Программа дополнительного образования Танец на языке вдохновения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Танец на языке вдохновения»


Пояснительная записка

Образовательная программа "Танец на языке вдохновения" рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение танцевальных навыков и путей их совершенствования. Занятия в объединении приобщают учащихся к пониманию искусства танца.

Направленность программы - художественная. Уровень программы -основной.

В настоящее время, одним из важных факторов, способствующих полноценному развитию личности, является компетентностный подход в образовании. В соответствии с формулировкой ЮНЕСКО современное образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит формирование когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций:

  • учиться знать - профессионально-методическая компетентность;

  • учиться делать - компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь;

  • учиться жить вместе - социально-коммуникативная компетентность;

  • учиться быть - компетентность в плане личности.

Актуальность программы "Танец на языке вдохновения" в том, что компетентностный подход является основополагающим.

Цель программы - в ходе изучения танцевального искусства создать условия для формирования у воспитанников объединения ключевых компетенций.

Задачи:

Обучающие

Обучить учащихся теоретическим и практическим знаниям, по дисциплинам хореографического творчества.

Обучить проектной технологии.

Развивающие

- развитие навыков ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- развитие навыков создания проектных танцевальных номеров, организации своей творческой и социально-значимой деятельности;

- развитие умения использовать потенциал компьютерных технологий;

Воспитательные

- воспитать чувство и понимание своей сопричастности окружающему миру;

- воспитывать коммуникативные качества;

- стимулировать активность и самостоятельность обучающихся; развивать их познавательные и творческие способности.

Отличительные особенности программы

Данная программа рассматривается как система обучения и воспитания детей и включает в себя тренировочные танцевальные уроки, определенный репертуар, занятия по актерскому мастерству, использование потенциала компьютерных технологий. Наряду с современными педагогическими технологиями в программе большая роль отводится технологии проектного обучения.

Цель технологии проектного обучения - стимулировать активность и самостоятельность обучающихся; развивать их познавательные способности; формировать приемы творческого учения. В основе данной педагогической технологии лежит развитие познавательных навыков и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Социальная значимость данной программы в том, что при применении технологии проектного обучения учащийся получает определенный жизненный опыт, позволяющий ему в будущем рационально и эффективно организовывать свою жизнедеятельность.

Программа заставляет изменить традиционный, сложившийся в хореографическом образовании подход к прохождению материала. Педагог, выступая в данном случае, как организатор деятельности и консультант, создает для учащихся образовательную среду, которая способствует развитию ключевых компетенций личности, а значит всестороннему удовлетворению образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Обучающиеся по программе

Участники программы - учащиеся творческого объединения хореографического направления.

Учащиеся должны пройти обучение в танцевальном коллективе в течение нескольких лет; иметь навык владения своим телом и правильную постановку корпуса; знать основные правила и законы исполнения танцев; правильно и грамотно исполнять движения, комбинации.

Возраст участников - 12 - 15 лет.

Ученики этого возраста уже достаточно самостоятельны, развиты, со сложившимися взглядами на окружающий мир. Им интересны серьезные, тематические танцы, отражающие их чувства, эмоции и переживания. У них высокая работоспособность и выносливость.

Количество обучающихся в группе - 10-12 человек.

Сроки реализации программы

Время реализации программы - 3 года.

Процесс обучения идет поэтапно - от простого к сложному.

Формы и режим занятий

Формы обучения

  • практические занятия по хореографии;

  • лекция, беседа;

  • самостоятельная работа обучающихся;

  • уроки актерского мастерства;

  • выполнение презентаций с использованием компьютерных технологий;

  • выступления и показы концертных номеров.

Режим занятий

Из расчета 216 часов в год

  • 2 раза в неделю по 3 часа

  • 3 раза в неделю по 2 часа

Из расчета 108 часов в год

  • 3 раза в неделю по 1 часу

  • 1 раз в неделю - 1 час, 1 раз в неделю - 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты

Предметными результатами занятий по программе «Танец на языке вдохновения» являются:

- знание теоретических и практических основ по дисциплинам хореографического искусства;

- освоение проектной технологии;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами по программе «Танец на языке вдохновения» являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к танцевальному искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) деятельности при создании танцевальных проектных номеров;

- оценка и самооценка свои возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Результаты

Показатели

Формы и методы оценивания

Предметные

Выпускники научатся:

исполнять и описывать танцевальные движения и композиции, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде деятельности; решать творческие проблемы.

Промежуточная и итоговая аттестация, творческие выступления.

(приложение 1)

Экспертная оценка средствами педагогического наблюдения.

