• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на областном форумеШкольный музей-источник патриотического воспитания школьников

Доклад на областном форумеШкольный музей-источник патриотического воспитания школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Школьный музей - источник патриотического воспитания и обучения школьников»

Воспитатель: Ткачева Светлана Ивановна

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы в нашей школе. В школе реализуется программа «Я - гражданин».

Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. В настоящее время появился доступ к архивным материалам, посвященным различным темам краеведения. Современная молодежь все больше интереса проявляет к изучению исторического прошлого своей малой Родины, обращает свои взоры к своим истокам, корням, желает знать традиции, обряды, нравы, обычаи своего народа.

Работа в школьном музее включает следующие направления:

- поисково-исследовательская деятельность,

- информационно-познавательная деятельность,

- экскурсионная деятельность,

- реставрационно-оформительскаядеятельность,

-участие в конкурсах.

Перед современными краеведами стоит ряд важных задач: углубление разработки истории края; не смотря на экологические трудности, усилить популяризацию исторических знаний вообще, исторического прошлого края в частности; защита и охрана памятников истории и культуры.

Знать свою историю необходимо для того, чтобы приумножить достижения предшествующих поколений, сделать нашу жизнь краше и благоустроеннее. Воспитательские мероприятия не только знакомят школьников с историей родного края, но также углубляют их знания по истории Бутурлиновского района, знакомят с обычаями и традициями жителей сел, входящих в район.

Прошлое нашей земли освящено былинной историей. Это и оставленные кочевниками каменные изваяния, и вековые дубы знаменитого Шипова леса, названного Петром Первым "Магазином корабельных строений, золотым кустом государства Российского".

Бутурлиновский район - административно-территориальная единица в составе Воронежской области с 1934 года. Районный центр- г. Бутурлиновка. На территории р-на расположены старинные села: Васильевка, Великоархангельское, Гвазда, Клеповка, Козловка, Озерки, Пузево, р.п. Нижний Кисляй. У каждого из них есть свои обычаи, традиции, устои. В каждом селе есть краеведческий музей.

В течение 10 лет в школе существует музей предметов старины, 5 лет из которых, я являюсь руководителем. С помощью детей школы собраны исторические экспонаты предметов старины (прялка, керосиновые фонари, утюги на углях, люлька, ткацкий станок, столовая утварь из дерева, старинная мебель и т.д.), много старинных фотографий, икон, а также атрибуты пионерской и комсомольской организации. В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Среди них преобладают цыгане. Это малообеспеченные семьи. Поэтому предметами старины они пользуются по сей день. С большим интересов музей посещают как младшие, так и старшие школьники. Проводятся КВН, викторины, посиделки посвященные традициям русской культуры и фольклора.

В течение года мною проводились мероприятия по традициям, обычаям, истории родного края. Например: «Семь я - одна семья» (были приглашены родители), чаепитие «Русские блины», «Проводы Масленицы», «Родословная вещей», знакомство детей с национальными костюмами разных сел.

В рамках месячника патриотического воспитания «В единстве наша сила» мною было проведено воспитательское мероприятие «Казачество России», где были приглашены ветераны. Они рассказали учащимся о традициях казачества, о таких понятиях как честь и отвага. Это мероприятие надолго останется в памяти детей.

Немаловажную роль играют экскурсии. Именно благодаря им учащиеся могут познакомиться с традициями той или иной местности, узнать их обычаи, знакомятся с предметами старины. В рамках месячника «Памяти павших будьте достойны» мы проводили выездные экскурсии в села нашего района. Учащиеся встречались с ветеранами ВОВ, возлагали цветы к обелискам, отдавая дань памяти тем, кто подарил им счастливое будущее и мирное небо над головой. Наш школьный музей достаточно подробно знакомит детей с историей возникновения слободы Бутурлиновка, ее обычаями и традициями. У школьников всегда вызывает восторг и восхищение уголок родной природы.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения. Покидая музей, невольно ловишь себя на мысли, что музей - это настоящая грандиозная памятная книга человечества, которую хочется листать и листать, читать и читать.

© 2010-2022