- Преподавателю
- Другое
- Доклад на педагогическом совете. Тема: «Компетентностный подход в воспитательной работе библиотеки образовательного учреждения»
Доклад на педагогическом совете. Тема: «Компетентностный подход в воспитательной работе библиотеки образовательного учреждения»
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Милевская М.В. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Библиотечно-информационный центр КГБОУ СПО НПГТ
26.05.2015
ТЕМА: Воспитательная роль библиотеки образовательного учреждения в формировании компетенций обучающихся
Библиотека образовательного учреждения - это такая среда, где библиотечными формами и методами осуществляется учебно-воспитательная деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной библиотеки образовательного учреждения.
Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними.
Библиотека техникума преследует цель: способствовать формированию мотивации студента к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов. За счёт внедрения современных информационно-библиотечных технологий происходит становление библиотеки как библиотечно-информационного центра, что даёт возможность:
-
помочь студентам-пользователям библиотеки в формировании навыков самостоятельной работы с печатными изданиями, электронными каталогами, электронными носителями;
-
стимулировать развитие познавательного интереса, творческих способностей студентов (через проведение массовой работы, организацию книжных выставок);
-
повысить мотивацию к учебной деятельности и сформировать информационную культуру (через проведение библиотечных уроков);
-
привлечь к чтению за счёт использования традиционных и нетрадиционных форм и методов работы;
-
создать условия для интеллектуального и творческого развития студентов.
Воспитывать - значит организовывать деятельность обучающихся.
Воспитательная работа библиотеки строится на системе традиций, помогающих обучающимся в нравственном становлении личности. Определено несколько направлений:
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, интеллектуальное, трудовое, экологическое. Работая в этих направлениях, библиотека формирует опредёленные компетенции обучающегося:
-
ценностные (формирование мировоззрения, способности видеть и понимать окружающий мир);
-
общекультурные (духовно-нравственные основы жизни);
-
коммуникативные (умение общаться);
-
информационные (умение работать со всеми средствами информации);
-
способность к саморазвитию, самообразованию;
-
социальная (умение жить в коллективе, работать в команде);
-
продуктивная (умение работать, принимать решения и нести за них ответственность);
-
нравственная (способность и потребность жить по общечеловеческим и нравственным законам);
Почти вся работа библиотека при проведении массовых мероприятий проводится с использованием мультимедиа и других информационных технологий: сопровождение презентациями, аудио- и видео-информацией. За счёт одновременного воздействия графической, звуковой, фото- и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим не только учебным, но и воспитательным потенциалом. Использование интерактивных технологий при проведении массовых мероприятий делает их ярче, усиливает восприятие материала, помогает быстрее донести основные идеи для зрителей, слушателей.
Благодаря информационным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Информационные технологии является мощнейшим стимулом для творчества ребят. Экран притягивает внимание: иллюстрации применяются для активизации познавательной деятельности обучающихся.
В воспитательной сфере деятельности библиотеки образовательных учреждений не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение воспитательного процесса.
Система педагогических норм и ценностей является главным ориентиром в работе, как для педагогов, так и для библиотекарей.
А именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Именно личность - цель, субъект, результат и главный критерий учебно-воспитательного процесса.
Основа создания и развития библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся, формирования ценностных ориентаций, а отсюда - поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.
Включенность библиотеки в воспитательную систему техникума основывается на ее специфических воспитательных функциях, используя библиотечные формы и методы.
В рамках компетентностного подхода можно классифицировать виды и формы воспитательной работы библиотеки:
-
Познавательная (целевое назначение: обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию);
-
Общественная (целевое назначение: содействует социализации обучающихся);
-
Ценностно-ориентированная (целевое назначение: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего "Я");
-
Художественная (целевое назначение: чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей);
-
Спортивно-оздоровительная (целевое назначение: формирование здорового образа жизни);
-
Свободное общение (целевое назначение: общение обучающихся друг с другом; взаимообогащающий досуг обучающихся);
Какими методами, формами работы достигаются вышеуказанные цели?
Наряду с традиционными активными библиотечными формами и методами работы:
-
словесно-логические (беседы, информационные часы, викторины);
-
образно - художественные (литературные вечера, литературно-поэтические композиции, конкурсы чтецов);
-
игровые (познавательные, соревновательные, конкурсные - совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства);
-
викторины различного характера (их воспитательные задачи: способствование повышению познавательной активности обучающихся);
-
психологические (беседы-лекции, консультации, диспуты);
- в воспитательной работе используются инновационные формы работы библиотеки - интерактивные технологии:
-
презентации для проведения массовых мероприятий;
-
использование мультимедиа при проведения массовых мероприятий (видеобеседы, слайд-лекции, видеопросмотры и т.д.)
Становление библиотекаря как участника воспитательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и библиотекаря.
И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности); организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными ее технологическими циклами, включать детей в различные виды деятельности); коммуникативных (умение устанавливать контакты, общаться с педагогами, обучающимися; тактичность, правильная речь и пр.); проектировочных (умение планировать библиотечную деятельность, учитывать ее, использовать методические материалы, самообразовываться).
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря, как и от педагога, владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь.
И библиотекарь, и педагог должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.
Библиотека техникума тесно сотрудничает с муниципальным казённым межпоселенческим учреждением «Николаевская районная библиотека», проводя совместные мероприятия.
Заключение:
Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать воспитательную функцию библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку - как важный компонент педагогической воспитательной системы образовательного учреждения.
Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к обучающемуся: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и педагоги создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов разнообразными воспитательными технологиями, не только библиотечными, но и педагогическими.
Библиотекарь - участник учебно-воспитательного процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель воспитательной деятельности библиотеки - формирование духовно богатой личности.
Заведующий библиотекой М.В. Милевская
4