Метапредметные

Выпускники научатся:

созданию проектных танцевальных номеров, организации своей творческой и социально-значимой деятельности;

использовать потенциал компьютерных технологий;

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства.

Показ и презентация проектной работы; участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Экспертная оценка средствами педагогического наблюдения.

Критерии сформированности метапредметных результатов

(приложение 2)

Личностные

Выпускники научатся:

чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением различных танцев);

использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей;

участвовать в художественной жизни творческого объединения, поселка и др.

Экспертная оценка средствами педагогического наблюдения.

Социологические и психологические методики.

Анкетирование по методике для изучения сформированности

личностных качеств учащегося

(приложение 3)


Формы контроля

За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется три раза в год (в октябре, декабре и мае).

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая - в конце реализации всей программы.

В конце каждого учебного года проводится творческий отчет о работе педагога и детей. Отчет проводится в форме концерта для родителей.

В конце года педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.

Мониторинг результативности программы:

  1. Ежегодная положительная динамика личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

  2. Количество победителей танцевальных конкурсов.

  3. Количество и качество концертов (тематических, отчетных, знаменательным датам и др.).

  4. Количество и качество самостоятельных проектных танцевальных номеров, участвующих различных мероприятиях и концертных площадках поселка.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Организационное занятие

3

-

3

2

Основы джаз-модерн танца

6

36

42

3

Основы классического танца

6

48

54

4

Актерское мастерство

16

38

54

5

Проектная деятельность

6

6

12

6

Постановочная работа

6

45

51

43

173

216


1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Организационное занятие

1

-

1

2

Основы джаз-модерн танца

2

22

24

3

Основы классического танца

2

26

28

4

Актерское мастерство

5

13

18

5

Проектная деятельность

2

12

14

6

Постановочная работа

2

21

23

14

94

108




Содержание программного материала (1 год обучения).

1. Вводное организационное занятие

Беседа о культуре поведения, внешнем виде на уроке. Беседа об истории танца. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном зале, на сцене. Сбор анкетных данных кружковцев.

2.Основы джаз-модерн танца

Разогрев

  • шаги «крестом» с рукой, с упражнением плечами;

  • махи на 900 с наклоном по диагонали;

  • упражнения руками с шагами через деми плие по II позиции и скрещением рук перед собой;

  • повороты в сторону с упражнением для ног;

  • наклоны вперед: в положении ног «выпад»; в VI позиции ног (руки сзади в замке); ноги в положении «полу-шпагат».

  • упражнение для ног: вперед; по диагонали; в сторону.

Изоляция:

  • голова: крест; квадрат; полукруг; sundari вперед-назад-вправо-влево.

  • плечи: вверх-вниз, вперед-назад; твист; круг, полукруги.

  • грудная клетка: вперед-назад; вправо-влево; подъем вверх.

  • пелвис: крест; квадрат; полукруги; круги; hip lift

  • руки: каждая часть руки двигается отдельно (кисть, предплечье, пальцы); локомотор; различные упражнения с вытянутыми руками и с согнутыми в локтях (круговые, прямые, отрывистые движения)

Упражнения для позвоночника.

  • наклоны торса (во все стороны);

  • твист торса.

Кросс. Передвижение в пространстве.

  • шаги: Flat step; Catch step.

  • прыжки: с двух ног на две (jump); с одной на другую с продвижением (leap); с одной ноги на ту же ногу (hop); с двух ног на одну.

  • вращения: на двух ногах; на одной ноге.

3. Основы классического танца.

Разминка. Основные шаги по кругу: бытовой и сценический ходы; переменный шаг (на всей стопе и на носочках); ход польки; подскоки; галоп.

Классический экзерсис у станка.

Работа над постановкой корпуса, ног, рук, головы в экзерсисе у станка и на середине.

grand plie end relieve на пальцы во всех позициях

Battement tendu

Battement tendu jete

Rond de jamb par Terre

Grand battement jete во всех направлениях на 90 градусов в сочетании с pigues

Развитие устойчивости, развитие балетного шага.

Партерный экзерсис

  • упражнения для стопы и голеностопного сустава: вытягивание носочков вперед и на себя; круговые движения стопы; раскрывание стопы в I позиции.

  • упражнения для гибкости: «кошечка»; «свечка», «свечка» с переворотом назад; «мостик», «мостик» на одну руку.

  • растяжки: «лягушка» в положении сидя и лежа; полушпагаты в положении сидя и на одной ноге; продольный и поперечные шпагаты.

4.Актерское мастерство.

Сценическое движение. Чувство движения.

Теория: "Что такое сценическое движение"

Практика: Упражнения на развитие:

Чувства баланса - умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.

