Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Урок с использованием ИКТ Урок проводиться с использованием интерактивной доски и работы в группах, каждая из которых представляет учебную дисциплину, а также с элементами практической работы, видео -информации и слайдов. Считаю, что такие виды работ делают урок более ярким, развивают глубину мышления, помогают развивать деловую и информационную компетентность.Формат тестововых компьютерных программ дает возможность проверить знаний с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар





Конспект урока


«Природно - территориальный

комплекс Сарыарка»

(Казахский мелкосопочник)



Урок с использованием интерактивного оборудования

(интерактивная доска)

Учитель географии: Степанова В.П

Основная школа п.Бестобе
















2014 - 2015 учебный год

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар



Тема урока

Природно - территориальный комплекс Сарыарка

(Казахский мелкосопочник)

Тип урока

Урок презентация с элементами практической и самостоятельной работы с использованием интерактивной доски.

Цель урока:

Изучить природно - территориальный комплекс Сарыарка, определить его географические особенности.

Задачи:

Учебная:

Формировать у учащихся знания и умения о природно - территориальном комплексе Сарыарка, используя информационные технологий и закрепить знания, умения и навыки по данной теме.

Развивающая:

Развивать творческий дар ребят, способности самостоятельно проектировать

учебный материал, его анализировать, сравнивать, развивать практические навыки работы, а также навыки работы на интерактивной доске.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Умение видеть и ценить красоту природы. Охрянять окружающую среду, чтобы к 2050 Казахстан был экологически чистой и зеленой страной.

Оборудование:

Физическая карта Казахстана. Картины природы Сарыарки, слайды, неозвученный видеофильм «Уникальная пейзажи природы Борового», атласы, контурные карты,интерактивная доска.

Урок проводиться с использованием интерактивной доски и работы в группах, каждая из которых представляет учебную дисциплину, а также с элементами практической работы, видео -информации и слайдов. Считаю, что такие виды работ делают урок более ярким, развивают глубину мышления, помогают развивать деловую и информационную компетентность.

Формат тестововых компьютерных программ дает возможность проверить знаний с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц, карт.

География предмет, где ИКТ, особенно прзентация, можно использовать на каждом уроке.

Моя работа на уроке географии планируется в таких направлениях:

  • проектирование материала

  • демострация материала

  • практические работы

  • опорные схемы, таблицы

  • самостоятельная работа учащихся

  • творческая работа учащихся

  • воспроизведение изученного материала

Использование на уроке презентации позволяет повысить результативность обучения, интеллектуалный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганазации, облехчить решение практических задач. При планировании урока учитываю специфику класса, его контингент, возможности.

На тему ПТК Сарыарка отвела 2 часа.

Содержание урока

І.Активизация опорных знаний учащихся по теме ПТК, полученных на предыдуших уроках (диалог)

План изучения ПТК

1.На сколько ПТК делится территория Казахстана? Ответ 9

2.Сколько природных комплексов мы изучили? Ответ 4

3.Какие особенности их определяют и чем они отличаются друг от друга?

Ответы:

-Физико - географическим положением.

-Геологическим строением и рельефом.

-Природными условиями и природными ресурсами

-Растительным и животным миром.

-Экологические проблемы и пути их решения.

4.Раскрытие причинно - следственных связи

4.О каком природном комплексе идет речь?

а)

  • Равнина имеет общий наклон с юга- на север

  • Сложена морскими осадочными отложениями

  • Поверхность в основном ровная, местами встречаются

гребни высоты до 10 - 15 м

  • Главная река Иртыш

  • Климат резко - континентальный (показать на карте)

б)

  • Южная часть равнины представлена пустыней.

  • Осадков выпадает до 200 мм в год, а испарения 1200 мм в год

  • Там находится один из основных нефтянных районов нашы страны.

  • Климат равнины сухой, резко континентальный.

5. Путешествие по карте (границы, эссе)

  • Восточно - Европейская равнина

  • Урал (горы Мугалжар)

ІІ.Изучение новой темы

Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»

Учитель:

Ребята, мы с вами изучили 4 природных комплекса (назовите их).

