- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеобразовательная программа Компьютерное моделирование
Дополнительная общеобразовательная программа Компьютерное моделирование
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Е.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
ГБОУ СОШ №14
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель СПДОД СЮТ:
___________Кивгазова Н.И.
28.08.2015 г.
ПРИНЯТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
СПДОД СЮТ
28.08.2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
/авторская /
Возраст детей: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Казакова Е.В. - педагог
дополнительного образования.
Рецензенты:
Есмейкин В.Ф. - директор
ГБОУ «СДЮСШОР №3»,
кандидат педагогических наук,
Клаузова Д.Х - директор ГБОУ
ДПО ЦПК «Ресурсный центр
г.о.Жигулевск Самарской области»
Место и год разработки:
СПДОД СЮТ - 2014г.
г. Жигулевск
Паспорт программы
Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная программа: « Компьютерное моделирование»
Направленность программы
техническая
Вид программы
авторская
Учреждение, реализующее программу
Структурное подразделение дополнительного образования детей станция юных техников ГБОУ СОШ №14
Автор (ы) (- составитель)
Казакова Екатерина Владимировна - педагог дополнительного образования:
Возраст обучающихся
8-12 лет
Наличие особых категорий обучающихся
Для всех категорий обучающихся
Сроки реализации (обучения)
1 год
С какого года реализуется программа,
когда были утверждены новые редакции программы
Принята педагогическим советом СПДОД СЮТ протокол №1 от 28.08. 2015 г
Использование технологий дистанционного и электронного обучения
Использование технологий электронного обучения в работе
Наличие внешних рецензий (для авторской программы)
Есмейкин В.Ф. - директор ГБОУ «СДЮСШОР №3», кандидат педагогических наук,
Клаузова Д.Х - директор ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о.Жигулевской Самарской области»
Содержание
-
Пояснительная записка 4-5
-
Цели и задачи 5-7
-
Формы обучения 7
-
Межпредметные связи 7-8
-
Планируемые образовательные результаты 9-11
-
Формы и виды контроля 11-12
-
Модель выпускника 12
-
Учебно-тематический план 13-14
-
Содержание программы 14-18
-
Рекомендуемая литература для педагога 19
-
Рекомендуемая литература для учащихся 20
-
Учебно-методическое пособие 21-71
-
Календарно- тематический план 72-78
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предусматривает обучение в системе дополнительного образования детей по развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста/ 8-12 лет/ в области информационных компьютерных технологий и технического творчества.
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе. Программа так же знакомит детей с техническим творчеством и в целом охватывает все важные аспекты развития ребенка, что в дальнейшем поможет в выборе профессии.
Программный материал подобран по принципу от простого к сложному, и предусматривает использование различных видов педагогических методов, форм и приемов организации занятий. Это способствует развитию устойчивого интереса учащихся к компьютерному моделированию.
Направленность образовательной программы «Компьютерное моделирование» - техническая. Она ориентирована на изучение основных графических компьютерных программ, в рамках их широких возможностей.
Новизна программы заключается в том, что она сочетает компьютерное моделирование и техническое конструирование, учит детей воспринимать красоту окружающего мира и затем выражать ее в индивидуальной форме. Цифровой вариант это не конечный результат детского труда, работа будет конструироваться из бумаги или картона по компьютерным схемам, которые дети разрабатывают сами.
Актуальность программы состоит в том, что она объединяет все востребованные виды деятельности в одну программу, это:
- работа с компьютерными программами,
- моделирование изделия,
- конструирование изделия,
- дизайн.
В настоящее время, детям необходимо запастись максимальным количеством знаний и умений, как в области новых информационных компьютерных технологий, так и в сфере ручного труда. На занятиях «Компьютерное моделирование» воспитанники получают всю необходимую информацию и при этом уходят домой с красивыми, объемными моделями, которые они изготовили своими руками. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам. Она поможет удовлетворить потребность детей данного возраста в решении актуальных для них задач.
Педагогическая целесообразность раскрывается через следующие принципы:
- тема занятия преподноситься в простой, доступной для детей форме;
- включение учащихся в активную творческую деятельность, с предоставлением им широких возможностей, для самовыражения, средствами компьютерного моделирования и технического конструирования.
