- Преподавателю
- Другое
- Отчет Обобщение педагогического опыта
Отчет Обобщение педагогического опыта
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агузарова З.Ц. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Обобщенный педагогический опыт по теме: «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока». |
|
|
|
Учитель русского языка и литературыАгузарова Залина Цараевна МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза А.М.Селютина с.Михайловское» |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме.
В «Проекте современной модели образовании, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и описывающей стратегию развития системы образования до 2020 года» написано: «Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получающих поддержку в рамках НПО, показывает, что владение ИКТ, умение заботиться о своём здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека:
1. Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
2. Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
3. Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
4. Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».
Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.
Актуальность опыта.
Не секрет, что интерес учеников к изучению русского языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.
Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческой личности?
Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.
Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.
Новизна опыта.
Представляемый опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, то есть является репродуктивно-творческим.
Новизна состоит в создании системы работы, основанной на применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.
Технология опыта.
Основная моя цель - создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения информационных технологий.
Ставлю перед собой следующие задачи:
В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.
Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.
Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Обучение русскому языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии использую для всех типов уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные (смешанные);
Используя компьютер, я могу организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов.
Приведу примеры использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:
1.Мультимедийные презентации.
Использование данной технологии позволяет:
А) Значительно сэкономить время на уроке .
Б) Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
В) Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Презентации можно использовать на любом этапе урока:
На этапе объяснении нового материала
На этапе закрепления
На этапе повторении, когда надо за короткий промежуток времени воспроизвести теоретический материал
На этапе контроля
2.Тестирующие программы со справочным материалом не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ.
3.Интерактивные таблицы.
Использование интерактивных таблиц позволяет мне, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой - активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.
Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.
4.Фонохрестоматия.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. В своей работе на уроках литературы использую фонохрестоматию к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Фонохрестоматия содержит фрагменты художественных текстов, которые читают профессиональные актёры с музыкальным сопровождением. После прослушивания выразительного чтения задаю вопросы не только по содержанию услышанного, но и вопросы, акцентирующие внимание детей на правильной интонации. Таким образом, у детей формируются навыки правильного выразительного чтения.
5.Словари и энциклопедии.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Используем "Энциклопедию русской литературы", "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", «Детскую энциклопедию» и другие.
6. Интернет-ресурсы.
Много дополнительного материала нахожу в Интернете. Создаём совместно с детьми банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов, репродукций картин известных художников и т.п.
Заключение.
Компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.
Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.
Презентации применяю при рассказе о биографии писателей, при виртуальных экскурсиях по литературным местам, при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений.
Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции, демонстрирую учащимся видеоролики по теме, показываю фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе, как самому педагогу, так и для других коллег - словесников.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием на уроке литературы развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.
Таким образом, на уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Внесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.
Широко использую ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.
Педагогические функции средств ИКТ позволяют сделать предположение, что они могут использоваться в ходе проектной деятельности школьников в качестве:
источника информации;
средства коммуникации;
средства обработки результатов эксперимента;
средства представления результатов исследования.
Так, информационные технологии открывают широкий доступ к огромным ресурсам электронных библиотек, различных специализированных сайтов и систем мультимедиа.
Результативность использования ИКТ.
Экспериментальный опыт использования ИКТ на уроках русского языка, литературы свидетельствует об эффективности этой технологии:
• ученик превращается в активную личность;
• реализуется целеполагание и мотивация;
• ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
• изменяется форма контроля;
• обучение становится индивидуальным и дифференцированным;
• используются различные формы работы (парные, групповые);
• меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».