Рабочая программа по менеджменту

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 «Менеджмент»


Специальность 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»











2015г.








Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. условия реализации учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. «Менеджмент»

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» предназначена для реализации ФГОС СПО по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому овладению ОП.03 «Менеджмент», направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалиста среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования, интеллектуализации и повышение мобильности специалиста.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Дисциплина ОП.03 «Менеджмент» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами программы подготовки среднего звена. Обеспечивающими по отношению к дисциплине ОП.03 «Менеджмент» являются дисциплины, ОП.01 Экономика организации, ОП.07 «Бухгалтерский учет». В свою очередь, знания и умения по дисциплине ОП.03 «Менеджмент» необходимы при изучении дисциплин ОП 01.Экономика организации, МДК 04.03 «Маркетинг»


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

У2. Планировать и организовывать работу подразделения;

У3. Формировать организационные структуры управления;

У4. Учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З 1- сущность и характерные черты современного менеджмента;

З 2- внешнюю и внутреннюю среду организации;

З 3 - цикл менеджмента;

З 4 - процесс и методику принятия и реализации управленческих решений

З 5 - функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

З 6 - систему методов управления;

З 7 - стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

З 8 - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Дисциплина ОП. 03 «Менеджмент» формирует следующие общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Дисциплина ОП.03 «Менеджмент» направлена на формирование профессиональной компетенции:

ПК 1.7 Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


практические занятия

14

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Оп. 03 «Менеджмент»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание учебного материала

2

2

Менеджмент как составная часть управления.Современные подходы в менеджменте

Основные понятия: менеджмент, организация. Предмет, цели и задачи дисциплины. Цели, задачи и сущность управленческой деятельности. Менеджмент, как составная часть управления. Основные виды менеджмента: стратегический, инновационный, финансовый, управление персоналом.Условия и предпосылки возникновения менеджмента. История развития менеджмента. Основные этапы формирования менеджмента. Современные подходы в менеджменте (количественный, процессный, системный, ситуационный), их характеристика, особенности. Характерные черты современного менеджмента, его сущность.Зарубежный опыт менеджмента.. Специфика менеджмента в России.

Самостоятельная работа обучающихся

Мини-исследование «Определение особенностей российского менеджмента на предприятиях»

Подготовка доклада на тему: «Модели национального менеджмента»

2




3

Тема2. Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание учебного материала

2

2

Субъекты и объекты управления

Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, прямые и обратные связи, система управления, окружающая среда, принципы управления, их взаимосвязь. Объект управления - организация: понятие, признаки. Уровни управления в организации. Понятие организации, основные формы структуры организации. Признаки организации. Виды организации.

Внешняя и внутренняя среда организации

Среда организации. Внешняя среда и её элементы. Факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика и взаимосвязь. Подвижность и неопределённость внешней среды. Внутренняя среда, её основные внутренние переменные (цели, задачи, структура, технология и персонал), их характеристика.

Принципы управления: общие и частные, понятие и характеристика.

Практические занятия

Анализ и обсуждение ситуационных задач «Интеграционные процессы в менеджменте»

Разработка опорных логических схем «Внешняя и внутренняя среда организации»

2



3

Тема 3. Цели и функции менеджмента

Содержание учебного материала

2

2

Функции и цикл менеджмента. Функции управления.

Цикл менеджмента: понятие, содержание. Функции управления: понятие, классификация. Общие функции: планирование, организация, мотивация, контроль; специальные: производственные, заготовительные, торговые; частные: маркетинга, инноваций. Характеристика общих функций цикла.

Практические занятия

Разработка опорных логических схем «Анализ применения функций управления на предприятии «

Анализ и обсуждение кейс-заданий»Процессы управления целеполагания и оценка ситуации, принятие управленческих решений»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации на тему: «Этапы процесса стратегического планирования»

Подготовка презентации на тему: «Структуры управления»

Подготовка доклада на тему: «Критерии правильного делегирования полномочий»

Подготовка письменного сообщения о проведении предварительного, текущего и заключительного контроля на предприятии

Подготовка доклада на тему: «Поведенческие аспекты контроля»

2

Тема 4.Система методов управления

Содержание учебного материала

2

2

Методы управления. Группы методов управления
Методы управления: классификация, взаимосвязь и взаимозависимость. Механизм управления организацией. Методы управления как регуляторы отношений управления. Арсенал средств воздействия для управления.

Экономические методы управления, Организационно-распорядительные методы

Социально-психологические методы управления

Тема 5. Принятие решений

Содержание учебного материала

2

2

Управленческие решения .Реализация решений

Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, требования, предъявляемые к ним, условия принятия управленческих решений.

Этапы принятия управленческих решений. Организация и контроль исполнения управленческих решений. Методы принятия эффективных управленческих решений: математическое моделирование, методы экспертных оценок, «мозговой штурм», теория игр и т.д, их характеристика, особенности применения.

