Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева


Отделение хорового дирижирования





Методическая разработка

на тему


Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater






Выполнила:

Суздалева Мария Александровна

Преподаватель высшей категории




г. Калуга



Оглавление



  1. Введение……………………………………………….........2-3

  2. Основная часть...................................................................4-29

Исторические сведения…………………………………...4 - 7

Stabat Mater в творчестве композиторов…………………….8

  1. Средневековая традиция в современной трактовке жанра Stabat Mater……………………………………………..9-18

  2. Stabat Mater «большого» жанра……………………...19-29

  1. Заключение…………………………………………….........30

  2. Список литературы……………………………………..31-32





  1. Введение.

В различных исторических исследованиях, большое внимание уделяется эволюции музыкальных жанров. И если говорить о вокально-инструментальной музыке, то наиболее детально разбираются месса и реквием как одни из ведущих жанров религиозно - концертного содержания. Однако, произведения «Stabat Mater» являются не менее значимым жанром в истории музыкального искусства.

Возможно, малый интерес к жанру Stabat Mater связан в первую очередь с тем, что текст этого песнопения представляет собой поэму, а не каноническую цитату из Священного писания. Поэма включает в себя различные молитвы, которые объединяет единство содержания. Существует несколько версий относительно авторства текста. Долгое время автором поэмы считали Якопоне да Тоди. Но предположение о том, что он всего лишь записал издавна бытующие молитвы, наиболее правдоподобно и исторически подтверждено, так как авторство его не доказано, да и не могло бы быть на самом деле: некоторые фрагменты, вошедшие впоследствии в текст поэмы, существовали ещё за долго до него.

Текст секвенции «Stabat Mater» появился в церковном обиходе в эпоху средневековья. Секвенция (Sequentia, от латинского Sequens) - переводится как «следующий». Она является одним из жанров григорианского пения. История развития жанра секвенции весьма стремительна, и впоследствии на основе секвенций создавались множество авторских произведений.

В основе стихотворного текста секвенции Stabat Mater - молитва католической церкви ко Пресвятой Богородице. В то время, секвенция была вокальным жанром, поэтому сейчас мы можем говорить о Stabat Mater, именно как о жанре вокально-инструментальной музыки.

Многие композиторы различных эпох и национальных школ в своих произведениях обращались к средневековой музыкальной традиции. Творчество каждого, соответственно, является отражением «его» эпохи. В своих сочинениях авторы показывают неповторимость и красоту выбранного ими текста и музыкальной темы.

«Stabat Mater», как и многие другие произведения религиозного жанра, впоследствии приобретает концертную направленность. Всё же некоторые композиторы последующих эпох старались сохранить духовное содержание и церковное предназначение произведения в качестве первоначала музыкального материала. Однако, встречаются сочинения, которые не опираются на средневековую традицию как на основополагающую. Вследствие этого концертность и масштабность произведения становятся выше духовного содержания. Сохранялись лишь некоторые основные элементы, напоминающие о средневековой сущности содержания. Например: в каждом произведении жанра «Stabat Mater» присутствует хоральное начало.

Именно об этих двух тенденциях в развитии жанра «Stabat Mater» пойдет речь далее.



2. Основная часть.

Исторические сведения.

История возникновения текста «Stabat Mater» своими корнями уходит в эпоху раннего средневековья. Первые песнопения в честь Девы Марии начали складываться после Эфесского собора 431 года, который провозгласил её Богоматерью. В скором времени эти молитвы были включены в каноническую литургию. В католической церкви культ Девы Марии особенно широко распространяется в XII - XIII века, когда прославляющие песни повсеместно входят в быт людей, и становятся популярными. Церковь, в свою очередь, оказывается в затруднительном положении: с одной стороны, популяризация этих песнопений повлекла за собой усиление культа Девы Марии, с другой - фольклорная форма Богородичных жанров привела к обмирщению их содержания.

