру.

Люди, связывающие себя с приемными детьми, должны совмещать терпение и педагогический оптимизм.

Однако как бы ни были важны личностные качества родителя - воспитателя, ему все же необходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как профессию, следовательно, он должен иметь профессиональные качества и навыки.

Приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и каким результатам привести.

Знание привычек трудно переоценить, они настолько входят в нашу жизнь, что становятся второй натурой. Что касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от врежных, но нельзя формировать более 2 - 3 привычек одновременно, прежде чем приступить к выработке привычки, нужно внятно и доходчиво объяснить ее необходимость, вырабатывая привычку, вначале надо добиваться точности выполнения действия и только потом - быстроты.

Особого разговора требует вопрос о физическом наказание. Но этот вопрос занимает особое положение в педагогике и психологии. Одним словом на него не ответишь.

Завершая все выше сказанное, отметим, что это наиболее общие особенности механизма воздействия на личность ребенка, учет которых поможет приемным родителям избежать ошибок. Но необходимо еще выработать свой собственный взгляд на проблему воспитания детей сирот или приемных детей.





Заключение



Американский психолог Э.Х.Эриксон считал первым этапом развития ребенка зарождение его веры в окружа­ющий мир. Мир представляется ему надежным благода­ря любви и заботе того, кто ухаживает за ним. Поэтому потеря мамы или того, кто ее заменяет, особенно тяжела для ребенка, она разрушает осознание самого себя.

Когда маленькие дети попадают в совершенно новую для себя обстановку и окружение, большинство из них теряет живость и активность, а также уже приобретен­ные умения и навыки. Самое главное, что ему нужно сейчас, - это как можно скорее осознать, что мир вокруг него надежен и безопасен. Ему надо восстановить нала­женный порядок жизни.

В доме малютки их только пеленают, кормят, моют, ле­чат, но не более. Детдомовские малыши могут часами подпрыгивать в дет­ских «прыгунках» с абсолютно неподвижными лицами. Они не отвечают, если с ними заговорить, демонстрируя псевдо­глухоту. Они уклоняются от прикосновений и не умеют улыбаться - у них неразвита мускулатура улыбки. Ес­ли такого ребенка специальными приемами «разбудить» и приласкать, то, познав радость телесного контакта, он уже не отлипнет от взрослого. Но со­трудникам «казенных» домов это кажется утомительным, раздражающим, и они не поощряют подобные «фокусы». Им нужна мама. Какой еще можно сделать вывод? Только один -

ПРОСТО ….. НЕ БРОСАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ!



Список литературы
  1. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. М., 1997.

  2. Возвращение детства. М., 2000.

  3. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М., 1999.

  4. Население России. Демографический справочник. М., 2001.

  5. «О положении детей в Российской Федерации» М., 2001.

  6. Сиротство как социальная проблема Минск. 1999.




Приложение

Социологический опрос по проблеме сиротства в России и его результаты

На примере одного из городов России, а именно г. Томска, раскроем одну из наиболее актуальных проблем человечества - сиротства.

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, и в частности г. Томска, является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Оптимизация деятельности социальных служб в этом направлении предполагает изучение мнения населения по вопросам об истоках социального сиротства и практических путях решения этих проблем. С этой целью в мае - июне 2001 г. автором было проведено социологическое исследование отношения населения г. Томска к феномену социального сиротства и оценки им перспектив семейных форм воспитания детей-сирот. Исследование проводилось методом анкетирования с использованием элементов стандартизованного интервью по квотной выборке. Объем выборки - 430 человек, 57% - женщины, 43% - мужчины.

Причины роста детской безнадзорности и социального сиротства в представлении горожан

Оценка респондентами причин роста социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России, к числу которых можно отнести социальный пессимизм, даже своеобразный "катастрофизм", негативную оценку социально-экономической ситуации в стране, повышенную тревожность, и, в то же время стремление перенести ответственность за эту ситуацию на некие внешние, неподвластные "маленькому человеку" силы - государство, экономика и т.п. Отсюда и выраженный "экономический детерминизм", проявившийся в ответах: на первое место в рейтинге причин большинство поставили экономическую ситуацию в стране, влекущую рост бедности. Насколько это мнение отражает реальную ситуацию? Ответ на данный вопрос может быть результатом специального исследования, здесь же можно упомянуть о том, что после Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального сиротства (не физического!) были минимальны по сравнению с современными.

Вот как выглядит рейтинг причин социального сиротства в представлениях респондентов.