Сегодня на уроке нам предстоит изучить 5 - ый ПТК Казахстана Сарыарка (Казахский мелкосопочник), определить физико - географической положение, выделить географической особенностей.

С планом изчения ПТК вы уже знакомы.

Работать будем в гуппах. Каждая группа будет представлять научную дисциплину, например геологи, географы и.т.д.

Свои задания вы будете проектировать сами в группах (мини - проекты), а потом их защищать (презентация) . Ваши знания будут учитывать спикеры, и отмечать в контрольном листе учета знаний. Котрольный лист учета получать каждая группа.

эпиграф к уроку

«Природа - единственная книга,

каждая страница которой

полна глубоким содержанием»

В.И Гете

Каким содержанием полна страница ПТК Сарыарки, узнаем сегодня на уроке.

В целях совершенствование навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся были созданы группы, которые получили задание спроектироватьучебный материал и дать теоретические и практические ответы, выполнив задание в маршрутных листах, а также дополнительный материал. Кроме того группам даны операжающие задания.

Работа в группах

Учитель: Индивидуальная работа в группах (мини - проекты 10 мин).

Каждая группа имеет оценочные листы и своих спикеров,которые оценяет в группе каждого ученика. Учитель лишь координирует работу всех групп, уступив свои функции лидерам. Каждой группе розданы маршрутные листы (последовательность, доступность).

Затем идет презентация (по выбору участников групп, один или два ученика отвечают), остальные дополняют.

1группа «Геоморфологи»

Формирование Казахского мелкосопочника

2группа «Геологи»

Полезные ископаемые Сарыарки.

3группа

«Биологи»

Растительный и животный мир Казахского мелкосопочника.

4группа

«Географы»

Уникален и своеобразен облик Сарыарки.

1. Физико - геграфические положение Сарыарки.

Учитель

слайды 2,4,3,5,6

Работа по физической карте и атласам


Работа с контурными картами

Есть много стран замечательных есть много красивых уголков земного шара, которые не перестают удивлять людей. Таким удивительным местам нашего Казахстана является Сарыарка со своими замечательными дарами природы.

Сарыарка расположена в центральном Казахстане. На западе она граничит с плато Торгай, на севере ограничивается Северо - Казахстанской равниной, на востоке с Алтаем и Саур - Тарбагатаем, на юго - западе Туранской низменностью.

Сарыарка

1200 км 900 км

400 км

Протяженность Ширина Ширина

с запада - на восток. на востоке западной части

Учащиеся класса наносит контуры Сарыарки в своих контурных картах.

2.Формирование Казахского мелкосопочника.

1группа «Геоморфологи»

Физическая карта, стр 187 учебник

Маршрутный лист

1.Как выглядит рельеф Сарыарки сегодня?

2.Когда началось зарождение Сарыарки?

3.Какие силы сыграли главную роль в формирований рельефа?

4.Сделайте общий вывод:

а) Какие формы рельефа Сарыарки преобладает?

б) Какого причина этого преобладания?

Презентация

мини - проекта

Сарыарка очень древняя, сильно разрушенная горная область. Она состоит из выравненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, впадины, котловины.

(Тениз - Коргалжынская - 304 м).

Образование её началось в каледонской складчатости в эпоху палеозоя.

Сарыарка образована из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. (гранит, кварцит, сланцы, порфирит).

В формировании рельфа мелкосопочника играли роль внутренние и внешние силы: залегание осадочных пород и процессы выветрирования. Тениз - Коргалжинской падина разделяет западную часть Сарыарки на две части. В Северо - Западной части находятся горы Кокшетау, а в Юго - Западной горы Улытау, они сильно расчленены.

В Западной части Сарыарки много выравниных и пониженных участков.

Работа по физической карте и по атласам

слайд 1,2,3,4


Работа по контурным картам

На мониторинг ПК выводится творческая работа.