Чувства координации - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.

Чувства скорости - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение.

Чувства инерции - умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия.

Чувства напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа.

Упражнение: ЭНЕРГИЯ.

Будущим актёрам (а возможно, и всем, кто занимается современным танцем) очень важно для правильного ощущения тела, правильного исполнения движения найти образ, точное внутреннее видение и ощущение.

На примере руки детям предлагается понять и уяснить для себя, что значит напряжение. Максимально "зажимаем" мышцы руки от плеча до кончиков пальцев - рука тяжёлая ("бетонная", "железная" и т. д.); Далее - рука расслаблена. Это полное расслабление, как если бы мы не могли управлять ею сами. Она висит под тяжестью собственного веса, подчиняясь законам притяжения. Далее - свободная рука. Это, грубо говоря, нечто среднее между напряжением и расслаблением.

Объяснить это можно так: представьте себе, что в тёмную комнату с плотно зашторенными окнами в один-единственный проём, прореху проникает луч апрельского солнца. Он прозрачен, тёпел, в нём греются и плавают пылинки. Он не тяжёл, ведь правда? Он свеж, он как-то положителен и весел. Нет агрессии и нет равнодушия. Есть желание жизни и открытость ей. Представьте, что ваши руки - это и есть лучи апрельского солнца, проникающие в затемнённую комнату. А солнце должно быть у вас в груди. Вот этот свет и эту светлость я и называю свободой, а та энергия, которую вы почувствуете и попробуете провести через руки, пальцы и есть та самая ЭНЕРГИЯ, которая нам нужна.

Понятие ЕДИНАЯ ПЛОСКОСТЬ.

Собственно, понятие это очень простое. Нужно лишь вдуматься в это словосочетание и всё станет ясно. К примеру, наклоняем корпус вправо, сохраняя единую плоскость. Это значит, что плечо, голова и т. д. не должны выходить вперёд или назад; так, если бы мы клали набок шкаф, форма бы его не "изгибалась" (как если бы мы проделали то же самое с листком бумаги), а сохранялась. То же должно происходить с нашим телом. При этом могут быть задействованы руки или ноги - не важно: единая плоскость должна быть сохранена.

Искусство невербальной коммуникации. Основные группы жестов и поз человека.

Поза в хореографическом искусстве.

Практическое задание: учебный этюд «Лепим скульптуру».

Образ. Искусство перевоплощения.

Практические занятия: учебный этюд «День рождения», «Образ в сказке».

5. Проектная деятельность.

Подготовка учащимися презентации на тему: «История танцевального искусства».

Рекомендации по подготовке презентации.

Титульный лист должен содержать указание темы.

Указать цели и задачи проекта.

Художественная композиция презентации:

- насыщенность слайда не более 1/3 площади экрана;

- смысловой акцент должен быть смещен ниже и правее;

- соответствие цветовой палитры относительно видимости предметов;

- изображение должно быть контрастно по отношению к фону;

- учитывать яркость цветов по отношению к фону.

Логика восприятия. Соответствие форм объектов устойчивым и естественным зрительным ассоциациям.

Расположение информации сверху вниз.

Использовать не более 3-х вариантов шрифтов.

Размер шрифта: 20 - для текста; 36 - для заголовка.

Длина строки не более 36 знаков.

Расстояние между строками внутри абзаца - 1,5; между абзацами - 2.

6. Постановочная работа

Постановка танцев.

Репетиции.

Концертная деятельность.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

теория

практика

всего

I

Организационное занятие

3

-

3

II

Основы джаз-модерн танца

6

45

51

III

Основы классического танца

5

40

45

IV

Актерское мастерство

10

26

36

V

Проектная деятельность

16

23

39

VI

Постановочная работа

6

36

42

46

170

216








Содержание программного материала (2 год обучения).

Организационное занятие.

Правила поведения в учреждении и на занятии.

Повторение пройденного материала.

Инструктаж по технике безопасности.

Основы джаз-модерн танца

Разогрев.

    • упражнения для стопы: релевэ; перекат с одной ноги на другую.

  • шаги: шаг с приставкой из I во II-ю параллельную позицию; шаг крестом.

  • упражнения для рук: круговые; локомотор.

  • упражнения для ног: подъем на 450 вперед; плие в II аут позиции; полушпагат с наклоном торса вперед.

Изоляция:

  • голова: крест; квадрат; круг, полукруг; sundari (крест, квадрат).

  • плечи: крест; квадрат; круг; полукруг.

  • грудная клетка: подъем вверх; квадрат; полукруги.

  • пелвис: крест; квадрат; полукруги; круг; hip lift.

