- Преподавателю
- Другое
- Коррекционно - развивающая деятельность в образовательных организациях
Коррекционно - развивающая деятельность в образовательных организациях
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антипина Е.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коррекционно-развивающая деятельность в образовательных учреждениях
- организация и развитие
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
В письме Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», говориться что «Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения», При этом важно отметить, что основной задачей сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий, при которых он получит адресную специальную (коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения - массовом или специальном. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия с общим образованием.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).
Наличие в массовом образовательном учреждении ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны всего педагогического персонала, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к взрослой жизни. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность педагогического коллектива к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в образовательном учреждении полезным и интересным для него.
В 16 образовательных учреждениях (с охватом 44 ребенка) района разработаны программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса для детей с названной категорией. Дистанционное обучение детей, а так же обучение на дому ведется в трех школах района с охватом 11 детей. В некоторых ОУ разработаны адаптивные планы уроков физкультуры для этой категории детей.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у детей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.