Именно в это время францисканский монах Якопоне да Тоди (Якопоне Дей Бенедетти, 1230-1306), опираясь на существующие ранее молитвы, создал вдохновенную, просветленную поэму «Stabat Mater dolorosa» - «Стояла Мать скорбящая». Она получила широкое распространение как бытовая молитва Деве Марии. На XIX-м Тридентском Вселенском соборе XVI века, в период борьбы с секуляризацией церковной музыки, в отличие от остальных «бытовых» секвенций, которые были изгнаны из богослужения, «Stabat Mater» внесли в официальную римскую мессу для исполнения в Пятницу Страстной седмицы.

В нижегородском католическом храме мне рассказали иную версию, которая опровергает то, что автором текста поэмы Stabat Mater является Якопоне да Тоди. Стиль его сочинений совершенно другой: во-первых, он сочинял в основном гимны, а не поэмы; во-вторых, текст Stabat Mater изложен на латинском языке, а практически все сочинения Тоди написаны на имбирийском диалекте.

Конечно, из исторических исследований можно сделать вывод, что Тоди только упорядочил отдельные стихи поэмы и собрал их исключительно по смысловому значению. Но опять-таки эта версия остается недоказанной.

Необходимо напомнить о содержании Stabat Mater. На мой взгляд, поэму можно разделить на два крупных раздела: Первый - это описание происходящих событий, где нам рассказывается, что «Стояла Мать скорбящая у распятого сына своего, видела его страдания, разъяренную толпу, смерть Иисуса на кресте…»

Stabat Mater dolorosa

Juxta crucem lacrimoza

Dum pendebat Filius...;

Во втором разделе начинается молитва к пресвятой Богородице о том, чтобы она и нам даровала смирение, послушание и безграничную любовь, чтобы принять все, что нам будет послано в жизни, как это сделал Иисус.

Eia, Mater, Fons amoris,

Me sentire vim doloris

Fac, ut tecum lugeam.

Христианская церковь проповедует, что душа бессмертна. Телесная смерть человека не трагедия. Скорбные песнопения, которые исполняются на протяжении всего Великого поста - это преклонение перед смирением Христа, а не сожаление о Его смерти.

В обиходе многих песнопений католической церкви григорианский хорал является основой. И секвенция Stabat Mater не стала исключением.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Мелодическая линия выше приведенного примера развивается в диапазоне октавы. В эпоху Григорианского хорала музыке была присуща модальность. Это принцип звуковысотной организации, при котором структура мелодии определяется строением ладового звукоряда. В данном примере мы видим ионийский лад.

Как известно, секвенция - жанр средневековой монодии. Одной из характерных особенностей секвенции является силлабический склад. За долгий период развития было создано большое количество произведений на основе секвенции: Stabat Mater, Dies ire.

Нам остается только догадываться, в каком виде эта секвенция существовала в средние века, но известно, что она была широко популярна в народе. Это связано с тем, что в церковный обиход она вошла значительно позже. Поэтому, может быть, до сих пор не определено точное авторство этой поэмы. Ведь народное творчество передается из уст в уста, и не исключено, что кто-то что-то присочинил, или, наоборот, о чем-то не упомянул. Текст постоянно варьировался, и мы его видим в том варианте, в котором его записал, возможно, Якопоне да Тоди.

Помимо основной общепринятой секвенции, существовали ее различные хоральные обработки. В разных регионах были свои мелодические напевы и даже, вполне возможно, некоторые текстовые изменения. Наиболее популярной была римская обработка, которая и вошла впоследствии в каноническое богослужение. Изначально, для жанра Stabat Mater было характерно так называемое белое пение, а потом авторы стали соединять его с профессиональным. Это подтверждает народные истоки молитвы, так как в данном контексте «белое пение» - «народное». Впоследствии стали появляться авторские интерпретации данного текста.






Stabat Mater в творчестве композиторов.

