Учебная единица по менеджменту

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная единица по менеджменту






Учебная единица по менеджменту


«Организация и ее среда»


Учебная единица по менеджменту


Тема : Внешняя и внутренняя среда организации. Стратегический менеджмент.













Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин

Жигунова Н.Ю.














г.Нальчик, 2012г.

Системный подход в определении организации: внутренние переменные.

Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.

Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлении.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА,ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Внутренняя среда организации.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы.

Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

2. Внешняя среда организации.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

ПУчебная единица по менеджментуонятие системы управления


Задание 1. Какая среда более опасна и непредсказуемая для организации внешняя или внутренняя. Подлежит ли контролю внешняя среда организации. Ответьте устно.

Среда прямого и косвенного воздействия.


Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту


Факторы как прямого воздействия:

1.Законы и государственные органы;

2.потребители;

3.конкуренты;

4Учебная единица по менеджменту.поставщики.

Микросреда -представлена силами, имеющими непосредственное отношение к организации и ее возможностям.

Законы и государственные органы характеризуются не только сложностью, но и подвижностью, а так же неопределенностью.

Подвижность- подразумевает постоянное их изменение.

Неопределенность-невозможность точного количественного и качественного определения их состояния в будующем.

Потребители- самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Поставщики- обеспечивают организацию основными входными ресурсами: материалами, оборудованием, энергией, капиталом, рабочей силой.

Конкуренты- это организации, которые соперничают друг с другом за достижение наилучших результатов.

Задание 2. Какие известные фирмы Вы знаете, достигшие успеха и процветания?

СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Факторы косвенного воздействия:

1.технология;

2.состояние экономики отрасли и государства;

3.социакультурные факторы;

4.политические факторы;

5Учебная единица по менеджменту.отношение с местным населением.


МУчебная единица по менеджментуакросреда- оказывает влияние на микросреду.

Силы макросреды не поддаются непосредственному контролю со стороны организации. Тем не менее, за факторами макросреды организация должна внимательно следить и адекватно реагировать на их изменение.

Технология- является одновременно внутренней и внешним фактором организации. Организации имеющие дело непосредственно с технологиями высокого уровня должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

Состояние экономики- влияет на стоимость всех вводимых ресурсов, способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Социокультурные факторы - определяют установки, жизненные ценности и традиции культурной среды, в которой находится организация.

Например, американская культура считает неэтичными и аморальными такие действия как:

- дачу взятки для получения выгодного контракта или политических выгод;

-распространение конкурента слухов.

Политические факторы - например, настроение администрации, законодательных органов, судов в отношении бизнеса, представляют для руководителей особое значения. Тесно связанные с социокультурными теденциями, эти факторы в демократическом обществе влияют на такие действия правительства, как:

- налогооблажение;

-установление льготных торговых пошлин;

-законодательство по защите потребителей;

-защита окружающей среды.

Система стратегического планирования.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

ФУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуормирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

Отличительные черты долгосрочного и стратегического планирования.

Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - в трактовке категории будущего. Так, долгосрочное планирование предполагает, что будущее предприятия может быть определено путем экстраполяции сложившихся тенденций роста. При этом руководство исходит из того, что будущие результаты деятельности улучшатся по сравнению с прошлым.

Учебная единица по менеджменту

Задание 3. Выписать все определения.

Стратегия и тактика

То, что для высшего руководства компании (или генерала в армии) выглядит как "тактика", вполне вероятно, для начальника маркетингового отдела будет "стратегией", так как от этих действий и решений зависит конечный успех его подразделения. Говоря более точно, тактические решения принимаются на различных организационных уровнях.

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту


Процесс стратегического планирования.

Плaниpoвaниe cтpaтeгии -opгaнизaции, c oднoй cтopoны, являeтcя пoдcиcтeмoй cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния, c дpyгoй, oнo пpeдcтaвляeт cyщнocтнyю ocнoвy пpoцecca cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния, кoтopoe oтличaeтcя oт нeгo лишь этaпaми peaлизaции и пocлeдyющeй oцeнки cтpaтeгии. Пoэтoмy oбычнo нe paздeляют пoнятия "плaниpoвaниe cтpaтeгии" и "cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe".

Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - этo пpoцecc фopмyлиpoвaния миccии и цeлeй opгaнизaции, выбopa cпeцифичecкиx cтpaтeгий для oпpeдeлeния и пoлyчeния нeoбxoдимыx pecypcoв и иx pacпpeдeлeния c цeлью oбecпeчeния эффeктивнoй paбoты opгaнизaции в бyдyщeм.

Задание 4. Является ли тактика и стратегия необходимой в управлении. Почему?(устно)

Понятие миссии организации

Ми́ссия (англ. mission) - основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей. Миссия недостижима - это не цель, а высшее предназначение существования компании, что и определяет отсутствие возможности ее достижения..

Миссия - одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.

  • «Миссия - смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы

  • «Миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).

  • «Миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации»

Классификация целей

Существует достаточно много классификационных групп, определяющих цели управления. Некоторые из них разделены по следующим признакам:

  • По направленности действий цели - внешние и внутренние;

  • по направлениям деятельности на предприятии - экономические, технико-технологическими, социальные, экологические;

  • по возможности их полного осуществления - «цели создания» (какого-либо материального объекта или системы) и «цели развития» (когда речь идет о процессе);

  • по охвату уровней управления - цели всего предприятия, отдельных подразделений и групп или индивидуумов;

по временным характеристикам - коротко, средне и долгосрочные; и т.д

Задание 5. Представьте себе, что Вы открыли свое дело, чем будете заниматься? Какая у вас будет цель? Ответьте устно.

Анализ внешней и внутренней среды организации

Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

Для того чтобы оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления.

Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

Задание 6. Составьте таблицу целей фабрики занимающейся производством обуви.


Метод SWOT-анализа

Пpимeняeмый для aнaлизa cpeды мeтoд являeтcя дoвoльнo шиpoкo пpизнaнным пoдxoдoм, пoзвoляющим пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Пpимeняя мeтoд SWOT, yдaeтcя ycтaнoвить cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, и внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.

Мeтoдoлoгия SWOT пpeдпoлaгaeт cнaчaлa выявлeниe cильныx и cлaбыx cтopoн, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, a дaлee - ycтaнoвлeниe цeпoчeк cвязeй мeждy ними, кoтopыe в дaльнeйшeм мoгyт быть использованы для формулирования стратегии организации.

Учебная единица по менеджменту Учебная единица по менеджменту

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

Стратегические альтернативы. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых предприятиями. Но, с экономической точки зрения, перед руководством предприятия стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий Нередко отмечают, что большинство предприятий реализуют стратегию ограниченного роста. Это заблуждение. Успешно действующие в условиях рынка предприятия используют сочетание стратегий по отдельным группам товаров и услуг и реализуют стратегию роста. Остальные предприятия постепенно, а зачастую и очень быстро прекращают свое существование.

Меры роста. Могут использоваться различные меры роста, однако чаще других используют следующие:

1.прирост валового дохода (валовой выручки) в планируемый период;

2. прирост стоимости активов в тот же период,

3) прирост балансовой прибыли, прирост собственного капитала.

Сопоставление этой группы показателей с показателями уровня инфляции позволяет всесторонне оценить и классифицировать возможную общую стратегию предприятия. Главной оценкой является сопоставление прироста валового дохода с уровнем инфляции и ставкой процента по государственным ценным бумагам, депозитам.

Если прирост валового дохода выше процентных ставок, то альтернатива хозяйственной деятельности соответствует стратегии роста. Если прирост валового дохода меньше процентных ставок, но выше уровня инфляции, то речь идет о стратегии ограниченного роста. В том случае, когда альтернатива не дает прироста дохода или дает прирост не выше уровня инфляции, она определяет стратегию сокращения.

Другие показатели - прирост стоимости активов, балансовой прибыли и уставного капитала - дают руководству возможность оценить различные реализуемые стратегии.

