Очерк Эстафета из прошлого в будущее

Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь,  несомненно, закладывается в нас  с детства. И.С. Соколов-Микитов Березниковская восьмилетняя школа  для тех, кто учился в 40-70-е годы, стала не только местом познания основ наук, но и школой жизни.  Несомненно, имя школе делают педагоги и ученики.   Березниковская восьмилетняя школа связана с именем Зерновой Антонины Михайловны, учителя биологии. Это она воспитала любовь к природе, к ближнему у нас, её выпускников.   В 21 веке мы ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вологодский муниципальный район







ЭСТАФЕТА ИЗ ПРОШЛОГО

В БУДУЩЕЕ


(Из истории КРУЖКА ЮННАТОВ

Березниковской школы

Вологодского района)









Кумзерова Галина Владимировна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ВМР «Дом Детского Творчества»,

Руководитель кружка «Музейное дело»

Стаж работы - 15 лет

Учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж - 40 лет

МБОУ ВМР «Березниковская основная

общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»

160 545 Вологодский район, д. Березник, д.7

Т. 77-63-48


2013




Любовь к природе, как, впрочем,

и всякая человеческая любовь,

несомненно, закладывается в нас

с детства.

И.С. Соколов-Микитов

Система дополнительного образования в МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева» складывалась постепенно. Основа её - школьные кружки. Домов и Дворцов пионеров на селе не было. А что было?

Я смотрю на пожелтевшую фотографию 1949 года (Приложение №1). Послевоенные трудные годы. 26 ребятишек окружают молодую красивую учительницу. На партах - огромные тыквы. А что ещё? А ещё школьница крепко прижимает к себе … кролика - он не хочет позировать, пытается обнять девчушку. И тыквы, и кролики не просто съёмочный реквизит. Всё это дело рук юннатов. Так вот оно начало начал - кружок юннатов! Каждый выпускник Березниковской (вначале семилетней, потом восьмилетней) школы через этот кружок ощутил связь с природой, научился бережному обращению с ней.

1955 - 56 учебный год. В трёх звеньях кружка юннатов занимаются 44 старшеклассника[1.1.] Звено ЖИВОТНОВОДОВ ведёт наблюдения в уголке живой природы, проводит опыты «Регенерация хвостового плавника у рыб», «Влияние продуктов питания на развитие карасей», ведёт уход за животными на ферме колхоза имени Ильича: «ребята чистят стойки, кормят, делают обмер животных» [1.5.] Звено РАСТЕНИЕВОДОВ проводит опыты над семенами и растениями: «Условия прорастания семян», «Проверка всхожести семян зерновых культур», «Размножение традесканции змейкой», «Получение зрелых семян кукурузы».

В живом уголке кабинета биологии - 25 видов комнатных растений. Юннаты звена ЦВЕТОВОДОВ с удовольствием ухаживают за ними: девочки протирают тряпочкой широкие листья, а мальчишки опрыскивают бегонию царственную, фуксию, кактус ежовый, иглицу. Отбор семян цветочных растений для посева, выращивание рассады, высадка на клумбы, уход за цветами в летний период - дело рук цветоводов.

Все юннаты постигают науку ведения личного подсобного хозяйства на пришкольном участке. В 50-е, 60-е годы в семьях личным участкам - огородам много внимания не уделялось, главное - работа в колхозе и заготовка сена для скота, а огороды - «между порой» (Приложение 2.). Первая теплица в Березниках появилась на школьном участке. Юннаты с ранней весны протапливали её и выращивали рассаду, а к осени созревали … арбузы. На поле соблюдался севооборот: 1-е поле - кукуруза, 2-е - озимые, 3-е - пар, 4-е - яровые, 5-е - пропашные и горох, 6-е - пшеница и лён, 7-е - травы третьего года, 8-е - травы второго года, 9-е - травы, 10-е - пар. Заложили сад. В коллекционном отделе выращивали кок-сагыз 4-х сортов, горчицу чёрную и белую, щавель, шпинат, редис, петрушку, патиссоны, подсолнечник 4-ёх сортов, фасоль, клещевину, салат и другие культуры.

