Разработка урока производственного обучения Плоскостная разметка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Разработка урока производственного обучения Плоскостная разметка

План урока

по учебной практике (производственному обучению)


Профессия: 110800.02 «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

ПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

МДК.02.01

Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема программы № 1. Выполнение слесарных работ.

Тема урока № 2: Плоскостная разметка.



Разработал:

мастер производственного обучения

Н.В. Бакчина

г. Лениногорск, 2015

Утверждаю:

Зам. директора по УПР

____________________



ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА


Профессия: 110800.02 «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

Группа № 502

ПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

МДК.02.01 Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема программы № 1. Выполнение слесарных работ.

Тема урока № 2: Плоскостная разметка.

Формируемые компетенции:

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цели урока:

Образовательная: Обучить приемам плоскостной разметки с использованием разметочного и мерительного инструмента и приспособлений.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Развивающая: Развивать грамотную техническую речь, самостоятельность и чувство ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля, воображение, логическую память, внимательность.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Воспитывающая: Воспитывать профессиональные качества будущего тракториста, бережное отношение к оборудованию и инструментам, аккуратность, самостоятельность, четкость в работе, любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, стремление работать производительно, выполнять работу качественно.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Тип урока: Урок формирования трудовых приемов и операцій.

Методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, показ трудовых приемов и упражнений, самостоятельная работа учащихся).

Межпредметные связи:

- технология слесарных работ;

- черчение;

- математика;

- химия;

- охрана труда.

Место проведения урока: слесарные мастерские ЛПК.

Материально - техническое оснащение урока:

  • инструкционно-технологическая карта;

  • заготовки;

  • чертилки;

  • слесарный молоток;

  • кернер;

  • щтангенциркули;

  • наждачная бумага;

  • измерительные линейки;

  • раствор медного купороса;

  • кисточка;

  • ветош;

  • интерактивная доска;

  • компьютор;

  • мультимедийный проектор;

  • программное обеспечение: PowerPoint.

Источники информации:

  1. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела, - М.: Высшая школа, 1984

  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу, - М.: Академия, 2001

  3. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело, - М.: Академия, 2007

  4. Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей, - М.: Академия, 2009

5. Основы слесарных и сборочных работ (Электронное приложение к учебнику Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы).

Уровень освоения: 3 (третий)


Этапы урока.

I. Организационный этап (5 мин.).

1.1 Проверка явки обучающихся (рапорт дежурного).

1.2 Проверка внешнего вида обучающихся (наличие спец. одежды с соблюдением требований техники безопасности).

1.3 Создание делового и эмоционального настроя на урок.

II. Вводный инструктаж (40 мин.).

  1. Ознакомление студентов с темой и целями урока.

  2. Актуализация и систематизация опорных знаний и умений:

  3. Фронтальный опрос по вопросам пройденного материала:

давайте вспомним:

1). Что называется разметкой?

2). Какие виды разметки вы знаете?

3). В чем разница между плоской и пространствен­ной разметкой?

4). Какой инструмент используется для разметки?

5). Перечислите правила техники безопасности при разметке плоских поверхностей.

2.4 Ознакомление с основными приемами и способами работ.

2.5 Ознакомление с материалами и инструментами при выполнении разметки.

2.6 Техника безопасности при выполнении разметки.

III. Текущий инструктаж (5часов).

3.1 Формирование практических знаний и способов действий (закрепление нового материала).

3.1.1. Ознакомление студентов с содержанием работы и способами ее выполнения.

3.1.2 Рассказ и показ трудовых приемов и упражнений.

3.1.3 3акрепление студентами трудовых приемов и упражнений.

3.1.4 Выдача заданий на урок.

3.1.5 Выполнение заданий обучающимися.

3.2 Целевые обходы:

3.2.1 проверка правильности организации рабочего места студентов;

3.2.2 проверка соблюдения технологии выполнения операции;

3.2.3 проверка правильности пользования инструментами и приспособлениями;

3.2.4 контроль качества выполнения работ и соблюдение техники безопасности.

