• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Основы электротехники по профессии Мастер по обработке цифровой информации, срок обучения 2 года 10 мес

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Основы электротехники по профессии Мастер по обработке цифровой информации, срок обучения 2 года 10 мес

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОГЛАСОВАНО

Методическая комиссия

протокол №____ от «___»____________ 20__г.

Председатель МК__________В.А.Гущина

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР НПУИИ

___________________ Н.В..Ванеева

«___»______________ 20__г.




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

(Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта)






Организация разработчик:

ГБОУ НПО «Нижегородское ПУИИ»

Разработчики:

Демченко И.Н., мастер п/о,

преподаватель

Специальность:

Мастер по обработке цифровой

информации

Срок обучения:

2 года 10 месяцев

Количество часов:

максимальное - 54 ч.

обязательное - 36 ч.

(лабораторно-практические работы - 6 ч.)

самостоятельная работа - 18 ч.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП. 00 Общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • эксплуатировать электроизмерительные приборы;

  • контролировать качество выполняемых работ;

  • производить контроль различных параметров электрических приборов;

  • работать с технической документацией;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные законы электротехники: электрическое поле, электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока;

  • расчет электрических цепей постоянного тока;

  • магнитное поле, магнитные цепи;

  • электромагнитная индукция, электрические цепи переменного тока;

  • основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока;

  • общие сведения об электросвязи и радиосвязи;

  • основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

    • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

    • самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы электротехники

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические работы

6

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговый контроль знаний в форме дифференцированного зачета

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

Раздел 1 реализуется через:

  • теоретические занятия объемом 19 часов, в том числе 4 практических работ;

  • самостоятельной внеаудиторной работы 9 часов.

19

Тема 1. Введение

2

Содержание учебного материала


1.

Электротехника: понятие, цель изучения, содержание, межпредметные связи

1

2.

История развития электротехники

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 2. Электрические цепи постоянного тока

5

Содержание учебного материала


3

Электрической цепи: понятия о электрическом токе, напряжении.

1

4.

Элементы, схемы электрических цепей и их классификация

1

5.

ПР№1. «Электрические измерительные приборы»

1

6.

ПР№2. «Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приемников электрической энергии»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 3. Магнитные цепи

4

Содержание учебного материала


7.

Магнитное поле: понятия и величины.

1

8

Магнитные свойства и характеристики веществ.


9.

Магнитные цепи: классификация, элементы, характеристика, законы

1

10.

ПР№3. «Магнитные цепи на постоянном токе»

1

11.

ПР№4. «Магнитные цепи на переменном токе»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 4. Электромагнитная индукция

2

Содержание учебного материала


12.

Электромагнитная индукция: явление, закон, правило Ленца

1

13.

Электродвижущая сила самоиндукции, взаимоиндукции и индуктивность катушки.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 5. Электрические цепи переменного тока

6

Содержание учебного материала


14.

Переменный ток: понятие, получение, единицы измерения, характеристики.

1

15.

Схемы замещения реальных элементов.

1

16

Синусоидальный ток в RL - цепях


17

Синусоидальный ток в RC - цепях


18.

Трехфазные электрические цепи: мощность, способ соединения.

1

19.

Техника безопасности при эксплуатации трехфазных цепей

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Раздел 2. Электрические устройства

Раздел 2 реализуется через:

  • теоретические занятия объемом 12 часов, в том числе 2 практических работ;

  • самостоятельной внеаудиторной работы - 7 часа.

12

Тема 6. Электроизмерительные приборы

4

Содержание учебного материала


20.

Общие сведения об электрических устройствах

1

21.

Виды и методы электрических измерений, погрешности измерений

1

22.

Классификация и характеристики электроизмерительных приборов

1

23.

ПР№5. «Изучение электронной измерительной аппаратуры»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 7. Трансформаторы

1

Содержание учебного материала


24.

Трансформаторы: типы, назначение, КПД, потери, характеристики

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 8. Электрические машины

5

Содержание учебного материала


25.

Электрические машины: назначения, классификация, конструкция

1

26.

Генераторы постоянного тока: виды, назначение, принцип действия, характеристики

1

27.

Электрические двигатели: классификация, устройство, принцип действия, эксплуатация, КПД

1

28.

ПР№6. «Двигатель постоянного тока»

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 9. Электрические приборы и устройства

2

Содержание учебного материала


29.

Полупроводники: основные понятия, типы электропроводности

1

30.

Индикаторные приборы. Электролучевая трубка, жидкокристаллический индикатор

1

Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии

Раздел 3 реализуется через:

  • теоретические занятия объемом 2 часов;

  • самостоятельной внеаудиторной работы 2 часа.

5

Тема 10. Электрические станции, сети и электроснабжения

2

Содержание учебного материала


31.

Электрические станции: типы, назначение, выработка электроэнергии

1

32.

Электрические сети, распределение электрической энергии

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 11. Электрическое освещение и источники света

1

Содержание учебного материала


33.

Электрические источники света: типы, конструкция.

