- Преподавателю
- Другое
- Материалы к внеклассному мероприятию Песни и думы Захара Дорофеева
Материалы к внеклассному мероприятию Песни и думы Захара Дорофеева
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зюзина Н.П. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Песни и думы Захара Дорофеева
Идняй, удок. Весь пяк шобда.
Монцьке катк удан.
Ванды антте танцти товда,
Нармоння кундан.
Кулхцонтт, мезе мон тейть азан:
Аляце аф сай…
Норак, шявнят толти лазан,
Тютю - люлю, бай!
Кафта кизот ни вов ётась,
Кода калмаф сон.
Ломатть вицть, инзасть и сокасть,
Лядонь ськамон мон.
Ширемсь куднеськ, велясь пряняц,
Модати люмбай.
Ризфти потмонязе шянядсь,
Тютю - люлю, бай!..
Эту песню очень любили, знали наизусть многие мокшане - и взрослые, и дети - и помнят до сих пор, так как она затрагивает душу любого человека. А написал её известный мордовский поэт Захар Фёдорович Дорофеев, который является гордостью нашего района. Творчество З.Ф. Дорофеева - особое явление в истории мордовской литературы. И не только потому, что поэту суждено было стать её основоположником, но и потому, что Дорофеев - поэт глубоко народный.
Захар Дорофеев родился 24 марта 1890 года в мордовском селе Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия. По рассказу отца Захара Фёдоровича 0 Федора Михайловича, род Дорофеевых начался примерно в начале 16 века и считался только по роду мужчин. Причем фамилии не было. Вместо фамилии тогда давались только прозвища по имени отца, дедушки и прадедушки. И эти прозвища сохраняются до сегодняшнего времени. Первыми родоначальниками семьи Дорофеевых по мужской линии были: Минай (1630-1720гг.), Марк Минаевич (1680-1761гг), Дорофей Маркович (1726-1800гг), прадед - Фома Дорофеевич (1772-1844гг), дедушка - Михаил Фомич Дорофеев (1824-1898гг), отец - Федор Михайлович Дорофеев (1866-1945гг). По женской линии: бабушку звали Феоной (1827-1892гг), маму звали Екатериной Яковлевной (девичья фамилия Кирдяшкина) - (1865-1919гг).
Семья поэта была большая. Захар был третьим ребёнком. В 8 лет его отправили пасти лошадей, он помогал отцу в поле. В семье высоко ценилась грамотность и, несмотря на трудности, все дети ходили в школу. Сельскую школу окончил и Захар, радуя родных своими успехами. Ему хотелось учиться дальше, и он в 1901 году предпринял попытку поступить в начальную мордовскую школу при Казанской учительской семинарии, но принят не был. Вернувшись домой, Захар Дорофеев продолжает образование в Виндреевском двухклассном церковно-приходском училище с четырехгодичным сроком обучения. Здесь властвовали муштра, зубрежка, молитвы, суровый режим. Отдушиной было чтение стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Но мальчик не оставлял мечты о профессии учителя, о семинарии. «Завернусь бывало в зимнюю ночь в мордовскую шубенку и долго-долго не засыпаю на полатях: все мечтаю о семинарии, о семинаристах, где жизнь мне казалась, как в раю», - писал в автобиографии Захар Дорофеев.
Осенью 1905 года после отличной сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на подготовительное отделение семинарии. Способного юношу заметил Макар Евсевьевич Евсевьев. Он привлекал его к изучению мордовского фольклора, поддерживал его первые стихотворные опыты. На творчество Дорофеева благотворное влияние оказала русская литература - Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов. Он знакомится с работами революционных демократов - Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Юный поэт успешно выступает на литературных вечерах, печатается в газетах «Волжский вестник» и «Волжско-Камская речь».
Тихо. Ночь. Царит молчанье.
Брызжет звездное cиянье
На чарующий cнежок.
Переcтала злитьcя вьюга.
Дует оттепелью c юга
Переливный ветерок.
На душе cпокойно, чудно.
Лишь порою безраccудно,
Страcтно cердце заcтучит.
По любви cвятой и нежной.
Воле буйной и мятежной
Вcе тоcкует и звенит.
Революционные бури 1905 года ворвались в стены семинарии, оказали большое воздействие на формирование личности будущего поэта и общественного деятеля. Здесь прошли манифестации и сходки. Захар Дорофеев участвует в работе нелегального кружка, составлении и распространении листовок, читает запрещенную литературу. В период революции 1905 года он писал:
Песни дали
На волю, на волю, на буйную волю
Звенящая даль так и манит, зовет;
И песню раздолья по чистому полю
В сиянье лазурном навстречу мне льет.