Идут годы. Становятся бабушками бывшие юннаты, своё ученичество многие из них связывают с кружком. Посмотрите, какое разнообразие садовых растений сегодня в Березниках на дачах! А уходу за ними научились в школьном возрасте, когда весной в 1964 года посадили 242 трёхлетних саженца яблонь. Грушовка московская, китайка золотая ранняя, жёлтое и красное сахарное, уральское наливное, антоновка - такие сорта появились в саду. Ребята были влюблены в свои яблони. Главные работы выполнялись весной: побелка стволов, обработка приствольных кругов, перекапывание междурядий. «Я веду уход за яблонью «Китайка золотая ранняя. В течение лета проводила трёхразовое рыхление приствольных кругов. Два раза подкармливала. Первый раз - в июне раствором органических удобрений, второй - в июле раствором минеральных удобрений. Следила за тем, чтобы прививка была над поверхностью земли два сантиметра. Яблони в течение лета развивались хорошо. Ухаживать за яблонью мне очень нравится», - пишет в дневнике работы на участке 1963-64 учебного года юннатка 8б класса Сигова Надя. «Я не помню случая, чтобы кто-то из ребят сломал ветку. Ходили за своими саженцами как за детьми»,- вспоминает Цепакин Юрий, выпускник 1968 года. Но не только яблони требовали ухода. Сад постепенно увеличивался. Если в 1955 году он занимал площадь всего 0,05га, то в 1962 - 0,6 га. Если в 1955 году имелось всего15 культурных яблоней, 10 кустов крыжовника, 20 кустов смородины и 300 кустов земляники, то в 1964 году появилось 240 кустов смородины, 103 куста крыжовника, 350 кустов земляники.[1.3.] [4.1.]

На опытных делянках по заданию колхоза проводились сортоиспытание разнообразных культур: капустно-брюковного гибрида, кукурузы, льна. «Семена льна нами получены из Ленинградского ВИРА: «Т-5», «Геранда», «Светоч». В течение лета проводили прополку, подкормку. Лён развивался хорошо. У каждого сорта льна мы измерили волокно. Длина волокна сорта «Т-5» - 108 см, «Геранда» - 105см, «Светоч» - 96см», - писала в отчёте юннатка 7 класса Цепакина Катя.

«На занятиях кружка юннатов ребята изготовляли наглядные пособия: влажные препараты (огурцов, помидоров, физалиса), гербарии («Лекарственные растения леса и поля», «Корневые травы» и другие), композиции цветов («Ночь и день», «На озере Кубенском», «Невеста»)», - вспоминали Лапцова А.И. и Кумзерова Г.В.

В школьном архиве мы обнаружили журнал фенологических наблюдений юннатов Березниковской семилетней школы. Записи начинаются в 1956 году, заканчиваются в 1962 году. В журнал вносилось фенологическое наблюдение (интересное явление или изменение природы), фамилия наблюдателя (или две, так как одно и то же явление могли увидеть несколько человек в один день), месяц и число. Анализируя наблюдения за несколько лет, юннаты узнавали, какие сюрпризы может нам преподнести природа. Если в 1956 году озеро встало 5 октября, то в 1957 - 18 ноября, а 3 декабря 1959 года юннаты Копничева и Калинина наблюдали за полярным сиянием.[5.1-15.] На занятиях воспитанники сравнивали фенологические наблюдения и народные приметы, формулировали выводы и учились использовать их в жизни:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю -

По живому букварю…

В летний период подростки наравне со взрослыми работали в колхозе за трудодни. В стареньком альбоме сохранилась запись о том, что за лето 1956 года юннатами Березниковской школы заработано 1083 трудодня, а в зимний период собрано 5232 кг золы и 780 кг куриного помёта - ценного удобрения для колхозных полей.

