ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Девизом психологической службы нашего дошкольного учреждения служат слова В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» Целью психологической службы является: сохранение психологического здор...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Е.Т.Пискарёва, воспитатель высшей категории, г.Ишим

Девизом психологической службы нашего дошкольного учреждения служат слова В.А. Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…»

Целью психологической службы является: сохранение психологического здоровья на всех этапах дошкольного детства.

Для реализации данной цели служат следующие задачи:

-обеспечение условий для психологического комфорта дошкольников;

-формирование ценностных установок в педагогическом коллективе.

Организуя психологическое сопровождение дошкольников мы руководствуемся такими принципами, как

-принцип профессиональной компетентности;

-принцип адекватности применяемых методик;

-принцип разделённой ответственности психолога;

-принцип единства диагностики и коррекции отклонений;

-принцип системности.

При организации деятельности психологической службы руководствуемся нормативными документами. Это - Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребёнка, Современная концепция дошкольного воспитания, Положение о службе практической психологии в системе образования РФ, Проект концепции психологической службы образования, Устав МАДОУ ЦРР № 24, Положение о психологической службе детского сада №24.

Для сохранения психологического здоровья в нашем детском саду мы создаём такие условия как выстраивание образовательного процесса с учётом психологического возраста дошкольников, создание психологически комфортной развивающей среды, психологизация форм организации детской деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического роста ребёнка. Психологическое сопровождение адаптационного периода позволяет предупредит нежелательные отклонения в развитии детей.

Анализ ситуации позволил выделить ряд противоречий:

-между потребностью родителей в услугах детского сада и их внутренней неготовностью «отпустить» ребёнка к «чужим» взрослым;

-между высоким уровнем притязаний родителей (ожидание «быстрого» результата) и реальными возможностями и индивидуальными психофизическими особенности ребёнка;

-между стремлением педагогов к достижению запланированного результата и непониманием психологических основ адаптационного периода у ребёнка.

Данные противоречия обозначили проблему: непонимание воспитывающими взрослыми психологических основ адаптационного периода и отсутствие у них знаний о законах психофизического развития ребёнка, что не способствует благополучной адаптации ребёнка к условиям детского сада и препятствует достижению качества образовательного процесса

Вышеизложенное определяет актуальность и обосновывает выбор темы приоритетного направления психологической службы нашего ДОУ: психологическое обеспечение адаптационного периода ребёнка в детском саду.

В основу нашей деятельности была положена гипотеза: разработка и реализация модели организации адаптационного периода будет способствовать повышению психологической компетентности педагогов и родителей и позволит свести к минимуму риски адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Была поставлена следующая цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждении.

Определены задачи психологической службы для работы с детьми и задачи для работы с педагогами и родителями.

Задачи работы с детьми:

-преодоление стрессовых состояний в период адаптации;

-снятие эмоционального напряжения;

-снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-развитие навыков взаимодействия друг с другом;

-формирование игровых навыков;

Задачи работы с воспитывающими взрослыми:

-обеспечение родителей и педагогов программой действий в адаптационный период;

-внедрение новых психолого-педагогических технологий;

-формирование активной позиции педагогов и родителей по отношению к процессу адаптации.

Выполнение всех задач приведёт к следующему результату:

-комфортное пребывание ребёнка в детском саду;

-формирование коллектива «воспитывающих взрослых» (родителей и педагогов);

-доверительное общение детей, педагогов и родителей;

-оптимизация детско-родительских отношений.

Нами была разработана модель организации адаптационного периода дошкольников. Структурно модель можно представить следующим образом:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Реализация данной модели включает в себя три этапа, которые затем конкретизируются за счёт разработки специальных программ, проектов, планов.

I

-проведение семинаров для педагогов;

-групповые и индивидуальные консультации для родителей (устные, письменные, в виде информации на стендах);

-анкетирование родителей;

-сочинения родителей «Мой ребёнок».

II

-анализ результатов анкетирования, с целью выделения в анамнезе факторов, которые могут неблагополучно отразиться на психологической адаптации ребёнка (биологический и социальный аспекты);

-получение данных о ребёнке для выстраивания эффективного взаимодействия воспитателей с ребёнком, исходя из потребностей и индивидуальных особенностей ребёнка.

III

-реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации;

-разработка рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми.

Практическая значимость работы заключается в создании системы психологического обеспечения адаптационного периода ребёнка в детском саду.

Разработанная нами модель может быть использована в любых дошкольных образовательных учреждениях.


© 2010-2022