В той песне таинственной, чудной, свободной
Грядущий весь мир во всей славе воспет:
В нем нет ни коварства, ни злобы холодной,
Ни лжи враждотворной, ни горечи нет.
И льется она без конца, без предела,
Звучит переливом на сердце в груди.
О, мчись же ты, песня, незлобливо, смело
И спящих в сем мире немолчно буди.
В семинарии были приняты все меры, чтобы подавить бунтарские настроения учащихся. После долгих расследований 30 из них, в том числе и Захар Дорофеев, постановлением педагогического совета от 30 мая 1906 года были исключены из семинарии. И только отсутствие прямых улик и заступничество М. Е. Евсевьева помогли Дорофееву после «серьезного внушения» продолжить обучение и успешно закончить это учебное заведение. М. Е. Евсевьев дал выпускнику прекрасную характеристику: «Особенно интересовался Дорофеев русской литературой и естественными науками. В третьем классе делал попытки писать статьи, причем некоторые из них выходили недурно. На литературных вечерах в семинарии всегда выступал со своими произведениями. На выпускном экзамене Дорофеев дал отличный пробный урок по географии в начальной мордовской школе при семинарии. Довольно хорошо знает и может вести хоровое пение в школе. Характера Дорофеев мягкого и добродушного. С товарищами всегда находится в хороших отношениях... Можно надеяться, что из него выйдет хороший учитель».
1909 год - знаменательная веха в жизни З. Ф. Дорофеева. Он назначается учителем Польско-Ардашевской школы Темниковского уезда Тамбовской губернии. Здесь молодой учитель столкнулся с большими трудностями: до него в селе не только не было учителя, но не было и самой школы как таковой, поэтому занятия приходилось проводить в крестьянских избах. Многие родители не пускали своих детей в школу.
И только неиссякаемая энергия, горячая любовь к родному народу помогли учителю завоевать авторитет среди жителей села и сделать школу центром культурной жизни не только Польского Ардашева, но и близлежащих сел. Здесь была создана библиотека, накоплено немало репродукций с картин великих русских художников. В школе устраивались громкие читки, проводились беседы, демонстрировались диапозитивы. Очень часто эти вечерние беседы заканчивались пением мордовских и русских народных песен.
Не мудрец я, и не знахарь,
Не мудрец я, и не знахарь,
И не доблестный герой -
Я учитель, вольный пахарь
В жизни юной, молодой.
Поднимаю крепким плугом
Борозду за бороздой,
Вырываю друг за другом
Камни с сорною травой.
Сею знанья. Много песен
За работой я пою.
Как прекрасен и чудесен
Труд мой в жизненном бою.
Хоть рожден нуждой и горем,
Но счастливо я живу.
Плыть житейским бурным морем
Всех, кто хочет, я зову.
Первая мировая война, в окопах которой З. Ф. Дорофеев находился около года, февральская революция и разочарование во Временном правительстве окончательно освободили его от иллюзий просветительства и привели к пониманию необходимости революционного преобразования общества, в конечном счете - к большевикам.
К своей любимой работе в Польско-Ардашевской школе З. Ф. Дорофеев сумел вернуться лишь в конце 1917 года, а в мае 1918 года он назначается заведующим Темниковского УОНО и внештатным инспектором Тамбовского ГУБОНО. С этого времени вся его жизнь принадлежит партии большевиков. Позднее на вопрос анкеты: «Какую работу считаете наиболее подходящей для себя?», он ответит: «Область просвещения по усмотрению партии». С 1919 года - он член РКП (б) и с этого же года - член укома Темниковской партийной организации.
Летом 1918 года Темниковский уисполком направляет З. Ф. Дорофеева в Москву на учительский съезд-курсы, созванный Наркомпросом РСФСР. Одновременно З. Ф. Дорофеев участвует в работе Первого Всероссийского съезда учителей-интернационалистов, где ему посчастливилось услышать выступления В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского.
После возвращения из Москвы он активно включился в борьбу за претворение в жизнь программы создания единой трудовой школы, выработанной под непосредственным руководством В. И. Ленина. По инициативе Захара Федоровича в уезде создается революционный учительский профессиональный союз - союз учителей-интернационалистов. В сентябре 1918 года в Темникове вновь созывается уездный съезд по народному образованию. С докладом «О задачах учительства в организации народного образования» выступил З. Ф. Дорофеев. В в резолюции, принятой на съезде, говорилось: «Призвать все учительство к дружному объединению для проведения в жизнь идей Единой трудовой школы, направленных для блага и счастья народа».
