- Преподавателю
- Другое
- На тему: Создание здоровой школы – утопия? реальность? будущее?
На тему: Создание здоровой школы – утопия? реальность? будущее?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Королюк В.М. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Создание здоровой школы - утопия? реальность? будущее?
Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность - слова, которые часто произносятся в нашем обществе. Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в образовательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь - учителя. Поэтому лозунг «Учитель здоровья - здоровый учитель» сегодня тоже актуален. Так реально ли в условиях духовно-нравственного кризиса общества, среди «нездоровой» экономики и политики создать здоровую школу? Это утопия или реальность?
Прежде всего, определим понятие "здоровье". Здоровье (человека) -объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.
1.Физическое здоровье - высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основанных на нормативной работе всех органов и систем организма.
2.Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения.
3.Социальное здоровье - стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Итак, наша здоровая школа состоит из трех аспектов:
-
здоровый ученик;
-
здоровый учитель;
-
здоровый микроклимат.
«Здоровый ученик». Развитие здоровьесберегающей среды в школе предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципа природосообразности и в соответствии с cанитарно-гигиеническими нормами. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.
Основными компонентами развития здоровьесберегающей среды являются:
-
оптимизация потребностно - мотивационной сферы;
-
оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ученика;
-
оптимизация системы урочных, внеурочных и внеклассных оздоровительных и лечебно-оздоровительных мероприятий;
-
оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
-
оптимизация системы психологической помощи учащимся.
Надо сказать и о содержании образования. Если рассмотреть освоение содержания образования как отражения социального опыта, то сегодня этот объём превышает все допустимые возможности нормального его восприятия учеником. По мнению современных учёных, стандарты в предъявлении учебного материала и в требованиях к обязательным результатам обучения должны быть снижены в несколько раз.
«Здоровый учитель». 3доровье подрастающего поколения, будущего страны в огромной степени зависит и от здоровья учителя, воспитателя. Результаты многолетних исследований показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителем. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Поэтому приоритетная задача сегодня - сохранить трудовой потенциал образования, сохранить здорового учителя. Под профессиональным здоровьем принято понимать функциональное состояние организма по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности.
Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание. Симптомы выгорания можно разделить на физические (усталость, чувство истощения, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница); психологические и поведенческие (работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше, ранний приход на работу и поздний уход с нее; чувство обиды и разочарования; чувство вины; легко возникающее чувство гнева, раздражительность; чувство всемогущества - власть над судьбой ученика; повышенное чувство ответственности за учащихся; общая негативная установка на жизненные перспективы; частое употребление алкоголя).
Некоторые из признаков являются бессознательной попыткой получить облегчение без установления проблемы. Все симптомы одновременно не проявляются, так как выгорание - это индивидуальный процесс.
Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь.
Испытывая стресс, мы теряем огромное количество энергии. Чтобы восстановить ее необходимо помнить о восьми природных источниках: пища (но с удовольствием), вода (хотя бы глоток), физическая форма (хотя бы несколько упражнений), общение с природой (подышите свежим воздухом), сон (поставьте "батарейку" на подзарядку), личные приятные отношения (любите и будьте любимыми), юмор (смейтесь чаще).
Самое главное - мы в ответе за все, что происходит с нами, за наши мысли, за наши взаимоотношения с людьми, мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способы жить счастливо. Поверьте, что в жизни много волшебства, надо только захотеть жить так, как вы хотите.
"Здоровый" микроклимат
Культура здоровой школы - это культура ненасилия, культура общения. К сожалению, конфликт и стресс стали частью нашей жизни. Человек, как и сама жизнь, конфликтен изначально. А жизнь- это постоянный стресс, который задан самой природой, где много школ, где дети и учителя испытывают страх, где царят напряженность, непонимание и подавление.
Сегодняшняя школа, несмотря на все декларации о развитии личности, о гуманизации, о новых ценностях в образовании стоит на определенной позиции: это требования к обязательным результатам обучения и предлагаемые измерения достижений учащихся (стандарты). Учение школьников превращается в научение и натаскивание. Отсюда страхи и растерянность в ученической и учительской среде: дети боятся плохой отметки, боятся своего незнания и учительского упрека, боятся наказания родителей; учителя тоже боятся: плохой оценки своего труда, уличения в непрофессионализме, упреков, выговора ... как относиться к этим страхам? Ответ однозначный: надо уважать их, уважая самого человека, который, как существо незавершенное, многого в этой жизни не умеет и не понимает.
Наша человеческая необразованность не позволяет нам общаться конструктивно, эмпатийно и толерантно. Вот почему в школе нужны "ликбезы" по психологии человека и для детей и для взрослых. Научившись проникать в сложный мир своей и чужой объективности, мы научимся быть терпимее, разумнее. Мы станем интереснее друг другу. Вот поэтому здоровая школа- это непрерывно "обучающаяся "школа.
Функционирование школьной системы такой школы базируется на принципах:
1.Принцип диалогичности: взаимодействие с ребенком с позиций толерантности эмпатийности, доверительности, формирование в детях умения выстраивать диалогические отношения.
2.Принцип уникальности поддержания в детях уважения к себе и формирование отношения к своей личности не как "ущербной", а как "другой" ("особой, уникальной").
3.Принцип самостоятельности: не делать что-то за ребенка, а предоставлять возможность проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
4.Принцип "собственно воспитания "проводить "поведенческий"тренинг в условиях конкретной трудовой деятельности.
5. Принцип совместности: предоставление возможности детям участвовать в коллективной деятельности.
6.Принцип целостности восприятие ребенка и работа с ним с учетом всего контекста его жизни, его социальных связей, его индивидуальных физических, психических, личностных особенностей.
7.Принцип системности построение образования детей в соответствии с необходимым и достаточным количеством дидактических элементов и связей между ними, исключение "разовых" воздействий на ребенка - выстраивание планомерных, четко продуманных видов деятельности, учебных ситуаций.
8. Принцип единства противоположностей: нахождение в работе с детьми баланса между чувственной и рациональной сферами,между индивидуальным и социальным.
9.Принцип равенства: признание равноценности мира детства и мира взрослых, их взаимовлияния
10. принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу другого человека.
«Здоровая» школа - это:
-
"школа, в которой я хотел бы учиться" - для детей:
-
"школа, в которой я хотел бы работать" - для учителей.
-
"школа, в которую я хотел бы отдать своего ребенка" - для родителей.