Цель.
Овладение навыками моделирования, конструирования и рисования, используя компьютерные программы и графические редакторы, создание оптимальных условий для самореализации личности.
Задачи:
Обучающие:
-
сформировать навыки работы с компьютерными программами и графическими редакторами;
-
сформировать у детей навыки исследовательской деятельности: способность видеть проблему, рационально организовать свою деятельность;
-
сформировать навыки умения моделировать с помощью компьютера, конструировать смоделированные модели из бумаги, оформлять изделия.
Развивающие:
-
развить интерес к компьютерным программам, графике, дизайну;
-
развить креативные способности;
-
развить композиционное мышление, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение;
-
развить способность уверенно и легко владеть компьютером;
-
развить смекалку, фантазию, исследовательское и изобретательское, развивающее мышления;
-
развить интеллектуальные качества: внимание, память и т.д.;
-
раскрыть возможности личности и творческого потенциала;
-
развить глазомер, моторику рук, зрительную память.
Воспитательные:
-
воспитать духовно-нравственную личность;
-
воспитать добросовестное отношение к труду;
-
воспитать толерантное отношение к окружающим;
-
воспитать интерес к творческой работе;
-
воспитать аккуратность, воображение, концентрацию внимания;
-
воспитать трудолюбие, бережное отношение к экологии.
Возраст детей участвующих в реализации программы:
Программа адресована учащимся 8-12 лет. Наполняемость в группах составляет 15 человек.
Принципы формирования групп, количество обучающихся в группе составлены с учетом СанПиН.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения 144 часа.
Формы обучения.
Групповые занятия, в процессе которых используются различные формы занятий:
- традиционные, комбинированные, индивидуальные занятия и т.д.;
- теоретические и практические занятия;
- досуговые и массовые мероприятия;
- соревнования с изготовленными моделями;
- выездные формы занятий: экскурсии, летний лагерь и т.д.;
- мастер-классы.
Все коллективно-творческие дела проводятся по методике организации коллективно-творческих дел с созданием благоприятной и комфортной обстановке для детей и взрослых.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным десятиминутным перерывом, для отдыха детей в соответствии с СанПиН. Работа с каждой группой строится на основе авторской программы с использованием метода проектов.
Межпредметные связи
Компьютерное
моделирование
-
Информатика - создание графических изображений, собственных проектов, презентаций.
-
Технология - конструирование объемных моделей.
-
Русский язык - обогащение словаря: названия изделий, частей, деталей, материалов, инструментов, приспособлений, технологических операций и т.д.;.
-
Математика - анализ, сопоставление, пространственные представления, счет, измерения, расчеты, формы геометрических фигур.
-
Биология - знания о природе и животных.
-
Дизайн - цветовые модели в компьютерной графике.
-
Цветоведение - знание о цвете.
-
Композиция - цвет, объём, структура, форма.
-
Проектирование - генерация идей в проектной форме.
-
Изобразительное искусство - тема, композиция, сюжет, элемент дизайна, цвет, развитие чувства прекрасного, приёмы рисования в программе.
Методы и приемы работы:
- информационно-иллюстративный;
- исследовательский;
- вербальный /речевой/ метод;
- практический метод.
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения учащиеся должны:
Знать:
-
основную базовую информацию о персональном компьютере;
-
назначение и возможности графического редактора;
-
понятие фрагмента рисунка;
-
точные способы построения геометрических фигур;
-
понятие конструирования.
Уметь:
-
уверенно и легко владеть компьютером;
-
использовать базовый набор инструментов и возможности графического редактора для создания собственных изображений;
-
свободного ориентирования в графической среде операционной системы (открытие, создание, сохранение и т.д.);
-
самостоятельно составлять композиции;
-
видеть ошибки и уметь их исправлять;
-
моделировать схемы при помощи компьютерных программ;
-
конструировать разработанные модели;
-
оформлять дизайн.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- понимание значения различных видов информации;
- умение слушать и выделять главное, запоминать;
- формирование интереса к изучению графических редакторов, компьютерного моделирования через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- способность к самооценке;
- уважительное отношение к другим участникам рабочего процесса.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- планирование путей достижения цели;
- прогнозирование результатов;
- составление плана и последовательности действий;
- применение правил безопасного поведения при работе с инструментом и в компьютерном классе;
- умение самостоятельно контролировать и рационально использовать своё время.