Для каждого времени характерно свое определённое отношение к религии. Вполне естественно, что в эпоху раннего средневековья жанр Stabat Mater отличался камерностью, модальностью и ограничивался исполнением во время домашней молитвы. В эпоху Возрождения, когда эта секвенция входит в мессу и уже исполняется во время великого поста в страстную пятницу, можно отметить некоторое расширение этого жанра. К сюжету Stabat Mater обращается значительно большее количество мастеров. Все они ищут различные средства музыкальной выразительности и по-разному трактуют жанр.

В истории жанра Stabat Mater можно выделить две основных тенденции:

1. Церковная. Стремление сохранить первоначальную принадлежность секвенции - исполнение в храме, в ходе церковной службы. В этих произведениях прослеживается опора на духовное содержание произведения, исполнение в церкви, максимальное сохранение молитвенности. Здесь остановим внимание лишь на некоторых образцах: будут выделены произведения Орландо Лассо, Джованни Перголези и Кшиштофа Пендерецкого.

2. Концертная. Создание музыки исключительно для концертного исполнения. В церкви звучание таких произведений не предусмотрено, наклонение жанра можно определить, как кантатно-ораториальное, с чертами оперной драматургии. Обратимся к нескольким наиболее ярким произведениям этого жанра - это Stabat Mater Джоаккино Россини, Джузеппе Верди и Кароля Шимановского.


  1. Средневековая традиция в современной трактовке жанра Stabat Mater.

Пение раннехристианской церкви было исключительно монодическим, одноголосным. Основой была молитвенная проза. Форма песнопений считалась текстомузыкальной, то есть полностью зависела от словесного текста. Звуковысотность строилась на восьмиладовой системе, которая с VIII века стала общей для всех религиозных традиций.

К сожалению, до нашего времени не дошли секвенции Stabat Mater, существовавшие в Средние века, но, изучая иные музыкальные образцы того времени, можно сделать вывод в целом о музыке той эпохи.

В эпоху раннего Средневековья католическая церковь препятствовала проникновению бытующего в народе многоголосия, но долго этому сопротивляться не удалось. Сочинения позднего средневековья не были крупномасштабными произведениями. В различных исторических исследованиях1 о том времени говорится, что в секвенции Stabat Mater в основном преобладало трехголосие. Мелодия была в первом голосе, второй голос - тенор - дублировал первый, а бас - бурдон - находился в октавном или квинтовом соотношении с тенором. Такое распределение голосов было более характерно для народной музыки, так как в церковной - основная мелодия находилась у тенора (tenore - держать), а остальные голоса являлись гармонической поддержкой - выдержанные ноты, чистые интервалы.


  1. Интернет сайт: classic-music.ru.

В таком виде секвенция Stabat Mater просуществовала вплоть до эпохи Возрождения. Её не трудно было запомнить, поэтому она пользовалась широкой популярностью.

Вскоре стали появляться авторские произведения, к тому времени уже на «народный» текст песнопения. Композиторы придавали индивидуальность этому жанру. Одним из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения является Орландо Лассо (настоящее имя Ролан де Лассю - ок.1532 - 1594) - представитель франко-фламандской (нидерландской) композиторской школы. Его Stabat Mater заключает в себе характерные черты музыки той эпохи.

Stabat Mater Лассо написана для двух четырехголосных неполных смешанных хоров и состоит из 10 частей. В первой части, например, неполный смешанный хор - без баса, а во второй - без сопрано. Лишь в последней части оба хора звучат одновременно, что создает полноту и насыщенность общего звучания. На протяжении же всего произведения оба хора звуча поочередно, следуя антифонному принципу церковного исполнения.