  • различные вариации основных позиций и положений (А-Б-В) положение jazz hand

  • ноги: catch step; prance; kick.

Координация 3-х центров

  • свинговое раскачивание головой и пелвисом вперед-назад;

  • то же оппозиционно: голова начинает движение назад, пелвис вперед;

  • параллельные движения головой и пелвисом из стороны в сторону (то же оппозиционно);

  • полукруги головой и пелвисом (то же оппозиционно);

  • головой вперед-назад, плечи исполняют полукруг спереди - назад и сзади - вперед (то же оппозиционно);

  • голова исполняет наклоны вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону;

  • голова исполняет sundari вперед-назад, плечи двигаются вверх-вниз;

  • голова исполняет крест, в параллель движение пелвисом (аналогично круг, квадрат);

  • крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением ног.

Упражнение для позвоночника

  • наклоны торса: flat back; deep body bend.

  • «волны».

  • Contraction.

  • release.

Кросс. Передвижение в пространстве

  • прыжки: jump; leap; hop; из I аут по II аут позицию ног, и с разворотом на 1800.

  • вращения: на двух ногах; на одной ноге; шенэ.

Уровни: стоя; на четвереньках; на коленях; сидя; лежа (на спине, на боку, на животе)

Основы классического танца.

Классический экзерсис у станка.

- grand plie end relieve на пальцы во всех позициях

- Battement tendu

- Battement tendu jete

- Rond de jamb par Terre

- Relieve lent крестом на 90 градусов

- Battement frappe (поза на стопе)

- Battement developed крестом на 90 градусов

- Battement fondue на 25 градусов. На всей стопе и на полупальцах.

Основные элементы классического танца.

Развитие устойчивости, развитие балетного шага.

Изучение и усвоение движений на полупальцах.

Прыжки по позициям.

Партерный экзерсис.

упражнения для стопы и голеностопного сустава;

упражнения для развития гибкости; растяжки.

Актерское мастерство

Группы невербальных выражений.

Ритмические жесты. Эмоциональные. Указательные. Изобразительные. Символические (приложение).

Жестикуляция рук и пластика тела.

1. УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу.

Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров

2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.

3. ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

4. ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

5. КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка - это ваша кисть руки).

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части).

6. СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

Собираешь велосипед по частям.

Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину.

Собираешь по частям самолет.

Собираешь по частям вертолет.

Делаешь из досок лодку с веслами.

Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает).

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

7. ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все члены группы получают задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:

  • Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

  • Кошку

  • Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

  • Слона

  • Жирафа

  • Задача всей группы - угадать животное.

8. ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Нужно сделать следующее:

  1. ·Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

  2. ·Ощупать ее руками

  3. ·Взять и переставить на другое место

  4. ·Подразнить попугая

  5. ·Найти дверцу и открыть ее

  6. ·Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

  7. ·Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

  8. ·Одернуть руку

  9. ·Закрыть побыстрее клетку

  10. ·Помахать угрожающе пальцем

  11. ·Переставить клетку в другое место.

Мимика лица.

Теория: Мимика. Пантомимика (кинесика). Проксимика. Визуальный контакт - визуалика (приложение).

Практика:

1. РАЗМИНКА ЛИЦА

Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

2. ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Итак, пусть каждый учащийся принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера - смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого ребенка может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу.

3. ДЕСЯТЬ МАСОК

1. Страх

2. Злость

3. Любовь (влюбленность)

4. Радость

5. Смирение

6. Раскаяние, угрызение совести

7. Плач

8. Стеснение, смущение

9. Раздумье, размышление

10. Презрение

11. Равнодушие

12. Боль

13. Сонливость

14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Пантомима.

Искусство пантомимы восходит к глубокой древности. Из истории театра мы знаем о мастерстве греков и римлян в этой области, о мимах средневековья, о бродячих труппах времен Шекспира, о русских скоморохах, об итальянской комедии Дель-арте.

Пантомима - это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств. Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста играют огромную роль в хореографических постановках. Жест в танце - жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпоритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены. Если композиция танца и каждая его комбинация строятся на основе закона драматургии, то и каждый выразительный жест должен иметь свое начало, развитие и конец. Язык жеста - пластическая речь человека.

Упражнение 1 - «Войди в круг».

Упражнение 2 - «Изобрази пословицу».

Упражнение 3 - «Сделай подарок».

Упражнение 4 - «Чувства, с которым я пришел на задания».

Игра-задание «Дружеский шарж».

