Эссе Моя профессия - социальный педагог

         Эссе было написано в 2012 году для участия в педагогическом районном конкурсе "Социальный педагог-2012". В конкурсе я тогда заняла 3 место.         В работе представлены мои размышления по поводу назначения и места социального педагога в школьном коллективе, о качествах, которыми должен он обладать, делюсь историями из своей жизни. "«Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь?»   Хорошие вопросы. И главное, как шутил один известный киногерой, редкие. Что ж, попробую ответить. П...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя профессия - социальный педагог

(Эссе)

Позвольте представиться: Дятлова Ольга Станиславовна, социальный педагог. Эти два термина - «социальный» и «педагог» - не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов - с ним всё ясно, то сочетание этих слов до сих пор являет непонимание: «Ты социальный педагог? А кто это? А что ты делаешь?»

Хорошие вопросы. И главное, как шутил один известный киногерой, редкие. Что ж, попробую ответить. Профессии учителя и соцпедагога роднит то, что объектом их внимания является ребёнок, его развитие и становление в обществе. Но в работе имеется также и ряд особых отличий.

Рассуждаем логически. Безусловно, слово «социальный» является однокоренным со словом «социум» - общество. Заглянем в толковый словарь: «социальный» - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Таким образом, социальный педагог - человек, деятельность которого направлена на... Многое, на что направлена, одной фразой и не ответишь!

Не секрет, что найти своё место в социуме не менее важно, чем получить определённый багаж знаний. Школа непременно должна оказывать в этом содействие! Эта функция и будет первой.

Во-вторых, оказывать помощь в успешной социализации воспитанников. Модель существования и поведения во взрослой жизни дети начинают «отрабатывать», находясь ещё в детских учреждениях. Ученики каждую минуту решают сложнейшие задачи: как сделать так, чтобы тебя приняли в коллективе? как научиться не идти ни у кого на поводу и уметь отстаивать своё мнение? как добиться уважения окружающих? как выходить из спорных ситуаций? как говорить так, чтобы тебя слушали? На эти и многие другие вопросы нужно учиться отвечать уже сейчас, для того чтобы в будущем накопить определённый багаж знаний и умений. В любом коллективе нужно самоутвердиться, занять свою нишу и учиться этому надо заранее.

В-третьих, социальный педагог является связующим звеном между школой и окружающим её миром. Договориться о совместных действиях и мероприятиях, постараться уладить конфликтную ситуацию между родителями и педагогами, организовать встречу школьников с нужными людьми и в нужное время. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, полицией. Он везде и всегда должен представлять и защищать интересы ребёнка в государственных учреждениях, различных комиссиях, административных органах.

Суть работы социального педагога можно выразить русской поговоркой: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Это, действительно, так, потому что соцпедагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, педагога, дефектолога, организатора воспитательной деятельности и в чём-то - юриста. Всё это говорит о том, что наша деятельность уникальна и универсальна, ведь она направлена на выполнение множества функций: посредническую, охранно-защитную, диагностическую, коррекционно-реабилитационную, предупредительно-профилактическую. Социально-педагогическая деятельность действительно многопрофильна, но в какой бы сфере ни работал социальный педагог, ему приходится работать с людьми, а более всего с детьми.

Подростки, у которых социализация проходит успешно, в основном, не нуждаются в помощи. В центре внимания социального педагога находятся дети, «выпавшие» из нормальных социальных отношений. Это «выпадение» может произойти по разным причинам. Общество может не принимать человека, у которого имеются проблемы с физическим или психическим здоровьем, который не может освоить в силу разных причин нормы поведения и законы существования в социуме, не может учиться и работать так, как остальные. Одним словом, в эту категорию входят дети с психологическими, интеллектуальными, педагогическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также большое количество детей с нарушениями здоровья. Сюда же могут попасть и подростки, перенесшие душевную травму. Все эти ребята требуют особой заботы общества, его защиты.

В моей работе есть обязанности приятные и не очень.

