Сущность деятельности педагога дополнительного образования детей

В разработке отмечаются особенности и последовательность деятельности на занятиях в объединениях дополнительного образования детей. Отмечаются этапы деятельности:- по формированию состава объединения, набору обучающихся;- особенности подготовки и  проведения первых занятий в объединении. Раскрывается содержание учебной деятельности детского объединения, которое обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творчес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержания и методики деятельности педагога дополнительного образования

Голубева З.А.-

Педагог доп. образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможно­стей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и спе­циальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определен­ные требования к содержанию и методике учебной и воспитатель­ной работы с детьми.

Анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие за­мыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Содержание начального этапа деятельности детского творческого объединения дополнительного образования детей.

Особое место в организации такого объединения занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий - запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Организация предварительной записи

Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.

Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, родителями (законными представителями) ребёнка, который возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования.

• информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении - когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы;
опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;

• карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются:

а) информация о любых ограничениях для записи детей в дет­ские объединения (возрастных, медицинских, организационных);

б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;

в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

Организация рекламы детского объединения

Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

1. Наглядная реклама:

• информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;

• рекламная афиша (развешивается в образовательных, и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);

• рекламная листовка (распространяется в образовательных уч­реждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);

• рекламная выставка работ воспитанников детского объедине­ния (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);

• рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района и округа.

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:

- полное название учреждения дополнительного образования детей;

- название детского объединения;

- краткое содержание его деятельности;

- правила приема в детское объединение (возраст детей, уровень подготовки);

- точный адрес и проезд;

- телефон для справок;

- дни и часы записи и консультаций;

- на какой основе - платной или бесплатной проводятся заня­тия.

Массовая запись в детские объединения

Массовая запись в детские объединения проводится, как прави­ло, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:

• массовая запись в детские объединения;

• встреча и консультации с педагогом (педагогами);

• реклама деятельности детского объединения;

• организация выставок работ воспитанников детских объеди­нений;

• проведение мини-концертов воспитанников детских объеди­нений;

• организационное собрание детского объединения;

• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности детского объ­единения является проведение организационного собрания детского объединения - первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не­ обходимо познакомить:

• с общим содержанием образовательной программы;

• с перспективами на текущий учебный год;

• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;

• с правилами поведения в учреждении и детском объединении*

• с требованиями к форме одежды;

• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе­дагога.

На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоя­щее время необходимыми документами при приеме в детское объ­единение.

Следующий важный этап организации деятельности детского объединения - формирование учебных групп и составление расписания занятий .

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

- по возрасту;

- по уровню подготовки в данном виде деятельности;

- по уровню развития базовых способностей к данному виду де­ятельности (по итогам предварительной проверки);

- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в дет­ском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:

• с уставом учреждения дополнительного образования;

• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности ;

• региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей;

• образовательной программой детского объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагогической нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила­ ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

· дети знакомы друг с другом,

• педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия - рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­ держания его образовательной программы,

• описание содержания и результатов первого года занятий,

• объяснение основных этапов овладения мастерством,

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­ дельных воспитанников,

• знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

• рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение знаний и умений).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни - в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• знаки отличия кружковцев;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

• выставочный зал и музей учреждения,

• кабинеты администрации учреждения,

• детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);

• актовый зал;

• игротека (если есть);

• туалеты для мальчиков и девочек;

• раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений;

• формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в дет­ском объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия - собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее пе­дагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Содержание учебной деятельности детского объединения

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой дея­тельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум ин­формации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):

• в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);

• отобранное содержание затем продуманно «дозируется* для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;

• необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, при этом не допуская примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);

• следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;

• регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.

Некоторые наиболее важные аспекты со­держания теоретической подготовки учащихся детского объединения дополнительного образования:

• основные этапы истории становления и развития данного ви­да деятельности, его современное состояние;

• направления и стили, жанровое разнообразие;

• выдающиеся деятели прошлого и настоящего;

• специальная терминология;

• инструменты и материалы;

• основные технические приемы, технология;

• требовании и правила, принятые в данном виде деятельности;

• возможности получения профессиональной подготовки;

• области применения полученных знаний и умений.

Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» тео­ретической и практической подготовки учащихся, ведь все, что де­тям объясняют, они, естественно, сразу же применяют в своей самостоятельной работе. Попробуем дать один практический совет: ус­ ловно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике - все, что самостоятельно делают дети.

Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:

1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);

2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;

3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;

4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы);

5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изученного теоретического материала;

6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и практики);

7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы прове­рить, что запомнили учащиеся.

Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.

Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

• основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);

• знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);

• освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);

• специальные тренинговые и обшеразвивающие упражнения;

• подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моде­ лей, танцев, спектаклей и др.).

Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полно­ ценно освоили практическую составляющую учебной деятельнос­ти, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие ос­воению данного вида деятельности;

2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать даль­нейшему обучению);

4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;

5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;

6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7) не торопиться с «внешним показом результатов практиче­ской работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому
процессу).