Но враждебные Советской власти силы не унимались. На внеочередном уездном учительском съезде, состоявшемся в Темникове в январе 1919 года, им удалось повести за собой часть учительства. Захар Федорович был отстранен от руководства народным просвещением. Но борьба, разъяснение политики большевиков, работа в учительских массах продолжались, и вскоре его вновь утверждают заведующим уездным отделом народного образования. Процесс создания новой советской школы шел с большим напряжением сил. В Темниковском уезде царил голод, квалифицированных педагогов не хватало, не было топлива, керосина, денег на зарплату учителям; кулацкие банды, подстрекаемые духовенством, терроризировали сельское население.
Из-за тяжелого финансового положения и нехватки учителей, как отмечается в «Истории Мордовской АССР», часть школ Мордовии была закрыта, часть была переведена на местный бюджет, в отдельных селах школы содержались за счет средств, собираемых с населения. В этих условиях З. Ф. Дорофеев провел колоссальную работу по реорганизации школы в Темниковском уезде: расширялась сеть школ, составлялись новые программы, проводились курсы по переподготовке учителей и политпросветработников, открывались библиотеки, клубы, избы-читальни. Он поддерживал все новое, что появлялось в жизни школ, ратовал за соединение обучения детей с производительным трудом, рекомендовал открывать в школах столярные и иные мастерские.
Вел исключительную по своим масштабам агитационную работу: выступал на митингах, читал лекции учителям, вел антирелигиозную пропаганду, был инициатором организации уездной совпартшколы, преобразованной позднее в Темниковский коммунистический университет. Для его слушателей З. Ф. Дорофеев создает оригинальное пособие «Таблица-плакат строения человеческого общества». Это пособие свидетельствует о научной эрудиции автора, об умении очень сжато, доступно изложить довольно сложный, материал.
В начале марта 1919 года проездом из Темникова в город Тамбов Захар Федорович сделал остановку в Салазгоре. По селу свирепствовал тиф. Тяжело болела его мама. Она не узнавала сына. Попрощавшись с ней, он уехал в Тамбов, а на обратном пути он застал её покойницей. И в честь матери он написал стихотворение, оригинал которого не сохранился, а копия была сохранена отцом поэта.
Памяти матери.
Был весенний безоблачный день,
Я на Родину тихо въезжал.
Мне отец показался, как тень,
Он, закрывши глаза, убежал…
Рассказали печальную весть -
Умерла моя милая мать.
Я из слез стал веночек ей плесть,
Захотелось безумно рыдать.
Мать лежала на смертном одре,
Как живая, с румяной щекой.
Умерла она в ночь на заре
На устах с непонятной тоской.
В даль куда-то неслась стая птиц,
Гнало солнышко снежный сугроб.
Провожаемый множеством лиц,
На холстине я нес новый гроб…
В 1923 году Захар Федорович назначается заведующим Пензенским губернским отделом политпросвета, с его помощью в национальных селах создаются новые школы, а при педагогическом техникуме в Пензе организуется мордовское отделение. Он недолго занимал эту должность, но тот факт, что ЦК РКП (б) трижды предлагал, бюро губкома партии откомандировать З. Ф. Дорофеева в распоряжение ЦК, свидетельствует, как пишет О. М. Савин, о том, что «энергичный и опытный партиец... действительно нужен был в губернии...».
С октября 1923 года З. Ф. Дорофеев работает в Москве в центральных советских и партийных органах: сначала инспектором Совета национальных меньшинств Hapкомпроса РСФСР, затем в Наркомнаце, в Мордовской секции при АПО ЦК РКП (б) в мордовском отделе Центрального издательства народов СССР.
Большое внимание он уделяет организации губернских конференций работников просвещения мордвы в Пензе, Саратове, Самаре, Алатыре, изучает положение дел на местах. В частности, в 1924 году Захар Федорович неоднократно бывал в мордовских уездах Пензенской и Тамбовской губерний, где инспектировал школы, выступал перед, учителями и населением с докладами и лекциями. Материалы этих поездок публиковались в журналах и таким образом были доступны широкому кругу учительства.
