Рабочая программа краеведческого кружка «По малой родине моей»

Пояснительная записка Нормативно-правовая  база программы: - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки  РФ от 05.03.2004г. № 1089); --Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Закон Республики Башкортостан  от 1.07.2013 года  №696-3(Статья 6.) «Об образовании в Республике Башкортостан», принятый Государственным Собранием-Курултаем Респуб... Содержание курса Количество часов Перечень универсальных действий учащихся Краеведение- наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. 2 Подбирает  стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.   3 Умеет: - выступать с сообщениями перед учащимися; - описывать условия и образ жизни.   Бирская  земля. Физико-географическая характеристика города. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.   3 Умеет: - читать карту своего края; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.   Наши жемчужины. Легенды и предания о  Шамсутдин. Озера. Ручьи.   4 Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники. Топонимика нашего города и района. Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории 3 Может излагать свои суждения и взгляды на события города, района; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события ; объяснять и определять своё отношение к ним.   Река, давшая жизнь нашему городу. Река Белая. Современное состояние реки.   2 Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.   Наш дом родной.  Город Бирск и Бирский район. Историей родной школы и освещение данных вопросов в периодической печати.   4 У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.   Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.   3 Может создавать родословную своей семьи. Бирская  земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями.   2 Умеет излагать свои суждения и взгляды на события; объяснять мотивы деятельности людей; объяснять и определять своё отношение к ним;   Я и мой город. Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.   2 Способен подбирать материала к папке «Я и мой город» От чистого истока. Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. 2 Сбор материала по теме Знает основные даты, связанные с историей города, хронологические рамки значительных событий и процессов; Здесь пыль веков. Районный краеведческий музей.   2 Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники.   О чём рассказали книги. Работа с краеведческой литературой.   3 Умеет общаться с людьми; найти подход к каждому человеку; быстро записывать, слушать, зарисовывать. История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города. История в названиях улиц.   2 Обработка собранного материала. Может соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий; -называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города Подводим итоги работы кружка за год. Обобщение выполненных работ. Анализ результатов деятельности учащихся 2 Выступления ребят Умеет фотографировать, правильно описывать увиденное; - работать с техническими средствами. Учебно-тематическое планирование   Раздел программы Количество часов Тема занятия № занятия Дата проведения занятия по плану Дата фактического проведения занятия Краеведение – наука о родном крае 1 Инструктаж по технике безопасности. Что изучает краеведение. 1 4.09     1 Источники изучения родного края 2 11.09   Красотою славится наша земля 1 Знакомство с природой  города и района 3 18.09     1 Знакомство с природой  города и района 4 25.09     1 Легенды и предания 5 2.10   Бирская земля 1 Физико-географическая характеристика города 6 9.10     1 Город яблока 7 16.10     1 Животный и растительный мир 8 23.10   Наши жемчужины 1 Озеро Шамсутдин 9 30.10     1 Озера Бирского района (Окуш, Чистая яма, Дикое) 10 6.11     1 Святой Ключ. Солянка 11 13.11     1 О конкурсе «Жемчужины Башкортостана» 12 20.11   Топонимика нашего города и района 1 Топонимы «Бирск», «Белая» 13 27.11     1 Общая характеристика топонимов нашего города 14 4.12     1 Общая характеристика топонимов нашего района 15 11.12   Река, давшая жизнь нашему городу 1 Река Белая 16 18.12     1 Состояние источник жизни - Белой 17 25.12   Наш дом родной 1 Город Бирск 18 1.01     1 Бирский район 19 8.01     1 История школы 20 15.01     1 История школы 21 22.01   Откуда пошел мой род 1 Знакомство с понятием «Шежере» 22 29.01     1 Составление своей родословной 23 5.02     1 Составление своей родословной 24 12.02   Бирская  земля в литературе, живописи, музыке 1 Бирская земля в литературе 25 19.02     1 Бирская земля в живописи и музыке 26 26.02   Я и мой город 1 Мой город через 10 лет 27 5.03     1 Проекты нашего города в будущем 28 12.03   От чистого истока 1 Рассказы собственного сочинения о родном крае 29 19.03     1 Стихи собственного сочинения о родном крае 30 26.03   Здесь пыль веков 1 Районный краеведческий музей 31 2.04     1 Музей Хадии Давлетшиной 32 9.04   О чем рассказали книги 1 Работа с краеведческой литературой 33 16.04     1 Обработка собранного материала 34 23.04     1 Обработка собранного материала 35 30.04   История моей страны в названиях улиц. 1 История моей страны в названиях улиц 36 7.05     1 История в названиях улиц   37 14.05   Подводим итоги работы кружка за год. 1 Выступления учащихся 38 21.05     1 Выступления учащихся 39 28.05       Информационно-методическое обеспечение Печатные пособия: Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как фор
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО учителей родных языков и истории и культуры Башкортостана

________ Р.Р.Латипова

Протокол № 1 от 28.08. 2014 г.

Согласовано

Зам. директора по ВР

_______ Стрелкова Т.Ю.

«____»___________ 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 1

_______ Мингалеев З.А.

Приказ № 218К от 30.08.2014г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



Рабочая программа краеведческого кружка

«По малой родине моей»

для 8 а класса

Составитель: учитель башкирского языка и литературы

первой квалификационной категории


Султанова Фируза Халиловна




2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы:

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);

--Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закон Республики Башкортостан от 1.07.2013 года №696-3(Статья 6.) «Об образовании в Республике Башкортостан», принятый Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013года;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Учебный план МБОУ СОШ № 1г. Бирска на 2014-2015 учебный год;

- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ №1г. Бирска «О рабочих программах по внеурочной деятельности»

В настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - город Бирск и Бирский район. Программа "По малой Родине моей" предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение учебного года по одному академическому часа в неделю. Итого 39 часов.

Цели программы: Познакомить учащихся с историко-культурным наследием нашего города и района; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

1.Изучение прошлого и настоящего нашего края, обычаев, традиций и духовной культуры.

2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления: Программа "Моя малая родина" включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

Уроки.

Работа с документами, СМИ, интернет-ресурсами.

Исследовательская деятельность.

Методы работы:

- групповая;

- парная;

- индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном селе.

Механизм реализации программы:

На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические.

Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий учащихся

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

2

Подбирает стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

3

Умеет:

- выступать с сообщениями перед учащимися;

- описывать условия и образ жизни.

Бирская земля.

Физико-географическая характеристика города. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

3

Умеет:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

Наши жемчужины.

Легенды и предания о Шамсутдин. Озера. Ручьи.

4

Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники.

Топонимика нашего города и района.

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории

3

Может излагать свои суждения и взгляды на события города, района; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события ; объяснять и определять своё отношение к ним.

Река, давшая жизнь нашему городу.

Река Белая. Современное состояние реки.

2

Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Наш дом родной.

Город Бирск и Бирский район. Историей родной школы и освещение данных вопросов в периодической печати.

4

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

3

Может создавать родословную своей семьи.

Бирская земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями.

2

Умеет излагать свои суждения и взгляды на события; объяснять мотивы деятельности людей; объяснять и определять своё отношение к ним;

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

2

Способен подбирать материала к папке «Я и мой город»

От чистого истока.

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

2

Сбор материала по теме Знает основные даты, связанные с историей города, хронологические рамки значительных событий и процессов;

Здесь пыль веков. Районный краеведческий музей.

2

Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники.

О чём рассказали книги. Работа с краеведческой литературой.

3

Умеет общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

быстро записывать, слушать, зарисовывать.

История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц.

2

Обработка собранного материала. Может соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города

Подводим итоги работы кружка за год. Обобщение выполненных работ. Анализ результатов деятельности учащихся

2

Выступления ребят Умеет фотографировать, правильно описывать увиденное;

- работать с техническими средствами.

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Количество часов

Тема занятия

№ занятия

Дата проведения занятия по плану

Дата фактического проведения занятия

Краеведение - наука о родном крае

1

Инструктаж по технике безопасности. Что изучает краеведение.

1

4.09

1

Источники изучения родного края

2

11.09

Красотою славится наша земля

1

Знакомство с природой города и района

3

18.09

1

Знакомство с природой города и района

4

25.09

1

Легенды и предания

5

2.10

Бирская земля

1

Физико-географическая характеристика города

6

9.10

1

Город яблока

7

16.10

1

Животный и растительный мир

8

23.10

Наши жемчужины

1

Озеро Шамсутдин

9

30.10

1

Озера Бирского района (Окуш, Чистая яма, Дикое)

10

6.11

1

Святой Ключ. Солянка

11

13.11

1

О конкурсе «Жемчужины Башкортостана»

12

20.11

Топонимика нашего города и района

1

Топонимы «Бирск», «Белая»

13

27.11

1

Общая характеристика топонимов нашего города

14

4.12

1

Общая характеристика топонимов нашего района

15

11.12

Река, давшая жизнь нашему городу

1

Река Белая

16

18.12

1

Состояние источник жизни - Белой

17

25.12

Наш дом родной

1

Город Бирск

18

1.01

1

Бирский район

19

8.01

1

История школы

20

15.01

1

История школы

21

22.01

Откуда пошел мой род

1

Знакомство с понятием «Шежере»

22

29.01

1

Составление своей родословной

23

5.02

1

Составление своей родословной

24

12.02

Бирская земля в литературе, живописи, музыке

1

Бирская земля в литературе

25

19.02

1

Бирская земля в живописи и музыке

26

26.02

Я и мой город

1

Мой город через 10 лет

27

5.03

1

Проекты нашего города в будущем

28

12.03

От чистого истока

1

Рассказы собственного сочинения о родном крае

29

19.03

1

Стихи собственного сочинения о родном крае

30

26.03

Здесь пыль веков

1

Районный краеведческий музей

31

2.04

1

Музей Хадии Давлетшиной

32

9.04

О чем рассказали книги

1

Работа с краеведческой литературой

33

16.04

1

Обработка собранного материала

34

23.04

1

Обработка собранного материала

35

30.04

История моей страны в названиях улиц.

1

История моей страны в названиях улиц

36

7.05

1

История в названиях улиц

37

14.05

Подводим итоги работы кружка за год.

1

Выступления учащихся

38

21.05

1

Выступления учащихся

39

28.05

Информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. - М.: «5 за знания», 2008. - 224с.

Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

5. Асфандияров А.З. История Бирска и башкирских сел района // Ватандаш. - 1998. - № 3. - С. 34.

6. Бирск. Уфа 1989. С. 17-18.

7.Сахратуллин С.Ф. Бирская старина. Бирск, 2000. С. 116.

8. Белоглазов В.С. Бирск: история и современность (история города с 1663 по 2009 год). Бирск, 2011.

Видео-, аудиоматериалы:

1.видеопособие по предметам: история Башкортостана, культура Башкортостана, родная литература. Урал Батыр. 2008 г.

2. Имиджевый ролик - «Седой отец» | Телеканал «РИК-ТВ» - город Бирск

Цифровые ресурсы:

1. Моя Родина - Башкортостан (vatan.yeshlek.ru)

2.. «Башкортостан. Краткая энциклопедия» (bashedu.ru/encikl/maintitle.htm)

3. Сайт Национального парка «Башкирия» (npbashkiria.ru)

4. Сайт башкирских генеологий (shejere.ru)

5. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан (natlibrb.ru)

6. Восточная литература (vostlit.info)

7. «Башкирские писатели в Интернете» (rbtl.ru/konkurs/baimov)

8. Бирск Онлайн. Сайт города Бирск Башкортостан

birsk-online.ru

9. Геральдика.ру.Герб города Бирск. geraldika.ru/symbols.php?coatid=19112

Предполагаемая результативность курса

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу.

КОНТРОЛЬ.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Программа имеет следующие уровни контроля:

- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.

- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).

- Итоговым контролем являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.

Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.

Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.



© 2010-2022