• Преподавателю
  • Другое
  • Самоанализ результатов деятельности «Формирование эстетичной, языковой, коммуникативной компетентности на уроках украинского языка и литературы»

Самоанализ результатов деятельности «Формирование эстетичной, языковой, коммуникативной компетентности на уроках украинского языка и литературы»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ результатов деятельности

учителя украинского языка и литературы

Михайличенко-Сафоновой Анны Вячеславовны

Стремление к знаниям питается тысячами

неутомимых корешков нелегкой,

но радостной, привлекательной, желанной для

ребенка работы.

В.О. Сухомлинский

Дать каждому ребенку возможность быть счастливым - вот такуюзадачу ставил перед собой педагог и ученый В. Сухомлинский.Но ребенок не может быть счастливым, если ему в школе неинтересно, если он не ощущает себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой.Поэтому, чтобы сделать ребенка счастливым, педагог, прежде всего, должен помочь ему учиться, ощутить "вкус" успеха, научить детей работать, думать, наблюдать, осознавать, что такое умственный труд. "Успех в обучении, - отмечал В.Сухомлинський, - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться".

Сегодня уже невозможно вести уроки традиционно, когда в центре учебного процесса находится преподаватель, а дети молча воспринимают материал, слушают, выполняют контрольные задачи, тесты, получают оценки за те знания и навыки, которые приобрели в процессе обучения.

Педагоги, психологи, методисты, учителя испытывают потребность во внедрении таких методов и форм, которые помогают в реализации личностного подхода к ученику.Именно такой подход есть одним из самых важных принципов организации учебно-воспитательной работы в современной школе.

Внедрение интерактивных методик в преподавание украинского языка и литературы дает возможность коренным образом изменить отношение к объекту обучения, превратив его на субъект. Ученик становится соавтором урока. Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, основывается на уважении к его мысли, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству. Такой подход хорошо известный еще из работ Л.Выготского, П.Гальперина, В. Шаталова, В. Дяченка, С.Шевченко, Ш.Амонашвили. Он состоит в повышении учебно-воспитательной эффективности занятий, и как следствие - в значительном росте уровня реализации принципов сознания, активности и качества знаний, умений и навыков, которые приобрели ученики. Интерактивное обучение предусматривает коренное изменение методических стереотипов, которые сформировались у преподавателей и родителей. Поэтому интерактивное обучение требует от педагога гибкости, активности, способности к развитию и обучению.Но это обучение делает ученика болеезаинтересованным,креативным, поэтому находит все больше приверженцев.В последнее время я активно внедряю интерактивные формы и методы в своей работе.

Специфика предмета, который я преподаю, требует постоянного общения.Но в эпоху массового распространения коммуникации через электронные носители происходит, к сожалению, обесценивание непосредственного живого общения.

Итак, формирование коммуникативной компетентности личности является очень актуальной потребностью.Именно поэтому я формирую коммуникативную компетентность на уроках украинского языка и литературы, внедряя интерактивные формы и методы работы.

Работаянадпроблемой «Формированиеэстетичной, языковой, коммуникативнойкомпетентностинаурокахукраинскогоязыкаилитературы»подготовкикоммуникативно-способноговыпускникашколы, ставлюпередсобойтакиезадачи:

  • развитие умственных способностей личности и творческого овладения знаниями, привычками, умениями;

  • формирование опыта творческой деятельности учеников, эмоционально-ценностного отношения до мира;

  • формирование потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании;

  • воспитание сознательной личности с гражданской позицией, которая способная к толерантному общению, готовая к профессиональному самоопределению, конкретному выбору своего места в жизни.

Понимая, чтосформироватькоммуникативнуюкомпетентностьможнолишь в условияхпсихологическогокомфортаиактивноговзаимодействия в процессеобучения, практическуюработустроюнатакихпринципах:

  • главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую формирую;

  • каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации ее планов;

  • каждая мысль, высказанная учеником, имеет право на существование и стража внимания.