В каждой части автор применяет свободное развитие темы, которое напоминает свободную имитацию. Стреттное вступление темы является характерной особенностью эпохи. На подобном тематическом развитии основывался принцип мышления Возрождения.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Форма частей построена на свободном развертывании темы. В каждой части использованы две поэтических строфы, но четкого разделения между строфами нет. Вторая фраза может начинаться как со второй доли такта, так и из-за такта.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

На протяжении всего произведения имитационное развитие сохраняется. В предпоследнем номере звучит хорал. В дальнейшем многие композиторы также будут включать элементы хоральности и силлабического склада, как признак богослужебного начала.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Для данного произведения характерна ладовая переменность. Си бемоль чередуется с си бекаром в течение всего произведения. Несмотря на четырехголосную фактуру, еще остались отголоски модальной системы, в которой каждый звук может быть предполагаемой тоникой. Это мы видим на следующем примере:

а)

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

б)

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Лишь в последней части два хора звучат одновременно, а в среднем эпизоде мы видим антифонный принцип развития музыкальной ткани, который являлся одним из основных в Богослужебной практике.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведения подобного жанра в эпоху Возрождения по всем параметрам подходили для исполнения в церковной практике.

Одним из выдающихся произведений жанра стала кантата «Stabat Mater» Джованни Батиста Перголези (1710-1736) - итальянского композитора, крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. Кантата посвящена возлюбленной: родители девушки не хотели видеть в роли её избранника бедного музыканта, она ушла в монастырь, и там вскоре скончалась. Stabat Mater - последнее творение композитор. Через год после начала работы над ним Перголези скончался.

Кантата написана для сопрано, альта соло и струнного квартета с органом. Это произведение выдержано в жанре камерной кантаты, так как ее музыкальные образы далеки от монументальной помпезности и привычной масштабности церковных кантат того времени. И, несмотря на то, что опера уже оказывает свое влияние на многие жанры вокальной музыки, кантата Перголези напоминает скорее сюиту: построение частей, а именно чередование темпов и тональностей характерно для сюитной композиции; единая тема - это содержание стихотворного текста. Музыка композитора отличается светлой душевностью и трогательностью, быть может, навеянной его шестнадцатилетней возлюбленной. Вспоминая и боготворя ее образ, он и создавал это произведение. Образ девушки возникает на протяжении всей кантаты как образ трогательного воспоминания.

Кантата состоит из 12 номеров. Форма каждой части уже далека от свободного развертывания, которое мы наблюдали в произведении Орландо Лассо. Четкое членение на периоды и предложения, преимущественно «квадратного» строения, заставляет вспомнить о том, что 18 век - век классических, «правильных» форм.

Вступление передает постепенное приближение того, что будто «сейчас» должно произойти. Ровно звучащие восьмые, как шаги в темноте, настораживают. «Щемящие» секундовые созвучия передают нестерпимую боль, которую невозможно выразить словами.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Основная тональность кантаты - фа минор. Она проходит от первого номера к последнему через ряд тональностей первой степени родства. Преимущественно преобладают минорные лады (до минор и соль минор). Такой выбор тональностей говорит об эмоциональной напряженности произведения и о переживаниях композитора, которые он вложил в эту музыку.

Наиболее показательным является 10 номер, ария альта. Октавные унисоны, которые звучат во вступлении, напоминают хорал, который был так характерен для церковной музыки.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Несмотря на то, что произведение не предназначено для церковного исполнения, композитор добавляет в одну из частей хоральность, пусть даже в столь непривычном варианте, отдавая тем самым дань средневековой традиции.

Однако совершенно далеки от трагизма те части кантаты, которые написаны в ми бемоль мажоре; с искренним, светлым, быть может даже детским образом. Примером может стать номер 11, дуэт: он пронизан легкостью, изяществом и детской игривостью.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

«Stabat Mater» Д.Б. Перголези - одно из самых известных и часто исполняемых произведений. Оно сочетает в себе и традиции прошлого, и новые веяния, которые принесла эпоха классицизма. От средневековья остался неизменный текст поэмы Якопоне да Тоди, хоральность, которая встречается в одной из частей и трагично-просветленный характер произведения. Классическая школа обогатила сочинение совершенством формы, выразительным тональным планом и, конечно, жанром концертной кантаты. Очень выразительным является высказывание, которое находилось на афише с очередным концертом «Stabat Mater» Перголези: «Трагедийная интимность заглавной темы в сочетании с выразительной и проникновенной музыкой принесла сочинению мировую известность». Данное исполнение стало открытием нового сезона московской филармонии соло сопрано - Анна Нетребко, меццо-сопрано - Екатерина Семенчук в сопровождении Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением дирижера - Михаэля Гюттлера.

