Открытый урок «Достойный труд в XXI веке»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока «Достойный труд в XXI веке» предназначены для обучающихся студентов выпускных групп. Рекомендации могут быть использованы в проведении учебных занятий по экономическим и правовым дисциплинам и при проведении тематических внеклассных мероприятиях.

Методические рекомендации содержат:

I Сценарий занятия

II. Технологическая карта.

III.Презентация.

Ф.И.О. преподавателя: Прошина Галина Викторовна


Группа: 37-2 100116,01 «Парикмахер»


Дисциплина: Экономичесмкие и правовые основы профессиональной деятельности.

Форма занятия: аудиторно


Место проведения занятия: ГАОУ СПО Технологический колледж № 24 (г. Москва, ул. Полимерная, д.7а)


Тема урока: «Достойный труд в XXI веке»


Продолжительность урока: 45 минут


Место и роль урока в изучаемой теме: Трудовое право и социальная защита населения


Тип урока: урок изучения нового материала в форме диалога с элементами дискуссии

Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема имеет первоочередное значение для молодых людей, начинающих самостоятельную трудовую деятельность

Цель урока: расширить и углубить представления обучающихся о современном состоянии рынка труда, понятии «достойный труд», о роли профессиональных союзов в защите трудовых прав работников и гарантии защиты трудовых прав работников, составляющих социального пакета

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию представления обучающимися о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни.

  2. Определить функции и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества.

  3. Ознакомить обучающихся с гарантиями защиты трудовых прав работников.

  4. Ознакомить обучающихся составляющими социального пакета

Развивающие:

  1. Способствовать развитию коммуникативных компетенций (аргументировано доказывать свое трудовое право).

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности;

  2. Формировать мотивы участия в профсоюзном движении обучающихся.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения.

Формы работы: вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа, изложение нового материала преподавателем в сочетании с самостоятельной работой обучающихся, ситуация дискуссии, общее обсуждение и формулировка выводов.

Средства обучения: Медиапроектор, ПК преподавателя, usb мышь, проекционный экран, электронная презентация - сопровождение к уроку, видеоролик, нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: беседа, участие в обсуждении, формулировке выводов и ответов на проблемные вопросы.



Сценарий занятия


  1. Организационный момент.

1.1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Он проводится по инициативе Департамента образования города Москвы и Московским городским профсоюзом работников народного образования и науки РФ.

На данном уроке будет обсуждаться тема, имеющую первоочередное значение для молодых людей, начинающих самостоятельную трудовую деятельность: и так тема урока: «Достойный труд в XXI веке».

Переход к новым экономическим отношениям потребовалось переосмысление традиционных взглядов на проблемы регулирования отношений в сфере труда в связи с появлением новых правовых институтов и коренной новеллизации трудового права.

Рабочая сила становится фактором формирования рынка труда, который представляет собой совокупность общественный отношений складывающихся в сфере обращения и использования рабочей силы.

1.2. Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы

- Что же такое труд?

Труд -это процесс целесообразной деятельности человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения материальных и духовных благ.

- Зачем надо трудиться? (создавать блага, необходимые для

удовлетворения потребностей).

Критерии достойного труда.

- Каким должен быть труд? (достойным, приносящим доход).

- Что вы вкладываете в это понятие?

С позиции МОТ (Международной организации труда) критериями достойного труда являются:

- принцип достойной оплаты труда;(12600)

- справедливые и безопасные условия труда? (ст.37п.3 Конституции: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации…);

- социальные гарантии; право на социальное, медицинское и пенсионное страхование обеспечение;

- право на профессиональное обучение и профориентацию;

- право на коллективное и индивидуальное представительство-трудовые отношения.

2 Изучение новой темы

2.1. Характерные черты трудовых отношений.

- Трудовые правоотношения оформляются заключением трудового договора, сопровождающимся изданием приказа о назначении на должность;

- Определение функциональных обязанностей работника в соответствии с его специальности, квалификации и должности.

- Подчинение участников отношений внутреннему трудовому распорядку;

2.2.. Кто может защищать трудовые права работников.

Государство гарантирует каждому человеку защиту его законных прав и интересов, важно знать, куда необходимо обращаться за помощью, если ваши трудовые права нарушены.

Важную роль в процессе трудовой деятельности играют профсоюзы, объединяющие работников определенной профессии.

Профессиональные союзы в силу ст.370 Трудового кодекса РФ наделены правом на осуществление контроля за соблюдении работодателями нормативных правовых актов о труде. Данное полномочие базируется на основных задачах трудового законодательства (ст.1 ТК РФ) и принципе обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профсоюзы и вступать в них (ст.2 ТК РФ).

