- Преподавателю
- Другое
- Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоении ими учебного материала
Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоении ими учебного материала
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Позняк Т.М. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоению ими учебного материала.
Учитель должен научить ученика, дать ему знания, навыки. Он, и только он решает, как вести урок, какими путями идти к цели. От него требуется творческий подход к делу воспитания и обучения. Набор методов и приемов по активизации учебной деятельности учащихся огромен: лекции, семинары, зачеты, консультации, панорамы, пресс-конференции, КВН, уроки-погружения, уроки открытых мыслей, соревнования, уроки творчества, изобретательства и т.д. Я остановлюсь на тех типах уроков, которыми пользуюсь сама.
Лекция на уроке.
-
Возможна в старших классах, т. к. внимание учеников более устойчивое, хотя, «кусочек» урока в виде лекции можно провести и в «среднем звене».
-
Дает большую экономию времени: за один-два урока можно изложить достаточно большой материал; изложить его строго последовательно, широко используя дополнительный материал, интересные исторические факты.
-
При проведении лекции надо обязательно продумывать вопросы для учащихся, задания, чтобы осуществлять обратную связь, чтобы активизировать внимание учеников.
-
Во время проведения лекции голосом надо выделять те места в изложении материала, которые обязательно надо записать или обратить на них особое внимание (надо учить этому ребят).
-
Эффективность лекции обуславливается еще и применением наглядности: демонстрация фрагмента, опыта, модели, таблицы и т.д.
-
Большое значение имеет умение учителя эмоционально, интересно рассказать, быть артистом на уроке.
Урок-семинар. Достаточно сложная для работы форма проведения урока, но эффективная. Можно выделить несколько типов семинаров: а) повторения и обобщения знаний; б) решение задач; в) по углублению и расширению знаний; г) сочетание повторения, обобщения с изучением нового; д) межпредметный; е) по применению в технике физических законов и явлений и т.п.
Что необходимо учитывать, готовясь к такому уроку? О проведении семинара учащимся сообщается заранее, чтобы они успели подготовиться. Иногда ребята, готовясь к семинару, работают в группах. Очень широко используется дополнительный материал, и это учитывается при выставлении отметки за семинар. Целесообразно проводить двухчасовые семинары. Необходимо, по возможности, задействовать при подготовке к семинару как можно больше учащихся, предусмотреть вопросы по проверке усвоения материала, их могут подготовить ученики, выступающие с сообщениями, а можно выделить отдельную группу ребят. В процессе подготовки к семинару учитель дает консультации ученикам, вместе с ними готовит опыты и наглядный материал, просматривает презентации отдельных докладчиков. Подготовка к семинарам требует от учащихся умения работать с дополнительными источниками информации (в условиях широкого использования Интернета надо рекомендовать ребятам использовать и дополнительную литературу, демонстрируя отдельные книги), умения анализировать, сравнивать, конспектировать, создавать компьютерные презентации, бесспорно, повышает интерес к изучению предмета.
При проведении семинара во вступительном слове учитель формулирует цели семинара, сообщает его план. Учащиеся выступают с сообщениями, другие дополняют, уточняют, проводят опыты, задают вопросы, предлагают задачи и т. д. Можно добиться большего эффекта при проведении семинара, если предложить самим ученикам вести его, обязательно оценив их работу. В старших классах, в условиях нехватки времени можно полностью перейти на лекционно-семинарско-зачетную систему. Вот один из вариантов подобной структуры ведения уроков.
1 этап. Лекция (дается материал крупным блоком).
2 этап. Серия семинарских занятий, на которых учащиеся самостоятельно изучают материал, закрепляют полученные знания, проводится практикум по решению задач.
3 этап. Лабораторный практикум, если это необходимо.
4 этап. Урок интересных сообщений или урок-консультация.
5 этап. Зачет или контрольная работа.
Урок-зачет. Приведу одну из форм проведения зачета в 9 классе по теме «Законы Ньютона». На последнем, перед зачетом, уроке учитель, а может быть, и весь класс проверяет знания отдельных, наиболее подготовленных учеников: задаются теоретические вопросы, качественные задачи, предлагаются расчетные задачи. На зачете учитель распределяет учеников класса по группам, предлагает им сдать зачет ребятам, успешно ответившим материал на предыдущем уроке. Функция учителя заключается в том, чтобы следить за объективностью выставления отметок, за дисциплиной, координировать действия своих помощников. В конце урока подводятся итоги.
Урок-консультация. Такие уроки необходимы. Цель: каждый должен усвоить методы решения задач, выработать навыки, почувствовать уверенность в собственных силах. Как правило, вместе с учениками составляется классификация задач по данной теме, рассматриваются подходы к решению различных задач. «Сильные» ученики являются консультантами, но и учитель не остается в стороне. На таких уроках царит непринужденная обстановка, но, в то же время, все заняты делом, даже физически ощущается «движение мысли». Такие уроки необходимы, в первую очередь, ученикам, неуверенным в себе, стеснительным, слабоуспевающим.
Другие приемы и методы активизации учебной деятельности.
-
Использование моделей, в частности, моделей элементов электрической цепи на магнитных держателях. Можно моделировать сборку электрических цепей, отрабатывать навыки включения в цепь амперметра и вольтметра, параллельного и последовательного соединений.
-
Широкое применение фрагментов художественных произведений. Оно способствует эффективному усвоению материала.
-
Использование на уроках модельных опытов. Модельные опыты на учениках позволяют наглядно объяснить материал. Например, предложить ученикам взяться за руки, чтобы получилось последовательное соединение или параллельное, считая, что каждый ученик - резистор или какой-нибудь другой элемент электроцепи, предложить ученикам прохлопать в ладоши с частотой 1 Гц или 2 Гц.
-
Эффектны, вернее эффективны опыты с игрушками. Например, игрушка «Бегемотик» незаменима при объяснении закона Паскаля, пневматический пистолет - для объяснения давления газов, заводной автомобиль - для объяснения механического движения и т. д.
-
Будят мысль ученика, вызывают его интерес факты из истории физики: суд инквизиции над Галилеем, опыты Ньютона по дифракции света, открытие рентгеновских лучей т. п.
-
Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят. Например, придумать прибор для измерения длины траектории неправильной формы, прибор для демонстрации закона Паскаля и т. д.
-
Большую пользу приносят занятия учеников с учениками. Тот, кто объясняет, еще лучше усвоит материал, рассказывая его своему однокласснику.
-
Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе.
У каждого учителя в запасе есть много подобных приемов, позволяющих ученикам успешнее усваивать материал, развиваться, с интересом изучать физику.
Подготовил: учитель физики Т. М. Позняк