Распределение ответов на вопрос:

С чем прежде всего связан рост детской безнадзорности и беспризорности в настоящее время?*

Причины

%

1. экономическая ситуация в стране, рост бедности

74,1

2. кризис семьи (рост разводов, неполные семьи)

37,5

3. военные конфликты, стихийные бедствия

10,5

4. распространение пьянства, наркомании

55,8

5. беспомощность школы

12,8

6. падение нравственности в семье, в обществе

36,6

7. все вышеперечисленное

1,2

8. другое

3,6

9. затрудняюсь ответить

1,4

*респонденты могли выделить несколько вариантов ответа

Значимых расхождений мнений по половому признаку не обнаружено, что же касается возрастных различий, то можно отметить тенденцию: с возрастом указанный "экономический детерминизм" усиливается. Так, в качестве главной эту причину отметили 69% респондентов в возрасте до 30 лет и 84% респондентов старше 50 лет. Это вполне объяснимо, так как именно для данной категории характерны указанные выше настроения социального пессимизма и негативная оценка социально-экономической ситуации. По таким параметрам, как образование, сфера деятельности, доход статистически значимые расхождения также отсутствуют.

Характерно, что в числе других причин респонденты называли: "безразличие со стороны государства", "политика правительства", разобщенность интересов власти и народа", "целенаправленная работа по ослаблению России", "распущенность", "дегуманизация", "нет порядка в стране" и др. Думается, что эти ответы подтверждают отмеченную выше специфику социального настроения. Но нельзя говорить о том, что мнения респондентов совершенно неадекватны. И это мнение необходимо учитывать при организации социальной работы по решению проблем сиротства.

Оценка населением деятельности городских властей по решению проблем социального сиротства

Анализ позиций респондентов свидетельствует, что общий негативизм в отношении к властным структурам проецируется и на данную проблемную область.

Распределение ответов на вопрос:

Делают ли что-либо городские власти для борьбы с детской беспризорностью и социальным сиротством?

Варианты ответа

%

1. да, делают все, что могут

7,8

2. отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно

29,9

3. скорее говорят, но не делают

32,3

4. ничего не делают

19,7

5. другое

0

6. затрудняюсь ответить

10,2

Как видно из таблицы, количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико, и среди них заметно преобладают женщины в возрасте 31-50 лет. Нужно отметить и то, что люди с высшим образованием более склонны к позитивной оценке властей, среди респондентов, отметивших позицию "Да, делают все, что могут" они составили 48,5%.

Большинство (52%) придерживается однозначно негативной оценки ("скорее говорят, чем делают" и "ничего не делают") и здесь значимых расхождений по полу, возрасту и другим параметрам не наблюдается. Думается, что причин такого негативизма несколько. Действительно, заметный "невооруженным глазом" рост масштабов детской безнадзорности заставляет предположить, что активность структур, призванных заботиться о судьбе этих детей, достаточно низка. Но в немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации. Наконец, в такой оценке проявляется общее негативно-настороженное отношение к власти вообще, которое распространяется и на городскую администрацию. Возможно, общей, "фоновой" причиной здесь являются характерные для россиян патерналистские настроения, ожидания, что именно государство и власть должны решать все социальные проблемы, сами же граждане привычно занимают пассивную позицию.

Анализ личных позиций респондентов по проблемам сиротства

Распределение ответов на вопрос:

Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?

Варианты ответа

%

1. да, беспокоят

69,1

2. беспокоят, но не слишком

17,1

3. нет, это не мои проблемы

7,8

4. другое

0,8

5. затрудняюсь ответить

5,2

Общий уровень обеспокоенности горожан достаточно высок, ее в той или иной степени проявляют 86,2% респондентов. Но думается, что это беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. (Об этом свидетельствуют ответы на последующие вопросы).

В наибольшей степени озабоченность данной проблемой ("Да, беспокоят") характерна для женщин, что объясняется как их эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью и симпатией, так и большей степенью социальной ответственности за судьбы детей.

Распределение ответов на вопрос:

Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?

(в корреляции с полом респондентов (в%))

Варианты ответа

мужской

женский

1. да, беспокоят

37,1

62,9

2. беспокоят, но не слишком

55,6

44,4

3. нет, это не мои проблемы

57,6

42,4

5. затрудняюсь ответить

50,0

50,0

Что касается иных различий, нужно отметить, что среди респондентов, выбравших позицию "Да, беспокоят" доминируют люди в возрасте от 31 до 50 лет (51,5%) с высшим и средним специальным образованием: 48,1% и 30,6% соответственно.

Анализ личных позиций респондентов предполагает выяснение отношения к деятельности государственных воспитательных учреждений (детских домов, интернатов и т.п.). Эти позиции далеко не однозначны.

Распределение ответов на вопрос:

Как Вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?