Практические занятия

Анализ и решение ситуационных задач «Подготовка и принятие управленческих решений на предприятиях торговли»

4


3






Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Принципы принятия решений»

Подготовка доклада на тему: «Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем»

2

Тема6.Коммуникации в организации

Понятие коммуникаций и их информационное обеспечение

Коммуникации: понятие, виды (вербальные и невербальные, внутренние и внешние, горизонтальные и вертикальные), роль в организации. Базовые элементы коммуникаций (отправитель, сообщение, канал, получатель). Коммуникационный обмен и его этапы. Сбор информации, кодирование информации, поиск канала, передача информации, декодирование информации получателем. Коммуникационные сети и их разновидности («змея», «звезда», «шпора», «тент», «круг», «колесо»).

2



2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада на тему: «Коммуникации как связующие процесса управления»

Подготовка доклада на тему: «Анализ информационных потребностей и коммуникативных сетей предприятия»

Подготовка доклада на тему: «Информационно-техническое обеспечение управления»

2

3

Тема 7 Управление конфликтами и стрессами

Управление конфликтами

Конфликты в организации: понятие, природа, последствия. Виды и причины возникновения конфликтов: внутриличностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповых. Функции конфликтов: разрушительные, созидательные, диагностические. Правила поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе: структурные и межличностные. Последствия конфликтов.

Управление стрессами

Стресс - понятие, природа и причины возникновения. Взаимосвязь конфликта и стресса. Виды стресса: физиологический, психологический, информационный, управленческий, эмоциональный. Позитивные и негативные стрессы. Пути предупреждения стрессовых ситуаций и понижения уровня стресса.

2

2

Практические занятия

Анализ проблемных ситуаций «Возникновении и разрешение конфликта»

Решение ситуационных задач по выходу из стрессовых ситуаций

2


3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Конфликты и пути их преодоления»

Подготовка доклада на тему: «Типология конфликтных личностей»

Подготовка доклада на тему: «Синдром профессионального выгорания как следствие стресса»

4


Тема 8. Руководство: власть и партнёрство

Понятие и виды власти

Виды власти и влияние; баланс власти; методы влияния; источники власти; лидерские качества; стили управления.Применение различных стилей управления.

Неформальные группы и управление ими

Понятие группы в социально-психологическом аспекте. Основные типы формальных групп организации. Характерные черты неформальных организаций. Сложные задачи при работе менеджера - мотивация перемен.

2

2

Практические занятия

Решение ситуационных задач на определение стиля управления. Построение «решётки менеджмента»

Анализ проблемных ситуаций в коллективе при появлении неформальных групп

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Компоненты руководства»

Выполнение тестовых заданий

2

Всего:

30


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. - М.: Экономистъ, 2011. (гриф МО РФ)

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. (гриф МО РФ)

  3. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2011. (гриф УМО)

Дополнительная литература:

  1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2011. (гриф МО РФ)

  2. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2012. (гриф УМО)

  3. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. - М.: Эксмо, 2010.

  4. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. - М.: ИНФРА-М, 2011. (гриф)

Периодическая литература:

  • Карьера.

  • Искусство управления.

  • Менеджмент в России и за рубежом.

Интернет - ресурсы:

aup.ru/

Портал по менеджменту, маркетингу, экономике и финансам, финансовому менеджменту и инвестициям

e-xecutive.ru/

Сообщество эффективных менеджеров

iteam.ru/

Технологии корпоративного управления

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, формируемые компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

Практическая работа№ 1.

Анализ и обсуждение ситуационных задач «Интеграционные процессы в менеджменте»

Разработка опорных логических схем «Внешняя и внутренняя среда организации»

У2. Планировать и организовывать работу подразделения;

Практическая работа № 2

Разработка опорных логических схем «Анализ применения функций управления на предприятии «

Анализ и обсуждение кейс-заданий»Процессы управления целеполагания и оценка ситуации, принятие управленческих решений»

У3. Формировать организационные структуры управления;

Практическая работа № 3

Анализ и решение ситуационных задач «Подготовка и принятие управленческих решений на предприятиях торговли»

У4. Учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

Практическая работа № 4

Анализ проблемных ситуаций «Возникновении и разрешение конфликта»

Решение ситуационных задач по выходу из стрессовых ситуаций

Практическая работа № 5

Решение ситуационных задач на определение стиля управления. Построение «решётки менеджмента»

Анализ проблемных ситуаций в коллективе при появлении неформальных групп

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З 1- сущность и характерные черты современного менеджмента;

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

оценка на практическом занятии и результатов самостоятельной работы по отчетам, рефератам, контрольным работам, дифференцированный зачет

З 2- внешнюю и внутреннюю среду организации;

Презентация работы и отчетов. Оценка выполнения тестовых заданий

З 3 - цикл менеджмента;

Презентация работы и отчетов.. Оценка выполнения тестовых заданий

З 4 - процесс и методику принятия и реализации управленческих решений

Презентация работы и отчетов. Оценка выполнения тестовых заданий

З 5 - функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

Презентация работы и отчетов. Оценка выполнения тестовых заданий

З 6 - систему методов управления;

Презентация работы и отчетов. Оценка выполнения тестовых заданий

З7 - стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

Презентация работы и отчетов.

Оценка выполнения тестовых заданий.

З 8 - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Разработчик ГАПОУ СО ПКТиМ преподаватель спецдисциплин Ю.С.Свиридова


© 2010-2022