Он интенсивно работает над созданием учебников для детей и взрослых. В период с 1925 по 1932 год он создал 15 учебников и учебных пособий на мокшанском языке. А первыми ласточками были букварь для детей «Валда ян» («Светлый путь») и «Мокшень валке» («Мокшанский букварь») для взрослых (1925).
В последующие годы были созданы книги для чтения «Од веле» («Новая деревня», 1926-1928), «Пиже пакся» («Зеленое поле», 1927), «СССР-сь» («СССР», 1929), букварь на мокшанском языке, «Якстере теште» («Красная звезда», 1930) и другие.
Все учебники и учебные пособия З. Ф. Дорофеева оснащены ярким речевым материалом: сказками, пословицами, поговорками, песнями, собственными стихами, краткими рассказами о хозяйственной деятельности местного населения, о важнейших событиях в жизни страны и за рубежом. Захар Федорович включал в свои учебники переводы произведений классиков русской и советской литературы.
Учащиеся мордовских школ пользовались его учебниками вплоть до 1932 года.
Важная просветительская миссия принадлежит З. Ф. Дорофееву как основоположнику мордовской литературы. В 1912 году произошло знаменательное событие не только в его жизни, но и в истории мордовской культуры - в Москве был издан первый поэтический сборник «Песни и думы народного учителя». В нем поэт выразил думы и чаяния народа, веру в неминуемое и скорое торжество свободы, равенства и братства людей.
Яркий след в мордовской литературе оставило его послереволюционное творчество. В своих стихах поэт прославлял революцию, труд и знание. В 1925 году выходит его второй поэтический сборник «Эсь мороньке» («Свои песни»). Кроме оригинальных стихов и песен в него вошли переводы известных революционных песен «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Красное знамя» и другие. Они способствовали развитию мордовской музыкальной культуры.
В 1934 году в Москве издается сборник песен З. Ф. Дорофеева, впервые положенных на музыку и в нотной записи. Его широко использовали в школьной практике мордовские учителя.
Дорофеев пишет и прозаические произведения: рассказы «Кода Данила лоткась Шкайти озондомда» («Как Данила перестал богу молиться»); «Пожар», «Мезе мон няень станцияса» («Что я видел на станции») и др. Рассказы проникнуты любовью к простому человеку. Он увлеченно занимался литературной обработкой мордовского фольклора (сказки «Пяльхкяпряня» («Кончик большого пальца»), «Ленгянь и сиянь кошельня» - («Лубяная и серебряная кошелка»), «Колма братт колмонест» («Три брата»), «Кода цёрась служась солдатонди» («Как парень служил солдатом») и др.
Наделенный от природы незаурядными способностями, З. Дорофеев показывает себя и неплохим исследователем. При этом исследовательская деятельность у него нередко сочетается с художественным творчеством, изложение же материала подчас выливается в нечто промежуточное между научной статьей и художественным очерком («Мокшетнень колга» («О мокшанах»), «К юбилею Толстого в рабочих клубах» (к 100-летию со дня рождения Л.Н. Толстого), «Итоги трехлетней революционной борьбы и труда» и др.
Великую Отечественную войну З. Ф. Дорофеев встретил уже немолодым человеком, давали о себе знать и раны, полученные еще в 1916 году. Тем не менее он без промедления записывается добровольцем в народное ополчение и отправляется на фронт. Но осенью 1941 года под Смоленском он тяжело заболел и был демобилизован. С этого времени тяжелый недуг так и не позволил ему встать в строй. 18 июля 1952 года перестало биться сердце З.Ф. Дорофеева, который своей общественной, литературной и педагогической деятельностью, всей своей жизнью являл пример бескорыстного и самоотверженного служения родному народу, его идеалам и интересам.
У З.Ф. Дорофеева две дочери. Елена Захаровна - музыкант. Зоя Захаровна - ветеран Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, профессор. После войны работала врачом в институте имени Чазова.
В 1965 году, когда общественность республики широко отмечала 75-летие со дня рождения Дорофеева, в Саранске, Темникове и Торбееве его именем были названы улицы. Имя Дорофеева присвоено Темниковской школе-интернату, в актовом зале которой он неоднократно выступал. Научно-исследовательский институт Совета Министров МАССР в 1961 - 1965 гг. издал первые два тома его сочинений. На доме по Первомайcкой улице, где жил Дорофеев, прикреплена мемориальная доcка.
В 1990 г. к его 100-летию в Мордовcком книжном издательcтве на руccком и мокшанcком языках изданы его cочинения под названием «Окрыленные мечтания» («Пацяяф мяльхть»).