Дополнительная общеобразовательная программа Компьютерное моделирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

ГБОУ СОШ №14


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СПДОД СЮТ:

___________Кивгазова Н.И.

28.08.2015 г.

ПРИНЯТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

СПДОД СЮТ

28.08.2015 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

/авторская /

Дополнительная общеобразовательная программа Компьютерное моделирование

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год


Автор:

Казакова Е.В. - педагог

дополнительного образования.

Рецензенты:

Есмейкин В.Ф. - директор

ГБОУ «СДЮСШОР №3»,

кандидат педагогических наук,

Клаузова Д.Х - директор ГБОУ

ДПО ЦПК «Ресурсный центр

г.о.Жигулевск Самарской области»

Место и год разработки:

СПДОД СЮТ - 2014г.

г. Жигулевск

Паспорт программы


Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа: « Компьютерное моделирование»

Направленность программы

техническая

Вид программы

авторская

Учреждение, реализующее программу

Структурное подразделение дополнительного образования детей станция юных техников ГБОУ СОШ №14

Автор (ы) (- составитель)

Казакова Екатерина Владимировна - педагог дополнительного образования:

Возраст обучающихся

8-12 лет

Наличие особых категорий обучающихся

Для всех категорий обучающихся

Сроки реализации (обучения)

1 год

С какого года реализуется программа,

когда были утверждены новые редакции программы

Принята педагогическим советом СПДОД СЮТ протокол №1 от 28.08. 2015 г

Использование технологий дистанционного и электронного обучения

Использование технологий электронного обучения в работе

Наличие внешних рецензий (для авторской программы)

Есмейкин В.Ф. - директор ГБОУ «СДЮСШОР №3», кандидат педагогических наук,

Клаузова Д.Х - директор ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о.Жигулевской Самарской области»










Содержание


  1. Пояснительная записка 4-5

  2. Цели и задачи 5-7

  3. Формы обучения 7

  4. Межпредметные связи 7-8

  5. Планируемые образовательные результаты 9-11

  6. Формы и виды контроля 11-12

  7. Модель выпускника 12

  8. Учебно-тематический план 13-14

  9. Содержание программы 14-18

  10. Рекомендуемая литература для педагога 19

  11. Рекомендуемая литература для учащихся 20

  12. Учебно-методическое пособие 21-71

  13. Календарно- тематический план 72-78















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предусматривает обучение в системе дополнительного образования детей по развитию твор­ческих способностей учащихся младшего школьного возраста/ 8-12 лет/ в области информационных компьютерных технологий и технического творчества.

Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе. Программа так же знакомит детей с техническим творчеством и в целом охватывает все важные аспекты развития ребенка, что в дальнейшем поможет в выборе профессии.

Про­граммный материал подобран по принципу от простого к сложному, и предусматри­вает использование различных видов педагогических методов, форм и приемов организации занятий. Это способствует развитию устойчивого интереса учащихся к компьютерному моделированию.

Направленность образовательной программы «Компьютерное моделирование» - техническая. Она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ, в рамках их широких возможностей.

Новизна программы заключается в том, что она сочетает компьютерное моделирование и техническое конструирование, учит детей воспринимать красоту окружающего мира и затем выражать ее в индивидуальной форме. Цифровой вариант это не конечный результат детского труда, работа будет конструироваться из бумаги или картона по компьютерным схемам, которые дети разрабатывают сами.

Актуальность программы состоит в том, что она объединяет все востребованные виды деятельности в одну программу, это:

- работа с компьютерными программами,

- моделирование изделия,

- конструирование изделия,

- дизайн.

В настоящее время, детям необходимо запастись максимальным количеством знаний и умений, как в области новых информационных компьютерных технологий, так и в сфере ручного труда. На занятиях «Компьютерное моделирование» воспитанники получают всю необходимую информацию и при этом уходят домой с красивыми, объемными моделями, которые они изготовили своими руками. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам. Она поможет удовлетворить потребность детей данного возраста в решении актуальных для них задач.

Педагогическая целесообразность раскрывается через следующие принципы:

- тема занятия преподноситься в простой, доступной для детей форме;

- включение учащихся в активную творческую деятельность, с предоставлением им широких возможностей, для самовыражения, средствами компьютерного моделирования и технического конструирования.