Изобрази:

- вдеть нитку в иголку;

- пришить пуговицу;

- подбросить и поймать мяч;

- наколоть дров;

- обстругать доску;

- заточить карандаш;

- остричь ногти;

- перенести предмет с одного места на другое;

- развернуть и сложить газету;

- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;

- плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили;

- брать в руки поочередно очень холодный, теплый, горячий предмет;

- понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт;

- разрезать арбуз и съесть кусок.

Композиция и постановка танца

Темы: Драматургия танца. Рисунок танца. Текст танца (приложение)

Проектная деятельность

  • Подготовка учащимися презентаций на тему: «Современная хореография»

  • Выбор проекта и его уяснение:

проведение работы по подбору музыки;

выбор проблемы и темы, которая будет отражена в танце;

определение целей и задач;

определение драматургии танца.

  • Планирование предстоящей работы.

Составляется план работы с определением сроков исполнения и ответственных.

Постановочная работа

Постановка танцев.

Репетиции.

Концертная деятельность










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения


№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Всего

I

Организационное занятие

3

3

3

II

Основы джаз-модерн танца

6

36

42

III

Основы классического танца

6

39

45

IV

Актерское мастерство

9

24

33

V

Проектная деятельность

9

24

33

VI

Постановочная работа

9

51

60

216

Итого: 216 часов









Содержание программного материала (3 год обучения).

I. Организационное занятие.

II. Основы джаз-модерн танца.

Разогрев.

  • шаги: шаг с приставкой из I во II параллельную позицию ног и с хлопком; шаги крестом.

  • упражнения руками круговые, подбивка с разворотом на 1800;

  • упражнения плечами: в комбинации с шагами; круговые упражнения плечами.

  • упражнения для ног: вперед по диагонали; в сторону с поворотом на 3600.

  • полушпагаты: с наклоном вперед; с наклоном в сторону.

Изоляция.

  • голова: крест; квадрат; круг; sundari - крест; квадрат; полукруг.

  • плечи: крест; квадрат; круг; «восьмерка».

  • грудная клетка: крест; квадрат; полукруги.

  • пелвис: крест; квадрат; полукруги, полукруг одним бедром; круги; «восьмерка».

  • руки: различные вариации основных позиций и положений рук.

  • ноги: catch step; prance; kick; lay out.

Координация 3-х центров:

  • голова - наклоны вперед - назад, одновременно двигаются плечи вверх-вниз, пелвис вправо-влево;

  • грудная клетка двигается вперед - назад, руки jerk-position в оппозицию назад - вперед и одновременно battemnt tendu правой ногой в сторону;

  • руки во II позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис вперед - назад, голова - наклоны вправо-влево;

  • приставные шаги - по 4 вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-II позиция одновременно на каждый счет наклоны головой вперед и назад;

  • thrust пелвисом вправо-влево, руки по II позиции и правым предплечьем на каждый счет к себе, одновременно левая рука движется по схеме: А-Б-В-II позиция;

  • шаги по схеме: 2 приставных шага вправо, 2 влево, 2 вперед, 2 назад. Одновременно thrust пелвисом вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-II позиция.

Упражнения для позвоночника.

  • наклоны торса: flat back; deep body bend; side stretch.

  • твист торса: curve; arich; roll down u roll up.

  • «волны»;

  • «спирали»;

  • contraction;

  • release;

  • high release.

Кросс. Передвижение в пространстве.

  • шаги: flat step; catch step; шаг «ча-ча-ча»; латин урок; шаги в модерн-джаз манере; шаги в рок - манере.

  • прыжки: jimp; leap; hop; с 2-х ног на 1.

  • вращения: corkscrew; four chaine; повороты на одной ноге; повороты по кругу; повороты на различных уровня.

Уровни:

  • стоя: верхний (на полупальцах); средний (на всей стопе); нижний (колени согнуты).

  • на четвереньках: опора на руках и коленях; 1 или 2 ноги вытянуты назад при опоре на руки; 1 нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

  • на коленях: стоя на 2-х коленях; стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении.

  • сидя: I позиция; II позиция; IV позиция или «svestic»; V позиция; колени согнуты и соединены; джазовый шпагат; сидя на одном бедре.

  • лежа (на спине, на боку, на животе).

III Основы классического танца

Экзерсис:

- grand plie end relieve на пальцы во всех позициях

- Battement tendu

- Battement tendu jete

- Rond de jamb par Terre

- Relieve lent крестом на 90 градусов

- Battement frappe (поза на стопе)

- Battement developed крестом на 90 градусов

- Battement fondue на 25 градусов. На всей стопе и на полупальцах.

Exercice на середине зала:

- маленькое adagio ( Port de bras в различных комбинациях и позах);

- Battement tendu et tentu jete с поворотом корпуса на 45, 90 градусов;

Прыжки по позициям.