IV. Заключительный инструктаж (15мин).

4.1. Подведение итогов

4.1.1 анализ допущенных при работе ошибок;

4.1.2. отметить лучших студентов и объявить оценки;

4.1.3. рефлексия;

4.1.4. выдача домашнего задания;

4.1 5. уборка рабочих мест.

Ход урока.


Этапы работы

Содержание этапа

I. Организационная часть.

1.

1. Проверка явки обучающихся (рапорт дежурного).

2. Проверка внешнего вида обучающихся (наличие спец. одежды в соответствии с Т.Б.).

3. Создание делового и эмоционального настроя на урок. (Формирование ОК 1, ОК 6)

Дежурный докладывает о посещаемости обучающихся в группе, о наличии спец. одежды и готовности к уроку.

Обучающиеся слушают, настраиваются на учебную практику в мастерских колледжа.

II. Вводный инструктаж

2.

1. Сообщение темы урока: «Плоскостная разметка».

2. Ознакомление обучающихся с целями урока:

Образовательная: Обучить приемам плоскостной разметки с использованием разметочного и мерительного инструмента и приспособлений.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Развивающая: Развивать грамотную техническую речь, самостоятельность и чувство ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля, воображение, логическую память, внимательность.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Воспитывающая: Воспитывать профессиональные качества будущего тракториста, бережное отношение к оборудованию и инструментам, аккуратность, самостоятельность, четкость в работе, любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, стремление работать производительно, выполнять работу качественно.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

- слушают, настраиваются, запоминают

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу:


Сегодня тема нашего урока: «Плоскостная разметка». На уроках теоретического обучения «Технология слесарных работ» вы уже сталкивались с понятием «разметка», поэтому прошу вас вспомнить и ответить на следующие вопросы:

1. Что называется разметкой?

2. Какие виды разметки вы знаете?

3. В чем разница между плоской и пространствен­ной разметкой?

4. Какой инструмент используется для разметки?

5. Перечислите правила техники безопасности при разметке плоских поверхностей.

(ответы обучающихся обобщаются мастером производственного обучения и проговариваются верные точные ответы на поставленные вопросы)

Мы с вами выяснили, что же такое разметка плоских поверхностей и для чего она необходима.

Давайте кратко запишем в конспект определение «разметка плоских поверхностей», перечислим названия инструментов, применяемых при размете плоских поверхностей и правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции.

ВОПРОСЫ ЕСТЬ КО МНЕ? Тогда прошу всех пройти в слесарную мастерскую, у каждого на верстаках лежат заготовки и технологические карты. Желаю всем удачи!

Отвечают на поставленные вопросы, слушают, анализируют ответы друг друга, дополняют.

III. Текущий инструктаж


Самостоятельная работа студентов по разметке плоской поверхности.

Задание на урок (слайд 19-22)

Прошу вас занять рабочие места и организовать свое рабочее место для выполнения слесарной операции «Разметка».

Задание. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки с помощью линейки и циркуля

(на некоторых рабочих местах обучающихся приготовлен не весь инструмент, который необходим для выполнения данной операции, а на некоторых рабочих местах добавлен излишний инструмент для выполнения данной работы. Таким образом проверятся технологическая готовность обучающихся к выполнению задания).

Целевые обходы:

- проверка правильности организации рабочего места студентов;

- проверка соблюдения технологии выполнения операции;

- проверка правильности пользования инструментами и приспособлениями;

- контроль качества выполнения работ и соблюдение техники безопасности.

Оказание индивидуальной помощи при выполнении слесарной операции «Разметка плоских поверхностей».

Занимают рабочие места.

Самостоятельная работа студентов:

- организовывают свое рабочее место;

-рассматривают инструкционные карты;

- выполняют операцию «разметка», в соответствии с заданием;

- проводят промежуточный самоконтроль правильности выполнения разметки;

- производят окончательный самоконтроль.

IV. Заключительный инструктаж


Подведение итогов урока.

