• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на педагогическом совете. Тема: «Компетентностный подход в воспитательной работе библиотеки образовательного учреждения»

Доклад на педагогическом совете. Тема: «Компетентностный подход в воспитательной работе библиотеки образовательного учреждения»

«Компетентностный подход в воспитательной работе библиотеки образовательного учреждения» (педагогический совет «Компетентностный подход в воспитании" ). Главная задача любой библиотеки как информационного центра является оказание помощи обучающимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе. Без библиотеки образовательное учреждение не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования ...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечно-информационный центр КГБОУ СПО НПГТ

26.05.2015

ТЕМА: Воспитательная роль библиотеки образовательного учреждения в формировании компетенций обучающихся


Библиотека образовательного учреждения - это такая среда, где библиотечными формами и методами осуществляется учебно-воспитательная деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной библиотеки образовательного учреждения.

Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними.

Библиотека техникума преследует цель: способствовать формированию мотивации студента к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов. За счёт внедрения современных информационно-библиотечных технологий происходит становление библиотеки как библиотечно-информационного центра, что даёт возможность:

  • помочь студентам-пользователям библиотеки в формировании навыков самостоятельной работы с печатными изданиями, электронными каталогами, электронными носителями;

  • стимулировать развитие познавательного интереса, творческих способностей студентов (через проведение массовой работы, организацию книжных выставок);

  • повысить мотивацию к учебной деятельности и сформировать информационную культуру (через проведение библиотечных уроков);

  • привлечь к чтению за счёт использования традиционных и нетрадиционных форм и методов работы;

  • создать условия для интеллектуального и творческого развития студентов.

Воспитывать - значит организовывать деятельность обучающихся.

Воспитательная работа библиотеки строится на системе традиций, помогающих обучающимся в нравственном становлении личности. Определено несколько направлений:

духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, интеллектуальное, трудовое, экологическое. Работая в этих направлениях, библиотека формирует опредёленные компетенции обучающегося:

  • ценностные (формирование мировоззрения, способности видеть и понимать окружающий мир);

  • общекультурные (духовно-нравственные основы жизни);

  • коммуникативные (умение общаться);

  • информационные (умение работать со всеми средствами информации);

  • способность к саморазвитию, самообразованию;

  • социальная (умение жить в коллективе, работать в команде);

  • продуктивная (умение работать, принимать решения и нести за них ответственность);

  • нравственная (способность и потребность жить по общечеловеческим и нравственным законам);

Почти вся работа библиотека при проведении массовых мероприятий проводится с использованием мультимедиа и других информационных технологий: сопровождение презентациями, аудио- и видео-информацией. За счёт одновременного воздействия графической, звуковой, фото- и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим не только учебным, но и воспитательным потенциалом. Использование интерактивных технологий при проведении массовых мероприятий делает их ярче, усиливает восприятие материала, помогает быстрее донести основные идеи для зрителей, слушателей.

Благодаря информационным технологиям, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Информационные технологии является мощнейшим стимулом для творчества ребят. Экран притягивает внимание: иллюстрации применяются для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В воспитательной сфере деятельности библиотеки образовательных учреждений не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение воспитательного процесса.

Система педагогических норм и ценностей является главным ориентиром в работе, как для педагогов, так и для библиотекарей.

А именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Именно личность - цель, субъект, результат и главный критерий учебно-воспитательного процесса.

Основа создания и развития библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся, формирования ценностных ориентаций, а отсюда - поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.

Включенность библиотеки в воспитательную систему техникума основывается на ее специфических воспитательных функциях, используя библиотечные формы и методы.

В рамках компетентностного подхода можно классифицировать виды и формы воспитательной работы библиотеки:

  1. Познавательная (целевое назначение: обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию);

  2. Общественная (целевое назначение: содействует социализации обучающихся);

  3. Ценностно-ориентированная (целевое назначение: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего "Я");

  4. Художественная (целевое назначение: чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей);

  5. Спортивно-оздоровительная (целевое назначение: формирование здорового образа жизни);

  6. Свободное общение (целевое назначение: общение обучающихся друг с другом; взаимообогащающий досуг обучающихся);

Какими методами, формами работы достигаются вышеуказанные цели?

Наряду с традиционными активными библиотечными формами и методами работы:

  • словесно-логические (беседы, информационные часы, викторины);

  • образно - художественные (литературные вечера, литературно-поэтические композиции, конкурсы чтецов);

  • игровые (познавательные, соревновательные, конкурсные - совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства);

  • викторины различного характера (их воспитательные задачи: способствование повышению познавательной активности обучающихся);

  • психологические (беседы-лекции, консультации, диспуты);

- в воспитательной работе используются инновационные формы работы библиотеки - интерактивные технологии:

  • презентации для проведения массовых мероприятий;

  • использование мультимедиа при проведения массовых мероприятий (видеобеседы, слайд-лекции, видеопросмотры и т.д.)

Становление библиотекаря как участника воспитательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и библиотекаря.

И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности); организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными ее технологическими циклами, включать детей в различные виды деятельности); коммуникативных (умение устанавливать контакты, общаться с педагогами, обучающимися; тактичность, правильная речь и пр.); проектировочных (умение планировать библиотечную деятельность, учитывать ее, использовать методические материалы, самообразовываться).

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря, как и от педагога, владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.

Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь.

И библиотекарь, и педагог должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.

Библиотека техникума тесно сотрудничает с муниципальным казённым межпоселенческим учреждением «Николаевская районная библиотека», проводя совместные мероприятия.

Заключение:

Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать воспитательную функцию библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку - как важный компонент педагогической воспитательной системы образовательного учреждения.

Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к обучающемуся: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и педагоги создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов разнообразными воспитательными технологиями, не только библиотечными, но и педагогическими.

Библиотекарь - участник учебно-воспитательного процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель воспитательной деятельности библиотеки - формирование духовно богатой личности.

Заведующий библиотекой М.В. Милевская

4

© 2010-2022