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

дополнительного образования детей

Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Постараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным кри­териям (основаниям) - по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используе­мые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного - наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний - зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Средства обучения - это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, ис­пользуя классификацию В.Оконя:

простые средства:

а) словесные - учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные - реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства:

а) механические визуальные приборы - диа­скоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные - проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудивизуальные - телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения - основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ ного процесса. Принципы обучения зависят от обшей педагогиче­ской концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности - в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления твор­ческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой - учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ния, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из
которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями

Принцип доступности - содержание и изучение учебного матери­ала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом - то, что требует обобщения и анализа, для начала предлага­ем детям легкие учебные задачи, а потом - трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности - в ходе учебного процесса нужно макси­мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности - результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

- при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

- включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

- максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

- стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности - полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

- проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

- систематически проводится контроль (проверка и оценка) ре­зультатов обучения.

Различные формы учебных занятий детского объединения

дополнительного образования детей

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете:

- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки де­ тей);

б) выездные занятия:

- учебные экскурсии;

- походы;

- экспедиции;

- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

- полевые практики.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап - организация;

II этап - теоретическая часть;

III этап - практическая часть;

IV этап - окончание занятия.
Организация занятия

Первые 3-5 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

• подготовку их к занятию (размещение за столами, партами.);

• подготовку рабочих мест воспитанников.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За­ тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие эле­менты:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с други­ми элементами данной деятельности);

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

• правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 10-15 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

• использование наглядного и раздаточного материала;

• использование технических средств обучения;

• привлечение к подготовке и изложению теоретического мате­ риала самих воспитанников детского объединения (начиная со вто­рого года обучения);

• использование игровых методов обучения.


Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг - подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необхо­димо учитывать:

• возраст детей;

» календарный период учебного процесса;

• тему учебного года;

• уровень подготовки детей;

• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являют­ся следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 3-5 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

• подведение итогов практической работы;

• закрепление учебного материала;

• объяснение домашнего задания;

• организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования:

• необязательность его наличия и выполнения;

• творческий характер;

• для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со сто­роны педагога и владения сложными техническими приемами.

Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:

а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

в) выполнение только практической работы (выездные занятия).

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части за­ нятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки
детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).


Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

• проветривание учебного кабинета;

• подготовка методических материалов к занятию;

• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

1) определение темы и содержания занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разра­ботки конкретной практической работы детей (заданий) и опреде­ления оптимального пути проезда до места занятия;

4) оформление проекта приказа директора образовательного уч­реждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

• рассказ о месте проведения занятия;

• изложение содержания учебных заданий;

• обсуждение формы выполнения заданий;

• обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи
детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

• в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;

• на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;

• обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми офор­ мить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи дет­ ского объединения и т.д.

Подготовка и проведение итогового занятия

Итоговые занятия могут проводиться:

• по окончании учебного года;

• по окончании полугодия или учебной четверти;

• после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения ито­гового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки резуль­татов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повто­рить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение конт­рольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

Планирование для каждого учебного занятия не является обяза­тельным. Но при проведении открытого занятия педагог обязатель­но должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.

Общая структура плана занятия.

1. Вступительная часть:

- название детского объединения;

- дата, время и место проведения занятия;

- номер и год обучения учебной группы (учащегося);

- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

- тема занятия.

2. Концепция занятия, включая цели и задачи.

3. Ход занятия:

- краткое содержание и время теоретической части занятия;

- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

- подведение итогов занятия - приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения - наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия.

Требования к концепции занятия:

• в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;

· задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие прин­ципы:

• научности;

• единства требований;

• доступности и оптимальности;

• обратимости;

• объективности и доброжелательности;

• целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1) организация занятия;

2) дидактическая деятельность педагога;

3) воспитывающая деятельность педагога;

4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

• состояние документации детского объединения;

• соответствие темы занятия образовательной программе и пла­ ну работы детского объединения на учебный год;

• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

• учет уровня работоспособности детей;

• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

• рациональность использования времени на занятии;

• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

• организация ведения документации учащихся.


Качество дидактической деятельности педагога определяют:

• опора на основные принципы дидактики;

• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

• объективность оценок их деятельности;

• степень технической оснащенности занятия;

• уровень методического обеспечения занятия;

• оптимальность использования технических средств и методических материалов;

• умелое использование смены видов деятельности;

• обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия. Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

• опора на основные принципы воспитания;

• решение задач нравственного воспитания;

• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

• его речь;

• педагогическая культура и такт;

• внешний вид педагога на занятии;

• позиция педагога по отношению к учащимся;

• стиль педагогического руководства;

• степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в дея­тельности) составляют:

• степень их активности и работоспособности на занятии;

• заинтересованность темой и содержанием занятия;

• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

• коммуникативная активность детей;

• интеллектуальное развитие учащихся;

• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

• организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

• внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им са­моанализа.

Различные формы массовой работы с детьми в дополнительном образовании

Образовательная деятельность не ограничивается только «текущим» образовательным процессом, так как это вызывает снижение интереса детей к занятию, и как следствие понижается уровень результативности работы педагога.

Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит:

- создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

- показать ему результаты его работы;

- создать условия для сплочения коллектива;

- формировать у детей стремление радовать окружающих;

- расширить границы образовательного процесса.

Самыми распространенными формами массовой работы с детьми в дополнительном образовании являются:

• выставки;

• концерты;

• клубные дни;

• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

© 2010-2022