Ну что, давайте подведем итоги. Все справились с заданием, нарушений ТБ не наблюдалось, но ошибки все же были. (Провожу детальный анализ допущенных ошибок, указываю пути и методы их устранения (при этом анализируются типичные дефекты при выполнении разметки, такие как сдваивание рисок, несовпадение сопрягаемых рисок, постановка керновых углублений за пределами рисок; а также - причины их появления и способы предупреждения)). Демонстрирую и анализирую лучшие работы студентов. Выставляю оценки с комментариями.

Поздравляю вас!

Студенты слушают, анализируют свои ошибки.


Рефлексия.

Провожу рефлексию по итогам урока:

  1. Какие затруднения возникали в процессе работы и как вы из них выходили?

  2. Совпали ли ваши планируемые отметки и те, которые вы получили по итогам урока?

  3. Что помешало или помогло достигнуть планируемого результата?

Анализируют свою производственную деятельность и отвечают на поставленные вопросы.


Инструктаж по выполнению домашнего задания (слайд 24)

Зачитываю вопросы домашнего задания:

  1. Дайте определение плоскостной разметки.

  2. Назовите и кратко охарактеризуйте инструмент, применяемый при выполнении плоскостной разметки.

  3. Опишите основные приемы плоскостной разметки.

  4. Перечислите основные дефекты при выполнении плоскостной разметки.

  5. Перечислите правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции.

Прошу вас обратить особое внимание на второй и третий вопросы домашнего задания, так как все эти знания и умения пригодятся вам не только при дальнейшем обучении, но и в вашей будущей профессиональной деятельности после окончания колледжа.

- разъяснение студентам домашнего задания для самостоятельной работы (что должны сделать в ходе выполнения домашнего задания);

Внимательно слушают, производят записи в рабочих тетрадях.

А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса:

«Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.

Всем спасибо за урок!



Мастер п/о: _____________________ Н.В. Бакчина

Общие понятия.

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий, определяющих контуры будущей детали или места, подлежащее обработке.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,5 мм. При точной разметке её можно повысить до сотых долей миллиметра.

Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхности плоских деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Пространственная разметка наиболее распространена в машиностроении; по приёмам она существенно отличается от плоскостной.

Приспособления для плоскостной разметки.

Для выполнения разметки используют разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна.

Размер плиты выбирают так, чтобы её ширина и длина были на 500 мм больше соответствующих размеров размечаемой заготовки. Плиты больших размеров, например 6000 х 10000 мм, изготовляют составными из двух или четырёх плит, которые скрепляются болтами и шпонками.

Поверхность плиты всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту обметают щёткой, тщательно протирают тряпкой, смазывают маслом для предохранения от коррозии и накрывают деревянным щитом.

Плоскость разметочных плит проверяют с помощью точной поверочной линейки и щупа (или папиросной бумаги). Рабочие поверхности шабреных плит, предназначенных для точной разметки, проверяют на краску с помощью поверочной линейки.

Чертилки (иглы) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона. Изготовляют чертилки из инструментальной стали У10 или У12. Чертилка с отогнутым концом представляет собой заострённый с двух сторон стальной стержень, один конец которого отогнут под углом 90 градусов. Средняя часть чертилки утолщена и для удобства на ней сделана накатка. Отогнутым концом наносят риски в труднодоступных местах. Чертилка со вставной иглой выполнена по типу часовых отвёрток; в качестве вставной иглы могут быть использованы стальные закалённые и заточенные стержни. Карманная чертилка выполнена в виде карандаша с убирающимся остриём. На рабочий наконечник напаян стержень из твёрдого сплава ВК6, заточенный на конус под углом 20 градусов.

Кернер - слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчётливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Керны изготавливают из инструментальной углеродистой или легированной стали У7А, У8А, 7ХФ или 8ХФ. Различают керны обыкновенные, специальные, пружинные (механические), электрические и др.

Обыкновенный кернер представляет собой стольной стержень длиной 100, 125 или 160мм и диаметром соответственно 8, 10 или 12мм; его боёк имеет сферическую поверхность под углом 50…60 градусов, при точной разметке затачивается под углом 30…45 градусов.