Трудовая деятельность граждан РФ регулируется федеральными

законами в первую очередь:

Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами, локальными документами.

2.3. За что борются профсоюзы.


Как и прежде, в XXI веке, профсоюзы борются: за экономику, обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда; достойную зарплату и эффективную занятость, развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения; безопасное рабочее место; соблюдение трудовых прав работников; увеличение МРОТ.

В нашем колледже организована как профсоюзная деятельность учителей, так и студенческая.

Прочтение стихотворения.

2.4. Что дает студентом профсоюз:

1. Поддержка малоимущих студентов (оказание материальной помощи)

2. Предоставление бесплатных абонементов в бассейн.

3. Организация различных мероприятий, экскурсий.

4. Моральная поддержка в сложных ситуациях.

5. Осуществляется контроль студенческим советом за соблюдением норм и правил поведения обучающихся колледжа.

6. Определение гражданско-правовой ответственности.

2.5.Обеспечение трудовых гарантий работникам

Что такое социальный пакет?

Социальный пакет - это совокупность различных благ (чаще всего, всевозможных материальных выплат), предоставляемых работодателем своим сотрудникам на добровольной основе, с целью привлечения в свою организацию перспективных сотрудников, демонстрации заботы о них, а так же формирования положительного имиджа организации в деловой сфере и на рынке труда.

Это - тот законодательно установленный минимум социального пакета, который работодатель непременно должен предоставлять работнику:

1) Работодатель обязан предоставлять всем категориям работников оплачиваемый ежегодный отпуск.

2) Делать отчисления в Пенсионный фонд.

3)Оплачивать больничные листы по болезни и травме от несчастного случая.

4)Выплачивать материальное пособие в случае утраты трудоспособности и т.д.

Необходимо помнить:

что социальный пакет предоставляется не всеми работодателями, поскольку, он не предусмотрен в законодательстве, в качестве прямой обязанности работодателя

Все льготы и платежи, перечисленные в социальном пакете, должны быть включены в трудовой договор, заключаемый между работодателем и сотрудником, либо должны быть перечислены в приложении к трудовому договору. Только в этом случае, при не предоставлении определенных благ, сотрудник будет вправе требовать их предоставить.

2.6. Составляющие социального пакета ( на усмотрение работодателя)

Как уже говорилось выше, составляющие социального пакета, в разных организациях, могут быть абсолютно разными. Поэтому приведенный ниже перечень является приблизительным (перечислены самые часто применяемые выплаты и компенсации) и соответственно, может как дополняться конкретным работодателем, так и сокращаться.

Итак, в социальный пакет может включаться:
-обслуживание медицинского характера.

-возможность обучения на различных курсах, семинарах, занятиях и т.д., способствующих профессиональному росту сотрудников, повышению их квалификации.
-возможность получения её сотрудниками кредитов на льготных условиях; либо оказывать иную помощь в получении займов у организации
-оплату мобильной связи, если по роду профессиональной деятельности сотруднику приходится много разговаривать по телефону
-оплату топлива (оплата техосмотров, страховки), если в работе сотрудник использует личный транспорт
-бесплатное питание на территории организации (либо в определенных местах питания)
-бесплатный для сотрудника (за счет организации) проезд к месту работы и обратно
-если организации принадлежат базы отдыха, она может предоставлять возможность своим сотрудникам и их семьям (детям) отдыхать на них за счет организации. Либо, возможна оплата путевок для сотрудников (полностью или частично) в дома отдыха, санатории и т.д.
-предоставление дополнительных отпусков, выходных дней и возможность взять отгулы с сохранением заработной платы
-предоставление абонементов для занятия спортом
-помощь в обустройстве и поиске жилья для сотрудников из других городов
-непосредственно денежные выплаты по социальному пакету могут предоставляться в виде:
-премии в конце года (так называемой, тринадцатой зарплаты), а так же иные виды премий
-доплата до среднего заработка при временной нетрудоспособности и наступлении отпуска по беременности и родам
-выплаты по случаю наступления определенных событий (рождения ребенка, свадьбы, подарки к некоторым праздникам и т.д.)
-повышенных командировочных выплат

Прочтение стихотворения

3. Рефлексия.

Каждый человек должен найти занятие по душе, реализовать свои способности. Ваш труд будет соответствовать критериям достойного труда. Помните, что профсоюз окажет вам помощь при трудоустройстве, защитит от произвола работадателей, поможет стать успешным на рынке труда.