IV. Актерское мастерство.

Создаем характеры.

а) пешеходов: старушку с собачкой на поводке, миллионера, которому жмут ботинки, прохожего с больным зубом, человека, по неосторожности пнувшего коробку, в которой лежал кирпич, маму с «кучей» разбегающихся детей.

б) ситуации из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зуб, хозяйка чистит рыбу, шофер чинит автомобиль.

в) объекты (походку, голос, манеру поведения): разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, говорящий попугай, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, страус, ночная сова, красавец-павлин.

V. Проектная деятельность

  • Осуществление проекта.

Работа над постановкой танца (работа над эскизом и изготовлением костюмов, подбор движений и комбинаций, составление рисунка танца, работа над выразительностью и синхронностью, репетиции в классе и на сцене).

Показ танцевальных номеров широкому зрителю.

  • Обсуждение законченного дела.

  • Презентации на тему: «Защита проектной работы»

VI. Постановочная работа

Постановка танцев.

Репетиции.

Организация социально-значимой деятельности. Концертная деятельность. Показ проектных номеров в различных учреждениях поселка.


Методическое обеспечение

Общая методика работы по программе

Обучение по программе идет по разделам:

Основы джаз-модерн танца. Знакомство, приобретение опыта, накопление практических навыков и умений жанра джаз - модерн танца.

Основы классического танца.

- развитие выразительности движений и музыкальности;

- привитие художественного вкуса и строгой манеры исполнения движений.

Актерское мастерство танцора

Дети учатся фантазировать, придумывать новые образы, целенаправленно идти к реализации задуманного через решение проблем, видения перспектив и целостности задуманного. Развивается уверенность и психологическая готовность к выступлениям. Приобретается навык - сценически правильно отображать заданные эмоции и чувства.

Занятия по темам «Невербальные средства общения» способствуют формированию коммуникативных компетенций, через приобретение учащимися теоретических знаний, о роли мимики, пантомимики, жестов в передаче информации. Проявление в этих элементах характера, темперамента, ощущения своего статуса, отношения человека к другим людям.

Постановочная деятельность - постановка современных танцев на основе пройденного материала и показ их на различных мероприятиях и концертах ДЮЦ, поселка.

В ходе данной деятельности создаются условия для духовного развития личности, раскрытия способностей, творческого и художественного потенциала учащихся. Происходит наработка опыта выступлений на сцене.

На третьем году обучения основное внимание уделяется технологии проектного обучения.

Технология проектного обучения в современном понимании является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих, при реализации их в определенной последовательности, стимулировать интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, обеспечивать получение конкретного результата в виде социального, культурного или материального продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентации, отношений. Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, коммуникативных методов, творческих по самой своей сути (по В.В. Гузееву, Е.С. Полат).

Фактически проект - это способ мысленного представления желаемого результата и действий по его достижению. Поэтому всякий проект предполагает определение замысла или постановку целей, которые задают видение будущего результата, определение конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей (задачи), ресурсов для их реализации, а также сроков достижения промежуточных и конечных результатов (этапы проекта). Поскольку проект - это по преимуществу коллективное действие, то он предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми его участниками. Все это можно отнести к этапу планирования. В литературе также можно встретить разделение этого этапа на два: постановка целей и задач и планирование их реализации. Третий этап - реализация проекта, четвертый - подведение итогов и презентация, пятый - оценка (рефлексия осуществленной деятельности, ее сильные и слабые стороны).

В литературе выделяются следующие учебные задачи проектной деятельности учащихся:

  • Предоставить возможность свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.

  • Научить планировать и реализовать работу.

  • Научить самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.

  • Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.

  • Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.

  • Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.

  • Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.

  • Научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Как видно из приведенного списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

Для реализации программы необходимы следующие методические материалы:

Разработки лекций

«Композиция и постановка танца»

«Невербальные средства общения»

"Актерское мастерство"

Разработки практических занятий по темам

Выразительность человеческого тела.

Поза в хореографическом искусстве.

Пантомима и жест.

Техника внутренняя и внешняя.

Образ. Искусство перевоплощения.

Создаем характеры.

Пластика. Темпо - ритм.

Чувства.

Невербальные средства общения «Язык тела», «Язык жеста».

Развитие пантомимы.

Разработки презентаций по темам

«История танцевального искусства»

«Современная хореография»

«Защита проектной работы»

Подборка музыкального материала

Для проведения разминки.

Для проведения занятий по классическому танцу.

Для проведения занятий по танцу джаз - модерн.

Для проведения занятий по актерскому мастерству.