1

34

Требование к освещению рабочей поверхности


Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 12. Перспективы развития электротехники

2

Содержание учебного материала


35.

Производство электроэнергии с использованием энергии Солнца, ветра

1

36.

Контрольная работа

1

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется на базе учебного кабинета физики для преподавания теоретической части учебной дисциплины

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя,

учебники и учебные пособия по предмету;

технические средства обучения: компьютер мультимедийное оборудование;

3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бутырин П.А. Толчеев О.В. Шакирзянов Ф.Н. «Электротехника»: М, Издательский центр «Академия», 2011, Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Прошин В.М. «Лабораторно-практические работы по электротехнике», М, Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.

  3. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

  1. Прошин В.М. «Электротехника», М, Издательский центр «Академия»,2012, Серия: Начальное профессиональное образование.

3.3 Учебно-методическое обеспечение

Плакаты:

  1. Соединение проводников.

  2. Закон Джоуля - Ленца.

  3. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

  4. Сопротивление. Закон Ома для полной цепи.

  5. Электрический ток. Сила тока.

  6. Электромагнитное поле.

  7. Электромагнитная индукция.

  8. Индуктивность. Самоиндукция.

  9. ЭДС индукции в движущемся проводнике.

Презентации по темам: Электрические цепи постоянного тока, Магнитные цепи, Электроизмерительные приборы, Трансформаторы.

3.4. INTERNET-РЕСУРСЫ.

  • ktf.krk.ru/courses/foet/ (Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)

  • college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory.html (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)

  • elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)

  • ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").

  • - toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).

  • eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).

  • edu.ru.

  • experiment.edu.ru.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

Основные законы электротехники: электрическое поле, электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока.

фронтальный опрос, тестирование, лабораторно-практические работы, дифференцированный зачет

Магнитное поле, магнитные цепи.

Электромагнитная индукция, электрические цепи переменного тока.

фронтальный опрос, тестирование, лабораторно-практические работы, дифференцированный зачет

Расчет электрических цепей постоянного тока.

Основные сведения о синусоидальном электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока.

фронтальный опрос, тестирование, лабораторно-практические работы, дифференцированный зачет

Общие сведения об электросвязи и радиосвязи.

Основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты.

фронтальный опрос, тестирование, лабораторно-практические работы, дифференцированный зачет

Умения:

Эксплуатировать электроизмерительные приборы.

Контролировать качество выполняемых работ.

фронтальный опрос, лабораторно-практические работы

Производить контроль различных параметров электрических приборов.

Работать с технической документацией.

фронтальный опрос, лабораторно-практические работы

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ

Наименование

разделов и тем

Перечень

самостоятельных работ

Кол-во часов

Формы

контроля

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

9

Тема 1. История развития электротехники

  • Записать в хронологическом порядке этапы развития электротехники (данные записать в виде таблицы) учебник П.А. Бутырин и др. «Электротехника», стр. 3-6

1

Самоотчет

Тема 2. Электрические цепи постоянного тока

  • Составить схему электрической цепи из предложенных элементов

  • Изучить и законспектировать § 1.3. стр.13-16 «Элементы электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа»

2

Самоотчет

Тема 3. Магнитные цепи

  • Изучить и законспектировать 2.5. стр.32-35 «Основные законы магнитной цепи. Расчет простейших магнитных цепей»

  • Ответить на контрольные вопросы на стр. 35

2

Самоотчет

Тема 4. Электромагнитная индукция

  • Ответить на контрольные вопросы на стр. 39

1

Самоотчет

Тема 5. Электрические цепи переменного тока

  • Проанализировать энергетические процессы в цепи с последовательным соединением элементов R, L, C (выводы записать в тетради).

  • Зарисовать схемы трехфазной электрической цепи, стр. 59-66 рис. 4.26.

3

Самоотчет

Раздел 2. Электрические устройства

7

Тема 6.

Электроизмерительные приборы

  • Изучить и законспектировать §5.6. стр.76-82 «Электромеханические измерительные приборы»

  • Изучить и законспектировать §5.7. стр.82-83 «Аналоговые электронные приборы»

2

Самоотчет

Тема 7. Трансформаторы

  • Опишите устройство однофазного и трехфазного трансформаторов §6.1. стр. 97-99, §6.9. стр. 108-109.

1

Самоотчет

Тема 8. Электрические машины

  • Изучить и законспектировать §7.4. стр.121-125 «Двигатели постоянного тока»

  • Изучить и законспектировать §7.5. стр.125-137 «Асинхронные машины»

3

Самоотчет

Тема 9. Электрические приборы и устройства

  • Изучить и законспектировать §8.4. стр.156-159 «Биполярные транзисторы»

1

Самоотчет

Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии

2

Тема 10. Электрические станции, сети и электроснабжения

  • Ответить на контрольные вопросы на стр. 228

1

Самоотчет

Тема 11. Электрическое освещение и источники света

  • Заполнить таблицу "Преимущества и недостатки различного типа ламп" §12.3. «Типы источников ламп» стр. 242-247

1

Самоотчет


© 2010-2022