Горы

Высоты

Кызылрай -Аксаран

1565 м

Каркалы - Кент

1403 м

Шынгыстау

1300м

Улытау

1133 м

Баянауыл

940 м

Кокшетау

880 м



Учащиеся всех групп наносят эти горы на контурную карту.

(название, высоты)

2группа «Геологи»

Работа с текстом учебника стр 188 и по картой в атласе. Полезные ископаемые Казахстана стр 10

Работают все учащиеся

3. Полезные ископаемые

Пользуюсь текстом учебника и картой в атласе нанести условными знаками полезные ископаемые Сарыарки на контурную карту.

Вопрос:

  • В перечне полезных ископемых исключите лишнее:

  • Медь, известняк, железо, нефть, марганец, никель, золото, газ, уголь, серебро.

  • Что значит рационально использовать природные ресурсы?

  • Изучать охранять осваивать преобразовывать

эффективно использовать

3группа

«Биологи»

Физическая карта природных зон

Учащиеся работают по алтласом

4.Природные зоны.

Растительный и животный мир Сарыарки.

Маршрутный лист

1.В каких природных зонах находится Сарыарка?

2.Какие зоны преобладают? Почему?

3.Представьте растительный и животный мир согласно закону зональности.

Ответ:

Сарыарка находится в 3 природных зонах: степи, полупустыни, пустыни.

В данном природно - территориальном комплексе преобладают степи.

Зона степей занимает северную часть Казахского мелкосопочника.

На сопках встречаются сосновые боры и березовая леса.

Зона полупустынь занимает территорию от Тениз - Коргалжынской

впадины, бассейн реки Сарысу, горные массивы Улытау, Каркалы, Шынгыстау. Климат здесь сухой. Зону полупустынь удобно использовать

в качестве пастбищ для выпаса скота.

К зоне пустынь относятся: Южный район Сарыарки, акрестности Жезказгана, Северное Прибалхашье.


Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дарОткрытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Составлены кластеры согласно закону зональности

Растительный мир Казахского мелкосопочника

Степь Полупустыня Пустыня

сосновные боры полынь солянка

березовые колки ковыль верблюжья колючка

типчак чий 2 м чий

ковыль типчак жузгун

шиповник можжевельник таволга

зверобой

бесмертник

Ребята группы комментируют о растениях в основном, о неизвестных растениях.


Животный мир Казахского мелкосопочника

Задания:

Представьте животный мир Сарыарки, согласно закону зональности:

степь пустыня полупустыня

______ _______ __________

______ ________ __________

_______ ________ __________

_______ ________ __________

_______ ________ __________

(суслик, тушканчик, сурок, барсук, сайгак, лисица, ящерица, черепахи, змеи, сокол, пустельга, канюк, орел, утки, лебеди и т.д )

Дополняет ученик

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

На территории Сарыарки в 1958 году создан Коргалжынский государственный природный заповедник (площадь - 258, 9 тыс.га), в котором охряняются 41 вид млекопитающих, 315 видов птиц, 14 видов рыб и 343 вида растений. Гордость этого заповедника - фламинго. Это красивая крупная птица. Длина крыла составляет 35-49 см, вес - 1,9 - 4,4 кг. Розовато - белая окраска оперения сохраняется у фламинго во всех сезоны года. Питается личинками насекомых, червями и раками. Прилетает к нам в апреле и мае и гнездится на расположенных в Коргалжынском заповеднике озерах Тениз и Шалкартениз. В основном зимует в Иране и на берегах Каспийского моря.

4группа

«Географы»

(опережающее задание

мини - проект)

слайд 1,2,3,4,10,12




Фильм о Боровом

(неозвученный)

Немного из историй

слайд 11

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Уникален и своеобразен облик Сарыарки.

Первый ученик.

Край Сарыарки еще с древних времен привлекал человека своей неповторимой красотой, завораживал своими фантастическими формами, выточенные ветром и дождями. Почти в каждом диковинном камне видится искусство Природы.

Здесь можно увидеть красивые башни, замки, спящего рыцаря, сфинкса. Между горами сверкают зеркала голубых прозрачных озер, сосны и березы сказочно украшают их. Во многих местах имеются пещеры.

