- Преподавателю
- Другое
- Классный час на тему Конституция Российской Федерации
Классный час на тему Конституция Российской Федерации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мершина Н.Ю. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации»
Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.
Задачи:
-
дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;
-
воспитание гражданственности и толерантности;
-
развитие интереса к истории России;
-
расширение общего кругозора.
Ход классного часа:
-
Организационный момент. Ребята заранее делятся на 2 команды.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые граждане Российской Федерации! Привычно ли для вас такое обращение? Можем ли мы сегодня ко всем вам так обратиться? (да, ведь мы - граждане Российской Федерации).
Ведущий: Какие значения слова «гражданин» вы знаете?
(из словаря С. И. Ожегова)
-
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав; -
Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения.
Ведущий: Понятие «гражданин» тесно связано с понятием «гражданство».
Гражданство в юридическом смысле - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом. Давайте попробуем вместе произнести «Я - гражданин России». Произнося эти слова, каждый из нас непроизвольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, её прошлом, будущем и настоящем.
Ведущий: И мы с вами сегодня, как граждане России, вспомним символы нашего государства, поговорим об основном законе Российской Федерации.
Ведущий: Наш разговор будет проходить в форме игры-соревнования. Для начала проведём разминку и вспомним, что мы уже знаем:
Задание 1 «Разминка» (вопросы задаются по очереди командам, за каждый правильный ответ команда получает флажок)
-
Как называется наша Родина? (Россия) СЛАЙД 4.
-
Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
-
Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва - это столица нашей Родины, главный город) СЛАЙД 5.
-
Вспомните, что такое Конституция? (Конституция - это основной закон государства.) СЛАЙД 6.
Ведущий: -Молодцы! Прекрасно справились с разминкой!
Ведущий: Вы сегодня учениками пришли в школу. И всегда нужно помнитьь как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе)
Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция - это основной закон нашего государства. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации - 12 декабря 2013 года отмечалось 20-летие Конституции. СЛАЙД 7.
Чтец: Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон.
Чтец: И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок.
Чтец: Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
Ведущий: А теперь следующее задание командам. Капитаны команд получат задания в конвертах и приступят к их выполнению всей командой.
Задание 2 «Символы России» СЛАЙД 9.
-
Конверт 1 «Флаг»: нужно собрать флаг РФ, объяснить значение цветов флага; (Флаг России выглядит так: Белый цвет - Отечество, синий цвет - Верность, красный цвет - Отвага.) СЛАЙД 10.
-
Конверт 2 «Герб»: собрать разрезную картинку - герб РФ, рассказать о гербе. (СЛАЙД 11).
Ведущий : - Теперь вопрос музыкальный для обеих команд, кто первый догадается поднимает руку (звучит гимн). - Правильно это прозвучал гимн России. На первой странице Конституции - гимн нашей страны. Гимн - это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)
Прослушаем гимн нашей страны.(дети встают под гимн страны)
Ведущий : Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Ведущий: А теперь давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра «Веревочка»
Все дети берутся одной рукой за веревку, потом она запутывается, а ребята должны распутать ее не отпустив веревки, работая одной командой.
Ведущий : Молодцы! Посмотрите, как запутаны вы были, но смогли распутаться не отпустив веревки, в нашем государстве также перепутаны все национальности, но каждая имеет право на жизнь и на уважение других. Вы должны это помнить и уважать чувства других людей, какой бы национальности или религии они не были. СЛАЙД 12.
Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. А что значит слово «федерация»?
Ведущий : «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения - русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Ведущий : «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. СЛАЙД 13. То есть граждане России имеют свои права и обязанности.
Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Учитель: Народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. СЛАЙД 14.
Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? СЛАЙД 15.
Учитель: Президент России - это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России - это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».- Кто является президентом в России в настоящее время?
-
Права и обязанности СЛАЙД 17.
Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Право - это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность - это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
Задание 3 «Где права, и где обязанности»
Дети берут по одной карточке, читают и вешают на доску в столбик «Права» или «Обязанности».
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. СЛАЙД 18.
Права и свободы граждан
Обязанности граждан
Право на жизнь
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени
Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность
Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность
Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества
Ведущий : В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ». СЛАЙД 19.
Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Ведущий : В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы - это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.
Ведущий: перейдём к следующему заданию
Задание 4 «Анаграммы»
Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков - за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья - м я с ь е
Страна - а р а н с т
Документ - к у н т е м о д
Закон - к о н з а
Политика - и п о к а л и т
Жизнь - з и н ь ж и
Родители - д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция - В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок - Я Д П О Р О К
Право - В О Р А П
Союз - Ю З О С
Подросток - С О Д Р О П К Т О
Школа - Л О К А Ш
Достоинство - С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина - Д Е М И Н А Ц И
Ведущий: Давайте подсчитаем сколько слов смогли разгадать игроки команд.
Ведущий: И вот последнее задание:
Задание 5 «Найди слова»
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству(флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О
Н
С
Т
И
Т
Я
К
С
Ф
Л
А
У
Ц
Г
Е
Р
Б
Г
Я
И
Р
П
Г
С
Е
Л
С
Е
Р
И
О
Р
И
Т
З
О
М
Н
А
Ц
О
И
Д
Е
Н
Т
И
Л
Подведение итогов, определение победителей.
Итог.
Ведущий: Быть гражданином России - это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Гражданам России присущи любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу.
Ведущий: А закончить наше мероприятие хотелось бы строчками из «Гимна молодёжи - 2013»:
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.
Чтец: Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна.
И подымай, раздумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся!
Ведущий: Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, растите настоящими патриотами своей Родины!