Применение специального кернера для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов заметно повышает качество разметки и производительность.

Циркули используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочный штангенциркуль предназначен для точной разметки прямых линий и центров, а также для разметки больших диаметров.

Подготовка к разметке.

Перед разметкой необходимо выполнить следующее:

очистить заготовку от пыли, грязи, окалины, следов коррозии стальной щёткой и др.;

тщательно осмотреть заготовку; при обнаружении раковин, пузырей, трещин и т. п., точно измерить их и, составляя план разметки, принять меры к удалению этих дефектов в процессе дальнейшей обработки (если это возможно); все размеры заготовки должны быть тщательно рассчитаны, чтобы после обработки на поверхности не осталось дефектов;

изучить чертеж размечаемой детали, выяснить её особенности и назначение; уточнить размеры; определить базовые поверхности заготовки, от которых следует откладывать размеры в процессе разметки; при плоскостной разметке базами могут служить обработанные кромки заготовки или осевые линии, которые наносятся в первую очередь; за базы удобно также принимать приливы, бобышки, платики.

Применение плоскостной разметки.

Нанесение разметочных рисок. Разметочные риски наносятся в такой последовательности: сначала проводят горизонтальные, затем - вертикальные, после этого наклонные и последними - окружности, дуги и закругления.

Прямые риски наносят чертилкой, которая должна быть наклонена по направлению её перемещения и в сторону от линейки. Чертилку всё время прижимают к линейке, которая должна плотно прилегать к детали. Риски проводят только один раз. Если риска нанесена некачественно её закрашивают, дают красителю высохнуть и проводят риску вновь.

Перпендикулярные риски (не в геометрических построениях) наносят с помощью угольника. Первую риску проводят по угольнику, полку которого прикладывают к боковой поверхности разметочной плиты.

Параллельные риски наносят с помощью угольника, перемещая его на нужное расстояние.

Разметка углов и уклонов производится с помощью транспортировок, штангенциркулей, угломеров. При разметке транспортир устанавливают на заданный угол.

Штангенциркуль ШЦ - 1 с линейкой для измерения глубин вместо обычного нониуса имеет индикатор часового типа. Цена деления круговой шкалы индикатора составляет 1/10 мм, предел измерения - 135 мм, рабочие поверхности губок закалены по всей длине.

Способы разметки.

Разметка по шаблону обычно применяется при изготовлении больших партий одинаковых по форме и размерам деталей, но иногда этим способом размечают даже малые партии, но сложных изделий.

Разметка по образцу отличается тем, что не требуется изготовление шаблона. При этом учитывают износ. Разметка по месту чаще применяют при сборке больших деталей. Одну деталь размечают по другой в таком положении, в каком они должны быть соединены.

Разметка карандашом производится по линейке на заготовках из алюминия и дюралюминия. Размечать последние с помощью чертилки не разрешается, так как при нанесении рисок разрушается защитный слой и создаются условия для появления коррозии.

Точную разметку выполняют по тем же правилам, что и обычную, но применяют более точные измерительные и разметочные инструменты.

Дефекты.

Наиболее частыми дефектами при разметке являются следующие:

несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа вследствии невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента;

неточность установки рейсмаса на нужный размер; причиной этого является невнимательность или неопытность разметчика, грязная поверхность плиты или заготовки;

небрежная установка заготовки на плите в результате выверки плиты.

Безопасность труда.

При разметочных работах необходимо соблюдать следующие правила безопасности труда:

установку заготовок (деталей) на плиту и снятие их с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали) и приспособления надёжно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

перед установкой заготовок (деталей) проверить плиту на устойчивость;

следить за тем, чтобы проходы вокруг разметочной плиты были всегда свободными;

проверять надёжность крепления молотка на рукоятке;

удалять пыль и окалину с разметочной плиты только щёткой, а с крупных плит - метлой.


Мастер производственного обучения: ___________ Н.В. Бакчина

© 2010-2022