Многие композиторы XX века объединяют в своем творчестве предшествующие тенденции. Они частично возвращаются к традиции XIII - XV веков, и в первую очередь это относится к форме. Безусловно, они обогащают Stabat Mater всеми присущими ХХ веку элементами: новыми гармониями, додекафонной системой; но, если говорить о форме, то после кантатно-ораториальных сочинений Россини, Дворжака, и даже Верди (о которых будет идти речь далее), они приходят к камерности О.Лассо и, частично, Перголези.

Особое внимание хочется уделить Stabat Mater польского композитора Кшиштофа Пендерецкого (р. 1933). Его «Stabat Mater» отличается от привычных монументальных форм предшествующей ему эпохи. Мы видим возвращение к камерности жанра. «Мы все ещё пишем новую музыку в старых формах» - говорил композитор.

Треххорное произведение Пендерецкого восхищает: традиция средневековья настолько тонко и точно сочетается с новыми веяниями музыкального искусства 20 века, что просто заслушиваешься гармоничностью данного произведения.

Сравнивая образец обихода католической церкви, в основе которого лежит средневековый напев, и отдельные интонации у Пендерецкого, можно заметить характерный для средневековья силлабический склад: выдержанное произнесение каждого слога на отдельный звук. Из чего можно сделать вывод, что интонационное содержание приближено к григорианским мотивам.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

В 60-е годы Кшиштоф Пендерецкий в своем творчестве синтезирует ценности музыкальной культуры прошлого и новейшие достижения композиторской техники. Именно таким произведением и стала его «Stabat Mater», написанная в 1962 году. Со стороны прессы это произведение вызвало удивление. В нем услышали резкую смену стиля, движение назад.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

«Любопытно, однако, что «Stabat Mater», умещающаяся на пяти страницах партитуры, создавалась Пендерецким в течение трех лет и явилась результатом постепенного вызревания новой манеры высказывания. Почти целиком состоящая из неспешных распевов квази-григорианских мотивов, «Stabat Mater» далека от напора, динамизма, эпатажа ранних произведений композитора, хотя и писалась в одно время с ними».2

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Композитор не стремится создать театрально яркое произведение, он хочет передать душевную драму.

Сонористическая направленность его Stabat Mater послужила тому, что он потом включил ее в ораторию «Страсти по Луке», основанную на сонористическом мышлении.


  1. Габинский Г. «Мать скорбящая стояла». К истории жанров «Stabat Mater» и «Ave Maria». «Наука и религия», 1974, №5

«В авторских сочинениях появляется личностное отношение к воплощаемому образу, живое прочувствование текста, значительная свобода высказывания. Многие авторы очень тонко передают атмосферу богослужебной музыки, сложностью и многогранностью образа дополняя глубину священного текста».3







  1. А.Ивашкин «Кшиштоф Пендерецкий» монографический очерк. М. 1980

  1. Stabat Mater «большого» жанра.

Жанр Stabat Mater развивался в соответствии с общими тенденциями музыкального искусства. В XVIII - XIX веках музыкальное начало становится значительно шире религиозного содержания. В привычную каноническую секвенцию привносится драматизация действия, которая достигается за счет музыкального развития. Музыкальное содержание «Stabat Mater» обогащается оперными чертами.