Особенно живописны Каркалинские, Баянаульские, Кокшетауские горы.

Не побывать на вершине Синюхи - это значит не увидеть всей красоты Борового. Об этой земле слагают легенды, воспевают в стихах.

Кокшетау легенды в народе живут,

И не только певцы о ней песни поют,

Даже звучных ветры, летящие с гор

Шепот древних легенд и преданий несут.

Каркалы- удивительный зеленый оазис. Горные озера Каркалинска сказочно красивые. Карликовые сосны и березы растут прямо на скалах.

Земля прогнута тяжестью лесов

Березы, словно белые маралы

И озера дрожит там до краев

Живой водой налитые пиалы.

В Баянауле имеется множество необычных живописных скал.

(Кемпыртас, Серкетас), похожих на гигантские творения древних скульпторов. В самом поселке Баянауыл имеется мемориальный музей

К.И. Сатпаева - первого президента Академии наук Казахстана.

Второй ученик

Край Бурабай связан с именами великих исторических личностей. Летняя ставка Абылай хана находилась в Боровом. Сейчас эта поляна называется «Поляной Абылай хана».

В Кокчетавских краях со своей дружиной кочевал Кенесары. Нередко после удачной охоты на ночлег останавливался он у подножия сопки, на вершине которой имеется пещера, эта пещера называется

«Пещера Кенесары».

Старшим султаном Каркалинского округа был отец Абая Кунанбаева - Кунанбай. Здесь установлена мемориальная доска, где жил поэт - просветитель Абай Кунанбаев.

На Каркалинской земле родился герой Советского Союза летчик

Нуркен Абдиров.

На Каркалинской земле родился первый казахский космонавт

Токтар Аубакиров.

Учитель

Боровое это оазис, в степях Северного Казахстана. Его называют казахстанской Швейцарией, ведь это сочетание хвойного леса и чистых озер. В Боровом множество не только баз отдыха, отелей и домов отдыха, но и профилакториев и санаториев, что дает возможность отлична отдохнуть и поправить свое здоровье. Лечению в Боровом так же помогает то, что есть своя минеральная вода и целебные грязи. Много туристов приезжают сюда что бы посмотреть на удивительные пейзажи.

ІІІ.Закрепление материала

(Фронтальная беседа по новой теме)

1.Территория Сарыарки (физическая карты границы)

2.Когда началось зарождения Сарыарки? (Эра, сладчитость)

3.Какого особенности Казахского мелкосопочника?

4.Самые высокие горы на востоке Сарыарки?

5.Чем объяснить разнообразие рельфа Западный и Восточный частей Казахского мелкосопочника?

6.Какие силы оказали влеяния на фомирование рельфа Сарыарки?

7.В каком году образован Коргалжинский заповедник?

8.Какими полезными ископемыми богаты Сарыарка?

9.Протяженность Сарыарки с Запада на Восток?

10.Чем славиться Жезказганская место рождения?

ІV. Рефлексия

Прими правильное решение

1.Сарыарка по форме рельефа относится

а) высокогорный комплекс

в) низкогорный комплекс

2.Средняя высота Кокчетавских гор

а) около 900 м

в) 1500 м

3.В каких зонах расположена Сарыарка?

А) лесная

в) степная

4.Крупнейшая угольная база на территории Сарыарки?

А) Карагандинский бассейн

в) Екибастузский бассейн

5.День «Земли» проводится

а) 22 апреля

в) 25 апреля

6.Природная зона занимающая 44% всей территории

а) степи

в) пустыни

7.Чем объясняется природный зональность природного Казахского мелкосопочника

а) Осадочными пародами

в) Климатическими и почвенными условиями

8.Ширина Западной части Сарыарки

а) 1200 км

в) 900км

На интерактивной доске высвечиваются правильные ответы. Учащиеся обмениваются работами и проводят взаимооценку, а оценки спикер заносят

в контрольный лист учета знаний.