Грамотами и призами награждали ребят председатели колхозов на линейке, а от школы самых ответственных юннатов поощряли … кроликами. «Однажды такой подарок получила и я, - вспоминает выпускница 1962 года Копейкина И.П. - За 7 километров несла домой кролика. Зашла домой и выпустила из рук ушастый подарок, а он убежал на улицу. Вся семья занималась поисками - нашли». Малыши завидовали, как юннаты-старшеклассники самостоятельно ходят в крольчатник даже по выходным. Они и не знали, что дежурные строго по графику кормят животных: морковка, сухие листики от веников, сено - любимое их лакомство.

В пятидесятые годы стали складываться традиции проведения Дня птиц.

Скворечник во дворике школы
Приладил с товарищем я.
Летите к нам стайкой веселой,
Крылатые наши друзья… -

такую песенку распевали пятиклассники, а старшие ребята к этому дню изготовляли скворечники. Мурышев Н., Хайдин Б., Горин В. в 1956 году развесили по три скворечника .[1.7.].

Традиция проведения Дня Урожая сохранилась до наших дней. Юннаты 50-70 лет вспоминают, какую шикарную выставку готовили к этому дню вместе с руководителем кружка. Выставочные столы буквально «ломились» от овощей. На одном - представлено до 7 сортов картофеля, на другом - до 5-7 сортов помидоров, на третьем - огурцы, капуста … На отдельном столе размещались овощи, которые не выращивали дома: кабачки, перцы, патиссоны, баклажаны… Цветовые композиции представлялись на конкурс.

Самый интересный момент праздника - угощение: винегрет и чай с вареньем. Настолько всё было вкусно!

Выставка работала несколько дней, её могли посетить родители, представители колхоза, сельского совета. (Фотография № 4) Лучшие экспонаты бережно паковали и везли, по словам Киселёвой В.В, на грузовой машине в с. Кубенское (до 1962 года - районный центр). В 1968 году Куликов А., Зимина Т. и Туркина Г. представляли юннатов Березниковской восьмилетней школы на районном слёте в Вологде. Результаты работы юннатов за год отражались на стендах (Зернова Антонина Михайловна замечательно рисовала и профессионально печатала), а экспонаты размещались на столах. От нашей выставки в течение всего дня не отходили посетители. А мы, такие гордые, рассказывали о своих успехах на участке и отвечали на вопросы.

В 1957 году Зернова Антонина Михайловна, руководитель кружка юннатов, и ученица 7-го класса Кумзёрова Александра представляли не только кружок юннатов Березниковской школы, но и Кубено-Озерский район на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (Приложение №3). Впоследствии ученица закончила естественно-географический факультет Вологодского государственного педагогического института. Более 40-а лет александра Владимировна передавала детям Высоковской средней школы свои знания и опыт.

Отдел образования района поощрял юннатов путёвками во всесоюзный лагерь «Артек». Одна из первых артековцев Березниковской семилетней школы - юннатка Цыганова Альбина.

И всё-таки гордостью, украшением школы был цветник. В разные годы от 25 видов цветочно-декоративных растений до 50 выращивали юннаты. Георгины, астры, львиный зев - любимые цветы юннаток-восьмиклассниц. А для шестиклассницы Веры Цыгановой (Киселёвой В.В.) любимыми стали флоксы и анютины глазки (виола) «Они целое лето обильно цвели», - пишет в дневнике девочка. Сейчас Вере Владимировне за шестьдесят, но ей приятно вспоминать ту красоту, чувствовать тот аромат, который дарили цветы, даже вспоминать стихи «В поле Анюта цветы собирала», которые рассказывала когда-то на празднике. А я тоже училась в этой же школе и тоже занималась в кружке юннатов. Мне запали в душу слова А.М. Горького, которые однажды процитировала нам Антонина Михайловна: «Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой».