Одним из первых новаторов этого жанра стал Джоаккино Россини (1792 - 1868) - итальянский композитор. Построение его «Stabat Mater» очень схоже с его операми: ария, дует, ария, каватина, ария с хором и так далее. Не удивительно, что хор уходит на второй план. Одним словом, все характерные черты творчества композитора отразились в этом произведении.

Особенность заключается в том, что эта музыка была написана на заказ, хотя в большинстве случаев авторы обращались к этому жанру в связи с личными жизненными переживаниями. «Земная музыка Россини перевесила благочестие канонических текстов, и как «не соответствующие духу церковной музыки» культовые произведения композитора были исключены из практики исполнения католической службы».4

В своей Stabat Mater Россини выступил как один из первых композиторов, чьими «руками» этот жанр получил возможность концертного исполнения. Конечно, до него было написано много сочинений этого жанра, исполнение в церкви которых считалось невозможным, однако подлинно новаторским стала именно его Stabat Mater.

  1. Кушпилёва М.Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность. Автореферат - диссертация. Магнитогорск 2006.

Яркая, богатая множеством различных красок музыка далека от душевной драмы. Театральная зрелищность и помпезная торжественность - вот, что лучше всего характеризует данное произведение.

Кантата Россини состоит из 10 номеров, каждый из которых представляет собой завершенную часть. Единой тональности в кантате нет. Каждая часть имеет развитый тональный план: отклонения, сопоставления.

Начинается произведение с уменьшенного септаккорда двойной доминанты. Это создает впечатление некоторой настороженности.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Далее следует главная темя интродукции, которая построена на полутоновых интонациях.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Вступление хора ознаменовано появлением новой темы, которая проводится поочередно в каждой партии, после чего следует динамичное мелодическое развитие.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Каждый новый номер обогащен неповторимой темой, которая получает выразительное и разнообразное мелодическое развитие. В целом произведение носит торжественный характер.

№9 по строению напоминает фугу. Начало номера представляет собой поочередное вступление единой темы, которая дальнее получает имитационное развитие.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Примечательно, что во всех образцах музыкального воплощения секвенции Stabat Mater обязательно присутствует номер, в котором звучит хорал. Сочинение Россини не стало исключением. Хорал звучит в №9, в исполнении квартета a'cappella.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

«Музыка Россини отличается простотой и искренностью звучания. Все гармонии предельно ясны и не требуют специальных расшифровок. Как композитор романтик, Россини воплотил в этом произведении все наиболее яркие черты романтизма»5.

Философско-эпическая оратория Антонина Дворжака «Stabat Mater» отражает скорбь отца о смерти его детей. Это сочинение, в отличие от предыдущего, «пропитано» скорбью и драматизмом. И порой даже светлая музыка не заслоняет душевных переживаний. Однако объединяет оба эти произведения развернутая форма. Другие композиторы, такие как Лист, Верди стремились к некоторому сжатию формы. Но камерность в данном случае не исключала концертности произведения.

  1. Келдыш Г.В. «Музыкальный энциклопедический словарь» М.1990

«Stabat Mater» Джузеппе Верди (1813 - 1901) - итальянского композитора написана в период тяжелой болезни его жены. Это сочинение подводит итог творческого пути композитора.

Создано произведение в 1895-97 годах, в нем мы находим и черты оперной драматургии, и яркие оркестровые краски, и выразительные вокальные мелодии, предназначены для исполнения разными хоровыми партиями.