Дополнительные задания для одаренных

Деформированный текст по теме «Сарыарки».

Прочитай текст, посчитай количество ошибок и подчеркни их.

  • Сарыарка занимают большую часть территорию Южного Казахстана.

  • Более приподнята Западная часть мелкосопочника.

  • Самая высокая точка мелкосопочника на востоке Улытау - 1133 м.

IV. Слова

о природе

(говорят ребята)

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

«Природа - источник жизни и здоровья».

«Лес богатство и краса, береги свои леса»

«Охранять природу, это значит охранять Родину»

Природа - сад Природа - не бездушный лик

И люди в ней цветы В ней есть душа,

Не сбережешь её В ней есть свобода,

Не будешь жить и ты В ней есть любовь,

В ней есть язык.

Все мы пассажиры одного корабля

По имени Земля

И пересесть из него нам некуда.

Берегите эту землю, эти воды

Даже малую былиночки любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь врагов внутри себя!

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять!

V. Итог урока

Учитель: Наш урок подошёл концу то что было запланировано мы выполнили полностью надо отметить хорошую работу на уроке всех групп и сказать конечно, спасибо вам всем за работу.

Оценки я согласовало со спикерами они оценивали знания и умения своих групп и ставили оценки в «контрольных листах учета знаний».

Все ребята получили по две оценки, одну за работу в группах, вторую

за тесты, и дополнения.

Учитель проинформировал ребят о полученных оценках.

Отзыв ребят всех групп об уроке

VI. Информация о домашнем задании

Параграф 43 стр.186 - 191, Контурная карта







Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар






Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Открытый урок по самопознанию Природа бесценный дар

Контрольный лист учета знаний




Фамилия,Имя

І этап

повторение


ІІ этап

проекты

практ.

раб.

ІІІ этап

закрепле

ние

тесты

IV этап

дополнение

V

этап

итог

1.

Пуртов В

+

5

5

-

5

+

5/5

2.


Заболотняя Е

+

4

4

+

4

+

4/4

3.


Малгаждаров Р

-

3

4

+

3

+

4/3











Самоанализ урока


Тема урока: Природно - территориальный комплекс Сарыарка «Казахский мелкосопочник»

Тип урока: Урок презентация с элементами практической и самотоятельной работы

и с использованием информационных технологий

Задачи урока: Изучить природно - территориальный комплекс Сарыарка, определить

его географические особенности.Формировать у учащихся знания и умения

о природно - территориальном комплексе Сарыарка, используя

информационные технологий и закрепить знания, умения и навыки

по данной теме. Воспитывать любовь к природе, к родным местам беречь и ценить

и охранять красоту природы.

Тема урока соответствует календарному планированию. На тему (Природно -территориальные комплексы Казахстана) отведено 9 часов. Данный урок 5 в системе блога ПТК Казахстана.

Особенности класса учтены. Цели и задачи, поставленные перед учащимися, были направлены на достижение образовательных результатов учащихся.

Значительное места на уроке было уделено творческому самостоятельному поиску.

В работу были вовлечены все учащиеся.Спикеры в своих группах подходили индивидуально к учащимся, оказывая им помощь.

Считаю, что урок был развивающего обучения. На уроке прослеживались:

групповая работа (мини - проекты геоморфологи, геологи, геогрофы, биологи)

презентация

практическая работа, творческая работа.

путешествия по карте

слайды

видеофильм

работа по учебнику

опережающие задания

тесты

фронтальное закрепление

На уроке проявлялась активность ребят, интерес к изучаемой теме.

Считаю, что триединые задачи на уроке выполнялись паралельно, возможно не полностью, а чистично.

Подведен итог по «Контрольным листам учета знаний». Все учащиеся получили по две оценки за работу в группах и тесты.

Были отмечены учащиеся, которые активно дополняли по отдельном вопросам.

Литература

1.Методические журналы «География в школах и вузах Казахстана»

2.Разработки уроков по географий Н.И. Никитина (универсальное издание)

3.Интернет



16


© 2010-2022