Варианты ответа

%

1. положительно, это необходимая мера

29,9

2. это можно делать только в случае, когда нет другого выхода

47,5

3. отрицательно, это губит ребенка, ломает его судьбу

9,7

4. другое

2.4

5. затрудняюсь ответить

10,5

Как видим, значительное число респондентов (47,5%) исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае, это - "необходимое зло". Как показало исследование, такую позицию занимают прежде всего женщины - 62% из числа отметивших данный вариант. Женщины доминируют и среди тех, кто выбрал вариант "Отрицательно, это губит ребенка, ломает его судьбу" - 65,8%. Но и те из респондентов, кто выбрал первый вариант, также не считают детский дом панацеей, скорее помещение туда ребенка рассматривается как единственное реальное средство спасения детей. Статистически значимые различия по остальным параметрам: возраст, образование, сфера деятельности не обнаружены. В целом же можно сделать вывод, что в обществе нет жесткого негативного отношения к государственным детским учреждениям, их деятельность воспринимается как патерналистская обязанность со стороны государства. В качестве других вариантов ответа назывались "временное помещение в социальные приюты", "поощрение желающих усыновить ребенка", "улучшить условия проживания в интернатах.

Пожалуй, важнейшим индикатором именно личного отношения к рассматриваемым проблемам являются ответы на следующий вопрос:

Распределение ответов на вопрос:

Могли бы Вы взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью?

Варианты ответа

%

1. да, конечно

5,7

2. да, но только в крайнем случае и на краткий период

11,6

3. да, но только в том случае, если это мой родственник

29,9

4. да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства

11,9

5. нет, ни при каких условиях

21,9

6. другое

2,1

7. затрудняюсь ответить

16,9

Число людей, согласных взять ребенка на воспитание в свою семью казалось бы достаточно велико - 59% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник". Количество же горожан, безусловно согласных взять на себя заботу о ребенке, весьма невелико - 5,7%. Среди них так же явно преобладают женщины (83% респондентов, выбравших вариант "да, конечно").

Что касается возрастных различий, то, как и следовало ожидать, люди в возрасте старше 50 лет проявляют гораздо меньшую готовность к принятию ребенка в семью.

Среди тех, кто согласен на тех или иных условиях принять ребенка, доминируют люди с высшим образованием. Стоит отметить и то, что большую степень готовности к принятию ребенка в семью проявляют люди с достаточно низким уровнем дохода - от 500 до 1000 руб. Возможно, в качестве привлекающего фактора здесь выступает материальное вознаграждение, но однозначно этого утверждать нельзя.

По другим параметрам значимых различий нет. В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "если вместе с ним уехать за границу", "если бы не было своих детей", "когда вырастут свои дети", "не могу решиться", "если позволит материальное положение".

Вряд ли можно полагать, что положительные ответы на данный вопрос означают готовность к реальному действию, но в целом они свидетельствуют о позитивном отношении к факту семейного жизнеустройства детей, о моральной поддержке такого поведения. Подробнее этот сюжет будет рассмотрен в следующем разделе.

Отношение респондентов к семьям, воспитывающим приемных детей. Данное отношение во многом обусловлено степенью информированности населения об альтернативных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких, например, как приемная семья, семейный детский дом и воспитательная группа и др.

Исследование показало, что уровень информированности достаточно высок - 57,7% респондентов отметили, что им известны отдельные из указанных форм. Более высокую степень осведомленности об альтернативных формах демонстрируют люди с высшим образованием.

В целом, независимо от степени осведомленности, отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер, что показывает помещенная ниже таблица.

Распределение ответов на вопрос:

Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приемных детей?

Варианты ответа

%

1. положительно, эти люди достойны уважения

70,3

2. мне их жалко, их ждут трудности и разочарования

9,5

3. отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными мотивами

3,3

4. другое

2,2

5. затрудняюсь ответить

14,7

Большинство респондентов исходит из того, что люди, воспитывающие чужих детей, несомненно обладают нужными положительными качествами и заслуживают уважения уже в силу того, что взвалили на себя этот нелегкий груз. Но думается, что положительное представление строится скорее на некотором идеальном представлении о такой семье, нежели на знакомстве и действительной осведомленности о жизни таких семей. Только 28% респондентов имеют знакомых или близких из таких семей, а в личном опыте большинства респондентов отсутствует знакомство с жизнью семей, воспитывающих приемных детей.

Следовательно, наибольшей восприимчивостью к проблемам социального сиротства обладают женщины, в возрасте от 31 до 50 лет, с высшим или средним специальным образованием. Именно эта группа обладает и наибольшей социальной активностью, готовностью включиться в решение различных проблем (не только тех, которые связаны с социальным сиротством). Видимо, при проведении различных мероприятий по привлечению внимания к проблемам социальных сирот и их жизнеустройства это обстоятельство нужно учитывать.