Познавательные УУД:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- создание различных информационных объектов с использованием графического компьютерного редактора: поздравительных открыток, рисунков, моделей.
- создание целостного изображения, использую базовые геометрические фигуры;
- преобразование модели из простой в более сложную;
- сравнение объектов по заданным или самостоятельно определенным критериям;
- структурирование знаний;
- преобразование информации;
- использование ручного труда, для создания полезных вещей.
Коммуникативные УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;
- управление поведением сверстников -коррекция, оценка действий сверстников;
- проявление уважения к сверстникам и педагогу;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Предметные:
- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- поиск нужной информации в источниках различного типа;
- участие в практической деятельности, приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Формы и виды контроля.
Контроль, мониторинг и диагностика результативности обучения и воспитания проводится по «Системе контроля СПДОД СЮТ», с привлечением компетентных специалистов. Итоги результатов реализации программы подводятся педагогическим советом по представленному педагогом анализу результатов. Мониторинг качества образования осуществляется в течении всего года и делится на несколько этапов:
1. Начальный - проводится в начале учебного года в виде собеседований и фиксирует исходный уровень обучающегося.
2. Текущий - проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающихся знаниями, умениями и навыками.
3. Промежуточный - это результаты выполнения контрольных заданий, которые фиксируются в журнале учета работы объединения.
4. Итоговый - проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач.
Формы подведения итогов:
- продуктивные формы: выставки, соревнования с изготовленными моделями, экскурсии, творческий проект;
- документальные формы подведения итогов: карты оценки результатов освоения программы, построение индивидуальной образовательной траектории.
Инструменты контроля:
- Диагностическая карта мониторинга результатов обучения.
- Мониторинг личностного развития обучающихся.
- Мониторинг результатов освоения программы.
Критерии и способы определения результативности:
- анализ выполненных работ;
- оценивание;
- опросы;
- защита проектов.
Модель выпускника:
- соответствующая возрасту эмоциональная стабильность;
- сформированность устойчивого интереса к компьютерным технологиям и ручному труду;
- реализация потребности к саморазвитию, самообразованию, самостоятельности.
Материально техническое обеспечение.
Наглядные пособия.
Образцы, инструкционные и технологические таблицы и алгоритмы, фотоматериалы, мультимедийные презентации, плакаты, стенды с образцами материалов.
Материалы и инструменты.
Ножницы, картон, цветная и белая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, бросовый материал.
Оборудование.
Ноутбук, компьютеры, принтер, проектор, интерактивная доска.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование
темы
Количество часов
Формы контроля
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Основы техники безопасности при работе в компьютерном классе.
1
0
1
Опрос
2.
Роль компьютера в современной жизни человека.
1
0
1
Опрос
3.
Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Paint. Запуск программы.
2
2
4
Анализ выполненных работ
4.
Знакомство с панелью инструментов.
2
6
8
Опрос
5.
Графические примитивы.
3
8
11
Анализ выполненных работ
6.
Меню «Палитра»
2
4
6
Опрос
7.
Инструмент «Текст»
4
6
10
Анализ выполненных работ.
8.
Буфер обмена.
2
6
8
Опрос
9.
Печать изображения.
2
2
4
Оценивание
10.
Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.
4
14
18
Выставка
11.
Рисунок на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.
1
6
7
Выставка
12.
Творческое задание. Работа с текстом. Создание объектов и фигур. Художественное оформление.
6
15
21
Оценивание
13.
Начальное техническое компьютерное
моделирование.
4
15
19
Оценивание
14.
Архитектурные здания.
Проектная деятельность.
6
20
26
Защита проектов
40
104
144
3. Содержание программы.
Тема 1. Введение. Основы техники безопасности при работе в компьютерном классе.
Цель и задачи объединения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса.
Тема 2. Роль компьютера в современной жизни человека.
Теория:
История возникновения компьютера. Роль компьютера в современной жизни человека. Положительное и негативное влияние компьютера на человека.
