• Преподавателю
  • Другое
  • Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоении ими учебного материала

Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоении ими учебного материала

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоению ими учебного материала.

Учитель должен научить ученика, дать ему знания, навыки. Он, и только он решает, как вести урок, какими путями идти к цели. От него требуется творческий подход к делу воспитания и обучения. Набор методов и приемов по активизации учебной деятельности учащихся огромен: лекции, семинары, зачеты, консультации, панорамы, пресс-конференции, КВН, уроки-погружения, уроки открытых мыслей, соревнования, уроки творчества, изобретательства и т.д. Я остановлюсь на тех типах уроков, которыми пользуюсь сама.

Лекция на уроке.

  1. Возможна в старших классах, т. к. внимание учеников более устойчивое, хотя, «кусочек» урока в виде лекции можно провести и в «среднем звене».

  2. Дает большую экономию времени: за один-два урока можно изложить достаточно большой материал; изложить его строго последовательно, широко используя дополнительный материал, интересные исторические факты.

  3. При проведении лекции надо обязательно продумывать вопросы для учащихся, задания, чтобы осуществлять обратную связь, чтобы активизировать внимание учеников.

  4. Во время проведения лекции голосом надо выделять те места в изложении материала, которые обязательно надо записать или обратить на них особое внимание (надо учить этому ребят).

  5. Эффективность лекции обуславливается еще и применением наглядности: демонстрация фрагмента, опыта, модели, таблицы и т.д.

  6. Большое значение имеет умение учителя эмоционально, интересно рассказать, быть артистом на уроке.

Урок-семинар. Достаточно сложная для работы форма проведения урока, но эффективная. Можно выделить несколько типов семинаров: а) повторения и обобщения знаний; б) решение задач; в) по углублению и расширению знаний; г) сочетание повторения, обобщения с изучением нового; д) межпредметный; е) по применению в технике физических законов и явлений и т.п.

Что необходимо учитывать, готовясь к такому уроку? О проведении семинара учащимся сообщается заранее, чтобы они успели подготовиться. Иногда ребята, готовясь к семинару, работают в группах. Очень широко используется дополнительный материал, и это учитывается при выставлении отметки за семинар. Целесообразно проводить двухчасовые семинары. Необходимо, по возможности, задействовать при подготовке к семинару как можно больше учащихся, предусмотреть вопросы по проверке усвоения материала, их могут подготовить ученики, выступающие с сообщениями, а можно выделить отдельную группу ребят. В процессе подготовки к семинару учитель дает консультации ученикам, вместе с ними готовит опыты и наглядный материал, просматривает презентации отдельных докладчиков. Подготовка к семинарам требует от учащихся умения работать с дополнительными источниками информации (в условиях широкого использования Интернета надо рекомендовать ребятам использовать и дополнительную литературу, демонстрируя отдельные книги), умения анализировать, сравнивать, конспектировать, создавать компьютерные презентации, бесспорно, повышает интерес к изучению предмета.

При проведении семинара во вступительном слове учитель формулирует цели семинара, сообщает его план. Учащиеся выступают с сообщениями, другие дополняют, уточняют, проводят опыты, задают вопросы, предлагают задачи и т. д. Можно добиться большего эффекта при проведении семинара, если предложить самим ученикам вести его, обязательно оценив их работу. В старших классах, в условиях нехватки времени можно полностью перейти на лекционно-семинарско-зачетную систему. Вот один из вариантов подобной структуры ведения уроков.

1 этап. Лекция (дается материал крупным блоком).

2 этап. Серия семинарских занятий, на которых учащиеся самостоятельно изучают материал, закрепляют полученные знания, проводится практикум по решению задач.

3 этап. Лабораторный практикум, если это необходимо.

4 этап. Урок интересных сообщений или урок-консультация.

5 этап. Зачет или контрольная работа.

Урок-зачет. Приведу одну из форм проведения зачета в 9 классе по теме «Законы Ньютона». На последнем, перед зачетом, уроке учитель, а может быть, и весь класс проверяет знания отдельных, наиболее подготовленных учеников: задаются теоретические вопросы, качественные задачи, предлагаются расчетные задачи. На зачете учитель распределяет учеников класса по группам, предлагает им сдать зачет ребятам, успешно ответившим материал на предыдущем уроке. Функция учителя заключается в том, чтобы следить за объективностью выставления отметок, за дисциплиной, координировать действия своих помощников. В конце урока подводятся итоги.

Урок-консультация. Такие уроки необходимы. Цель: каждый должен усвоить методы решения задач, выработать навыки, почувствовать уверенность в собственных силах. Как правило, вместе с учениками составляется классификация задач по данной теме, рассматриваются подходы к решению различных задач. «Сильные» ученики являются консультантами, но и учитель не остается в стороне. На таких уроках царит непринужденная обстановка, но, в то же время, все заняты делом, даже физически ощущается «движение мысли». Такие уроки необходимы, в первую очередь, ученикам, неуверенным в себе, стеснительным, слабоуспевающим.

Другие приемы и методы активизации учебной деятельности.

  1. Использование моделей, в частности, моделей элементов электрической цепи на магнитных держателях. Можно моделировать сборку электрических цепей, отрабатывать навыки включения в цепь амперметра и вольтметра, параллельного и последовательного соединений.

  2. Широкое применение фрагментов художественных произведений. Оно способствует эффективному усвоению материала.

  3. Использование на уроках модельных опытов. Модельные опыты на учениках позволяют наглядно объяснить материал. Например, предложить ученикам взяться за руки, чтобы получилось последовательное соединение или параллельное, считая, что каждый ученик - резистор или какой-нибудь другой элемент электроцепи, предложить ученикам прохлопать в ладоши с частотой 1 Гц или 2 Гц.

  4. Эффектны, вернее эффективны опыты с игрушками. Например, игрушка «Бегемотик» незаменима при объяснении закона Паскаля, пневматический пистолет - для объяснения давления газов, заводной автомобиль - для объяснения механического движения и т. д.

  5. Будят мысль ученика, вызывают его интерес факты из истории физики: суд инквизиции над Галилеем, опыты Ньютона по дифракции света, открытие рентгеновских лучей т. п.

  6. Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят. Например, придумать прибор для измерения длины траектории неправильной формы, прибор для демонстрации закона Паскаля и т. д.

  7. Большую пользу приносят занятия учеников с учениками. Тот, кто объясняет, еще лучше усвоит материал, рассказывая его своему однокласснику.

  8. Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе.

У каждого учителя в запасе есть много подобных приемов, позволяющих ученикам успешнее усваивать материал, развиваться, с интересом изучать физику.

Подготовил: учитель физики Т. М. Позняк


© 2010-2022