Для постановки танцев.

На релаксацию.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Наличие учебного класса.

Оборудование класса: станки, зеркала, раздевалка для детей, комната для преподавателей.

Техническое оснащение: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамера, мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук.

Оформление концертных номеров:

изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;

бутафория;

оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

Фиксирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке.

Музыкальное оформление номеров:

аранжировка музыкального материала;

накопление музыкального материала.

Финансово - экономическое обоснование программы

Источниками финансирования могут быть:

- бюджет ДЮЦ;

  • внебюджетные средства, привлечение спонсоров;

  • добровольные пожертвования других физических и юридических лиц.

Использование инфраструктуры поселка

В ходе обучения необходимо организовать показ танцевальных номеров и проектных работ в различных учреждениях поселка. За основу здесь можно взять заказы социальных учреждений и служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми из приюта и интерната, ветеранами, а также другими социальными структурами: школами, д/с, Домом культуры и др.

Организация такой деятельности способствует приобретению детьми социального опыта - уметь общаться, уметь сопереживать и сорадоваться, уметь помогать, уметь жить в обществе и для общества.









Список литературы

Литература для учащихся:

Аркина Н.Е / Анна Павлова/ М.: Знание, 1991г.

Барышникова, Т.К. /Азбука хореографии / - М. : Айрис-Пресс : Рольф, 1999.

Боброва В.Г. /Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

Васильева Т.К. /Секрет танца/ С-П.: ТОО Динамит, ООО Золотой век, 1997г.

Дункан А. /Моя жизнь. Танец будущего/ М.: 1998г.

Зозулина Н./Алла Осипенко/ М.: Искусство, 1987г.

Константинова М. /Екатерина Максимова/ М.: Искусство, 1998г.

Лиепа М./ Вчера и сегодня в балете/ М.: Молодая гвардия, 1996г.

Львов - Анохин Б. / Галина Уланова/ М.: Искусство 1994г.

Львов - Анохин Б./Сергей Корень/ М.: Искусство, 1988г.

Пасютинская В. /Волшебный мир танца/ М.: Просвещение, 1985г.

Энтелис Л.А. /100 балетных либретто / С-П.: Музыка, 1999г.

Литература для педагога:

Обязательная литература:

Боброва Г./ Искусство грации/ С-П.: Детская литература, 1986г.

Богомолова Л.В. /Основы танцевальной культуры/ М.: Новая школа, 1993г.

Ерохина О. В. /Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн]/ - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 223 с. :

Зуева Е.И /Волшебная сила растяжки/ М.: Советский спорт, 1999г.

Кастравицкая В., Писарев А. /Школа классического танца/ С-П: Искусство, 1996г.

Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / - М. : ГИТИС, 2000.

Никитин, В.Ю. /Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всерос. Центр худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002.

Чефранова Н. /О внутренней технике артиста балета/ - М.: Знание, 1991г.

Шереметьевская Н. /Танец на эстраде/ М.: Молодежная эстрада, 2001г.

Шереметьевская Н. /Танцуйте с нами. Описание эстрадных танцев./ - М.: Молодая гвардия, 2001г.

Шоу Б./Спортивная йога/ - М.: ООО Эксмо, 2003г.

Дополнительная литература:

Аркина Н.Е. /Языком танца/ - М.: Знание, 1985г.

Зимняя И.А. /Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / Высшее образование. 2006г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. /Учим детей общению/ - Яр.: Академия развития, 2001г.

Константиновский В. /Учить прекрасному/ - М.: Молодая гвардия, 1993г.

Лебедев О.Е. /Компетентностный подход в образовании/ - Школьные технологии. - 2004.

Сухотин А.С. / Ритм и алгоритм/ М.: Знание, 2003г.

Шкурко Т.А. /Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе/ - Р.Д.: Университет 2002г.

Шкурко Т.А. /Танец на языке вдохновения/ - Р.Д.: Университет, 2000г.

Ягодинский В./ Ритм! Ритм! Ритм!/ - М.: Знание, 1998г.


Список используемой литературы при составлении программы.


  1. Аркина Н.Е. /Языком танца/ - М.: Знание, 1985г.

  2. Башмакова Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXII веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ // Высшее образование сегодня. - 2007.

  3. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Диалог культур, 2007.

  4. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Становление и сущность системного подхода.// М., Наука, 1973.

  5. Боярский Е.А., Коломиец СМ. Компетенции: от дифференциации к интеграции // Высшее образование сегодня. - 2007.

  6. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей : [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003:

  7. Зимняя И.А. /Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / Высшее образование. 2006г.

  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003.

  9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования // Высшее образование. 2006г.