Тема 3. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Paint. Запуск программы.
Теория:
Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе MS Paint. Запуск программы и создание нового документа. Сохранение и закрытие документа. Формат рисунка и фото.
Практика:
Средства управления документом MS Paint.
Тема 4. Знакомство с панелью инструментов.
Теория:
Элементы панели инструментов и палитры цветов. Знакомство с основными инструментами рисования - кистью и ластиком. Знакомство с инструментами заливки. Изменение установок инструмента, фактурная заливка.
Практика:
Создание пробного рисунка. Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность. Цвет на практике. Цветовые режимы MS Paint. Выбор и редактирование, цвета. Закрепление навыков работы кистью. Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Тема 5. Графические примитивы.
Теория:
Инструменты: линия, прямоугольник, эллипс. Что можно изобразить, используя инструменты прямоугольник и эллипс.
Практика:
Рисуем:
- предметы круглой и прямоугольной формы,
- дом.
Тема 6. Меню «Палитра»
Теория:
Команды меню «Палитра». Загрузка, присоединение и сохранение цветов.
Практика:
Выбор цвета и сохранение его в меню «Палитра». Спрятать или показать палитру, используя меню Вид → Палитра.
Тема 7. Инструмент «Текст»
Теория:
Как появилась письменность. Настройки параметров инструмента "Текст".
Практика:
Нанесение текста с выбором цвета и шрифта. Закрепление умения использовать изученные инструменты.
Тема 8. Буфер обмена.
Теория:
Работа с буфером обмена. Буфер обмена с точки зрения пользователя.
Практика:
Загрузка графического редактора Paint, вставка картинки, применение панели инструментов.
Тема 9. Печать изображения.
Теория:
Особенности работы принтера, его функции и параметры.
Практика:
Печать изображения.
Тема 10. Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.
Теория:
Симметрия. Симметричные фигуры. Симметричные объекты в окружающем мире. Команда Отразить/повернуть. Копирование с помощью клавиши Ctrl. Проектная деятельность - общие понятия. Правила составления проекта.
Практика:
Рисуем бабочку. Рисуем снежинку.
Тема 11. Рисунок на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.
Теория:
Что такое фантазия?
Практика:
Выполнение рисунка. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Тема 12. Творческое задание. Работа с текстом. Создание объектов и фигур. Художественное оформление.
Теория:
История возникновения традиционных праздников в России.
Практика:
-
Поздравления ко дню Святого Валентина.
-
Поздравления родным и близким к 23 февраля.
-
Поздравления родным и близким к 8 Марта
-
Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.
-
Поздравления ветеранам ВОВ.
Тема 13. Начальное техническое компьютерное моделирование.
Теория:
Определение начального технического компьютерного моделирования. Объемные фигуры. Соблюдение пропорций в чертежах и рисунках.
Практика:
Разработка простейшей модели «куб». Перенос чертежа на бумагу, при помощи принтера. Сборка модели.
Тема 14. Архитектурные здания.
Теория:
Профессия архитектора. Особенности домов разных народов и стран. Части здания. Виды домов. Каким должен быть внешний дизайн дома..
Практика:
Компьютерное моделирование жилых домов. Перенос чертежей на бумагу. Дизайн. Сборка деталей.
Рекомендуемая литература для педагога.
-
Гурова Л. Л. Психология мышления. - М.:ПЕЗ СЭ, 2005, 266 с.
-
Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Лукоморье", Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с.
-
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
-
Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. - М. Интеллект-Центр. 2003 - 80 с.
-
Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
-
Леонтьев В.П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 г.
-
Мураховский В.И. «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия». Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.
-
Рейнбоу В. «Компьютерная графика. Энциклопедия.» Из. «Питер», 2003 г.
-
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с., ил.
-
Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
-
Яцюк О. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.» - СПб.: «БХВ- Петербург», 2004г.
Интернет ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki
neumeka.ru/
Список литературы рекомендованной детям и родителям, в помощь освоения программы.
-
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
-
Рейнбоу В. «Компьютерная графика. Энциклопедия.» Из. «Питер», 2003 г.
-
Яцюк О. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.» - СПб.: «БХВ- Петербург», 2004г.
Интернет ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki