Статья «Учитель – Ученик, нужно ли переходить за рамки статуса?»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья « Учитель - Ученик, нужно ли переходить за рамки статуса?»

Автор: Сергеева И. Н., учитель

Вопрос щекотливый, но имеет место в учительской практике. Об этом говорят, но немного и в другом ракурсе, с позиции желательности установления доверительных и дружелюбных отношений между педагогом и его учеником. Как известно, учитель в России декларируется не только как специалист в определенной области знаний, но и как воспитатель. Все вы слышали про ответственность родителей и школы «куда школа смотрела?».

Никто, я думаю, не будет спорить с позицией благожелательных отношений учитель - ученик. Но нужно ли выходить за рамки этих статусов и к чему это ведёт? Ведёт как к хорошему, так и не очень. Я утверждаю, всё зависит от учителя, его моральных качеств и воспитания. Да- да, ведь учитель, как и любой другой человек, имеет определённое воспитание и личные качества, высшее образование не гарантирует идеала.

Спросите любого, какими морально-нравственными качествами должен обладать по его мнению учитель и вы услышите набор самых лучших человеческих качеств. Но не существует идеального человека, и хороший человек, который никого не убил, не обворовал, может быть слабовольным, завистливым, злорадным , непринципиальным и прочее.

Всё - таки главные качества учителя как воспитателя - это доброта и справедливость. Это особенно чувствительно в детском коллективе. Нельзя никого выделять не по заслугам и демонстрировать даже в мелочах своё особое благорасположение.

Чаще всего переход за рамки статуса происходит при помощи родителей учеников. Родители стараются подружиться с классным руководителем, сойтись как можно ближе, организуются встречи вне стен школы, оказываются мелкие услуги, делаются поздравления и подарки к разным праздникам, не обязательно дорогие, но вот поздравление с ежегодным днём Рождения учителя, не с юбилеем. Учительница принимает букет цветов в свой день Рождения от родителей учеников, ей приятно, ну и подумаешь, какая мелочь, что здесь особенного! А с мелочей как раз начинается любое дело. А если проанализировать, почему конкретно эти родители так стремятся перейти за рамки статуса учителя, так ли чисты их помыслы, и главное, стали бы они это делать в отношении вас, если бы вы просто где-то познакомились и не учили их любимое чадо? Вспомнили бы они вообще о дне вашего Рождения, это ещё неизвестно.

Но пусть не обвиняют меня в подозрительном отношении к людям, бывает же и от чистой души. Бывает всякое.

90 -е годы, ученица 11 класса, папа - мелкий бизнесмен, но на фоне всеобщей нищеты девочка выделяется новыми модными вещами, к сожалению больше выделиться нечем. Дело доходит до того, что при встрече с классной руководительницей ученица каждый день обнимается и расцеловывается в щёки на глазах своих одноклассников, угощает учительницу конфетами, после уроков в узком кругу в классе совместное чаепитие и обсуждение всех и вся. Попутно классный руководитель помогает решать проблемы ученицы в учёбе, где-то попросит свою коллегу, чтобы не была слишком строга, где-то поможет написать сочинение и тем повысить итоговую оценку. «Это и должен делать классный руководитель», - скажете вы. Да, должен, но в равной степени со всеми своими учениками. Ученица же, почувстовав себя на особом положении, проявляла полное презрение к другим учителям школы, не работавшим в её классе, проявляла все принципы данного ей семьею воспитания, не здоровалась, не реагировала на замечания, грубила, вообще всё остальное, что её лично не касалось, было в её глазах пустое место. И скажите теперь ещё раз про чистые помыслы.

Ещё более пикантной бывает ситуация, когда учительница берёт в свой класс ребёнка своей лучшей подруги. Даже если сам педагог старается скрыть своё особое отношение к данной семье, то ученик может этого не скрывать и, наоборот, даже всячески подчеркивать. И я могу вас уверить, что все проблемы этого ученика в школе будут решены всегда и во всех возможных видах.

А почему так? Неодинаковое отношение к детям - самое больное место в детской психике, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Даже, если это отношение выражено только в мелочах. Даже, если ребенок еще не осознает этого напрямую, он чувствует на подсознательном уровне всю ложь и подлость данных действий.

И нельзя сказать, что учитель плохой, нет, он делает всё, как нужно, со всеми учениками ровен и приветлив, но к одному из них или к паре из них внимания и снисхождения чуть больше.

Многие скажут: »Человеческий фактор, его никто не отменял». А я скажу: «Пусть будет человеческий фактор в справедливости и честности».





© 2010-2022