Нет рядом с нами Антонины Михайловны. На смену кружка юннатов пришли новые объединения, но по-прежнему территорию старого здания школы в деревне Сяма охраняют деревья, посаженные юннатами в начале пятидесятых годов. Мясниковой Нине Николаевне (Туркиной Н.) идёт на восьмой десяток, и живёт она в Белозерске, но свою берёзку, четвёртую от дороги, она не забыла. О юннатах и его руководителе напоминает золото берёз парка в деревне Березник. Весной 1973 года юннаты с местными жителями посадили тонкие деревца. «Саженцы были невзрачные, да и сажали уже в самом конце мая. По несколько березок в одну ямку. Думали, что не приживутся. Ошиблись! В центре парка соорудили большую клумбу. А потом летом отваживались. Поливку организовывали юннаты- старшеклассницы деревни Березник: Павлова Луза и Маширова Надя. Вместе с ними с ведёрками и леечками бегали Лапцова Нина, Маширова Надя (Владимировна), Белова Люба, Кумзёрова Лена, Стомонахова Валя, Стомонахова Ольга и другие», - вспоминает Овсянова Надежда Владимировна. Лето выдалось очень жаркое, каждый день выходили подруги на поливку, и потянулись к солнцу хрупкие стебельки, затрепетали нежной листвой .

Агрономами и зоотехниками, учителями биологии и географии, полеводами и животноводами стали бывшие воспитанники кружка юннатов. И сегодня продолжают трудиться в Вологодском районе главный агроном СХПК «Ильюшинский» - Забелина Т.П., учитель биологии Борисовской школы Рошко И.А.

В школах преподаются математика и русский язык, литература и история, биология и география. Но уроков внимания, милосердия, уважения к природе и к людям нет. Этот пробел восполнял кружок юннатов и его руководитель Зернова Антонина Михайловна более 30-и лет. (Фотография №4) Как эстафету из прошлого приняли уроки юннатов сегодняшние педагоги и воспитанники МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева» и передают её в будущее (Приложение № 5).

Источники

  1. Альбом «Работа на пришкольном участке Березниковской семилетней школы за 1955 - 1956 учебный год».

  2. Воспоминания воспитанников кружка юннатов Березниковской школы второй половины XX века.

  3. Воспоминания учителей, работающих в Березниковской школе во второй половине XX века.

  4. Дневник работы на участке Березниковской школы 1963 - 64 уч. год.

5. Журнал фенологических наблюдений Березниковской школы. 1956 - 1962 гг».

6. Кумзеров Ю.М. Спасибо всем. Вологда. 2013.

Первые юннаты Березниковской школы Приложение №1.

1949 год

Очерк Эстафета из прошлого в будущее

















Фотография №1 из семейного архива Синчук Т.Н:

учащиеся 1 и 3 класса с учительницей Пашко Надеждой Ивановной.

Положила на тыкву руки хозяйка фотографии Тамара Зайцева


Очерк Эстафета из прошлого в будущее





Фотография №2 из семейного архива Мясниковой Н.Н. (Туркиной) - 6-ая слева направо:

учащиеся 2 и 4 класса с учительницей и руководителем КРУЖКА ЮННАТОВ

Хайдиной (Зерновой) Антониной Михайловной.

Фотографии печатаются впервые.

Приложение 2.

Интервью с юннатами

Фамилия, имя, отчество: Дерябичева (Широкова) Антонина Клавдиевна

Год рождения: 1945

Место жительства: деревня Кобелёво Вологодского района

Годы учёбы в Березниковской семилетней школе: 1952 - 1959

Годы посещения кружка юннатов: 1955 - 1959

Запись беседы.

- Антонина Клавдиевна, в каких кружках вы занимались в школьные годы?

- Когда я училась, в школе действовал только один кружок - это кружок юннатов. Других кружков у нас не было. Да и время было такое, что все мы должны были научиться не только читать и писать, но и приобрести трудовые навыки. Вот поэтому, я думаю, в школе был создан кружок юннатов. Начиная с 4-го класса все дети записывались в этот кружок, не отстала и я. С 4-го по 7-ой класс я исправно занималась в кружке.

- Вы помните вашего руководителя кружка?

- Не только я, но и все в Березниковском сельсовете знали и помнят Зернову Антонину Михайловну. Она преподавала уроки природоведения, биологии и сельхозтруда, была классным руководителем и вела с нами кружок юннатов. Это была красивая учительница. Ей хорошо было в любом наряде. Рабочий халат поверх сарафана, а на голове платочек, одетый «на косынку» - такой видели Антонину Михайловну весной и осенью её воспитанники.

