- Преподавателю
- Другое
- Воспитать его так, чтобы он был счастлив
Воспитать его так, чтобы он был счастлив
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буйлова Н.А. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Все мы родители хотим видеть своего ребенка счастливым. Но одно дело желать этого и стараться предоставить ему все блага в детстве, а другое подготовить его счастливое будущее.
Но возможно ли спроектировать счастливое будущее человека?
Ответим на этот вопрос словами А. С. Макаренко: «…Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать так, чтобы он был счастлив можно».
Чему способен радоваться наш ребенок, зависит от нас, взрослых, от тех условий, в которых он растет, свидетелем и участником каких семейных радостей он становиться.
Дети - радость нашей жизни, мы любим их и способны во многом отказать себе, лишь бы сын или дочь были счастливы. Но родительская любовь требует мудрости, которая проявляется в гармонии доброты и требовательности, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости. Иначе это величайшее чувство - любовь к ребенку - может приобретать уродливые формы. Одна из них - воспитание безотказности и на переизбытке различных жизненных благ, которые, как нам кажется, обеспечивают счастливое детство.
Счастье человека не падает с неба, оно готовиться родителями с детства. Нам взрослым нельзя забывать простую, но мудрую мысль: чем легче достается радости и блага в детстве, тем меньше оставляем для них подлинного счастья на всю последующую жизнь. Потому что ощущение счастья и радости теряет свою остроту. Если детство было сплошным праздником, то чем можно удивить человека, ведь у него уже се было.
В. А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «…вся сущность человеческого воспитания заключается в том, чтобы желания личности гармонировали с интересами коллектива, общества, народа. Желания надо с первых же дней сознательной жизни акультивировать. Культура человеческих желаний - это столбовая дорога семейно - школьного воспитания.
Человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становиться социально не надежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Не желание учиться приходит к тому, кого в детстве кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие - не желание трудиться производительно.
Не допустимо, когда ребенок растет, чувствуя полную свободу своим прихотям. Еще хуже, когда мы этого не замечаем и объясняем потакание детским не разумным притязанием «объективными причинами»: «потому что мал», «потому что нездоровиться», «потому что впечатлительный».
Родители в погоне за сиюминутной радостью своего обожаемого дитя по существу забывают о его завтрашней радости. Непомерное потакание детским прихотям в дальнейшем может обернуться несчастьем повзрослевшего ребенка, особенно когда не станет отца и матери и не с кого будет потребовать «дай», «хочу», «купи». А сам удовлетворять свои потребности, увы он не сможет.
Хотите, чтобы ваш ребенок, подрастая, не чувствовал своей ущербности оттого, что у него нет той или иной вещи? Воспитывайте в нем дисциплину желаний. И не откладывайте это на потом, когда, как говорят родители, «ребенок подрастет, поумнеет, сам поймет, образумиться…». Понятие «хочу» и «возможно невозможно» должны войти в сознание растущего человека одновременно.
У ребенка не должно возникать капризов по поводу «купи», «дай», «хочу». А если такие капризы возникают, значит, повинны в этом сами: дали повод «Хочу - на», «Купи - пожалуйста». Мы считаем, что все это делает ребенка счастливым, а на самом деле развиваем в нем безудержность желаний.
Чувство меры.… Это одно из величайших законов счастья. Оно проявляется в гармонии желаний, возможностей, потребностей и разумом, нравственном их удовлетворении, требовательности к людям и к самому себе, умение соизмерять свое «я» и коллективное «мы».
С малых лет ребенок должен расти в атмосфере семейной взаимозависимости, не ощущая своей ущербности оттого, что ему в чем - то отказали. В этой связи хочется напомнить высказывание А. С. Макаренко: «У ребенка должна быть воспитана совершенная уверенность, что он имеет все, и что нужно - ему купят без просьб, поэтому просить не надо. Раз не покупают, значит нет на это средств.