Безусловно, отрадно становится на душе, когда удаётся помочь конкретному ребёнку, конкретной семье. Хорошо, когда получается оградить воспитанника от негатива, направить развитие его личности в «нужное русло», защитить его права. В такие моменты понимаю, что работаю не напрасно, не зря отдаю столько сил. И пусть мы (соцпедагоги) часто сталкиваемся с безразличием, чёрствостью и невоспитанностью неблагополучных родителей, с равнодушным отношением окружающих к проблемам детей, к тому, что достучаться до своих подопечных очень нелегко - трудные дети, в основном, никому не верят и, как правило, озлобленные. Зато сколько позитивных чувств получаешь, когда видишь, что ты помог ребёнку стать на путь исправления!

Самое драматичное для меня в работе социального педагога - посещение семей, состоящих на школьном учёте. До дрожи душевной наблюдаю печальную одинаковость недугов этих людей: алкоголизм, распущенность, развращённость, табакокурение, пьяные дебоши, неустроенность быта, несчастное детство ребятишек. «Нет Бога в сердце и царя в голове», - так говорили раньше о подобных людях. Что-то сломалось в их душах, внеся полное разорение в семьи и дома, исчез внутренний стержень, который держит в жизни, оказались попранными моральные и этические нормы. Они совершенно не замечают того, что у них есть дети, во что они одеты, голодны они или сыты, в каком состоянии находится их жилище. Разруха и пустыня!

Доказано, что на формирование людей, их личностных и моральных качеств оказывают сильнейшее влияние не нравоучения и лекции о том, как себя вести, а личный пример наших родителей. Какой пример видят дети из подобных семей перед глазами? Что впитывают в себя? Какую модель поведения будут копировать позже? Это страшно! Общественность удивляется, когда «неблагополучные» снова и снова попадают в некрасивые истории. «Разве можно так себя вести? Как вам не стыдно?» - спрашивают их потом. В том то и ужас, что не стыдно, в том всё дело, что они считают нормальным такое поведение, ведь они в жизни не видели другого примера, кроме как отрицательного!

И если взрослые люди с проблемами вызывают моё искреннее сочувствие, то дети подобных горе-родителей - сострадание. Недолюбленные, недоласканные, недослушанные, непонятые, они идут во взрослую жизнь с таким печальным грузом. На что опереться потом? Кому довериться? Школа должна стать хотя бы немного светлым воспоминанием в их жизни.

Так что же это за человек - социальный педагог? Каким должен быть его психологический и личностный портрет? Чем он должен отличаться от представителей других профессий?

Если сравнить необходимые для профессии качества с красками, то добавим на палитру для портрета доброжелательность, способность любить детей, терпимость, активность, отзывчивость, тактичность, энергичность, развитый эмоционально-волевой контроль, аналитическое мышление, позитивный настрой, умение работать с разными категориями населения. Яркая и перспективная палитра получается! Добавим также наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, способностью представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания и поступки. Разведём всё это несколькими каплями чуткости, общительности, доброты, любознательности и твёрдости в отстаивании своей точки зрения. Богатая личность получается на полотне!

На мой взгляд, в личностном ядре социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребёнка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И важнейшим, повторюсь, является умение любить. Красивых и успешных детей любить легко, на это способен почти каждый. А вот отдать своё сердце забитым, неухоженным, колючим подопечным способен далеко не каждый.

Профессия социального педагога важна и актуальна для общества, ведь этот специалист помогает детям найти своё место в жизни, свою дорогу. Благородна высокая цель работы соцпедагога - помочь «трудным» детям стать полноправными членами общества!

Работу любого педагога лёгкой не назовёшь, а социального - в особенности. Эта деятельность требует многих душевных сил и больших энергозатрат. Социальный педагог постоянно сталкивается с настоящими жизненными трагедиями и проблемами, и у него просто нет времени чувствовать себя несчастным из-за отсутствия денег или модных вещей. Он далеко не всегда чувствует отдачу от того, во что вкладывает своё сердце. Не очень оплачивает эту работу государство, да и дети, с которыми он работает, скажут спасибо ему не скоро (да и скажут ли вообще?). Но, несмотря на все сложности профессии, она мне интересна тем, что социальный педагог на самом деле может сделать кое-что важное в этой жизни!

© 2010-2022