- Как часто проходили занятия кружка и в какое время?

- Зимой кружок проходил по обычному расписанию - 1 раз в неделю в кабинете биологии. Там был живой уголок: рыбки в аквариумах, много-много комнатных цветов. А ещё были муляжи птиц (как в краеведческом музее). Когда мы учились в 4-ом, 5-ом классах, то в зимний период делали пакетики для семян и чистили семена. Всегда играли в настольные игры, связанные с растениями и животными. В старших классах юннатам было много дела даже зимой. Во-первых, в кабинете биологии было установлено дежурство по уходу за цветами. У каждого цветка была табличка с надписью: как называется растение, его родина и как за ним ухаживать. Во-вторых, дежурные должны были содержать в порядке аквариум, кормить рыбок и вместе с Антониной Михайловной менять воду. А самое главное - ухаживать за кроликами - тоже по графику. Так как я жила в километре от школы (это считалось близко), то моё дежурство часто совпадало с выходным днём. А летом все юннаты работали на школьном участке по три дня в месяц. У нас были учётные карточки, туда вписывались сроки работы, а когда отработаем, то учителя записывали, какую работу мы выполняли и ставили оценку.

- Антонина Клавдиевна, что вы «унесли» с кружка во взрослую жизнь?

- Мы научились обращению с землёй. Ведь мы - дети первых послевоенных лет. Во многих семьях отцы-инвалиды, пришедшие с фронтов Великой Отечественной, а здоровые так день и ночь, можно сказать, работали в колхозе. Наши мамы тоже на своём огороде бывали между порой. Поэтому кружок юннатов и Антонина Михайловна научили нас всему: где какие овощи посадить, как ухаживать, как вносить удобрение. Я и сейчас следую совету нашего руководителя: подкармливать растения надо в серую погоду, на помидоры наводить подкормку так: «спичечный коробок куриного помёта на ведро воды», морковь надо обязательно проредить. Мы научились соблюдать севооборот. Узнали, в какое время надо высаживать рассаду из парника. Мы научились хорошо работать, и этот навык лично мне пригодился в жизни. А ещё мы научились помогать друг другу.

- Антонина Клавдиевна, что бы вы пожелали школьникам 21 века?

- У нас не было выбора, но я не жалею, а с благодарностью вспоминаю время, проведённое на кружке юннатов. У вас другое время. Выбирайте то, к чему лежит душа, тянутся руки. Знайте, что трудиться надо везде: и на земле, и за шахматной доской, и с кистью в руке, и у компьютера.

Запись произведена 14 июня 2013 года во время полевой практики краеведческого лагеря. Записывали: Румянцева Диана и Кумзерова Г.В.

Дерябичева А. К. с записью ознакомлена 14.06.2013.


Приложение 3.


Юннатка Березниковской семилетней школы,

ученица 7 класса, Кумзерова Александра

и руководитель кружка юннатов

Зернова Антонина Михайловна -

участницы ВДНХ 1957 года


Очерк Эстафета из прошлого в будущее


























Фотография №3 из семейного архива Лапшиновой А.В. (Кумзеровой А.)

1957 год. Москва

На фотографии: в центре

1-ый ряд Кумзерова Александра

2-ой ряд Зернова Антонина Михайловна


Фотография печатается впервые.



П

Очерк Эстафета из прошлого в будущеериложение №4



Фотография №4 Зерновой А.М. 1965год. Вот такой вырос гибрид!

Юннатка 8а класса Туркина Валя готовит материалы к Дню Урожая:

Очерк Эстафета из прошлого в будущее





Фотография №5. 1964 год Зернова Антонина Михайловна

Руководитель кружка юннатов Березниковской восьмилетней школы

Вологодского района

Приложение № 5

Очерк Эстафета из прошлого в будущее

Приложение 5





Очерк Эстафета из прошлого в будущее





Парк в д. Березник. Фото 2012 г.

Автор С.А. Зимина.

Публикуется впервые.













© 2010-2022