Например, тема, которая проходит партии басов, дублируется у виолончелей и фаготов, создавая мягкое, «тембристое» и благородное звучание.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Как лейтмотив на протяжении всего произведения звучит «интонация вздоха». Она становится то зловещей, то чрезмерно скорбной, то решительной, то молящей. Можно сказать, что душа Верди полна переживаний, и музыка является для нас их воплощением.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Молитва к Богородице - центральный раздел произведения - тихая кульминация - полна просветленной грусти. Звучание четырехголосного хора а'cappella переносит нас в храм: спокойствие, умиротворение и летящий к куполу звук слышится в этом хоровом эпизоде.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Проникновенная, светлая тема альтов, на первый взгляд, носит лиричный характер, но бас pizzicato как бы напоминает о нестерпимой душевной боли.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Звучание хорала в произведениях жанра «Stabat Mater» стало уже определенной традицией. У Верди вся заключительная часть кантаты написана в хоральном изложении хоровой фактуры. Композитор употребляет хорал, как эпилог, утверждение духовности произведения, невзирая на «внешнюю» концертность жанра.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Разнообразие оркестровой и хоровой фактуры напоминает нам о драматических сценах из опер Верди. Ярким примером является «зловещий» и стремительный эпизод, напоминающий сцены из «Отелло»:

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Впоследствии «Stabat Mater» вошла в хоровой цикл Дж. Верди - «Духовные пьесы».

Жанр Stabat Mater благодаря Россини, Верди и многим другим композиторам XIX века, приобретает яркую театральность и драматизм, предназначается для сценического исполнения. Музыкальное развитие и интонационное разнообразие становится значительно выше и важнее созерцательной церковной просветленности.

Ещё одним из выдающихся произведений жанра Stabat Mater является оратория польского композитора Кароля Шимановского (1882 - 1937). «Музыка «Stabat Mater», несмотря на всю свою современность, имеет ясно выраженные архаические черты. В этом произведении слышится эхо средневековой музыки, деликатно звучащее в рисунке мелодии или аккордовых сочетаниях. Но прежде всего «Stabat Mater» имеет народный характер, хотя фольклорных цитат здесь нет.»6

Оратория Stabat Mater была написана в последний период творчества композитора, в 1926 году. Первоначально, она была задумана как «Крестьянский реквием». Она стала наиболее полным выражением новых творческих принципов позднего периода. Для данного произведения свойственна скорее уравновешенность, характерная для позднего периода композитора, нежели романтическая экспрессивность, которая не раз встречалась в раннем творчестве Шимановского.

И в интонационной и в метроритмической структуре оратории можно проследить опору на национальный колорит: композитор использовал польский перевод канонического текста, стремясь воспроизвести характер духовных песнопений; так же встречаются польские народные интонации, характерные для позднего периода творчества композитора. «Ушло экстатическое самообнажение неоромантика, иссяк интерес к изысканностям "французской кухни". Шимановский впервые вслушивается в суровую мудрость народного искусства, приучается ценить его немногословность, начинает постигать, какие в нем таятся богатства, как своеобразен этот мир».7

Подтверждением этому является и то, что сама структура номеров близка народной: в каждой части участвует хор и солист. Хор допевает окончание фразы, получается своеобразная перекличка, столь характерная для народной песенности и, кстати, церковной антифонности.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Гармонический язык Шимановского усложнен модальностью и политональностью; также можно услышать одновременное употребление мажорной и минорной 3 ступени.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Драматургия построена по принципу образных, темповых и тембровых контрастов.



  1. Ярослав Ивашкевич «Встречи с Шимановским». М. 1982

  2. Интернет сайт: classic-music.ru/szymanowski.html

Большую роль Шимановский отводит оркестру. Разнообразие образов и богатство тембровых красок напоминает яркий и разноплановый оркестр Игоря Стравинского, творчество которого было близким по духу и направленности Каролю Шимановскому. Оркестр последнего всегда звучит по-разному: это и монументальная колокольность, и величественный орган, как знак католического Богослужения; это и песенно-бытовые напевы.

Если хоровая и вокальная фактура кантаты весьма прозрачна и близка народному музыкальному складу, то оркестр, бесспорно, говорит и о романтическом влиянии. Черты концертности и торжественности присутствуют в каждом звуке.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Кароль Шимановский не отступил от традиции, введенной его предшественниками в жанр «Stabat Mater», и, так же как и остальные композиторы включил в свое произведение хорал. В номере 4 звучит именно церковное песнопение, гармонический склад которого абсолютно тонален, внушает умиротворение и спокойствие, помогая погрузиться в атмосферу предыдущих эпох.