  10. Кастравицкая В., Писарев А. Школа классического танца// С-П: Искусство, 1996г.

  11. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению// Яр.: Академия развития, 2001г.

  12. Лебедев О.Е. /Компетентностный подход в образовании/ - Школьные технологии. - 2004.

  13. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей : Сб. нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М. : ВЛАДОС, 1999.

  14. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.] ; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Academia, 2004.

  15. Сухотин А.С. / Ритм и алгоритм/ М.: Знание, 2003г.

  16. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.

  17. Шкурко Т.А. /Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе/ - Р.Д.: Университет 2002г.

  18. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе// Р.Д.: Университет 2002г.

  19. Шкурко Т.А. Танец на языке вдохновения// Р.Д.: Университет, 2000г.

  20. Пасютинская В. /Волшебный мир танца/ М.: Просвещение, 1985г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация проводится в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Танец на языке вдохновения».

Итоговая аттестация учащихся включает в себя:

  1. Презентация проектной работы - танца.

  2. Показ танцевальной проектной работы.

Необходимые материалы и оборудование:

Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, костюмы к танцу.

Порядок проведения:

Проводится по расписанию занятий данной группы. В группе 9 человек.

По времени занимает 45 минут:

5 минут - информирование участников об условиях и правилах проведения итоговой аттестации;

25 минут - презентация проектных работ;

15 минут - показ проектных танцев.

Обработка результатов:

Презентация проектных работ оценивается по критериям

За каждый критерий выставляется от 1 до 10 баллов. Полученные по каждому критерию баллы суммируются.

При этом если учащийся получил:

до 30 баллов - это низкий уровень выполнения проектной работы;

31-70 - средний уровень;

71 -100 - высокий уровень.

Результаты итоговой аттестации заносятся в протокол.


Проектная работа оформляется в печатном и электроном виде.

Структура оформления печатных работ.


  • Титульный лист.

  • Содержание.

  • Введение.

  • Основная часть работы.

  • Заключение.

Текст проектной работы набирается на компьютере, на одной стороне стандартного листа бумаги А4. Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм. Абзац должен иметь отступ первой строки, равный пяти знакам.

Текст печатается через 1,5 интервала, размер шрифта - 14, символы - Times New Roman, выравнивание по ширине.

Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы. Название структурной части выравнивается по центру, шрифт - 14, все прописные, междустрочный интервал - одинарный.

Страницы нумеруются вверху, справа, в нарастающем порядке. На титульном листе номер страницы не проставляется.

Структура оформления презентации (не более 15 слайдов).


  • титульный лист (тема работы; имя, фамилия автора; имя, фамилия руководителя);

  • описание целей и задач проекта;

  • проблема;

  • этапы работы над проектом;

  • основные результаты;

  • список литературы.

Критерии оценивания презентации проектных работ учащихся

Ф.И.обучающегося_________________________________________________

Возраст:___________________________________________________________

Характеристика критерия

Баллы

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

1 - 10

  1. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

1 - 10

  1. практическое использование предметных знаний, умений и навыков;

1 - 10

  1. количество новой информации использованной для выполнения работы;

1 - 10

  1. степень осмысления использованной информации;

1 - 10

  1. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

1 - 10

  1. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

1 - 10

  1. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

1 - 10

  1. владение рефлексией; Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

1 - 10

  1. социальное и прикладное значение полученных результатов.

1 - 10

ИТОГО

Приложение 2

Критерии сформированности метапредметных результатов


Предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектной деятельности, а также степень сформированности метапредметных результатов.

Критерии.

Характеристика критерия

баллы

Проектные умения

Аргументированность

Обоснованность проекта в настоящее время.

1-10

Реалистичность

Признание выполненного проекта для теоретического и (или) практического применения.

1-10

Оригинальность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности.

1-10

Самостоятельность

Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися.

1-10

Исследовательские умения

Системность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении проекта.

1-10

Анализ информации

Комплексное использование имеющихся знаний и источников по данной тематике.

1-10

Информационные навыки

Умение работать с информацией

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы.

1-10

Умение презентовать проект

Презентабельность (публичное представление)

Показ проектного танца.

Наглядное представление хода работы над проектным танцем и его результатов.

1-10

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта.

1-10

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

1-10

до 40 баллов Низкий уровень

41-70 Средний уровень

71 -100 Высокий уровень









Приложение 3

Методика для изучения сформированности

личностных качеств учащегося

Ход проведения

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка результатов.

Среднюю оценку социального общения учащиеся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка лидерства высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности - с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень развития личностных качеств; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития личностных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень сформированности личностных качеств.










© 2010-2022