ВУчебная единица по менеджментуЫБОР СТРАТЕГИИ

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

1.Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы.

2.Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения.

3. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного роста либо на стратегию интегрированного роста.

4.Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль.

Учебная единица по менеджментуРис. 1 Выбор стратегии.

МАТРИЦА БКГ

В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста/доли рынка лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии:

выход на рынок (товар - "проблема"),

рост (товар - "звезда"),

зрелость (товар - "дойная корова") и спад (товар-"собака").

Учебная единица по менеджментуКогда темп роста рынка замедляется, товары-"звезды" становятся "дойными коровами". Это продукты, или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста.. Для того чтобы феномен товаров-"дойных коров" в полной мере использовался в инвестиционной политике предприятия, необходимо компетентное управление продуктами, особенно в сфере маркетинга. Конкуренция в стажирующих отраслях очень жесткая. Поэтому необходимы постоянные усилия, направленные на поддержание доли рынка и поиск новых рыночных ниш.

Товары - "собаки" - это продукты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в непривлекательных отраслях (в частности, отрасль может быть непривлекательной из-за высокого уровня конкуренции). Чистые денежные потоки у таких бизнес-единиц нулевые или отрицательные

Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая:

"Проблема" - "Звезда" - "Дойная корова" [и если неизбежно] - "Собака"

ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ

В рамках изучаемого здесь подхода я предлагаю два способа оценки стратегии.

1. Оценка стратегии с точки зрения сочетания стратегии и тактики позволяет понять, насколько продуманы и согласованы стратегический и тактический уровень.

2. Оценка стратегии с точки зрения усилий и результатов позволяет понять, насколько эффективна наша стратегия в плане затрат и отдачи. Такую оценку можно сделать только в процессе воплощения стратегии, тогда, когда мы начинаем реально что-то делать и получаем результаты своих усилий (или не получаем, если стратегия ошибочна).


Текущий контроль


1.Системный подход - это:

а).положительный результат; б).набор каких-либо принципов; в).неучтенные обстоятельства

2.Под внешней средой организации понимают:

а).все то что касается организации; б).все то что не касается организации;

3.Управление - это:

а).одноразовое действие; б).процесс; в).кратковременная операция.

4.Цели - это:

а).повышение дисциплины; б).оригинальная идея;

в).желаемый результат; г).эффективная реализация.

5.Факторы внешней среды - это:

а).факторы косвенного воздействия; б).внутренние различия организации;в).хорошее оформление.

6.Подвижность - это:

а).самовыживание; б).постоянное их изменение; в).сила.

7.Поставщиками организации являются:

а).конкуренты; б).обеспечивающие материалами; в).государственные органы.

8.Факторы косвенного воздействия действуют в рамках:

а).макросреде; б).биосреде; в).микросреде.

9.Состояние экономики влияет:

а).на технологию; б).на стоимость всех видов ресурсов; в).на политические факторы.

10.Стратегия планирования- это

а).стратегия; б).процесс формирования целей;

в).процесс урегулирования рынка; г).процесс проектирования фирмы.

11.Тактика - это

а).краткосрочные действия; б)широкие задачи; в).маркетинговый отдел.

12.Применяя метод SWOT:

а).удаётся установить число факторов;

б).удается установить связь м/у силой и слабостью;

в).удаётся установить цели

13.Меры роста:

а) прирост акций; б) прирост стоимости активов; в) прирост рынка.

14.Стратегия- это

а) социальное поведение; б) общий план достижения целей; в) косвенное воздействие.

15.Матрица БКГ установить в соответствие;

а) выход 1. товар и «звезда»

б) рост 2. товар и «дойная корова»

в) зрелость 3. товар и «проблема»

16. Сколько способов оценки стратегии

а).4; б).10; в).8; г).2;

17. Когда темп роста замедляется товары «звезда» становятся:

а) «собаками»; б) «дойными коровами»; в) «звёздами»

! Самостоятельная внеурочная работа. Подготовить доклад по теме.

8



© 2010-2022