Подавляющее большинство респондентов считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждается в социальной поддержке. Но и здесь проявляется отмеченная выше тенденция экономического детерминизма: 70% опрошенных полагает, что решающую роль играет денежная помощь, в то время как число тех, кто обращает внимание на необходимость квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи, почти в два раза ниже.

Распределение ответов на вопрос:

Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей?*

Варианты ответа

%

1. денежная помощь

70,1

2. улучшение жилищных условий

57,2

3. помощь педагогов, психологов, юристов

38,2

4. предоставление льгот и привилегий

29,9

5. никакая поддержка не нужна. они знают, на что идут

8,8

6. другое

5,9

7. затрудняюсь ответить

1,0

*респонденты могли выделить несколько вариантов ответа

Значимых расхождений между мужчинами и женщинами по этим вопросам нет, кроме того, что женщины обращают несколько большее внимание на необходимость психолого-педагогической помощи.

Прослеживаются и некоторые возрастные различия. Так, 75,3% людей старше 50 лет поставили на первое место необходимость денежной помощи, среди людей до 30 лет таковых несколько меньше - 67,6%. Что касается психолого-педагогической помощи, то здесь ситуация меняется: на ее необходимость обратили внимание 45,6% "молодых" людей и 35,8% "пожилых". Видимо, для молодых менее свойственны установки социального иждивенчества, ожиданий от государства и эти установки они проецируют и на рассматриваемую группу реальных и потенциальных приемных родителей или воспитателей.

Та же тенденция проявляется при распределении вариантов ответа по группам, различающимся по уровню образования: чем выше данный уровень, тем большее внимание обращается на необходимость психолого-педагогической помощи, а представление о первоочередности денежной помощи уходит на второй план.

Желаемые характеристики воспитателей семейных детских домов в представлении опрошенных

В предложенной анкете респондентам задавалось несколько параметров оценки: возрастные границы, наличие или отсутствие собственных детей, наличие или отсутствие собственного жилья.

Оптимальным возрастом, как показывает распределение ответов, является интервал от 30 (37,3% указали этот возраст как нижний порог) до 50 (23,3% обозначили как верхний порог) лет. Но в целом возрастной диапазон значительно шире и частота упоминаний распространяется на возраст от 20 до 60 лет (см. приложение). Значимых расхождений по полу не прослеживается, возрастные различия проявляются в том, что люди в возрасте до 30 лет склонны несколько снижать возрастную планку (до 20 лет). По остальным параметрам различия не существенны. Понятно, что выбор оптимального возраста не является чем-то случайным. Предполагается, что к 30 годам люди приобретают жизненный опыт, психологическую стабильность, могут осознавать ответственность за принятых на попечение детей. Кроме того, к этому времени наступает и материальная, экономическая стабильность, определенный достаток, позволяющий обеспечить детям приемлемые условия существования. Для людей же старше 50 лет бремя таких забот может оказаться непосильным во многих отношениях.

Наличие собственных детей у приемных родителей (воспитателей) для большинства респондентов представляется желательным.

Наличие собственных детей

Варианты ответа

%

1. желательно

66,03

2. не желательно

14,49

3. не имеет значения

9,03

4. затрудняюсь ответить

10,45

Но если позицию "желательно" разделяют в близкой степени мужчины и женщины, то среди указавших вариант "нежелательно" явно доминируют женщины - 63,9% против 36,1% у мужчин. Возможно, они исходят из того, что наличие собственных детей превращает приемных в несчастных пасынков и падчериц, в неявной форме воспроизводя "стереотип Золушки".

Что касается требований к наличию собственного жилья, здесь респонденты более категоричны и подавляющее большинство настаивает на его необходимости.

Наличие собственного достаточно просторного жилья

Варианты ответа

%

1. обязательно

81,2

2. не обязательно

11,7

3. не имеет значения

0,2

4. затрудняюсь ответить

6,9

Одним из наиболее сложных для респондентов явился вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей, 53,4% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос. Среди наиболее часто называемых характеристик выделяются следующие (в порядке убывания):

доброта - 14,7%; терпение - 5,5%; любовь к детям - 4,4%; уравновешенный характер - 1,9%; бескорыстие - 1,6%; ответственность - 1,4; трезвость - 1,2%; честность - 1,2%; психологическая устойчивость - 1,2%.

Как видим, перечисленные характеристики носят достаточно абстрактный характер. Эти качества отражают скорее общие ожидания, предъявляемые к людям, находящимся в постоянном контакте с детьми (родители, учителя). Только очень небольшое число опрошенных (менее 1,5%) отметили необходимость таких качеств как "педагогическая подготовка", "педагогические способности", "призвание", "профессионализм".



© 2010-2022