- Преподавателю
- Другое
- Стандарт основного общего образования с позиции предмета русский язык и литература
Стандарт основного общего образования с позиции предмета русский язык и литература
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касьянова Н.Н. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Стандарт основного общего образования с позиции предмета русский язык и литература.
Слайд 1
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения
Слайд 2
В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Слайд 3
Учебный предмет «Русский язык»
Слайд 4
Основа содержания русского языка как учебного предмета Стандарты 1 поколения Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся Стандарты 2 поколения Реализуется коммуникативно- деятельностный подход, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной сфере
Новые стандарты направлены на усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы.
Изменяется схема урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) ---- К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.Ученик - живой участник образовательного процесса.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
· по поиску и обработке информации;
· обобщению способов действия;
· постановке учебной задачи и т. д.
\Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка - оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося.
Слайд 5
Коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В центре внимания урока - дети; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся; проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), составление алгоритма. Так, после изучения темы «-К- и -СК- в суффиксах прилагательных» в тетрадях появляется запись:
1.Вижу и выделяю слово на изучаемую орфограмму.
2. Определяю разряд прилагательного.
3. Если качественное (имеет краткую форму), пишу -К-.
4. Если относительное, смотрю, на какую букву заканчивается основа.
5. Если на К, Ц, Ч, пишу -К-.
6. Если на другие буквы, пишу -СК-.
7. При этом помню, что в относительных прилагательных основа существительных полностью сохраняется (француз + ск + ий).
Слайд 6
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
Изменились типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Слайд 7
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью
Слайд 8
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждении актуальных тем и т.д.
Слайд 9
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1. Представление об основных функциях русского языка, о роли языка в жизни народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2. Понимания места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание его уровней и единиц; 4. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; 5. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; 6. Проведение различных видов анализа текста; 7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
На всех уроках русского языка, как и на уроках литературы , необходимо обращаться к личным впечатлениям и ассоциациям школьников, предлагать подумать над проблемным вопросом, связанным с содержанием изучаемого произведения. В конце урока (на этапе рефлексии) учащимся предложить оценить содержание урока с точки зрения достижения его цели.
Слайд 10
Учебный предмет «Литература»
Слайд 11
Основа содержания литературы как учебного предмета Стандарты 1 поколения Чтение и текстуальное изучение художественных произведений Стандарты 2 поколения Литература - источник обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков
Слайд 12
Коммуникативно-деятельностная направленность курса литературы Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации.
Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Наиболее распространённой является технология критического мышления. Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий.
На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом - «что знаю».
На стадии осмысления даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»
Третья часть урока - стадия рефлексии (присвоение информации). Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
На стадии осмысления используется методический приём «Кластер», учащиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала,
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И. С. Тургенева « Му - му » создается такой кластер : Герасим (ключевое слово), лучик = Портрет, Описание каморки, Отношение к Муму, Отношение к барыне ,Отношение с дворовыми, Отношение к Татьяне. Этот приём ещё называют «мозговым штурмом». Слайд 13
На стадии рефлексии используется синквейн. Синквейн (от фр. « 5») - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти не рифмованных строк.
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример: Владимир Дубровский (А.С. Пушкин "Дубровский"), 6 класс Слайд 14
- Владимир
-
Храбрый, честный
-
Защищает, мстит, любит
-
Владимир никогда не сдается
-
Благородство
Пример синквейна по теме педсовета:
1) Учитель.
- Талантливый, умный.
- Помогает, наставляет, вдохновляет.
- Учит оставаться собой и идти к большой цели.
- Проводник. Слайд 15
Пример: Учитель.
Творческий, добрый
Учит, воспитывает и опекает.
Мне нравится работа учителя.
Наставник.
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях текста то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Специальные символы: «+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы»
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии». «Защита героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения.
Слайд 16
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗУ, СТРУКТУРИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ, ВЫДЕЛЯТЬ ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ; - - УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОЦЕНИВАТЬ ЕЕ, ОПРЕДЕЛЯЯ СФЕРУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ; УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С РАЗНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
Результаты изучения предмета «Литература»
Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.
Результат образования имеет ярко выраженный практический характер - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.