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Основные тенденции в трактовке жанра Stabat Mater

Невольно задаешься вопросом: почему современные авторы тяготеют к более точному воплощению первоначального духовного смысла произведения? И, несмотря на современную эстетику, пытаются воплотить средневековое первичное единство музыки и слова; однородность душевного переживания и «современных спецэффектов». Бесспорно то, что из-под пера современных композиторов выходят паралитургические жанры, но и в эпоху романтизма трудно представить Stabat Mater Россини в Страстную Пятницу в католическом храме.

Итак, композиторы XX века возрождают традиции предшествующих эпох и доносят их высокий смысл понятным для современного слушателя языком.



  1. Заключение.

За время развития музыкального искусства сочинение «Stabat Mater dolorosa» стало широко популярным среди композиторов различных эпох. Очень многие в своем творчестве обращались к этой средневековой секвенции. Основные тенденции трактовки жанра «Stabat Mater» свидетельствуют о широкой направленности этих произведений. ХХ век подводит своеобразный итог предшествующих эпох, обобщая и совмещая обе тенденции с современным искусством.

Одним словом: жанр «Stabat Mater» был популярен во все времена и в любой национальной школе, будь то австрийцы, поляки, венгры, или итальянцы. Все авторы искренне отражали в музыке свои душевные переживания.

Можно ли в творчестве других композиторов, о которых не шла речь в данном реферате, обнаружить эти же тенденции? Или, может быть, существовала и третья, отличная от двух вышеназванных? Существует ли аналог молитвы - поэмы «Stabat Mater» в других вероучениях (протестантизме, православии и т.д.)?

Эти и многие другие вопросы, связанные с творчеством различных композиторов и их отношением к тексту древнейшей секвенции, могли бы стать основой для более глубокого разбора.



Список литературы.


  1. Браудо Е.М. «Всеобщая история музыки», т.2, М.1925г.

  2. Бюкен Э. «Музыка эпохи рококо и классицизма» М.1934г.

  3. Габинский Г. «Мать скорбящая стояла». К истории жанров «Stabat Mater» и «Ave Maria». «Наука и религия», 1974, №5.

  4. Голяховский С. «Кароль Шимановский», М.1982г.

  5. Дубравская Т.Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век // История полифонии. М., 1996, В. 2Б.

  6. Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья. X - XIV века // История полифонии. М., 1983, В. 1.

  7. Егорова В.Н. «Антонин Дворжак», М.1997г.

  8. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение. М., 2004.

  9. Ивашкевич Я. «Встречи с Шимановским». М. 1982г.

  10. Ивашкин А. «Кшиштоф Пендерецкий» монографический очерк. М.1980

  11. Келдыш Г.В. «Музыкальный энциклопедический словарь» М.1990

  12. Кушпилёва М.Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность. Автореферат - диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Магнитогорск 2006.

  13. Лобковская Н. «Из истории развития жанра «Stabat Mater». Дипломная работа. 1989г.

  14. Музыкальный словарь Гроува. Перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л.О.Акопяна. М.2007.

  15. Новосельцева Т. «Духовная музыка Ф. Пуленка». Дипломная работа.

  16. Протопопов В.В. История полифонии. М., 1985 - 1987. В. 3 - 5.

  17. Пуленк Франсис. Письма. Перевод с французского Е. Гвоздевой и Г. Филенко. М.1970г.

  18. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.

  19. Щеголькова Е. «Слово и музыка в хоровых сочинениях К. Пендерецкого. Дипломная работа 1980г.

  20. Интернет сайты: classic-music.ru/szymanowski.html

c-cafe.ru/words/210/20856.php belcanto.ru/szymanowski.html

peoples.ru/art/music/composer

dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/329010

deci.ru/fono.htm/pergolesi.html


35

© 2010-2022