Цель.

Овладение навыками моделирования, конструирования и рисования, используя компьютерные программы и графические редакторы, создание оптимальных условий для самореализации личности.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать навыки работы с компьютерными программами и графическими редакторами;

  • сформировать у детей навыки исследовательской деятельности: способность видеть проблему, рационально организовать свою деятельность;

  • сформировать навыки умения моделировать с помощью компьютера, конструировать смоделированные модели из бумаги, оформлять изделия.

Развивающие:

  • развить интерес к компьютерным программам, графике, дизайну;

  • развить креативные способности;

  • развить композиционное мышление, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение;

  • развить способность уверенно и легко владеть компьютером;

  • развить смекалку, фантазию, исследовательское и изобретательское, развивающее мышления;

  • развить интеллектуальные качества: внимание, память и т.д.;

  • раскрыть возможности личности и творческого потенциала;

  • развить глазомер, моторику рук, зрительную память.

Воспитательные:

  • воспитать духовно-нравственную личность;

  • воспитать добросовестное отношение к труду;

  • воспитать толерантное отношение к окружающим;

  • воспитать интерес к творческой работе;

  • воспитать аккуратность, воображение, концентрацию внимания;

  • воспитать трудолюбие, бережное отношение к экологии.

Возраст детей участвующих в реализации программы:

Программа адресована учащимся 8-12 лет. Наполняемость в группах составляет 15 человек.

Принципы формирования групп, количество обучающихся в группе составлены с учетом СанПиН.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на один год обучения 144 часа.

Формы обучения.

Групповые занятия, в процессе которых используются различные формы занятий:

- традиционные, комбинированные, индивидуальные занятия и т.д.;

- теоретические и практические занятия;

- досуговые и массовые мероприятия;

- соревнования с изготовленными моделями;

- выездные формы занятий: экскурсии, летний лагерь и т.д.;

- мастер-классы.

Все коллективно-творческие дела проводятся по методике организации коллективно-творческих дел с созданием благоприятной и комфортной обстановке для детей и взрослых.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным десятиминутным перерывом, для отдыха детей в соответствии с СанПиН. Работа с каждой группой строится на основе авторской программы с использованием метода проектов.

Межпредметные связи



Компьютерное

моделирование

  • Информатика - создание графических изображений, собственных проектов, презентаций.

  • Технология - конструирование объемных моделей.

  • Русский язык - обогащение словаря: названия изделий, частей, деталей, материа­лов, инструментов, приспособлений, технологических операций и т.д.;.

  • Математика - анализ, сопоставление, пространственные представления, счет, измерения, расчеты, формы геометрических фигур.

  • Биология - знания о природе и животных.

  • Дизайн - цветовые модели в компьютерной графике.

  • Цветоведение - знание о цвете.

  • Композиция - цвет, объём, структура, форма.

  • Проектирование - генерация идей в проектной форме.

  • Изобразительное искусство - тема, композиция, сюжет, элемент дизайна, цвет, раз­витие чувства прекрасного, приёмы рисования в программе.

Методы и приемы работы:

- информационно-иллюстративный;

- исследовательский;

- вербальный /речевой/ метод;

- практический метод.

Ожидаемые результаты.

По окончанию обучения учащиеся должны:

Знать:

  • основную базовую информацию о персональном компьютере;

  • назначение и возможности графического редактора;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие конструирования.

Уметь:

  • уверенно и легко владеть компьютером;

  • использовать базовый набор инструментов и возможности графического редактора для создания собственных изображений;

  • свободного ориентирования в графической среде операционной системы (открытие, создание, сохранение и т.д.);

  • самостоятельно составлять композиции;

  • видеть ошибки и уметь их исправлять;

  • моделировать схемы при помощи компьютерных программ;

  • конструировать разработанные модели;

  • оформлять дизайн.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- понимание значения различных видов информации;

- умение слушать и выделять главное, запоминать;

- формирование интереса к изучению графических редакторов, компьютерного моделирования через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- способность к самооценке;

- уважительное отношение к другим участникам рабочего процесса.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- планирование путей достижения цели;

- прогнозирование результатов;

- составление плана и последовательности действий;

- применение правил безопасного поведения при работе с инструментом и в компьютерном классе;

- умение самостоятельно контролировать и рационально использовать своё время.

Познавательные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- создание различных информационных объектов с использованием графического компьютерного редактора: поздравительных открыток, рисунков, моделей.

- создание целостного изображения, использую базовые геометрические фигуры;

- преобразование модели из простой в более сложную;

- сравнение объектов по заданным или самостоятельно определенным критериям;

- структурирование знаний;

- преобразование информации;

- использование ручного труда, для создания полезных вещей.

Коммуникативные УУД:

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;

- управление поведением сверстников -коррекция, оценка действий сверстников;

- проявление уважения к сверстникам и педагогу;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Предметные:

- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

- поиск нужной информации в источниках различного типа;

- участие в практической деятельности, приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Формы и виды контроля.

Контроль, мониторинг и диагностика результативности обучения и воспитания проводится по «Системе контроля СПДОД СЮТ», с привлечением компетентных специалистов. Итоги результатов реализации программы подводятся педагогическим советом по представленному педагогом анализу результатов. Мониторинг качества образования осуществляется в течении всего года и делится на несколько этапов:

1. Начальный - проводится в начале учебного года в виде собеседований и фиксирует исходный уровень обучающегося.

2. Текущий - проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающихся знаниями, умениями и навыками.

3. Промежуточный - это результаты выполнения контрольных заданий, которые фиксируются в журнале учета работы объединения.

4. Итоговый - проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач.

Формы подведения итогов:

- продуктивные формы: выставки, соревнования с изготовленными моделями, экскурсии, творческий проект;

- документальные формы подведения итогов: карты оценки результатов освоения программы, построение индивидуальной образовательной траектории.

Инструменты контроля:

- Диагностическая карта мониторинга результатов обучения.

- Мониторинг личностного развития обучающихся.

- Мониторинг результатов освоения программы.

Критерии и способы определения результативности:

- анализ выполненных работ;

- оценивание;

- опросы;

- защита проектов.

Модель выпускника:

- соответствующая возрасту эмоциональная стабильность;

- сформированность устойчивого интереса к компьютерным технологиям и ручному труду;

- реализация потребности к саморазвитию, самообразованию, самостоятельности.

Материально техническое обеспечение.

Наглядные пособия.

Образцы, инструкционные и технологические таблицы и алгоритмы, фотоматериалы, мультимедийные презентации, плакаты, стенды с образцами материалов.

Материалы и инструменты.

Ножницы, картон, цветная и белая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, бросовый материал.

Оборудование.

Ноутбук, компьютеры, принтер, проектор, интерактивная доска.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Основы техники безопасности при работе в компьютерном классе.

1

0

1

Опрос

2.

Роль компьютера в современной жизни человека.

1

0

1

Опрос

3.

Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Paint. Запуск программы.

2

2

4

Анализ выполненных работ

4.

Знакомство с панелью инструментов.

2

6

8

Опрос

5.

Графические примитивы.

3

8

11

Анализ выполненных работ

6.

Меню «Палитра»

2

4

6

Опрос

7.

Инструмент «Текст»

4

6

10

Анализ выполненных работ.

8.

Буфер обмена.

2

6

8

Опрос

9.

Печать изображения.

2

2

4

Оценивание

10.

Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

4

14

18

Выставка

11.

Рисунок на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.

1

6

7

Выставка

12.

Творческое задание. Работа с текстом. Создание объектов и фигур. Художественное оформление.

6

15

21

Оценивание

13.

Начальное техническое компьютерное

моделирование.

4

15

19

Оценивание

14.

Архитектурные здания.

Проектная деятельность.

6

20

26

Защита проектов

40

104

144

3. Содержание программы.

Тема 1. Введение. Основы техники безопасности при работе в компьютерном классе.

Цель и задачи объединения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса.

Тема 2. Роль компьютера в современной жизни человека.

Теория:

История возникновения компьютера. Роль компьютера в современной жизни человека. Положительное и негативное влияние компьютера на человека.

Тема 3. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Paint. Запуск программы.

Теория:

Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе MS Paint. Запуск программы и создание нового документа. Сохранение и закрытие документа. Формат рисунка и фото.

Практика:

Средства управления документом MS Paint.

Тема 4. Знакомство с панелью инструментов.

Теория:

Элементы панели инструментов и палитры цветов. Знакомство с основными инструментами рисования - кистью и ластиком. Знакомство с инструментами заливки. Изменение установок инструмента, фактурная заливка.

Практика:

Создание пробного рисунка. Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность. Цвет на практике. Цветовые режимы MS Paint. Выбор и редактирование, цвета. Закрепление навыков работы кистью. Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.

Тема 5. Графические примитивы.

Теория:

Инструменты: линия, прямоугольник, эллипс. Что можно изобразить, используя инструменты прямоугольник и эллипс.

Практика:

Рисуем:

- предметы круглой и прямоугольной формы,

- дом.

Тема 6. Меню «Палитра»

Теория:

Команды меню «Палитра». Загрузка, присоединение и сохранение цветов.

Практика:

Выбор цвета и сохранение его в меню «Палитра». Спрятать или показать палитру, используя меню Вид → Палитра.

Тема 7. Инструмент «Текст»

Теория:

Как появилась письменность. Настройки параметров инструмента "Текст".

Практика:

Нанесение текста с выбором цвета и шрифта. Закрепление умения использовать изученные инструменты.

Тема 8. Буфер обмена.

Теория:

Работа с буфером обмена. Буфер обмена с точки зрения пользователя.

Практика:

Загрузка графического редактора Paint, вставка картинки, применение панели инструментов.

Тема 9. Печать изображения.

Теория:

Особенности работы принтера, его функции и параметры.

Практика:

Печать изображения.

Тема 10. Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

Теория:

Симметрия. Симметричные фигуры. Симметричные объекты в окружающем мире. Команда Отразить/повернуть. Копирование с помощью клавиши Ctrl. Проектная деятельность - общие понятия. Правила составления проекта.

Практика:

Рисуем бабочку. Рисуем снежинку.

Тема 11. Рисунок на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.

Теория:

Что такое фантазия?

Практика:

Выполнение рисунка. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Тема 12. Творческое задание. Работа с текстом. Создание объектов и фигур. Художественное оформление.

Теория:

История возникновения традиционных праздников в России.

Практика:

  1. Поздравления ко дню Святого Валентина.

  2. Поздравления родным и близким к 23 февраля.

  3. Поздравления родным и близким к 8 Марта

  4. Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.

  5. Поздравления ветеранам ВОВ.

Тема 13. Начальное техническое компьютерное моделирование.

Теория:

Определение начального технического компьютерного моделирования. Объемные фигуры. Соблюдение пропорций в чертежах и рисунках.

Практика:

Разработка простейшей модели «куб». Перенос чертежа на бумагу, при помощи принтера. Сборка модели.

Тема 14. Архитектурные здания.

Теория:

Профессия архитектора. Особенности домов разных народов и стран. Части здания. Виды домов. Каким должен быть внешний дизайн дома..

Практика:

Компьютерное моделирование жилых домов. Перенос чертежей на бумагу. Дизайн. Сборка деталей.

Рекомендуемая литература для педагога.

  1. Гурова Л. Л. Психология мышления. - М.:ПЕЗ СЭ, 2005, 266 с.

  2. Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Лукоморье", Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с.

  3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  4. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. - М. Интеллект-Центр. 2003 - 80 с.

  5. Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.

  6. Леонтьев В.П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 г.

  7. Мураховский В.И. «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия». Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.

  8. Рейнбоу В. «Компьютерная графика. Энциклопедия.» Из. «Питер», 2003 г.

  9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с., ил.

  10. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.

  11. Яцюк О. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.» - СПб.: «БХВ- Петербург», 2004г.

Интернет ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki

neumeka.ru/

Список литературы рекомендованной детям и родителям, в помощь освоения программы.



  1. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.

  2. Рейнбоу В. «Компьютерная графика. Энциклопедия.» Из. «Питер», 2003 г.

  3. Яцюк О. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.» - СПб.: «БХВ- Петербург», 2004г.

Интернет ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki




© 2010-2022