По моему мнению, с целью формирования коммуникативно-способной личности нужно использовать виды уроков, которые помогают отойти от стандарта, подтолкнуть ученика к индивидуальному взгляду на жизнь. Поэтому я использую уроки - открытие, уроки - исследования, уроки - деловые игры, уроки - путешествия, уроки - взгляды в историю, уроки - практикумы, уроки - раздумья и другие.

На таких уроках создается ситуация доверия и успеха, ребенок раскрывается, верит в свои возможности, реализует творческий потенциал.В результате учений не только овладевает знаниями, умениями и привычками из предмета, но учится формулировать собственную точку зрения, отстаивать свою позицию, сотрудничать в группе, коллективе, быть коммуникабельной, толерантной личностью.

С целью общения на творческих началах использую интерактивные формы методов работы. В чем же сущность интерактивных методов обучения и какие его виды? Методы интерактивного обучения можно поделить на две большие группы: групповые и фронтальные.Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп ( на практике от 2 до 6-ты лиц ), вторые - общую работу и взаимообучение всего класса.Время обсуждения в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты. Выступление при фронтальной работе - 1 минута.

Развитию коммуникативной компетентности содействуют разные приемы, которыми я пользуюсь: дешифровка, снежный ком, кинолента, групповой рассказ, три ошибки, две правды - одна неправда, займи позицию, незаконченные предложения и другие.

Следует заметить, что без доброжелательной атмосферы в коллективе применения интерактивного обучения невозможно, поэтому нужно ее создать и постоянно поддерживать. К каждому занятию нужно добросовестно готовиться. Кроме того, нужно спланировать внедрение интерактива, делать его постепенно, спланировав вступительное занятие, разработавши и приняв правила работы.

В работе должны быть задействованы в той или другой мере все ученики.В самом деле, сильные ученики, а также личности с высоким уровнем контактности больше проявляют активность, чем замкнутые и слабые.Однако нужно всех постоянно привлекать к работе, создавать ситуации успеха.

Важно помнить, что урок не должен быть перегруженным интерактивной работой. Оптимально ( из практики ) - 1-2 метода за урок. Нужно объединять взаимообучение с другими методами работы - самостоятельным поиском, традиционными методами.

Сегодня я убедилась, что невозможно построить весь процесс обучения исключительно на интерактивных методах.Но это один из многих приемов, которые помогают достичь цели.Однако приносит внедрение интерактивных форм и методов обучения результат только в сочетании с другими.

Однако при условии умелого внедрения интерактивные методы обучения позволяют привлечь к работе всех учеников класса, содействуют изготовлению социально важных навыков работы в коллективе, взаимодействия, дискуссии, обсуждение. При применении интерактивного обучения углубляется мотивация. Сегодня я могу утверждать, что внедрение интерактивных методов и форм работы дает определенные результаты в формировании коммуникативной компетентности:

  • ученики приобрели культуры дискуссии;

  • выработалось умение принимать общие решения;

  • улучшилось умение общаться, докладывать;

  • качественно изменился уровень восприятия учениками украинской литературы - он приобрел личностный смысл, вместо "выучить", " запомнить" стало "обдумать", "применить".

Вывод. Современная школа не стоит на месте, она находится в постоянном развитии, поэтому и учитель не имеет права останавливаться на достигнутом.Именно по этой причине я занимаюсь самообразовательной деятельностью, интересуюсь инновационными технологиями, занимаюсь проектной деятельностью внедряю интерактивные формы и методы работы.

Поиск правильного пути на педагогической ниве-нелегкая, кропотливая работа.На этом пути постигнут неудачи и просчеты, промахи и поражения, но на том же пути нас ожидают находки, достижения, успехи, победы.Лоуренс Дж. Питер, выдающийся канадский педагог, утверждает: «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».Итак главное для меня - не стоять на месте.

3


© 2010-2022