Коррекционно - развивающая деятельность в образовательных организациях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающая деятельность в образовательных учреждениях

- организация и развитие

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспи­тания является ведущим направлением в развитии специального образова­ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз­вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социу­ма, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

В письме Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», говориться что «Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения», При этом важно отметить, что основной задачей сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий, при которых он получит адресную специальную (коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения - массовом или специальном. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия с общим образованием.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспита­ния и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).

Наличие в массовом образовательном учреждении ребенка с ОВЗ тре­бует внимания к нему со стороны всего педагогического персонала, готовности вместе с родителя­ми разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к взрослой жизни. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность педагогического коллектива к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в образовательном учреждении полезным и интересным для него.

В 16 образовательных учреждениях (с охватом 44 ребенка) района разработаны программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса для детей с названной категорией. Дистанционное обучение детей, а так же обучение на дому ведется в трех школах района с охватом 11 детей. В некоторых ОУ разработаны адаптивные планы уроков физкультуры для этой категории детей.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии де­тей с ограниченными возможностями психического или физического здо­ровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо форми­ровать у детей умение строить взаимодействия на основе сотруд­ничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия спо­собствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного соци­ального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.





© 2010-2022