4. Домашнее задание: Подумайте и разработайте составляющие социального пакета для работников сферы услуг (парикмахерская). Обоснуйте.

5. Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статья 148.

5. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов, учреждений, сред. проф. образования. -2-е издание, М: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2008г.-256 стр.

6. Казанцев В.И. Трудовое право: Учебник для студентов, сред. проф. заведений -5-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2009г.- 432стр.

7. В.Д. Грибов, Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. -5-е издание, М. : КНОРУС, 2012г. -408стр.

Технологическая карта занятия


Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Время, мин

Методическое

обеспечение

занятия

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к работе и ознакомление с темой урока

Приветствует группу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, принимает рапорт старосты, озвучивает тему урока.

Приветствуют преподавателя,

Староста сдает рапорт.

Проверяют свою готовность к уроку.

Знакомятся с темой.

2

Слайд 4-5 Титульный слайд.

Цели и задачи урока.

Содержание новой темы.

2.Актуализация знаний и подготовка к изучению новой темы

Подготовить обучающихся к работе над новой темой:

«Достойный труд в XXI веке»

Беседа с обучающимся об их субъективном опыте.

Акцентирует внимание на отдельных вопросах, важных для дальнейшего изучения темы.

Задает вопросы по теме (примерные вопросы):

  1. Что же такое труд?

Зачем надо трудиться?

Каким должен быть труд?

Что вы вкладываете в это понятие?

Участвуют в диалоге.

(примерные ответы):

10

Слайд 7-10

3. Изучение новой темы

На основе полученной новой информации написать конспект в тетради, заполнить опорный лист и сдать домашнее задание.

Беседа с обучающимися по новой теме.

Рассказывает новый материал, узнает, что уже известно обучающимся.

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя.

28

Конституция РФ,

Слайд 7-21

Показывает видеоролик и в дальнейшем обсуждают его

Смотрят видеоролик и участвуют в обсуждении, читают стихи

Видеоролик

Рассказывает новый материал, узнает, что уже известно обучающимся.

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя.

Слайды 14-18

Трудовой кодекс РФ,

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

4.Рефлексия

Выяснить степень усвоения темы

Диалог с обучающимися

Преподаватель подводит итог занятия вместе с обучающимися

5

Слайд 22

5. Домашнее задание

Закрепление пройденного материала

Подумайте и разработайте составляющие социального пакета для работников сферы услуг (парикмахерская). Обоснуйте.

Выполнение домашнего задания

30

Слайд 23

Приложение 1

Стихи выступающим студентам

Повесть о профсоюзе

Что такое профсоюз-это повесть,

Наши будни, наша жизнь, наша совесть.

И в нём зависти нет и нет фальши,

С ним мы жили и жить будем дальше.

Что такое профсоюз, знает каждый,

За кого постоял он однажды.

С кем он в радости был, был и в горе

И помог разрешить проблем море.

Что такое профсоюз-это сила,

Крепче не было фронта и тыла.

Закаляет сердца наши, волю,

Он надежда на лучшую долю.

Что такое профсоюз-дело чести,

Когда все как один, когда вместе.

Это главное наше богатство,

Это школа единства и братства.

Что такое профсоюз-это служба.

Это курсы, учеба и дружба.

Это людям на верность присяга.

Это смелость, напор и отвага.

Что такое профсоюз-это вера,

Это роль эталона, примера.

Профсоюз будет жить, будет вечен,

Так как он справедлив, человечен!

Приложение 2

В профсоюз вступить вам нужно!

- Профсоюз, вот это слово!

Мы не слышали такого.

- Знает каждый карапуз,

Что такое профсоюз.

- Словно доктор Айболит

От проблем вас защитит.

- Профсоюз следит, ребята,

Что бы выдали зарплату,

- Сможет тот час разобраться

В самой сложной ситуации.

Мы согласны, так и быть

Нужно в профсоюз вступить.

- Так, минуточку внимания

Для начала проведем собрание.

- В профсоюз вступить согласны?

Да!

- Принято единогласно!






Приложение 3

- Профсоюз поможет и поддержит,

Разъяснит законы и права.

Защитить работника готов он

Вплоть до забастовок и суда.

- Помни это, милый друг,

Кто тебе поможет,

Только профсоюз один

Защитить нас сможет.

- Поддержка, забота, любовь и добро!

Вместе - мы сила.

И знаем одно: профсоюз - это наша семья.

Без профсоюза прожить нам нельзя!


© 2010-2022